Глава 1. Восточные славяне. Образование государства. Киевская Русь
Пособие для абитуриентов
Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А.
ББК 63.3(2) Б82
Гл. 1—10 написаны И.С. Борисовым,
гл. 11—21 написаны А.А. Левандовским,
гл. написаны Ю.А. Щетиновым
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета
Б82
Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А.
Ключ к истории Отечества: Пособие для абитуриентов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. — 192 с.
ISBN 5-211-02682-9
В пособии проанализированы узловые моменты истории Отечества. Не ставя задачу охватить всю полноту фактического материала, авторы дают ключ к пониманию закономерностей исторического процесса, наиболее существенных особенностей каждого его этапа. В основу книги положен опыт многолетней исследовательской и преподавательской работы на историческом факультете МГУ.
Для поступающих в вузы.
4306020600-049 Б 077(02)-93
ББК 63.3(2)
ISBN 5-211-02682-9
© Издательство Московского университета, 1993 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Восточные славяне. Образование государства. Киевская Русь. 2
Глава 2. Распад империи Рюриковичей. Владимиро-Суздальская Русь. Новгородская боярская республика. Галицко-Волынское княжество. Батыево нашествие. Система монголо-татарского ига. 6
Глава 3. Возвышение Москвы. Дмитрий Донской. Распад Золотой Орды. Образование единого русского государства в эпоху Ивана III 8
Глава 4. Россия в XVI столетии. Оборона южной границы. Борьба с Польшей и Литвой. Правление Ивана Грозного. Конец династии Рюриковичей. 10
Глава 5. Смутное время. Борис Годунов. Лжедмитрий I. Интервенция. Народное ополчение. 12
Глава 6. Правление первых Романовых. Сословно-представительная монархия. Война с Польшей за Украину и Белоруссию. Финансовые затруднения государства. 14
Глава 7. Царь-реформатор Петр I. Северная война. Армия и флот. Развитие промышленности. Восточная политика 16
Глава 8. Эпоха дворцовых переворотов. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в. Развитие экономики. 18
Глава 9. Культура Древней Руси. Христианство. Православное монашество. Архитектура. Живопись. Литература 20
Глава 10. Русская культура XVIII в. Личность и общество. Мир дворянской усадьбы. Искусство и литература. Просвещение. 23
Глава 11. Становление рынка и развитие товарно-денежных отношений в России в конце XVIII — начале XIX в. Положение в сельском хозяйстве и промышленности. 25
Глава 12. Попытки аграрных преобразований. Реформы в сфере политического управления. Движение декабристов. Духовные искания русского общества в 1830-х годах. Западники и славянофилы.. 27
Глава 13. Войны России с наполеоновской Францией в 1805-1807 гг. Отечественная война 1812 г. Европейская политика России в 1820-1840-х годах. Восточный вопрос и Крымская война. 30
Глава 14. Подготовка отмены крепостного права. «Положения 19 февраля 1861 г.». Последствия крестьянской реформы. Земская, судебная и военная реформы.. 31
Глава 15. Общественное движение в конце 1850-х — начале 1860-х годов. Разночинная интеллигенция. Нигилизм. Идеология и практика революционного народничества. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова. 34
Глава 16. Правительственная реакция 1880 -1890-х годов. Общественное и рабочее движение. Распространение марксизма в России. 37
Глава 17. Внешняя политика России в 1860—1870-х годах. Сближение России с Францией. Присоединение Закавказья и Средней Азии. 39
Глава 18. Развитие капитализма в России в конце XIX в. Положение в сельском хозяйстве. Кризис промышленного производства в начале XX в. 42
Глава 19. Рабочее, революционное и общественное движение накануне революции. Внутренняя и внешняя политика самодержавия. Начало революции. Образование буржуазных партий. I и II Государственные думы.. 44
Глава 20. Внутренняя политика П.А. Столыпина. III Государственная дума. Борьба с революционным движением. Аграрная реформа. 47
Глава 21. Начало первой мировой войны. Внутриполитическое положение России. Военные действия на Восточном фронте. Буржуазная оппозиция и революционное движение. Февральская революция. 49
Глава 22. Революционный 1917-й: борьба альтернатив общественного развития. Приход к власти большевиков 52
Глава 23. Установление Советской власти в стране. Формирование новой государственно-политической системы. Экономическая политика большевиков. Брестский мир. 55
Глава 24. Начало гражданской войны и военной интервенции. Этапы боевых действий. Причины победы большевиков. 58
Глава 25. Переход к нэпу. Экономика, политика и культура в 20-е годы. Образование СССР.. 62
Глава 26. Рывок к социализму: индустриализация, коллективизация. Экономика, социальная структура и политическая система СССР в середине 30-х годов. 67
Глава 27. Международное положение СССР в 20 — 30-е годы. Советская дипломатия накануне войны 71
Глава 28. СССР в годы Великой Отечественной войны: боевые действия, советский тыл, внешняя политика 73
Глава 29. Последние годы сталинского правления. Апогей советского тоталитаризма. 77
Глава 30. СССР в 1953-1964 гг.: попытки реформирования «государственного социализма». 80
Глава 31. Нарастание кризисных явлений в экономике, общественно-политической и культурной жизни советского общества в 1965—1985 гг. 84
Глава 32. «Перестройка» и ее основные итоги. Распад СССР.. 87
Глава 33. Россия на переломе. 90
Глава 1. Восточные славяне. Образование государства. Киевская Русь
Появление славян как самостоятельного этноса, согласно археологическим материалам, произошло еще в первом тысячелетии до н.э. В античных источниках первых веков н.э. славяне известны под именем «антов» и «венедов». С VI в. н.э. в источниках появляется имя «славяне». Считается, что прародиной славян была Центральная и Восточная Европа, точнее, земли от Эльбы до Днепра. Отсюда славяне в первой половине первого тысячелетия н.э. расселились на юг — на Балканы (южные славяне), на восток — в верхнее и среднее течение Днепра, а также на север — в район озера Ильмень (восточные славяне). Часть славян, оставшаяся в Центральной Европе, получила название «западных». Известно, что в VI—IX вв. н.э. восточные славяне уже занимали земли, на которых позднее возникло государство Киевская Русь.
Восточные славяне консолидировались в древнерусскую народность, которая была тем общим стволом, от которого в XIV—XV вв. под влиянием различных исторических обстоятельств как бы ответвились три современные нации — великорусская, украинская и белорусская.
Возникновение древнерусского государства относится к IX в. н.э., когда племена восточных славян (поляне, древляне, вятичи, кривичи, ильменьские словене) по уровню своего социально-экономического развития вплотную подошли к тому рубежу, на котором создание государства становится возможным и необходимым. Условия возникновения государства, его форма определяются реальной исторической ситуацией, особенностями данного общества. Важным фактором, способствующим образованию государства и его укреплению, служит внешняя опасность. Для восточных славян этот фактор имел особенно существенное значение. На их земли постоянно накатывались с востока волны кочевых народов азиатских степей: скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы. На протяжении многих веков «Азия не перестает высылать хищные орды, которые хотят жить за счет оседлого народонаселения; ясно, что в истории последнего одним из главных явлений будет постоянная борьба со степными варварами», — писал известный русский историк С.М. Соловьев.
Переход от догосударственного, родового общества к государству шел медленно, постепенно. У восточных славян он происходил в VI—IX вв., когда сложились предпосылки для возникновения государства в социально-экономической (сильная знать) и политической (образование больших союзов племен) областях.
Начальный этап существования государства у многих народов связан с возвышением (в силу тех или иных обстоятельств) одного из знатных родов; впоследствии, утвердив свою власть на определенных землях, этот род превращается в правящую династию. Примерно то же самое произошло и на Руси. Под 862 г. древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» содержит рассказ о войне между различными славянскими родами на севере страны. Старейшины племен ильменских словен, кривичей, а также соседних финно-угорских племен чуди и веси пригласили на княжение в Новгород варяжского князя Рюрика. После смерти Рюрика в 879 г. власть перешла к его сородичу Олегу, который в 882 г., собрав большое войско, захватил Киев.
В Киеве издавна существовали собственные традиции восточнославянской государственности. Полагают, что примерно в VI—VII вв. здесь правил основатель города славянский князь Кий, однако в 882 г. в Киеве правили варяжские витязи Оскольд и Дир, с которыми Олег жестоко и коварно расправился.
Киев привлекал князя Олега прежде всего тем, что был расположен на знаменитом пути «из варяг в греки». Этот великий торговый путь раннего средневековья связывал Балтийское и Черное моря. Он проходил по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать. Далее легкие корабли волоком перетаскивали по особым дорогам от верхних притоков Ловати через водораздел до притоков Верхнего Днепра. Вдоль великого торгового пути возникли крупные города — Киев, Смоленск, Новгород. Он стал как бы стержнем древнерусского государства, его главной улицей. В то время реки вообще были наиболее удобными дорогами. Не случайно все древние города стоят по берегам рек, обычно на высоком мысу у впадения малой реки в большую.
В исторической традиции древнерусское государство IX — начала XII в. получило название Киевская Русь. Происхождение слова «Русь» загадочно. Согласно летописи, русь — название варяжского племени, из которого происходил Рюрик. Одни историки принимают это сообщение как достоверное, другие же считают его поздней легендой и предполагают, что так назывался большой союз славянских племен, сложившийся в середине первого тысячелетия н.э. в районе реки Рось, южнее Киева.
Понятие «Русь», «Русская земля» поначалу обозначало лишь киевские и соседние с ними южнорусские земли. Лишь позднее, в XII в., оно распространяется на всю территорию, занятую восточными славянами.
Первые правители Киевской Руси — Олег (882—912), Игорь (913—945), Ольга (945—964) — настойчиво расширяли свои владения, подчиняя себе племена древлян, северян, радимичей, кривичей, вятичей. Сперва зависимость этих племен проявляется лишь в выплате ежегодной дани. Но постепенно власть местных правителей сменялась властью присланных из Киева наместников. Оплотом государственной власти в покоренных землях были «погосты» — укрепленные городки, в которых находились военные гарнизоны и торговые дворы «гостей» (купцов).
Независимые славянские племена упорно сопротивлялись покорителям. В 945 г. восставшие древляне убили киевского князя Игоря. Однако Рюриковичи, опираясь на собственные дружины, а также на отряды наемников-варягов, неизменно добивались успеха.
Помимо укрепления государства и распространения своей власти внутри страны, у первых киевских Рюриковичей были еще две взаимосвязанные большие заботы: торговля с Византией и борьба со степными кочевниками — хазарами, печенегами, а с середины XI в. — половцами. Князья Олег и Игорь прославились дерзкими походами на Византию, целью которых был не только захват добычи, но и обеспечение беспрепятственной торговли русских купцов в Константинополе.
Сын Игоря и Ольги князь Святослав (964—972), выдающийся полководец, совершал походы на Дунайскую Болгарию и Византию, а также осуществил необычайно смелый рейд на северо-восток. Через леса и болота земли вятичей и финно-угорского племени меря он прошел к Верхней Волге, потом, спустившись на судах вниз по реке, разгромил находившееся в Нижнем Поволжье враждебное Руси государство — Хазарию.
С именем сына Святослава, киевского князя Владимира (980—1015), связано событие огромного исторического значения — принятие Русью христианства. Около 988 г. Владимир вместе со своей дружиной принял крещение и провозгласил христианскую религию государственной. За эту заслугу со временем церковь причислила его к святым и стала именовать «равноапостольным». Введение христианства приобщило Русь к великой культурной традиции Византии, а через нее, в известной мере, — к античной культуре. Владимир установил церковную иерархию и обеспечил ее материальным содержанием за счет особого налога — «десятины». Появилась как бы вторая, дополнительная структура власти, поддерживавшая первую — государственную. Христианство способствовало гуманизации древнерусского общества, оно осуждало рабство и призывало «возлюбить ближнего своего как самого себя».
Распространение христианства на Руси возмущало приверженцев старых, языческих верований. Языческие жрецы (волхвы) не раз поднимали народ на восстание против новой веры и ее служителей. Киевские князья беспощадно подавляли эти выступления (в 990 г. в Новгороде во время его крещения, в 1024 и 1071 гг. в Суздальской земле).
Князь Владимир имел и еще одну крупную историческую заслугу. Он организовал надежную систему обороны степных границ Руси от кочевников. Внезапности нападения, стремительности передвижения — главным преимуществам кочевников — он противопоставил не только многочисленность своих дружин, но и хорошо налаженную службу дальней разведки, оповещения и связи. Могучие витязи, богатыри, стерегущие степные рубежи Руси от «поганых» (т.е. кочевников-степняков), стали героями русских былин, возникновение которых относят именно к этому времени.
Наместниками Владимира Святого в различных русских землях были сыновья князя. Власть верховного правителя подкреплялась его отцовским авторитетом. Такая система управления, сохранявшаяся и в последующее время, действовала не без сложностей. Так, известно, что уже Ярослав Владимирович, будучи наместником в Новгороде, отказался подчиниться отцу; точку в их споре поставила внезапная смерть Владимира.
При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла вершины своего могущества. Ему подвластны были земли от Черного моря до Балтийского. Родства и дружбы с ним искали виднейшие государи Европы. Разгромив печенегов в 1036 г. под Киевом, Ярослав надолго обеспечил безопасность восточных и южных границ государства. Основанием города Юрьева (совр. Тарту) он утвердил свои позиции в Прибалтике. Большое значение для внутреннего устроения молодого государства имел свод законов «Русская правда», составление которого началось при Ярославе Мудром. На основании «Русской Правды», а также некоторых других источников историки делают вывод о том, что Киевская Русь была раннефеодальным государством.
Феодализм характеризуется прежде всего сочетанием крупной земельной собственности знати с мелким крестьянским землевладением. Крупное — вотчинное — землевладение формировалось на Руси в X—XI вв.
Для Киевской Руси была характерна многоукладность экономики. Здесь было широко распространено холопство — юридически оформленная личная зависимость одного человека от другого, обусловленная различными причинами, в частности — получением крупной денежной или иной помощи. Холопство имело многообразные формы. Наиболее тяжелые из них превращали свободного человека в раба. Однако в Древней Руси проблема выживания стояла так остро, что всегда находилось множество людей, для которых холопство было единственной альтернативой гибели.
Объединившись, люди имели больше шансов победить в тяжелой борьбе с природой и враждебным внешним миром. В эпоху Киевской Руси не только крестьяне, но и горожане объединялись в общины, которые назывались «миром». Община помогала своим членам в беде. Она же в лице ее выборных предводителей несла ответственность перед государством за порядок на своей территории, за своевременный сбор податей и исполнение других повинностей. Земля принадлежала не отдельным крестьянам, а всей общине в целом. Община как могла старалась уберечь свою землю от захвата представителями правящего класса. Человек, потерявший связь со своей общиной, назывался изгоем. Он мог выжить, только поступив на службу князю или продавшись в холопство.
«Общинная психология», преобладание коллектива над личностью стали характерной чертой миропонимания русского крестьянина, глубоко проникли в русское христианство.
Во времена Ярослава символом могущества Руси стали возведенные в Киеве, Новгороде и Полоцке огромные соборы во имя св. Софии. Как известно, Софии посвящен главный храм Византии. Повторяя это посвящение, Ярослав хотел выразить идею духовной самостоятельности Руси, подчеркнуть «равновеликость» Двух держав. Ту же идею утверждал ближайший соратник князя Киевский митрополит Илларион в своем известном произведении «Слово о законе и благодати».
При Ярославе на Руси были канонизированы первые святые. Ими стали братья князя Борис и Глеб, злодейски убитые по приказу их сводного брата киевского князя Святополка (1015—1019). Причислив Бориса и Глеба к святым, церковь тем самым выразила свое осуждение княжеских усобиц — страшного бедствия Древней Руси.
Старшие сыновья Ярослава — наследники его власти — Изяслав (ум. 1078 г.), Святослав (ум. 1076 г.) и Всеволод (ум. 1093 г.) не сумели сохранить единство русской земли. Опираясь на силы своих уделов, они часто враждовали друг с другом. Между тем на южных степных границах появился новый враг — кочевые племена половцев. В 1068 г. половцы разгромили объединенные силы Ярославичей в битве на р. Альте. Узнав о поражении, возмущенные киевляне подняли восстание против своего князя Изяслава. Обеспокоенные ростом социальных конфликтов, Ярославичи дополнили «Русскую правду» новыми статьями, предусматривающими суровую кару за преступления против власти и собственности.
Раздоры князей, частые половецкие набеги и волнения горожан заставили киевскую знать в начале XII в. призвать на княжение внука Ярослава Мудрого — властного и авторитетного князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113—1125). После восстании 1113 г. в Киеве, вызванного произволом ростовщиков, он установил твердые нормы ссудного процента («Устав о резах»), а также, по мнению некоторых историков, подготовил новый свод законов: Пространную редакцию «Русской правды».
Владимир Мономах сумел объединить силы русских князей для отпора половцам, которые были отброшены им далеко на юг, к предгорьям Кавказа. Государственный деятель, полководец и писатель, он остался в памяти потомков как один из самых выдающихся строителей Русского государства. После кончины Мономаха киевское княжение перешло к его сыну Мстиславу (1125—1132). Он имел достаточно сил и мудрости, чтобы еще некоторое время удерживать относительную целостность Киевской Руси. Однако с его смертью она стала быстро распадаться на самостоятельные княжества и земли, повторив этим судьбу многих варварских империй древности.