Кодекс об административных правонарушениях

Порядок выполнения работы:

Пользуясь литературой, указанной в разделе "Литература", повторите следующие вопросы:

1. Дайте определение правовой нормы

2. Перечислите признаки правовой нормы

3. Изложите структуру правовой нормы

А. Ответьте письменно на следующие вопросы:

Охарактеризуйте гипотезу как структурный элемент правовой нормы

Охарактеризуйте диспозицию как структурный элемент правовой нормы

Охарактеризуйте санкцию как структурный элемент правовой нормы

Б. Тесты и задания:

Вставьте пропущенные слова:

1. Простая - это такая диспозиция, в которой дается лишь……………….преступления

2. Описательная - диспозиция в которой содержится…………..признаков…………или иного………..

3. В бланкетной диспозиции делается ссылка на другие……………., не относящееся к уголовному законодательству

В. Ответьте письменно:

1. опишите смешанную диспозицию

2. опишите виды санкций

3. охарактеризуйте диспозицию с альтернативными действиями

Г. Решите практическую ситуацию: Используя кодексы, выпишите в тетрадь для практических работ по три правовых нормы с кодексов и выделите структурные элементы правовой нормы

Д. Составьте отчет.

Содержание отчета:

1.1. Название и цель работы

1.2. Ответы на тесты

1.3. Мотивировочный ответ на часть В.

1.4. Решение практической ситуации.

Литература:

1. Уголовный кодекс

2. Трудовой кодекс

3. Кодекс об административных правонарушениях

4. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права. Учебник. Мн.: 2002

5. Зорченко Е.А. Общая теория права: Учебно-методическое пособие. Мн.: 2001.

6. Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985.

7. В.Н. Дмитрук, В.А. Круглов Общая теория государства и права: уч. пособие. Мн. 2007.

Практическая работа № 4,5

Тема: Изучение классификации правовых норм по различным критериям

Цель: Обучающая – сформировать знания о систематизации норм права по различным критериям, научиться применять теоретические знания на практике посредством составления ответов на предложенные задания

Развивающая – развивать правовое мышление учащихся, углубить понимание теоретических аспектов классификации правовых норм.

Воспитательная – формирование правовой культуры.

Оснащение работы:Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права. Учебник. Мн. 2002.

Уголовный кодекс

Трудовой кодекс

Кодекс об административных правонарушениях

Порядок выполнения работы:

А. Пользуясь литературой, указанной в разделе "Литература", повторите следующие вопросы:

1. Дайте определение норма права

2. Перечислите социальные нормы

3. сравните правовые нормы и нормы морали

А. Ответьте письменно на следующие вопросы:

1. по каким основаниям могут классифицироваться правовые нормы?

2. дайте классификацию правовых норм по функциональной роли

3. дайте классификацию правовых норм по назначению

4. дайте классификацию правовых норм по форме предписания

5. дайте классификацию правовых норм по юридической силе

6. дайте классификацию правовых норм по времени действия

7. дайте классификацию правовых норм по методам правового регулирования

Б. Тесты и задания:

Вставьте пропущенные слова:

1.Общие – нормы……..распространяющиеся………………граждан……….

2. специальные – нормы ……….. распространяющиеся …………… …………лиц.

В. Ответьте письменно:

1. Как Вы понимаете императивная норма?

2. Как Вы понимаете диспозитивная норма?

3. Как Вы понимаете рекомендательная норма?

Г. Решите практическую ситуацию: Используя кодексы, выпишите в тетрадь для практических работ по три правовых нормы и проклассифицируйте их по различным основаниям

Д. Составьте отчет.

Содержание отчета:

1.1. Название и цель работы

1.2. Ответы на тесты

1.3. Мотивировочный ответ на часть В.

1.4. Решение практической ситуации.

Литература:

1. Уголовный кодекс

2. Трудовой кодекс

3. Кодекс об административных правонарушениях

4. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 г. № 361-З (с изм. и доп).

5. Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь. Мн.: 1999.

6. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права. Учебник. Мн.: 2002.

7. Зорченко Е.А. Общая теория права: Учебно-методическое пособие. Мн.: 2001.

8. Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985.

9. В.Н. Дмитрук, В.А. Круглов Общая теория государства и права: уч. пособие. Мн. 2007.

Практическая работа № 6

Тема: Анализ форм (источников) права в Республике Беларусь

Цель: Обучающая – сформировать знания о формах (источниках) права, научиться применять теоретические знания на практике посредством составления ответов на предложенные задания

Развивающая – развивать правовое мышление учащихся, углубить понимание теоретических аспектов источников права.

Воспитательная – формирование правовой культуры.

Оснащение работы:Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права. Учебник. Мн. 2002.

Ход работы:

А. В тетрадях для практических работ запишите понятия, заполнив пробелы ключевыми словами.

1. Формы (источники) права — это способы официального ……………правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.

2. Наиболее распространенной формой права в большинстве стран мира является…………………………………..

3. В Англии, США, Канаде, Австралии как источник права используется судебное или административное решение по конкретному делу — обязательный образец для решения подобных дел— …………………… ………………..

4. Правовой обычай — это сложившееся исторически и вошедшее в привычку ……………………………………….

…………………………………………., признанное и санкционированное государством.

В. В тетрадях для практических работ напишите правильные ответы, указав букву:

1. Способы выражения и закрепления правовых норм определяются как:

А) функции права;

В) нормы права;

С) нормативно-правовые акты;

D) источники права;

2. Правой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт, нормативный договор — это:

А) признаки права;

В) социальные регуляторы;

С) источники права;

D) система законодательства;

3. Расположите нормативные документы по мере возрастания юридической силы:

А) указ президента;

В) закон;

С) конституция;

D) постановление.

4. С какого времени начинает действовать закон, если в нем не указано время введения его в действие:

А) через 10 дней с момента опубликования;

В) с момента подписания;

С) с момента опубликования;

D) через 7 дней с момента подписания;

5. Что определяет юридическую силу нормативно-правового акта?

А) Время издания нормативного акта.

В) Территориальная юрисдикция правотворческого органа.

С) Компетенции правотворческого органа, ранга регулируемых актом отношений и вида нормативно-правового акта.

D) Характер толкования нормативно-правового акта.

6. Какие формы права наиболее часто используют в Республике Беларусь?

А) юридический договор;

В) юридический прецедент;

С) нормативно-правовой акт;

D) нормативный договор.

С. Запомните в тетрадях таблицу, используя приведенные ниже акты:

Соглашения профсоюзных организаций с работниками.

Постановления Министерства финансов Республики Беларусь

Конституция Республики Беларусь

Трудовой договор

Трудовой кодекс

Решение Мингорисполкома

Закон «О гражданстве Республики Беларусь»

Уголовный кодекс

Постановление Высшего Хозяйственного суда

Указ Президента

Решение суда

Нормативно-правовые акты Акты подзаконного характера Ведомственные акты
     

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение правовой норме

2.Дайте определение диспозиции

3.Охарактеризуйте логическую структуру правовой нормы

4..Охарактеризуйте нормы права по степени определенности

Литература:

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права.- М.: Омега-Л, 2004

2. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права. – Мн.: Амалфея, 2002

3. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Спарк, 2000

4. Теория государства и права. Курс лекций под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. – М.: Юристь, 2001

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1995

6. Нерсесянц В.С. Филосифия права: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2000

Практическая работа № 7

Тема: Изучение системы нормативных правовых актов в Республике Беларусь

Цель: Обучающая – сформировать знания о системе нормативных правовых актов в Республике Беларусь, научиться применять теоретические знания на практике посредством составления ответов на предложенные задания

Развивающая – развивать правовое мышление учащихся, углубить понимание теоретических аспектов системы нормативных правовых актов.

Воспитательная – формирование правовой культуры.

Оснащение работы: Закон «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь» от 10.01.2000 г. №361-3 (с изм. и доп.)

Порядок выполнения работы:

Пользуясь литературой, указанной в разделе "Литература", повторите следующие вопросы:

1. Дайте определение система права

2. Изложите систематизацию законодательства

3. Дайте понятие нормативного правового акта (НПА)

А. Ответьте письменно на следующие вопросы:

Наши рекомендации