Избирательный кодекс Российской Федерации 22 страница

8. Ответственность за сохранность избирательной документации возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей избирательной комиссии до передачи документации в вышестоящую комиссию либо в архив.

9. Порядок хранения, передачи в архив и уничтожения избирательной документации утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с соответствующими государственными архивными органами.

Статья 14.27. Использование ГАС «Выборы» при проведении выборов

1. При подготовке и проведении выборов, а также для осуществления иных полномочий избирательных комиссий по обеспечению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации используется только ГАС «Выборы» в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

2. Требования к ГАС «Выборы» и к ее эксплуатации и развитию определяются федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, – Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

3. Ввод в ГАС «Выборы» данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, является обязательным, за исключением данных об итогах голосования, о результатах выборов в органы местного самоуправления поселений.

4. Ввод в ГАС «Выборы» данных об итогах голосования, о результатах выборов в органы местного самоуправления поселений может осуществляться в случаях и порядке, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

5. В аппарат каждой избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в качестве структурного подразделения входит информационный центр избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, в функции которого входят техническое и информационное обеспечение деятельности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, автоматизация информационных процессов, реализуемых в ходе подготовки и проведения выборов, референдумов на территории субъекта Российской Федерации, эксплуатация и развитие части ГАС «Выборы», функционирующей на территории этого субъекта Российской Федерации. Работники указанного информационного центра организуют и осуществляют работы по эксплуатации и развитию ГАС «Выборы» на всей территории субъекта Российской Федерации, в том числе в территориальных избирательных комиссиях, а также (на основании гражданско-правовых договоров) в избирательных комиссиях муниципальных образований, на территориях которых сформировано более одной территориальной комиссии.

6. При использовании в соответствии с законом ГАС «Выборы» (отдельных ее технических средств) при проведении выборов соответствующего уровня, в том числе при регистрации (учете) избирателей, составлении списков избирателей, подсчете голосов избирателей, установлении итогов голосования и определении результатов выборов, соответствующая избирательная комиссия образует группу, в которую входят члены избирательной комиссии с правом решающего и совещательного голоса, для контроля за использованием ГАС «Выборы» (отдельных ее технических средств). Все члены избирательной комиссии, наблюдатели имеют право знакомиться с любой информацией, содержащейся в ГАС «Выборы».

7. С момента начала голосования и до момента подписания протокола об итогах голосования (о результатах выборов) соответствующей избирательной комиссией ГАС «Выборы» используется для наблюдения за ходом и установлением итогов голосования путем передачи данных от нижестоящих комиссий вышестоящим комиссиям, а отдельные ее технические средства – для подсчета голосов избирателей. Данные о ходе и об итогах голосования, полученные через ГАС «Выборы» (отдельные ее технические средства), являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией, если иное не установлено настоящим Кодексом, иным законом.

8. Если после ввода данных протокола участковой комиссии об итогах голосования в ГАС «Выборы» обнаружены допущенные при вводе технические ошибки, требующие корректировки данные вводятся в ГАС «Выборы» исключительно по мотивированному решению непосредственно вышестоящей комиссии.

9. При использовании в ходе выборов ГАС «Выборы» (отдельных ее технических средств) данные об участии избирателей в выборах, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме «только чтение») абонентам информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет». Порядок и сроки предоставления таких данных не должны противоречить требованиям законодательства о выборах и референдумах.

Глава 15. Особенности голосования, подсчета голосов и определения результатов выборов при применении различных избирательных систем, технических средств голосования и подсчета голосов

Статья 15.1. Второй тур голосования

1. Если при использовании мажоритарной избирательной системы с перебаллотировкой в избирательный бюллетень при проведении первого тура голосования было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по итогам первого тура голосования не получил необходимого для избрания числа голосов избирателей, избирательная комиссия, организующая выборы, назначает второй тур голосования.

2. Решение о назначении второго тура голосования принимается одновременно с решением о результатах выборов, принятом в соответствии со статьями 14.19 и 14.20 настоящего Кодекса.

3. Кандидатуры, по которым проводится второй тур голосования, определяются в соответствии с положениями частей 4 и 5 статьи 3.5 настоящего Кодекса:

1) при выборах Президента Российской Федерации – на основании части 2 статьи 28.2 настоящего Кодекса;

2) при выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации – на основании требований закона субъекта Российской Федерации;

3) при выборах должностного лица муниципального образования – на основании устава муниципального образования.

4. Второй тур голосования проводится через 21 день со дня голосования.

5. Сообщение о проведении второго тура голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через два дня со дня принятия избирательной комиссией соответствующего решения.

6. В случае если второй тур голосования проводится по двум кандидатурам и один из кандидатов, по которому должен проводиться второй тур голосования, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования (за исключением случая, указанного в пункте 2 части 10 настоящей статьи), его место по решению избирательной комиссии, организующей выборы, передается следующему по числу полученных голосов кандидату, участвовавшему в данных выборах. Указанное решение незамедлительно доводится до сведения данного кандидата, который не позднее чем на второй день со дня принятия указанного решения должен подать в указанную избирательную комиссию письменное заявление о согласии на проведение по его кандидатуре второго тура голосования. На основании указанного заявления избирательная комиссия принимает решение о восстановлении указанного гражданина в статусе зарегистрированного кандидата и о включении указанного кандидата в избирательный бюллетень при проведении второго тура голосования.

7. Если кандидат, которому передается место выбывшего кандидата, не подаст заявление, указанное в части 6 настоящей статьи, в предусмотренный этой частью срок или подаст заявление об отказе от проведения второго тура голосования по его кандидатуре, избирательная комиссия передает его место следующему по числу полученных голосов кандидату с соблюдением требований части 6 настоящей статьи.

8. Если решение о включении в избирательный бюллетень новой кандидатуры принято позднее чем за 7 дней до дня голосования, избирательная комиссия, организующая выборы, принимает решение о переносе дня голосования на 7 дней после ранее принятого дня голосования.

9. Если выбыли все кандидаты, кроме одного, голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре с соблюдением требования пункта 7 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса.

10. Избирательная комиссия, организующая выборы, отменяет свое решение о назначении второго тура голосования и признает выборы несостоявшимися в случаях:

1) выбытия всех кандидатов;

2) если регистрация кандидата, допущенного к участию во втором туре голосования и получившего по итогам первого тура голосования более одной трети голосов избирателей, принявших участие в голосовании, отменена на основании части 1 или 2 статьи 11.6 настоящего Кодекса.

11. Если результаты второго тура голосования признаны недействительными, голосование проводится заново по тем же кандидатурам (либо по кандидатурам, замененным в соответствии с частями 6 и 7 настоящей статьи) с соблюдением требований настоящего Кодекса. Решение о назначении нового голосования принимается избирательной комиссией, организующей выборы, не позднее чем через 7 дней после признания результатов второго тура голосования недействительными. Голосование проводится не ранее чем через 15 и не позднее чем через 21 день после принятия указанного решения.

Статья 15.2. Особенности подсчета голосов избирателей при применении мажоритарной избирательной системы в многомандатных избирательных округах

При проведении выборов по многомандатным избирательным округам и наличии у избирателя более одного голоса сортировка бюллетеней, поданных за каждого из кандидатов, не производится. Содержащиеся в каждом из бюллетеней отметки избирателя оглашаются с представлением бюллетеня для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается. После оглашения данные, содержащиеся в бюллетене, заносятся в специальную таблицу, содержащую фамилии всех кандидатов, внесенных в бюллетень, и суммируются.

Статья 15.3. Особенности протоколов избирательных комиссий об итогах голосования при применении преференциальных избирательных систем

При применении преференциальных избирательных систем протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования не включает строку 13 и последующие строки, предусмотренные пунктом 5 части 4 статьи 14.5 настоящего Кодекса.

Статья 15.4. Передача избирательной документации в вышестоящие избирательные комиссии при применении преференциальных избирательных систем

1. При применении преференциальных избирательных систем участковая избирательная комиссия после выполнения действий, предусмотренных статьями 14.12 и 14.13 настоящего Кодекса, выполняет действия, предусмотренные частями 1 – 7 статьи 14.15 с учетом положения статьи 15.3 настоящего Кодекса.

2. В вышестоящую избирательную комиссию, указанную в части 1 или 2 статьи 15.5 настоящего Кодекса, доставляются первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования с приложенной к нему документацией в соответствии с частью 13 статьи 14.15 настоящего Кодекса, а также опечатанные стационарные и переносные ящики для голосования.

Статья 15.5. Подсчет голосов избирателей при применении преференциальных избирательных систем

1. При применении мажоритарно-преференциальной избирательной системы подсчет голосов избирателей по избирательным бюллетеням осуществляется в избирательной комиссии, организующей выборы.

2. При применении избирательной системы единственного передаваемого голоса подсчет голосов избирателей по избирательным бюллетеням осуществляется в окружной избирательной комиссии.

3. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется в соответствии с частями 3 – 6 статьи 14.14 настоящего Кодекса.

4. Сортировка избирательных бюллетеней осуществляется в соответствии с частью 8 статьи 14.14 настоящего Кодекса.

5. Подсчет числа избирательных бюллетеней в пачке осуществляется в соответствии с частью 11 статьи 14.14 настоящего Кодекса.

6. Все расчеты ведутся с точностью не менее чем до шестого знака после запятой.

7. Все числа, полученные в результате подсчета избирательных бюллетеней и расчетов, заносятся по мере их получения в специальную таблицу и в ее демонстрационную форму с точностью до шестого знака после запятой.

8. Форма специальной таблицы устанавливается избирательной комиссией, организующей выборы.

9. В начале подсчета все избирательные бюллетени сортируются в соответствии с первыми предпочтениями избирателей: в отдельные пачки складываются избирательные бюллетени, в которых в квадрате напротив фамилии одного и того же кандидата поставлено число 1. Также в отдельные пачки складываются недействительные избирательные бюллетени и избирательные бюллетени, поданные против всех кандидатов.

10. Недействительными считаются избирательные бюллетени, в которых ни в одном из квадратов напротив фамилий кандидатов не поставлено число 1 и при этом нет отметки в квадрате напротив строки «Против всех кандидатов», а также избирательные бюллетени, в которых есть одновременно пометки в квадрате напротив фамилий одного или нескольких кандидатов и в квадрате напротив строки «Против всех кандидатов». В случае возникновения сомнений в действительности избирательного бюллетеня избирательная комиссия должна действовать в соответствии с частью 10 статьи 14.14.

11. Подсчитывается число избирательных бюллетеней в каждой пачке. Если число избирательных бюллетеней, поданных против всех кандидатов, и число недействительных избирательных бюллетеней в сумме составляют менее половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при применении мажоритарно-преференциальной избирательной системы определяется избранный кандидат в соответствии со статьей 15.6 настоящего Кодекса, а при применении избирательной системы единственного передаваемого голоса осуществляется распределение депутатских мандатов в соответствии со статьей 15.7 настоящего Кодекса.

Статья 15.6. Определение избранного кандидата при применении мажоритарно-преференциальной избирательной системы

1. Количество избирательных бюллетеней, в которых в квадрате напротив фамилии кандидата поставлено число 1, считается текущим числом голосов, поданных за данного кандидата.

2. Если число голосов, поданных за кандидата, имеющего наибольшее текущее число голосов, больше половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании, данный кандидат считается избранным.

3. Если число голосов, поданных за кандидата, имеющего наибольшее текущее число голосов, больше половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании, осуществляется передача голосов в соответствии с частями 4 настоящей статьи.

4. Кандидат, у которого оказывается наименьшее текущее число голосов, считается выбывшим из расчета.

5. Далее выполняется процедура передачи всех голосов от кандидата, выбывшего из расчета. Для этого в избирательных бюллетенях, в которых в квадрате напротив фамилии данного кандидата поставлено число 1, определяются кандидаты, в квадрате напротив фамилий которых поставлено число 2, и для каждого такого кандидата подсчитывается число таких избирательных бюллетеней. Затем текущее число голосов, поданных за соответствующего кандидата, увеличивается на это число отметок.

6. Процедуры, описанные в частях 2 – 6 настоящей статьи, повторяются заново до тех пор, пока не будет определен избранный кандидат или не будут исчерпаны все голоса, которые могут быть переданы. При этом:

1) отдельно сортируются избирательные бюллетени, в которых кандидат, признанный выбывшим из расчета, помечен числом 1, и избирательные бюллетени, переданные данному кандидату на каждой из стадий (которые сортируются в соответствии со следующим предпочтением); последние учитываются с соответствующим коэффициентом передачи;

2) если голос в соответствии со следующим предпочтением должен быть передан кандидату, признанному выбывшим из расчета, указанный кандидат пропускается, и голос передается в соответствии с последующим предпочтением;

3) если при передаче голосов от кандидата, признанного выбывшим из расчета, сразу более одного кандидата получают достаточное для избрания количество голосов, сначала признается избранным кандидат, имеющий наибольшее текущее число голосов, и передаются его голоса; затем процедура повторяется в отношении других кандидатов;

4) если в избирательном бюллетене предпочтения исчерпаны, а также если в избирательном бюллетене отсутствует предпочтение, следующее за учтенным предпочтением, такой избирательный бюллетень выбывает из дальнейшей процедуры. Указанные избирательные бюллетени складываются в отдельные пачки.

Статья 15.7. Методика распределения депутатских мандатов при применении избирательной системы единственного передаваемого голоса

1. Количество избирательных бюллетеней, в которых в квадрате напротив фамилии кандидата поставлено число 1, считается текущим числом голосов, поданных за данного кандидата.

2. Сумма текущих чисел голосов, поданных за всех кандидатов, делится на число распределяемых мандатов, увеличенное на единицу. Полученный результат есть избирательное частное.

3. Если число голосов, поданных за кандидата, имеющего наибольшее текущее число голосов, больше избирательного частного, данный кандидат считается избранным. В этом случае вычисляется избыток голосов, равный разности между текущим числом голосов, поданных за кандидата, и избирательным частным. Затем для данного кандидата вычисляется коэффициент передачи, равный частному от деления избытка голосов на текущее число голосов, поданных за кандидата.

4. Далее выполняется процедура передачи избытка голосов от кандидата, признанного избранным (если избыток не равен нулю). Для этого избирательные бюллетени, в которых в квадрате напротив фамилии данного кандидата поставлено число 1, сортируются в соответствии со вторыми предпочтениями избирателей: в отдельные пачки складываются избирательные бюллетени, в которых в квадрате напротив фамилии одного и того же кандидата поставлено число 2 (эти бюллетени считаются переданными); и для каждого такого кандидата подсчитывается число избирательных бюллетеней с такими отметками. Полученное число избирательных бюллетеней умножается на коэффициент передачи кандидата, голоса которого передаются, и текущее число голосов, поданных за соответствующего кандидата, увеличивается на полученное произведение.

5. Если у всех кандидатов текущее число голосов меньше избирательного частного, определяется кандидат, получивший наименьшее число голосов. Этот кандидат считается выбывшим из расчета.

6. Далее выполняется процедура передачи всех голосов от кандидата, выбывшего из расчета. Для этого в избирательных бюллетенях, в которых в квадрате напротив фамилии данного кандидата поставлено число 1, определяются кандидаты, в квадрате напротив фамилий которых поставлено число 2, и для каждого такого кандидата подсчитывается число таких избирательных бюллетеней. Затем текущее число голосов, поданных за соответствующего кандидата, увеличивается на это число отметок.

7. Процедуры, описанные в частях 3 и 4 или 5 и 6 настоящей статьи, повторяются заново до тех пор, пока не будут распределены все мандаты или не будут исчерпаны все голоса, которые могут быть переданы. При этом:

1) отдельно сортируются избирательные бюллетени, в которых кандидат, признанный избранным или выбывшим из расчета, помечен числом 1, и избирательные бюллетени, переданные данному кандидату на каждой из стадий (которые сортируются в соответствии со следующим предпочтением); последние учитываются с соответствующим коэффициентом передачи;

2) если голос в соответствии со следующим предпочтением должен быть передан кандидату, признанному избранным или выбывшим из расчета, указанный кандидат пропускается, и голос передается в соответствии с последующим предпочтением;

3) если при передаче голосов от кандидата, признанного избранным или выбывшим из расчета, сразу более одного кандидата получают достаточное для избрания количество голосов, сначала признается избранным кандидат, имеющий наибольшее текущее число голосов, и передаются его голоса; затем процедура повторяется в отношении других кандидатов;

4) если в избирательном бюллетене предпочтения исчерпаны, а также если в избирательном бюллетене отсутствует предпочтение, следующее за учтенным предпочтением, такой избирательный бюллетень выбывает из дальнейшей процедуры. Указанные избирательные бюллетени складываются в отдельные пачки.

Статья 15.8. Особенности протоколов избирательных комиссий об итогах голосования при применении открытых списков

1. При проведении выборов по пропорциональной избирательной системе с открытыми списками к протоколу об итогах голосования по единому избирательному округу должны прилагаться таблицы, содержащие данные персонального голосования избирателей за кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов.

2. Форма таблиц, прилагаемых к протоколу об итогах голосования, устанавливается избирательной комиссией, организующей выборы.

3. Демонстрационный протокол, вывешиваемый в помещении для голосования в соответствии с частью 12 статьи 14.3, также должен включать таблицы, содержащие данные персонального голосования избирателей за кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов.

4. Каждый лист таблиц, указанных в части 1 настоящей статьи, должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с указанием даты и времени его подписания.

Статья 15.9. Особенности подсчета голосов избирателей при применении открытых списков

1. При применении открытых списков после выполнения действий, предусмотренных частью 11 статьи 14.14 настоящего Кодекса, члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют избирательные бюллетени в каждой пачке, в которой собраны избирательные бюллетени, поданные за список кандидатов, по голосам, поданным за кандидатов, включенных в данный список, а затем подсчитывают число голосов, поданных за указанных кандидатов.

2. Сортировка и подсчет голосов, поданных за кандидатов, включенных в список кандидатов, производится с учетом требований частей 8 и 11 статьи 14.14 настоящего Кодекса.

3. В отдельную пачку откладываются избирательные бюллетени, в которых избиратели не проставили отметки в квадратах, относящихся к кандидатам, включенным в список кандидатов, за который они проголосовали, или проставили более одной отметки в квадратах, относящихся к указанным кандидатам. Эти избирательные бюллетени считаются поданными за список кандидатов без персональных предпочтений.

4. Отметка избирателя в квадрате, относящемся к кандидату, включенному в список кандидатов, за который данный избиратель не проголосовал, не учитывается.

5. Все результаты подсчета фиксируются в Журнале и демонстрационном протоколе. После оформления протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования результаты подсчета голосов, поданных за кандидатов, и голосов, поданных за список кандидатов без персональных предпочтений, включаются в прилагаемые к протоколу таблицы, указанные в части 1 статьи 15.8.

Статья 15.10. Распределение депутатских мандатов между списками кандидатов

1. Сумма голосов избирателей, поданных за списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, делится на число депутатских мандатов, распределяемых по единому избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное.

2. Число голосов избирателей, полученных каждым списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.

3. Если после проведенного в соответствии с частью 2 настоящей статьи первичного распределения депутатских мандатов остаются нераспределенные депутатские мандаты, проводится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей.

4. Если в результате действий, произведенных в соответствии со статьей 14.23 настоящего Кодекса и частями 1 – 3 настоящей статьи, окажется, что два или более избирательных объединения, заключившие между собой в соответствии со статьей 11.11 настоящего Кодекса соглашение о соединении списков, не получат ни одного депутатского мандата, производится новое распределение мандатов в соответствии с процедурами, предусмотренными частями 1 – 3 настоящей статьи. При этом вместо списков указанных избирательных объединений в распределении мандатов участвует их соединенный список. Соединенный список формируется в соответствии со статьей 15.19 настоящего Кодекса. Числом голосов, поданных за соединенный список считается суммарное число голосов, поданное за избирательные объединения, участвующие в формировании данного соединенного списка.

Статья 15.11. Распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов

1. Перед распределением депутатских мандатов внутри списка кандидатов из списка кандидатов исключаются кандидаты, избранные по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.

2. Если применяется пропорциональная избирательная система с закрытыми списками и список кандидатов не разбит на территориальные группы кандидатов, депутатские мандаты передаются кандидатам в порядке очередности их размещения в списке кандидатов.

3. Если применяется пропорциональная избирательная система с закрытыми списками и список кандидатов разбит на территориальные группы кандидатов, депутатские мандаты передаются в первую очередь кандидатам, включенным в центральную часть списка кандидатов (при ее наличии), в порядке очередности их размещения в указанной части. Если после передачи депутатских мандатов кандидатам, включенным в центральную часть списка кандидатов, остаются депутатские мандаты, причитающиеся данному списку кандидатов, указанные мандаты распределяются внутри списка кандидатов между территориальными группами кандидатов в соответствии со статьей 15.13 настоящего Кодекса.

4. Если применяется пропорциональная избирательная система с открытыми списками, мандаты распределяются внутри списка кандидатов в соответствии со статьей 15.15 настоящего Кодекса.

Статья 15.12. Распределение вакантных депутатских мандатов

1. Если после первоначального распределения депутатских мандатов между списками кандидатов депутатский мандат оказался вакантным, он передается кандидату из того же списка кандидатов.

2. Если применяется пропорциональная избирательная система с закрытыми списками и список кандидатов не разбит на территориальные группы кандидатов, вакантный депутатский мандат передается первому в порядке очередности кандидату из числа кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в список кандидатов.

3. Если применяется пропорциональная избирательная система с закрытыми списками и список кандидатов разбит на территориальные группы кандидатов, вакантный депутатский мандат передается первому в порядке очередности кандидату из числа кандидатов, не получивших депутатских мандатов, из той же центральной части списка или территориальной группы кандидатов. Если в соответствующей центральной части списка или территориальной группе кандидатов не осталось кандидатов, не получивших депутатский мандат, депутатский мандат передается в соответствии с методикой дополнительного распределения, изложенной в статье 15.14 настоящего Кодекса.

5. Если в списке кандидатов не окажется зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты, причитающиеся этому списку, остаются вакантными до следующих выборов депутатов соответствующего представительного органа.

Статья 15.13. Основное распределение депутатских мандатов между территориальными группами кандидатов

1. Сумма голосов избирателей, поданных за список кандидатов на тех территориях, которым соответствуют территориальные группы кандидатов, на которые был разделен список кандидатов, делится на число оставшихся не распределенными внутри списка кандидатов депутатских мандатов. Полученный результат есть второе избирательное частное данного списка кандидатов.

2. Число голосов избирателей, поданных за каждую из территориальных групп кандидатов, делится на второе избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая территориальная группа кандидатов.

3. Если после указанных действий остаются нераспределенными депутатские мандаты, причитающиеся данному списку кандидатов, они передаются по одному тем территориальным группам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления числа голосов избирателей, поданных за каждую из территориальных групп кандидатов, на второе избирательное частное данного списка кандидатов. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается той территориальной группе кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей.

4. Депутатские мандаты передаются кандидатам, включенным в территориальную группу кандидатов, в соответствии с порядком их размещения в данной группе кандидатов.

5. Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов в одной территориальной группе кандидатов или нескольких территориальных группах кандидатов не оказалось нужного числа кандидатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты подлежат дополнительному распределению между территориальными группами того же списка кандидатов, в которых имеются кандидаты, в соответствии со статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Наши рекомендации