Общая часть 10 страница
Статья 68. Добровольные пожертвования в избирательный фонд
1. Добровольное пожертвование гражданина Российской Федерации в избирательный фонд вносится в отделение связи, кредитную организацию лично гражданином из собственных средств по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве.
2. Добровольное пожертвование юридического лица в избирательный фонд осуществляется в безналичном порядке путем перечисления средств на специальный избирательный счет. При внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 14 статьи 67 настоящего Кодекса.
3. Кандидат, избирательное объединение вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем. Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование, либо пожертвование внесено с нарушением требований части 1 или 2 настоящей статьи, либо пожертвование внесено в размере, превышающем максимальный размер такого пожертвования, предусмотренный статьей 67 настоящего Кодекса, кандидат, избирательное объединение обязаны не позднее чем через 10 дней со дня поступления пожертвования на соответствующий специальный избирательный счет возвратить его жертвователю в полном объеме или ту его часть, которая превышает установленный максимальный размер пожертвования (за вычетом расходов на пересылку), с указанием причины возврата.
4. Пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, не позднее чем через 10 дней со дня поступления на специальный избирательный счет должно быть перечислено в доход соответствующего бюджета.
5. Кандидат, избирательное объединение не несут ответственность за принятие пожертвований, при внесении которых жертвователи указали сведения, предусмотренные частью 1 или 2 настоящей статьи и оказавшиеся недостоверными, если кандидат, избирательное объединение своевременно не получили информацию о неправомерности данных пожертвований.
Статья 69. Специальные избирательные счета
1. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей избирательной комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, а при их отсутствии – в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа. В случае отсутствия на территории избирательного округа кредитных организаций кандидат, избирательное объединение определяют по согласованию с соответствующей комиссией кредитную организацию, в которой открывается специальный избирательный счет.
2. На выборах органов местного самоуправления сельских поселений перечисление средств избирательного фонда на специальный избирательный счет необязательно в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают три тысячи рублей.
3. При проведении выборов депутатов Государственного Совета, в органы местного самоуправления порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан по согласованию с Национальным банком Республики Татарстан. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.
Статья 70. Порядок расходования средств избирательных фондов
1. Право распоряжаться средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам, избирательным объединениям.
2. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Средства избирательных фондов могут использоваться кандидатами, избирательными объединениями только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании.
3. Средства избирательных фондов могут использоваться на:
1) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;
2) предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
3) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями своей избирательной кампании;
4) внесение избирательного залога.
4. Договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения. Расчеты между кандидатом, избирательным объединением и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке.
5. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению только через соответствующие избирательные фонды. Расходование в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, запрещается. Запрещаются без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения и без оплаты из соответствующего избирательного фонда выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах. Запрещаются бесплатные или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах. Материальная поддержка кандидата, избирательного объединения, направленная на достижение определенного результата на выборах, может быть оказана только при ее компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда. Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц.
6. Кандидаты, избирательные объединения вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, а также на проведение предвыборной агитации, на осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, только денежные средства (в том числе собственные денежные средства избирательного объединения), поступившие в их избирательные фонды в установленном настоящим Кодексом порядке. Избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе для целей своей избирательной кампании использовать без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимое и движимое имущество (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящееся в его пользовании (в том числе на правах аренды) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
7. Кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет, по требованию соответствующей комиссии, кандидата, избирательного объединения обязана периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, избирательного объединения. Кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет, по представлению соответствующей комиссии, а по соответствующему избирательному фонду, также по требованию кандидата, избирательного объединения обязана в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов.
8. Соответствующая комиссия до дня голосования на выборах периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий соответственно уровню выборов обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им комиссиями для опубликования, в течение трех дней со дня получения. Обязательному опубликованию подлежат сведения:
1) о финансовой операции по расходованию средств из избирательного фонда в случае, если ее размер превышает 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда;
2) о юридических лицах, внесших в избирательный фонд пожертвования в сумме, превышающей 3 процента от предельного размера расходования средств избирательного фонда;
3) о количестве граждан, внесших в избирательный фонд пожертвования в сумме, превышающей 0,4 процента от предельного размера расходования средств избирательного фонда;
4) о средствах, возвращенных жертвователям, в том числе об основаниях возврата;
5) об общей сумме средств, поступивших в избирательный фонд, и об общей сумме средств, израсходованных из него.
9. Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы.
10. Копии финансовых отчетов, указанных в части 9 настоящей статьи, не позднее чем через пять дней со дня их получения передаются комиссиями в редакции средств массовой информации для опубликования. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий (соответственно уровню выборов) обязаны публиковать переданные им комиссиями финансовые отчеты (сведения из указанных отчетов) в течение 10 дней со дня их получения.
11. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, который не был избран и набрал менее 3 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а также избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов, который не принял участие в распределении депутатских мандатов и набрал менее 3 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, обязано возместить организациям, осуществляющим выпуск средств массовой информации, расходы, понесенные ими в связи с предоставлением такому избирательному объединению бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации. Избирательные объединения, не возместившие указанных расходов, не вправе до их возмещения пользоваться бесплатным эфирным временем и бесплатной печатной площадью при проведении всех последующих выборов соответствующего уровня.
12. После дня голосования кандидаты, избирательные объединения обязаны перечислить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном избирательном счете, гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в их избирательные фонды, пропорционально вложенным средствам. Кредитная организация обязана по истечении 30 дней со дня голосования по письменному указанию соответствующей комиссии в бесспорном порядке перечислить на ее счет причитающиеся ей денежные средства, а оставшиеся на специальном избирательном счете неизрасходованные денежные средства по истечении 60 дней со дня голосования – в доход соответствующего бюджета.
13. Порядок налогообложения средств избирательных фондов, добровольных пожертвований и перечислений в указанные фонды, а также расходования средств указанных фондов устанавливается федеральными законами.
14. Комиссии осуществляют контроль за порядком формирования средств избирательных фондов и расходованием этих средств в порядке, установленном федеральным законом и настоящим Кодексом.
Статья 71. Избирательный залог
1. Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан, избирательная комиссия муниципального образования обязана обратиться не позднее чем в пятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов в филиалы Сберегательного банка Российской Федерации с просьбой об открытии специального счета для внесения избирательного залога кандидатами, избирательными объединениями соответственно. Филиалы Сберегательного банка Российской Федерации обязаны в пятидневный срок со дня обращения избирательной комиссии, организующей выборы, открыть специальный счет соответственно Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, избирательной комиссии муниципального образования для внесения избирательного залога. Плата за услуги банка по открытию указанного счета и проведению операций по счету не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на указанном счете, проценты банком не уплачиваются. Филиалы Сберегательного банка Российской Федерации обязаны перечислять денежные средства, внесенные в качестве избирательного залога, в сроки, установленные федеральным законом.
2. Соответствующая окружная комиссия, а в случае, если она еще не сформирована, – избирательная комиссия, организующая выборы, сообщает кандидату, выдвинутому по одномандатному избирательному округу, реквизиты специального счета избирательной комиссии, организующей выборы, для внесения избирательного залога в филиале Сберегательного банка Российской Федерации при получении от него заявления о согласии баллотироваться, а если к этому времени такой счет еще не открыт, – незамедлительно после его открытия. Избирательная комиссия, организующая выборы, сообщает избирательному объединению реквизиты своего специального счета для внесения избирательного залога в филиале Сберегательного банка Российской Федерации при заверении списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением по единому избирательному округу, но не ранее даты открытия этого счета, а если к этому времени такой счет еще не открыт, – незамедлительно после его открытия.
3. Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан, избирательная комиссия муниципального образования в течение трех дней со дня формирования окружной комиссии сообщает ей реквизиты специального счета для внесения избирательного залога, а также сообщает сведения о внесении кандидатами избирательного залога на специальный счет соответствующей избирательной комиссии для внесения избирательного залога по мере поступления избирательного залога, внесенного кандидатами, выдвинутыми по одномандатным избирательным округам.
4. Избирательный залог вносится кандидатом, избирательным объединением исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме на специальный счет Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, избирательной комиссии муниципального образования для внесения избирательного залога не ранее чем за 75 дней до дня голосования при проведении выборов депутатов Государственного Совета или не ранее чем за 60 дней до дня голосования при проведении муниципальных выборов и не позднее срока истечения подачи документов для регистрации кандидатов, списков кандидатов. Кандидат, избирательное объединение вправе использовать для внесения избирательного залога средства, перечисленные в избирательный фонд как с указанием их назначения для внесения избирательного залога, так и без такого указания. При внесении избирательного залога кандидат, избирательное объединение указывают назначение платежа, а кандидат также свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер избирательного округа; избирательное объединение – свое наименование. Кандидат, избирательное объединение при перечислении средств избирательного залога на специальный счет соответствующей избирательной комиссии обязаны сообщить в письменной форме избирательной комиссии, осуществляющей регистрацию кандидата, списка кандидатов, об источнике (источниках) поступления этих средств на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения: для гражданина – фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, дату рождения, а для юридического лица – наименование, реквизиты счета в банке.
5. Граждане и (или) юридические лица, направляющие средства в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, вправе указать, что данные средства или обозначенная часть этих средств предназначены для внесения избирательного залога. В этом случае кандидат, избирательное объединение не вправе использовать соответствующие денежные средства на иные цели, чем внесение избирательного залога. При неиспользовании этих средств или их части на внесение избирательного залога кандидат, избирательное объединение обязаны возвратить их (за вычетом расходов на пересылку) не позднее чем через десять дней со дня истечения срока подачи документов для регистрации кандидатов, списков кандидатов гражданам и юридическим лицам, внесшим (перечислившим) эти средства.
6. Размер избирательного залога составляет 15 процентов от установленного в статье 67 настоящего Кодекса предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения.
7. В случае внесения кандидатом, избирательным объединением избирательного залога на специальный счет Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, избирательной комиссии муниципального образования в большем размере, чем это установлено частью 6 настоящей статьи, излишек средств возвращается Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан, избирательной комиссией муниципального образования в соответствующий избирательный фонд в десятидневный срок со дня поступления избирательного залога на специальный счет.
8. Перечисленные средства возвращаются Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан, избирательной комиссией муниципального образования в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через 20 дней со дня их зачисления на специальный счет в случае:
1) внесения на специальный счет соответствующей избирательной комиссии кандидатом, избирательным объединением в качестве избирательного залога средств в меньшем размере, чем это установлено частью 6 настоящей статьи;
2) внесения избирательного залога на специальный счет соответствующей избирательной комиссии после истечения срока подачи документов для регистрации кандидатов, списков кандидатов;
3) внесения избирательного залога из средств избирательного фонда, сформированных с нарушением федерального закона, настоящего Кодекса.
9. Если регистрация кандидата, списка кандидатов была осуществлена на основании представленных подписей избирателей, избирательный залог, поступивший от этого кандидата, избирательного объединения, выдвинувших этот список кандидатов, на специальный счет Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, избирательной комиссии муниципального образования возвращается в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через десять дней со дня регистрации кандидата, списка кандидатов.
10. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования меньше 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании в соответствующем избирательном округе, если избирательное объединение не приняло участия в распределении депутатских мандатов и (или) набрало по результатам голосования меньше 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, избирательный залог, внесенный кандидатом, избирательным объединением, перечисляется соответственно в доход бюджета Республики Татарстан, местного бюджета. Избирательный залог перечисляется в доход бюджета Республики Татарстан, местного бюджета также в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением зарегистрированного кандидата, списка кандидатов без вынуждающих к тому обстоятельств, если указанный отзыв приводит к наступлению указанных в части 11 статьи 47настоящего Кодекса обстоятельств или назначению повторных выборов, и в случае отмены регистрации кандидата, списка кандидатов по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В иных случаях, в том числе и в случае признания результатов выборов недействительными, избирательный залог возвращается в соответствующий избирательный фонд.
11. Если избирательный залог не подлежит возврату в соответствии с частями 7–10 настоящей статьи, он перечисляется соответствующей избирательной комиссией соответственно в доход бюджета Республики Татарстан, местного бюджета не позднее чем через 60 дней со дня голосования.
12. Кандидат, избирательное объединение, на специальные избирательные счета которых Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан, избирательная комиссия муниципального образования возвращает избирательный залог, в течение десяти рабочих дней со дня его поступления из Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, избирательной комиссии муниципального образования возвращают (за вычетом расходов на пересылку) гражданам и юридическим лицам средства, которые были внесены ими в избирательный фонд с указанием, что они предназначены для внесения избирательного залога. Оставшаяся часть возвращенного Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан, избирательной комиссией муниципального образования избирательного залога, если таковая имеется, включается в остатки неизрасходованных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения.
13. Перечисление денежных средств, внесенных в качестве избирательного залога, в доход бюджета Республики Татарстан, местного бюджета либо их возврат в избирательные фонды осуществляется филиалами Сберегательного банка Российской Федерации по решению Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, избирательной комиссии муниципального образования. Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан, избирательная комиссия муниципального образования не может распоряжаться денежными средствами, внесенными в качестве избирательного залога, иначе чем в порядке, установленном настоящей статьей.
Статья 72. Контрольно-ревизионные службы
1. Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, а также за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, для проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, для организации проверок достоверности представленных кандидатами в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39 настоящего Кодекса сведений об имуществе, о доходах и об их источниках, контроля за возвратом бюджетных средств, выделенных соответствующими избирательными комиссиями в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, создаются контрольно-ревизионные службы:
1) контрольно-ревизионная служба при Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан;
2) контрольно-ревизионная служба при избирательных комиссиях муниципальных образований.
2. Контрольно-ревизионные службы создаются с привлечением руководителей и специалистов из государственных и иных органов и учреждений, включая Национальный банк Республики Татарстан и банк «Татарстан» Сберегательного банка Российской Федерации. Указанные органы и учреждения по запросу соответствующей избирательной комиссии не позднее чем через один месяц со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов обязаны откомандировать специалистов в распоряжение комиссий. При этом в распоряжение Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан специалисты откомандировываются на срок не менее пяти месяцев, а в распоряжение избирательной комиссии муниципального образования – на срок не менее двух месяцев.
3. На срок работы в контрольно-ревизионных службах специалисты, указанные в части 2 настоящей статьи, освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы, установленные должностные оклады и иные выплаты по основному месту работы, им также может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Глава 10.Голосование
Статья 73. Помещение для голосования
1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования.
2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей.
3. В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень:
1) биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень;
2) если кандидат, список кандидатов выдвинуты избирательным объединением, – слова «выдвинут избирательным объединением» с указанием наименования этого избирательного объединения;
3) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, – слово «самовыдвижение»;
4) сведения об основаниях регистрации кандидатов, списков кандидатов (подписи избирателей, избирательный залог, иные основания), при этом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 43 настоящего Кодекса, данные сведения указывать не требуется;
5) сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией;
6) информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 39, частью 3 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 41, частью 2 статьи 42 настоящего Кодекса (если такая информация имеется).
4. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, неснятой и непогашенной судимости на информационном стенде размещаются сведения о судимостях кандидата.
5. Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации.
6. На информационном стенде размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, участвующих в данных выборах.
7. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации.
8. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней.
9. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.
Статья 74. Открепительное удостоверение
1. Избиратель, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, при проведении выборов депутатов Государственного Совета вправе получить в территориальной комиссии (за 45–20 дней до дня голосования) либо участковой комиссии (за 19–1 день до дня голосования), а при проведении муниципальных выборов в соответствующей участковой комиссии (за 19–1 день до дня голосования) открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, где избиратель обладает активным избирательным правом.
2. Открепительное удостоверение является документом строгой отчетности. Форма открепительного удостоверения, порядок его изготовления и использования, количество открепительных удостоверений, форма реестра выдачи открепительных удостоверений, а также требования, предъявляемые к передаче открепительных удостоверений вышестоящими избирательными комиссиями нижестоящим избирательным комиссиям, утверждаются комиссией, организующей выборы, не позднее чем за 60 дней до дня голосования. В открепительном удостоверении должны быть предусмотрены места для внесения в него фамилии, имени и отчества избирателя, а также номера избирательного участка, на котором избиратель включен в список избирателей по месту жительства. Размещение заказа на изготовление открепительных удостоверений осуществляет организующая выборы комиссия на основании своего решения. Передача открепительных удостоверений вышестоящей избирательной комиссией нижестоящим осуществляется на основании решения вышестоящей избирательной комиссии о распределении открепительных удостоверений между нижестоящими избирательными комиссиями и в порядке, установленном для передачи избирательных бюллетеней. Ответственность за передачу и сохранность открепительных удостоверений несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение открепительных удостоверений.