КАЛУЖЕНИН - прозвище Донского атамана Осипа Петрова, очевидно, полученное им по той причине, что он был выходцем из служилых полковых Казаков г. Калуги (См.ПЕТРОВ ОСИП). 26 страница
В 1915 году его мобилизовали в армию с откомандированием в военно-инженерное училище, откуда с производством в чин прапорщика он вышел в саперную часть.
После революции, в мае 1917 года, ему удалось возвратиться из Финляндии на Кубань, где он сразу избран председателем Областного Продовольственного Комитета, проводившего снабжение не только Кавказской армии, но и населения прилегающих к фронту районов, подкармливая хлебом и Россию. В сентябре и ноябре того же года Рябовол избирался председателем Войсковой и Законодательной Рады.
Кубанский поход он проделал в составе правительственного отряда и после встречи с Добровольческой армией участвовал в переговорах Рады с ее командованием. Договор, подписанный сторонами, предусматривал создание отдельной Кубанской армии и этот пункт договора потом стал причиной многих осложнений в отношениях между Кубанью и Добрармией, не допустившей его выполнения. После отступления на Дон, недоразумения по этому поводу начались уже в ст. Мечетинекой Генералы Алексеев и Деникин требовали полного подчинения Кубани и в военных и в гражданских делах, а представители кубанского правительства, во главе с Л.Л. Бычем и Р-лом, отвергали даже мысль, чтобы деятельность Рады была взята под чей-либо контроль и настаивали на выполнении договора с ген. Корниловым, предусматривавшим отношения союзные. Вопрос этот оставался нерешенным, всякие протесты добровольцы принимали с враждебностью, а старшие военные командиры Кубанцев своих политиков не поддерживали.
Из станицы Мечетинской во главе кубанской делегации Р. посетил Киев, занятый Германцами. Он имел заданием установить с гетманом добрососедские отношения и тем способствовать снабжению Казаков оружием из огромных русских запасов, собранных на складах Украины.
Возвратившись на Дон, Р-л отправился во Второй Кубанский поход. 2 августа 1918 года правительство Кубани получило возможность возобновить свои занятия в Екатеринода-ре, где Р. был избран на пост председателя Краевой Рады.
В июне 1919 г. начались заседания казачьей конференции, созванной в Ростове-на-Дону для окончательного оформления вопроса о Юго-Восточном Союзе. 13 июня глава Кубанской делегации Р. произнес большую программную речь, в которой заявил категорически, что желая объединиться в тесном союзе с Донцами и Терцами, Кубанцы не могут примириться с намечающейся диктатурой русских белых вождей, так как для многих Казаков уже ясно, что политика этих вождей ведет к проигрышу дело борьбы, что Казаки не могут принять власти большевиков, но в такой же степени не могут признать полезной и деятельность Особого Совещания при ставке Добрар-мии, что, двигаясь в Россию, надо нести с собой идею освобождения от всякого насилия, а этого как раз ее население от добровольцев не видит и не ожидает.
В 2 часа ночи следующего дня (14 июня по ст. ст.), при возвращении в свой Палас-отель, Р. был убит двумя выстрелами из револьвера. Убийство произошло под крышей гостиницы; пули попали сзади в шею и в голову, смерть наступила мгновенно.
Преступление было совершено на земле Донской республики. Многочисленные улики указывали на участие в убийстве некоторых офицеров Добровольческой армии, чему имелись и непосредственные свидетели, но несмотря на это виновники не были обнаружены, очевидно, не по вине донских следственных органов. С уходом атамана П.Н. Краснова и избранием А.П. Богаевского между правителями Дона и штабом ген. Деникина установилось полное единодушие. Только после этого в трудные для Дона минуты Кубанские полки Добровольческой армии были посланы ему на помощь. Теперь казачьи и добровольческие части успешно продвигались вперед. Перед правительством Дона стал вопрос: будет ли целесообразным вести беспристрастное следствие, которое может обнаружить и вдохновителей этого террористического акта, или лучше замять дело, объясняя недостатком улик. Выбрали последнее решение, но это решение не изменило общественного мнения, уверенного в том, что честный казачий политик Николай Степанович Р. погиб от руки убийц, подосланных штабом ген. Деникина.
РЯБОКОНЬ Василий Федорович(куб.)- род. ок. 1890 г., ст. Гривенской (она же - Новонижестеблиевская), сотник, казачий партизан.
С юношеских лет Р. состоял певцом в Кубанском Войсковом хоре, но в 1918 году, когда началась война за Казачью Идею против захватчиков-большевиков, он оказался в боевых рядах и заслужил офицерский чин. В 1920 г. Р. не пожелал уйти с родной земли, не эвакуировался в Крым, а укрывшись в близких к станице плавнях, продолжал партизанскую войну. Его отца коммунисты порубили шашками, а мать расстреляли в числе 196 жителей станицы после Крымского десанта на Кубань.
По внешности смуглый красавец-Черкес, Р. сохранил и непреклонную натуру своих предков Запорожцев. Благодаря его личной храбрости, бравуре и дерзости партизанских выпадов вокруг его имени сложилось много легенд, а слава о нем пошла широко по стране. Его месть направлялась на представителей жестокой советской власти, а добровольных ее помощников, осведомителей-сексотов, он уничтожал без милосердия. Пять лет Р. наводил трепет на местное начальство, которое не знало покоя ни днем ни ночью.
Его небольшой отряд помещался в плавнях. Плавни -старые болота Меотиды в дельте Кубани, они покрыты высоким камышом, среди которого иногда возвышаются, сухие гряды, а кое-где открываются чистые водные пространства озер. Возле Протоки они тянутся в длину и ширину на 30-40 км, пробраться же в их гущины могли только местные люди, хорошо знавшие, где среди озер и глубоких прогноев расположены возвышенные места. На них и скрывался Р. со своими людьми, поддерживая связь с партизанами полковника Скакуна; действовавшими ближе к ст. Полтавской.
Среди других Казаков с Рябоконем были: его брат Иосиф, свояк есаул Кирий, два брата Мовчуны, Загубывбатько, Дудка, Буряк и др. Они помогали десанту из Крыма в августе 1920 г., но не ушли с ним, а проводив его остатки обратно в Крым, снова укрылись на глухой Казачьей гряде севернее Ачуева. Там вырос целый поселок, выстроенный из камыша, с жилищами партизан и со складами продовольствия. Снабжение шло частью за счет членов станичного совета, обложенных под угрозой расправы «продналогом», а частью обозами продразверстки, двигавшимися мимо плавней. От своих тайных доброжелателей - Казаков Р. знал все, что делается в окрестностях, а потому нежданный являлся повсюду, где требовалось его вмешательство или месть. За каждого расстрелянного Казака коммунисты платили своими жизнями сторицей. Поэтому в окрестных станицах они не смели притеснять население так, как делали это в других местах Казачьего края.
Сделано было много попыток захватить Р-ня на его стоянках; употреблялись подкупы, обещались амнистии, высылались отряды чекистов, но ему всегда удавалось скрыться и продолжать борьбу, переменив только место своего пребывания в тех же плавнях. Пять лет ему способствовала удача, но однажды счастье ему изменило. Чекисты пробрались тайными тропами к его временной стоянке, убили залпами несколько партизан, а самого Р-ня ранили в оба плеча. Сопротивляться он не смог и был схвачен. Его расстреляли в Екатеринодаре около середины октября 1925 г. После его смерти волна террора захлестнула и ст. Гривенскую. Теперь чекисты зверствовали там, как хотели.
РЯДАНТ(некр.) - холм, возвышенность.
РЯД РЯДИТЬ(некр.) - заключать договор: «На Кругу Казаки суды судили, ряды рядили».
РЯЗАНСКИЕ ГОРОДОВЫЕ КАЗАКИ- В связи с летописной записью о поражении царевича Мустафы Справочная книга Императорской Главной квартиры за 1910 г. говорит, что источники под годом 1444 сообщают впервые о Казаках, обитавших по Червленому Яру. Это указание не достаточно точное, т.к. о Казаках с Червленого Яра по русским источникам известно уже от времен Куликовской битвы (1380 г.). Из Московской летописи листок, относящийся к 1444 г., исчез, но его содержание воспроизводит летописный свод В. Н. Татищева. Зимой в этот год царевич Мустафа со своим улусом кочевал в рязанских степях. Татары творили насилия местному населению, вследствие чего московский великий князь выслал на них свое войско, к которому были приданы мордовские лыжники. «И приидоша на них мордва на нартах с сулицами, и с рогатинами, и с саблями; а Казаки Рязанские такоже на нартах с сулицами, и с рогатинами, и с саблями з другия стороны». Во время боя они «много Татар избиша и самого салтана Мустафу убиша».
В том же справочнике под 1502 г. упоминается наказ вел. князя московского Ивана III рязанской княгине Агриппине: «Твоим служилым людям и городовым Казакам быть всем на моей службе а кто ослушается и пойдет самодурью на Дон в молодечество, их бы ты Агриппина велела казнити». Р. Г. К. оставались на своих местах до 1702 г., после чего император Петр I переселил их из Мещеры в низовья Дона.
РЯТОВАТЬ(некр.) - спасать, придти с помощью.
С
САБЛИН Евгений Васильевич(дон.) - родился около 1880 года, ст. Новочеркасской; окончил Александровский Юридический лицей и посвятил себя российской дипломатической службе, был выдающимся знатоком русской литературы, особенно в пушкиноведении. После революции 1917 г. остался в Лондоне, где служил раньше в посольстве, и умер там 2 мая 1949 г.
САВЕЛЬЕВ Александр Евграфович(дон.) - рожд. 1885 г., инженер-строитель и полковникжелезнодорожных войск, принимал участие в Первой мировой войне, награжден орденом св. Георгия 4-й ст. и Золотым оружием. После борьбы за Дон эмигрировал в Югославию, где работал по специальности. Умер 15 мая 1949 г. в Мюнхене (Бавария).
САВЕНКО Михаил Васильевич(куб.) - рожд. 1878 г., ст. Бе-кешевской; вахмистр, сподвижник ген. А.Г. Шкуро. В 1920 году 12 сентября стал во главе нового казачьего восстания в районе станиц Бургустанской, Суворовской, Воровсколесской и Еекешевской. Повстанцам удалось продержаться только две недели, после чего С. ушел с Казаками в горы, продолжая сопротивление большевикам. Убит 12 июня 1921 г.
САВИЦКИЙ Вячеслав Дмитриевич(куб.) - род. 17 марта 1880 г. в гор. Екатеринодаре. После окончания Оренбургского кадетского корпуса поступил в Технологический институт, но через год оставил высшую школу и зачислился в Николаевское кавалерийское училище. Из вахмистров казачьей сотни вышел в чине хорунжего на службу в Варшавский Кубанский дивизион, а вскоре был переведен в Собственный конвой императора. В дни революции и отречения государя был командиром 5-й сотни в чине есаула. По возвращении на Кубань зачислился на службу в Куб. гвардейский дивизион, но вскоре был привлечен к общественно-политической деятельности, в качестве члена Кубанской рады. Участвовал в Кубанских походах и произведен атаманом в чин полковника. После возвращения в Екатеринодар, по решению Рады, принял пост военного министра в правительстве Л.Л. Быча с производством в чин генерал-майора.
Однако через несколько месяцев ген. С. подал в отставку и в начале 1919 г. Краевая Рада назначила его в состав делегации на Версальскую мирную конференцию. В Париже он подписал с другими членами делегации проект Договора Дружбы с Горцами, а потому не рискнул возвратиться на Кубань и остался во Франции эмигрантом. В 1925 г. с группой джигитов прибыл в США, поселился в Калифорнии, где много снимался в фильмах, исполняя небольшие характерные роли, главным образом, в сценах из русской жизни.
САВИЦКИЙ Л.А. (уссур.) - из Николаевского кавалерийского училища выпущен с чином хорунжего в Уссурийский каз. дивизион, - во время Первой мировой войны награжден Золотым Георгиевским оружием, но погиб на Австрийском фронте в 1916 г.
САВИЦКИЙ Сергей С. (куб.) - род. 28 сентября 1893 г., ст. Старокорсунской; полковник, поэт. Молодым офицером служил в Кубанском пластунском батальоне и под Эрзерумом на Турецком фронте ранен. После революции 1917 г. сражался с ленинцами за Казачью Идею; после эвакуации из Крыма, остался в эмиграции и вскоре переехал в Бразилию. От 1928 г. как казачий патриот и сторонник Вольно-казачьего Движения печатался в казачьей национальной прессе. Умер 5 октября 1967 г., оставив четырех сыновей. Погребен в Куритибе (Бразилия).
САВИЦКИЙ Ю.А. (уссур.) - генерал-майор, участник Первой мировой войны, а после революции 1917 г. третий атаман Уссурийских Казаков.
САВОСТЬЯНОВ Матвей Никифорович (дон.) - рожд. 1853 года, член Русской Государственной Думы первого созыва; дома - станичный атаман с низшим образованием.
САГАЙДАК - казачье и татарское название колчана; по-киргизски - садак, по-алтайски - саадак.
САГАИДАЧНЫЙ - прозвище казачьего гетмана Конашевича (см.) - один из главных покровителей Киевского Братского монастыря, основанного Запорожскими Казаками в 1588 г. Умер от ран, полученных в сражениях под Хоти ном 10 апреля 1622 г.; перед смертью постригся в монахи и все свое имущества завещал монастырю; там и погребен.
САГАЦКИЙ Иван Иванович (дон.) - род. 8 января 1902 г., ст. Новониколаевской; сотник, инженер-геолог, доктор естественных наук. Его отца большевики расстреляли только за то, что он был казачьим полковником. Уже шестнадцати лет, юношей-кадетом С. боролся за Дон в отряде полк. Семилетова; в 1919 г. окончил Донской кадетский корпус, поступил в Атаманское военное училище. После производства в чин хорунжего вышел на службу в Лейб-гв. Казачий полк. От 1920 г. в эмиграции; в Париже и Нанси получил высшее образование и докторскую степень; от 1928 г. состоит на службе инженером-геологом в частных горных обществах и во французских правительственных учреждениях Западной Африки, Индокитая и Ново-Гибридских островов. Выполнял также служебные и научно-исследовательские поручения в Камеруне, Сенегале, Судане, Аннаме и в некоторых европейских странах. Опубликован ряд его работ по вопросам, касающимся изучения горных пород под микроскопом и научной документации результатов горных разведок, появившихся в печати французской, русской и английской с критикой рапортов некоторых геологов и горных разведчиков. В печати появились: 3 доклада во Французской Академии Наук, 3 доклада во Французском Геологическом Обществе, 5 работ по специальности: розыскам золота, изучению горных пород, составлению географических и геологических карт, изучению способов орошения, постройки шоссе и жел. дорог. Изданы также 4 геологических карты, выполненные С-цким. Некоторые его труды переведены на английский язык. Казакам он известен также, как поэт, стихи которого печатаются в журнале «Родимый Край» и изданы отдельными сборниками: «Память» (1938) и «Встречи» (1942 г.).
САГВА-см. МУЗГА.
САГИ -древне-скандинавские эпические сказания, изустные предания о жизни и обычаях предков, записанные ок. 300 г. по Р. Хр.; в некоторых сагах повествуется о весьма древ-них эпохах, когда Скандинавские племена проживали на Танаисе (Доне) и оттуда ушли на север с вождем Одином.
САДОВИНА (некр.) - фруктовое дерево.
САДЫК-ПАША - отуречившийся Казак из старшинского рода Чайковских; христианское имя Михаил. Будучи эмигрантом переехал в Турцию, где в 1851 г. принял магометанство и турецкое имя (см. Чайковский Михаил).
САКА - У Плиния Старшего (I век по Р. Хр.) говорится, что Персы называли Скифов именем Сака, «которое, собственно, принадлежало только одному из ближайших к ним народов». Скифы же, «зовут Кавказские горы Граукасис, что значит «белые от снега». Сочетая скифское «кас» и «кос» (белый) с именем Сака неоднократно предполагали, что из этих двух составных частей и получилось наше первоначальное имя «Кассака», которое в подобном звучании встречалось еще раньше у Страбона для военного народа, жившего в Закавказье. В переводе имя «Кассака» должно было бы обозначать «Белые Сака». Вероятно на этом же основании русский историк А. Попов утверждал, что на персидском языке «козак значит скифа» (А. Попов, История о Донском Войске).
САКВЫ - парные кожаные мешки цилиндрической формы, каждый на 10-12 фунтов овса; приторачивались по обе стороны передней луки к седлу.
САККОС - по-гречески «мешок»; парчовое архиерейское облачение с рукавами.
САКМА - проторенный конницей степной путь, широкий битый шлях.
САЛ- река, левый приток Дона, ок. 650 км длиной; в нижнем течении доступен для судов небольшого тоннажа.
САЛАМАТА - густой как каша молочный суп; кипящее молоко, заправленное мукой, куда иногда добавляют еще и каймак; также суп с салом или маслом, густо заправленный гречневой, просяной или пшеничной мукой. Обычная казачья пища в степных походах старого времени.
САЛТАНУШКИ {некр.)-служивые, «славные атаманушки».
САЛТОВ ВЕРХНИЙ - селение на Донце восточнее города Харькова и на юг от Белгорода. В 1900 г. учитель местной школы В.А. Бабенко обнаружил около С. Верхнего и раскопал несколько катакомбных погребений с инвентарем особого типа. Ввиду того, что подобные памятники были обнаружены несколько раньше и на Дону близ устья Тихой Сосны у дер. Маяки, в науке появился термин «Салтово-маяцкая археологическая культура».
Дальнейшие разведки и раскопки обнаружили: 1) что Салтово-маяцкая материальная культура зародилась в первые века по р. Хр. на Сев. Кавказе в оседлых центрах Асаланского государства; 2) что она в VI в. проявляется в болгарской Добрудже, т.е. тэм, где к тому времени обосновалась часть смешанного населения Асалании, ушедшего с Гуннами в Европу, 3) что здесь она появилась в одном из типов той же культуры в несколько более развившемся виде (Абоба, Плиск, Нови Пазар), 4) что появление памятников той же культуры на Донце датируется VII! веком и по-видимому совпадает со временем переселения с Дуная на север в Артану 208 тысяч Склавинов, которые со всем данным состояли из б. Кавказских Славян, Черных Болгар и Асов-аланов. По Краткой истории константинопольского патриарха Никифора, это произошло в 764 году и они поселились в Артане, что по-тюркски значит «Задонщина»; 5) что, распространяясь дальше на север и восток, носители Салтово-маяцкой культуры к началу IX в. появились на Дону и в Приазовье (И.И. Ляпушкин, Памятники Салтово-маяцкой культуры). Таким образом, они обосновались в западных пределах Казара в самый расцвет его государственной жизни; 6) что предметы этой культуры могли принадлежать и Сев. Кавказским Славянам, никогда не подчинявшихся Киеву.
Новые поселенцы принесли с собой некоторые европейские навыки, а между ними неизменный гончарный круг и кладку стен из правильно обтесанных блоков камня.
В 965 г. Казар пал под ударами войск киевского князя Святослава. От этого времени в районах распространения Салтово-маяцкой культуры на Донце и на Дону остались развалины 12 крепостей и замков, а также пожарища двух сотен укрепленных и неукрепленных селищ с разбросанными повсюду трупами. Осталось также враждебное отношение по-донского населения к Киеву, нашедшее отражение в разгроме Томаторканцами войск киевского князя Ярослава под Лиственом (1023 г.) и в выступлении Бродников по стороне Татар в 1223 г. (см. Калка).
Однако разрушение всех этих поселений не означает, что в них погибло и все население. Без следа исчезли только Чернью Болгары, Ясов же (Асов-аланов) и Подонских Славян (Бродников) источники упоминают и после X века. Через 16 лет после падения Казара персидская география Гудуд ал Алэм указывает Бродников на Среднем Дону между Хопром и Волгой. Вместе с тем, политические перемены, разрушение прежних центров, появление Русов-киевлян, преобладающее значение киевского рынка, послужили причиной почти полного исчезновения в жизни Подонья предметов Салтово-маяцкой материальной культуры.
Литература: М.И. Артамонов. История Хазар, Ленинград, 1962; М.И. Артамонов. Саркел -Белая Вежа, Труды Волго-Донской археологической комиссии т. I, МИА 62; И.И. Ляпушкин. Памятники Салтово-маяцкой культуры, там же; С.А. Плетнева. От кочевий к городам (Салтово-маяцкая культура), Москва 1967; Г. Губарев. Предки наших предков, «Казак», №№ 66, 68, 71, 74, Париж. 1962-1963. '
САЛЫ - камышовый плотик для седла и оружия при переправе через реку вплавь; привязывался к конскому хвосту.
САЛЬНИКОВА БРИГАДА - казачья бригада в Польской армии. После Новоросийской катастрофы в марте 1920 г. Советская армия взяла на берегу Черного моря многих Казаков. Часть из них была тут же мобилизована и направлена на Польский фронт «защищать родину». Из таких Казаков была сформирована и 4-я-дивизия в Конной армии Буденного. Но придя на фронт, эта дивизия самостоятельно бросилась догонять отступающих от Киева Поляков не с целью их преследования, а для того, чтобы перейти на их сторону. Проделав форсированным маршем 70 км, дивизия, наконец, оказалась среди них, была принята, но обезоружена. Однако, «правоверные» буденовцы шли по их следам, напали на расположение безоружных «изменников» и многих Казаков захватили в плен. Из спасшихся остатков была организована отдельная конная бригада под командой есаула А.И. Сальникова, при начальнике штаба сотнике И.И. Протопопове. Бригада принимала участие в боях против красных «Русов» и способствовала их поражению. Кроме нее из казачьих частей были: бригада есаула Яковлева (3 полка), полк Духопельникова и более позднего формирования дивизия ген. Трусова {4 полка). Все они сформированы из Казаков, перешедших на сторону Польши.
САЛЬСКИЙ ОКРУГ (дон.) - административный район в Земле Донских Казаков; 20 тыс. кв. км, ок. 100 тыс. жителей, Казаков, оседлых Калмыков и иногородних. Окружное Правление в ст. Великокняжеской; Граббевская, Денисовская, в округе числились также станицы: Атаманская, Батлаевская, Бурульская, Власовская, Граббевская, Денисовская, Иловайская, Ново-Алексеевская, Орловская, Платовская, Потаповская, Кутейниковская, Чунусовская, Эркетинская.
Обширные степи с широко развитым коневодством и скотоводством.
САМАН - крупный сырцовый кирпич из глины, смешанной с мелкой соломой и некоторым количеством навоза; огнеупорный и нетеплопроводный материал для стен жилых домов и хозяйственных построек.
САМАРЕНИН Михаил - Донской атаман в 1664-1670 и 1678-1679 гг., противник Степана Разина.
САМОЙЛОВИЧ Иван - гетман Войска Запорожского и обеих сторон Днепра. Учился в Киевской Могилянской коллегии, из которой в 1648 году ушел в армию Б. Хмельницкого; на пост гетмана избран в 1672 г., после ареста и ссылки в Сибирь гетмана Демьяна Многогрешного. Благодаря тому, что Турки в это время занимали часть Подолии, ему удалось добиться объединения всех казачьих земель Поднепровья и привлечь под власть Москвы полковые округа: Черкасский, Каневской, Белоцерковский, Корсунский, Брацлавский, Уманский, Могилевский (на Подолии), Кальницкий, Торговицкий и Паво-лочский. Земли Сичи и при нем оставались независимыми.
С Днепровскими Казаками С. принимал участие в неудачном Крымском походе князя Голицына, который приписал гетману все свои оплошности и ошибки. Поэтому в 1687 г. С. был взят под стражу и сослан в Сибирь, где и умер в 1692 году.
САМОСТРЕЛ- метательное оружие, выпускающее стрелы; род арбалета.
САМСОНОВ Александр Мефодиевич (дон.) - родился 6 апреля 1918 г. в хуторе Чебачий Золотовской станицы. Его отец погиб в застенках НКВД, когда он был еще ребенком; воспитывался матерью, перенес годы голода, холода и горьких слез, но все же закончил десятилетнюю школу в Ростове-на-Дону и технико-механическую школу в ст. Константиновской. Призванный в Советскую армию, участвовал во Второй мировой войне, попал в плен и остался в Германии. От 1949 г. проживает в Канаде, где работает в крупной фирме на руководящей должности. По призванию стал народным поэтом и писателем; печатается в казачьих изданиях.
САМСОНОВ Григорий Дмитриевич (астр.) - род. в 1888 г., гвардии сотник с дипломами физико-математического и юридического факультетов Петербургского университета. В 1916 г. из Николаевского кавалерийского училища вышел на службу в Лейб-гв. Сводно-Казачий полк, в котором оставался до революции 1917 г. После принимал участие в борьбе за Казачью Идею, а в 1920 году эвакуирован в Югославию. С 1947 г. проживал в США и преподавал русский язык в Нью-йоркской школе Берлиц. Умер в октябре 1954 года.
САНДАЛЯ - трезубец, которым бьют сазанов во время икрометания, когда они идут стадами при самом береге реки. С. иначе называется - ости.
САПЕТКА - круглая корзинка с двумя ручками.
САПОЖНИКОВЫ (дон.) -ст. Березовской: 1) Андреям в 1930 г. как раскулаченный выслан на дальний Север в спецпоселок «Островки» вместе со всей семьей. 2) Петр и Филипп Артемовичи в 1933 г. как противники коллективизации, арестованы советскими властями и сосланы неизвестно куда.
САПУХА - печная сажа.
САРАЙ БАТУ-первая столица Золотой Орды; основанная Батуханом в XIII в. недалеко от нынешней Астрахани, на берегу Ахтубы, там, где теперь находится поселок Селитряный.
САРАЙ БЕРКЕ или НОВЫЙ САРАЙ - город, построенный ханом Берке на левом берегу Волги, пониже Царева; хан Узбек (1312-1342) перенес сюда столицу Золотой Орды. Тамерлан разрушил этот город в 1396 году.
САРАЙСКАЯ ЕПАРХИЯ - учреждена в Сарае для христианского населения ордынской империи в 1261 г. Киевский митрополит назначил первым ее епископом Митрофана. Границы С. Е-хии совпадали с европейскими границами степных владений Золотой Орды. Через восемь лет после основания митрополит распорядился перенести местопребывание епископской кафедры в город Переяслав Южный. Сюда был назначен новый владыка Феогност с саном «епископа Сарайского и Переяславского». Но на новом месте епархиальный центр находился не больше двух-трех десятков лет. В связи с начавшимся вскоре бунтом темника Нагая, междоусобной войной и разорением христианских поселений епископы поспешили удалиться назад в Сарай, а киевский митрополит переехал во Владимир на Клязьме. С этого времени архиереи С. Е. стали титуловаться «епископами сарайскими и подонскими». В первой половине XIV в. епископ Варсонофий, оставаясь в Сарае, заложил в Крутицах, недалеко от Москвы, промежуточное епископское подворье, но когда в Орде начались разрухи, центром епархии стали не Крутицы, а г. Переслав Рязанский; в Московской летописи под годом 1382 сказано: «Toe же зимы Пимин митрополит поста-ви Саву епископом Сараю в граде Переславли». Христиане Среднего Дона по рекам Вороне и Хопру в области Червлений Яр находились под духовным руководством епископов Сарайских и Подонских. В середине XV века, когда Золотая Орда распалась на отдельные части, центр епархии обосновался в Крутицах. Владыки стали именоваться архиепископами и митрополитами Крутицкими, но сохраняли и старый титул епископов Сарайских и Подонских.
САРКЕЛ - Крепость Казарского царства на левом берегу нового русла Нижнего Дона, недалеко от станицы Цимлянской. Она построена ок. 836 г. по просьбе хакана византийским строителем Петроной Каматером и его мастерами. Хотя стены крепости были сложены из красного кирпича, местные Славяне называли ее Белой Вежой, очевидно, по памяти о белом замке Асов-аланов, стоявшем на противоположном берегу Дона. Он был разрушен Казарами ок. 815 г. Славянское население согласовало название крепости с его угро-финским значением - «Белая постройка», но слово С. могло иметь и тюркское значение - «Желтая крепость».
С. охранял водный и сухопутный торговые пути и скоро стал населенным пунктом, где собрались разноплеменные подонские жители: Славяне и Туранцы, оседлые и кочевники, христиане и язычники.
В 965 г. им пришлось сильно пострадать при нашествии войск киевского князя Святослава. Попав после этого в границы державы Томаторканской, С. или Белая Вежа стал одним из крупных ремесленных и торговых центров степного Подонья. Однако, через сто лет, теснимые Половцами, его жители должны были покинуть город. В1117 г. Беловежцы перешли в Киевскую Русь, где, по-видимому, прослыли под именем Бологовцев.
От этого времени на развалинах С-ла появилось какое-то новое племя, строившее саманные дома. Археолог М.И. Артамонов предполагает в нем казачьих предков Бродников и их появление там относит к XI-XII веку, т.е. ко времени державы Томаторканской (Труды Волго-Донской Археологической экспедиции, т. I. МИД 62, М.-Л. 1958). Другой археолог В.Д. Белецкий считает, что это произошло гораздо раньше: «Как показывает изучение материалов Саркела - Белой Вежи, в этом городе славянское население появляется до разгрома Хазар. Если при этом учесть, что появление славян в хазарский период не было явлением единичным на Нижнем Дону, о чем свидетельствует, например, наличие здесь открытого И.И. Ляпушкиным поселения у хутора Ближняя Мельница, то проникновение славянского населения в бассейн Нижнего Дона следует, очевидно, связать не с приходом Святослава, а с более ранним движением славян на юго-восток, начало которого уходит в VIII столетие. Небезынтересно в этой связи отметить, что славянское население Белой Вежи в хазарский период представлено постройками боршевс-кого типа, что, очевидно, указывает на приход этой группы населения из района Верхнего Дона. Подтверждением этому может служить обнаруженное в последние годы A.M. Москаленко городище Титчиха боршевского круга, которое своим местоположением (находится в 40 км вниз по Дону от Большого Боршевского городища) как бы указывает направление продвижения этой группы славян» (то же, т. II, МИА 75, стр. 134).