Глава 10. Правовой статус судей
Российской Федерации……………………………………………………188
10.1. Формирование судейского корпуса …………………………..188
10.2. Правовой статус судьи…………………………………………194
10.3. Несменяемость судей, приостановление и прекращение их полномочий.
Неприкосновенность судей…………………………………………..199
Контрольные вопросы и задания……………………………………205
Рекомендуемая литература…………………………………………205
Глава 11. Органы судейского сообщества……………………………207
11.1. Виды и система органов
судейского сообщества ………………………………………………207
11.2. Компетенция квалификационных коллегий судей…………212
Контрольные вопросы и задания……………………………………226
Рекомендуемая литература………………………………………....227
Глава 12. Прокуратура Российской Федерации……………………….228
12.1. Правовое положение прокуратуры РФ
в механизме государства……………………………………………228
12.2. Система и структура органов прокуратуры…………………231
12.3. Принципы организации и деятельности
органов прокуратуры…………………………………………………236
12.4. Функции (направления деятельности)
органов прокуратуры…………………………………………………241
12.5. Кадры органов и учреждений прокуратуры…………………252
Контрольные вопросы и задания……………………………………258
Рекомендуемая литература…………………………………………258
Глава 13. Органы раскрытия
и расследования преступлений……………………………………..…....260
13.1.Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность, их виды и задачи……………………………………...260
13.2. Органы дознания, их виды, задачи, полномочия …………….265
13.3.Органы предварительного следствия:
задачи и полномочия…………………………………………………268
13.4. Следственный комитет РФ…………………………………….272
Контрольные вопросы и задания……………………………………279
Рекомендуемая литература…………………………………………279
Глава 14. Министерство юстиции
Российской Федерации 281
14.1. Министерство юстиции РФ: задачи и полномочия…………281
14.2. Структура Министерства юстиции РФ,
его территориальные органы и учреждения………………………..288
14.3. Федеральные службы,
подведомственные Министерству юстиции РФ …………………..289
Контрольные вопросы и задания……………………………………293
Рекомендуемая литература…………………………………………293
Глава 15. Министерство внутренних дел
Российской Федерации 294
15.1. Министерство внутренних дел РФ:
задачи, полномочия, система ………………………………………294
15.2. Полиция в системе органов
внутренних дел России ………………………………………………299
15.3. Федеральная миграционная служба РФ………………………305
Контрольные вопросы и задания……………………………………306
Рекомендуемая литература…………………………………………306
Глава 16. Органы обеспечения
Государственной безопасности Российской
Федерации …………………………………………………………………307
16.1. Общая характеристика, правовые основы
безопасности и система органов ее обеспечения…………………307
16.2. Федеральная служба безопасности РФ………………………..310
16.3. Федеральная служба РФ по контролю
за оборотом наркотиков……………………………………………...319
16.3. Федеральная таможенная служба РФ………………………..326
Контрольные вопросы и задания……………………………………329
Рекомендуемая литература…………………………………………329
Глава 17. Институт Уполномоченного по правам
человека……………………………………………………………………331
17.1. Уполномоченный по правам человека
в Российской Федерации: понятие, компетенция…………………..331
17.2. Уполномоченный по правам человека
в субъекте РФ (на примере Свердловской области).... …………....337
Контрольные вопросы и задания……………………………………342
Рекомендуемая литература…………………………………………342
Глава 18. Нотариат в Российской Федерации………………………….344
18.1. Общая характеристика и место нотариата
в системе правоохранительных органов……………………………344
18.2. Правовой статус нотариуса…………………………………….347
18.3. Органы нотариального самоуправления……………………351
18.4. Основные правила совершения
нотариальных действий……………………………………………352
Контрольные вопросы и задания……………………………………355
Рекомендуемая литература…………………………………………355
Глава 19. Адвокатура в Российской Федерации……………………….356
19.1. Понятие и задачи адвокатуры …………………………………356
19.2. Организация адвокатуры. Органы самоуправления,
адвокатские образования…………………………………………….361
19.3. Статус адвоката……………………………………………….374
Контрольные вопросы и задания……………………………………378
Рекомендуемая литература…………………………………………379
Глава 20. Частная детективная
и охранная деятельность в Российской Федерации…………………...380
20.1. Частная детективная и охранная деятельность: понятие, правовая основа, виды сыскных и охранных услуг………………380
20.2. Субъекты частной детективной
и охранной деятельности…………………………………………….386
Контрольные вопросы и задания……………………………………391
Рекомендуемая литература……………………………………………392
Глава 21. Органы юстиции зарубежных стран……………………….393
21.1. Суд и прокуратура США……………………………………….393
21.2. Судебно-прокурорские органы Франции……………………..399
21.3. Правоохранительные органы Великобритании………………403
21.4. Суд и прокуратура Германии………………………………… 407
Контрольные вопросы и задания……………………………………410
Рекомендуемая литература…………………………………………410
Понятийный аппарат курса
«Правоохранительные органы Российской Федерации»…………… 411
Введение
Одной из базовых учебных дисциплин, с изучения которых студент юридического вуза начинает свой путь в профессию, является курс «Правоохранительные органы Российской Федерации». И это не случайно. Знания, приобретенные в ходе ее постижения, становятся не только основой для освоения на последующих курсах профильных предметов, но и служат юристу во всей его профессиональной деятельности. Трудно себе представить специалиста в области права, не знающего системы правоохранительных органов страны.
В Уральской государственной юридической академии названная дисциплина преподается не один десяток лет. Ранее этот курс (тогда он назывался «Организация суда и прокуратуры») читался преподавателями, входившими в состав кафедры гражданского процесса, а позже — прокурорского надзора (ныне — кафедра прокурорской деятельности). И здесь нельзя не вспомнить доктора юридических наук, профессора В. М. Семенова, который был, можно сказать, «главным идеологом» преподавания курса, автором и ответственным редактором неоднократно переиздававшихся учебников «Суд и правосудие в СССР», «Правоохранительные органы Российской Федерации», «Судебная власть. Правоохранительные органы Российской Федерации».
Правоохранительную деятельность в нашей стране венчает судебная власть, так как только суд решает вопрос о виновности (невиновности) лица, совершившего правонарушение, и о применении (неприменении) к нему меры государственного принуждения. При этом суд, хотя и не входит организационно в систему правоохранительных органов, напрямую защищает государственный и общественный строй РФ, права и свободы ее граждан, интересы объединений и организаций. Учитывая все это, Ученый совет УрГЮА возложил преподавание данной дисциплины на кафедру судебной деятельности, которая была образована 3 октября 2006 г. и по инициативе руководства Свердловского областного суда размещена во Дворце правосудия. Такое совместное решение было принято, с одной стороны, для создания профессорско-преподавательскому составу кафедры и студентам условий для эффективного освоения иучебном процессе судебной практики, а с другой — для объединения научного потенциала кафедры и опыта практической деятельности судей в целях совершенствования качества правосудия.
Заведующий кафедрой В. М. Бозров — Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, судья высшего квалификационного класса
При формировании кадрового состава кафедры помимо таких опытных педагогов, как кандидаты юридических наук,доценты Н. А. Мехренцева, И. И. Зайцева, О. А. Кожевников на преподавательские должности были приглашены лица,имеющие значительный опыт работы в судах и правоохранительных органах: председатель Судебной коллегии поуголовным делам Свердловского областного суда, судья высшего квалификационного класса, Заслуженный юрист РФ,доктор юридических наук, профессор, В. Н. Курченко; председатель Кировского районного суда г. Екатеринбурга и отставке, судья первого квалификационного класса, действительный государственный советник РФ III класса, кандидатюридических наук, доцент В. А. Байдуков; судья Уральского окружного военного суда в отставке, судья мерного квалификационного класса, доцент П. А. Палеев; судьяСвердловского областного суда, судья второго квалификационного класса, кандидат юридических наук, доцент Е. С.Семернева; президент Адвокатской палаты Свердловскойобласти в отставке, Заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук, доцент В. Н. Смирнов.
При кафедре создана и функционирует лаборатория но изучению проблем правосудия, где реализуются научные идеипреподавателей, аспирантов и студентов. Результаты исследований используются как в научных целях, так и вцелях совершенствования деятельности судей Свердловской области.
Кафедраи лаборатория по изучению проблем правосудия сотрудничают с Европейским Университетом и в г. Санкт- Петербурге, с научными сотрудниками которого ведутсясовместные исследования. Такая работа проведена, например,в судах Свердловской и Курганской областей.
Деловые отношения связывают кафедру судебной деятельности с одноименной кафедрой и кафедрой уголовного процесса Российской академии правосудия, с кафедрами уголовного процесса и криминалистики Алтайского, Оренбургского, Омского, Томского, Северо-Осетинского государственных университетов, а также Омской и Волгоградской академиями МВД РФ, Московской государственной юридической академией и другими вузами страны.
На кафедре кроме курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» разработаны и преподаются следующие дисциплины специализаций для Института юстиции УрГЮА: «Организация деятельности судов», «Организация, делопроизводство и статистическая отчетность в деятельности Федеральной службы судебных приставов», «История, организация и деятельность адвокатуры», «Организация и деятельность Федеральной регистрационной службы».
Преподаватели кафедры осуществляют руководство учебной и производственной практикой студентов судебной специализации старших курсов Института юстиции, ведут занятия со слушателями факультета подготовки и повышения квалификации судейских кадров.
По инициативе кафедры и руководства Свердловского областного суда при Институте юстиции УрГЮА создана юридическая клиника, в которой на факультативной основе в течение двух лет обучаются перспективные студенты судебной специализации старших курсов. Методическое обеспечение и преподавание в клинике осуществляет кафедра судебной деятельности. Цель работы клиники — подготовка квалифицированных специалистов аппарата для судов области. Обучавшимся в ней по окончании Академии, помимо диплома о высшем профессиональном образовании, вручается соответствующий сертификат.
За короткое время преподавателями кафедры и аспирантами подготовлено и издано 10 монографий и ряд учебных пособий, опубликован не один десяток научных статей и докладов. Итогом, завершающим научно-исследовательскую деятельность кафедры за пять лет со дня ее образования, можно считать предлагаемый вашему вниманию учебник «Правоохранительные органы Российской Федерации». Думается, что его авторам удалось реализовать новые, продиктованные современными реалиями требования, предъявляемые к подобного рода изданиям.
Ректор УрГЮА, доктор юридических наук,
профессор Бублик В. А
Принятые сокращения
Нормативные правовые акты
Конституция РФ— Конституция Российской Федерации,принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с уметом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерацииот 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ)
АПК РФ— Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ
ГК РФ— Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ; часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3
ГПК РФ— Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЭ
КоАП РФ— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ
НК РФ— Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ
СК РФ— Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3
УК РФ— Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3
УПК РФ —Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ
Закон о Конституционном Суде— Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»
Закон о статусе судей— Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»
Закон о судах общей юрисдикции— Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»
Закон о судебной системе— Федеральный конституционный закот от 31 декабря 1995 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
Органы власти
МВД России— Министерство внутренних дел Российской Федерации
МИД России— Министерство иностранных дел Российской Федерации
Минобороны России— Министерство обороны Российской Федерации
Минюст России— Министерство юстиции Российской Федерации
ФМС Рэссии— Федеральная миграционная служба
ФСБ России— Федеральная служба безопасности
ФСИН России— Федеральная служба исполнения наказаний
ФСКН России— Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков
ФССП России— Федеральная служба судебных приставов
ФТС России— Федеральная таможенная служба
Прочие сокращения
абз.— абзац (-ы)
гл.— глава (-ы)
п.— пункт (-ы)
поди.— подпункт (-ы)
разд.— раздел (-ы)
РФ— Российская Федерация
ст.— статья (-и)
ч.— часть (-и)
Глава 1 ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
После изучения настоящей главы студент должен:
знать: предмет и метод курса «Правоохранительные органы в Российской Федерации»; понятие и виды правоохранительных органов и правоохранительной деятельности;
уметь: показать взаимосвязь курса «Правоохранительные органы в Российской Федерации» с другими юридическими дисциплинами; объяснить место правоохранительных органов в системе органов государства; кратко охарактеризовать основные направления деятельности правоохранительных органов;
владеть:юридической терминологией, касающейся предмета, системы и структуры курса «Правоохранительные органы в Российской Федерации»; понятийным аппаратом, принятым для характеристики правоохранительных органов и правоохранительной деятельности; навыками работы с нормативными правовыми актами, касающимися организации деятельности правоохранительных органов.
1.1. Предмет и система курса
«Правоохранительные органы Российской Федерации»
Учебный курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» является комплексной юридической дисциплиной, изучающей совокупность норм различных отраслей права, регулирующих организацию и деятельность судебных и правоохранительных органов РФ.
В настоящее время не существует единого понятия правоохранительных органов и правоохранительной деятельности. В учебной литературе встречаются трактовки термина «правоохранительные органы» в широком понимании: к ним относят суды, прокуратуру, адвокатуру, нотариат, органы юстиции, органы предварительного расследования, частные детективные и охранные учреждения, комиссии по делам несовершеннолетних и иные органы и организации, в той или иной степени обладающие полномочиями в сфере правоприменения.
В узком понимании к правоохранительным органам принято относить органы предварительного расследования (СК РФ, ФСБ России, МВД России, таможенные органы, ФСКН России и некоторые другие).
Следует заметить, что правоохранительные функции могут выполнять различные органы государства, но далеко не все они могут быть отнесены к правоохранительным.
К основным признакам правоохранительной деятельности принято относить следующие:
1) она состоит в защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства от противоправных посягательств;
2) осуществляется на основе закона в особой форме, предполагающей основания, четкую последовательность и порядок совершения отдельных действий;
3) осуществляется специально уполномоченными законом субъектами, наделенными особым статусом;
4) осуществляется от имени государства и предполагает наличие властных полномочий, т.е. связана с применением мер государственного принуждения.
В курсе «Правоохранительные органы Российской Федерации» изучаются следующие виды правоохранительной деятельности:
● конституционный контроль;
● осуществление правосудия;
● прокурорский надзор;
● выявление и расследование преступлений;
● оперативно-розыскная деятельность;
● охрана общественного порядка;
● обеспечение государственной безопасности;
● оказание квалифицированной юридической помощи;
● удостоверение бесспорных прав и фактов.
В структуре курса выделяются три части: общая, особенная, специальная.
В общей части рассматриваются основные теоретические положения курса (понятие и признаки судебной власти, правосудия, общее понятие судебной системы и др.).
Особенная часть посвящена организации и деятельности конкретных судебных и правоохранительных органов (отдельных видов судов и звеньев судебной системы, прокуратуры, полиции, органов государственной безопасности и др.).
В специальной части курса изучается организация и деятельность суда и правоохранительных органов некоторых зарубежных стран.
1.2. Соотношение курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» с другими юридическими дисциплинами
Вводный характер курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» предполагает его взаимодействие с другими учебными дисциплинами.
Для того чтобы освоить курсы, предметом которых являются отрасли права (конституционное, административное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и др.), студентам необходимо иметь соответствующий методический и лексический инструментарий.
Наряду с курсом теории государства и права учебная дисциплина «Правоохранительные органы Российской Федерации» создает фундамент для глубокого изучения и понимания целого ряда отраслевых предметов.
Необходимо отметить взаимосвязь курсов «Теория государства и права» и «Правоохранительные органы Российской Федерации». В учебных заведениях данные дисциплины изучаются одновременно, взаимно дополняя друг друга. При изучении курса теории государства и права студенты получают знания о системе и функциях органов государства, правовой системе и системе права, формах государственного устройства, теории разделения властей, институтах и отраслях права и других категориях. Учебный курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» дает представление о независимости и самостоятельности судебной власти и правосудия, особенностях построения судебной и правоохранительной систем, принципах правосудия, подзаконности судебной и правоохранительной деятельности. Общие теоретические понятия источников права, нормативных актов находят здесь выражение в изучении законодательных источников, регулирующих организацию и деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия, внутренних дел, государственной безопасности, адвокатуры и иных правоохранительных органов и организаций.
Конституционные основы судебной власти изучаются как в курсе «Конституционное право Российской Федерации», так и в дисциплине «Правоохранительные органы Российской Федерации».
Многие положения об организации судебных органов отражены непосредственно в Конституции РФ. В гл. 7 «Судебная власть» закреплены основополагающие принципы судоустройства и судопроизводства; организации высших судебных органов — Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; правового статуса судей — носителей судебной власти, а также принципы построения и система органов прокуратуры. По мнению ряда авторов, судоустройство является подотраслью конституционного права, так как регулирует особенности построения судебных органов в общей системе органов государства.
Государственное устройство России подробно изучается в курсе «Конституционное право Российской Федерации», тогда как организация судебной власти в федеративном государстве является предметом рассмотрения в дисциплине «Правоохранительные органы в Российской Федерации» (например, вопросы организации федеральных судов и судов субъектов РФ).
Кроме того, конституционные основы (принципы) правосудия (равенство граждан перед законом и судом; независимость судей и подчинение их только закону; осуществление правосудия только судом и на основе закона; состязательность и равноправие сторон в судебном процессе; гласность судопроизводства и др.) изучается в качестве отдельных разделов в обеих учебных дисциплинах.
Если в курсе «Конституционное право Российской Федерации» изучаются конституционные основы статуса судей в целом, то дисциплина «Правоохранительные органы» данные положения рассматривает достаточно детально (понятие правового статуса судей, требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, особый порядок приостановления и прекращения полномочий судей, неприкосновенность судей и др.). Особое значение для лиц, получающих юридическое образование, имеют разделы курса, в которых изучаются организационные и инстанционные связи между судами.
В полном объеме характеристики каждого судебного полномочия даны в курсах уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права. Вместе с тем в общем виде основные положения о суде первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций даются уже в предмете «Правоохранительные органы».
Необходимо выделить и отдельные правовые институты, изучаемые в различных дисциплинах с точки зрения судоустройства и судопроизводства. Так, институт присяжных заседателей является частью уголовно-процессуального права как совокупность норм, регулирующих особенности данного вида судопроизводства по уголовным делам (оценка доказательств, разграничение функции председательствующего и присяжных заседателей и др.).
В аспекте судоустройства институт присяжных заседателей изучается с точки зрения требований, которые к ним предъявляются, формирования списков возможных кандидатов, оснований освобождения от данной деятельности.
В курсах «Правоохранительные органы Российской Федерации» и «Уголовный процесс» рассматриваются понятие предварительного расследования, его виды, система органов, его осуществляющих. Данные положения изучаются в развитии — от построения следственного аппарата СК РФ, органов внутренних дел, ФСБ России и ФСКН России до порядка проведения дознания и предварительного следствия, подследственности, полномочий дознавателей и следователей.
Понятие административного правонарушения, системы органов, рассматривающих административные дела, видов административной ответственности являются предметом административного права. В курсе «Правоохранительные органы» изучается административное правосудие как один из способов осуществления судебной власти, а также некоторые вопросы подсудности дел об административных правонарушениях судам общей юрисдикции, а споров, вытекающих из административных правоотношений, — арбитражным судам.
Кроме того, в разделе «Правовой статус судей в Российской Федерации» изучаются положения об особом порядке привлечения судей к административной ответственности.
В курсе «Правоохранительные органы Российской Федерации» значительное внимание уделяется российской прокуратуре. Рассматриваются такие вопросы, как место органов прокуратуры в системе государства, общее понятие прокурорского надзора, принципы организации и деятельности прокуратуры, система ее органов, функции и основные направления деятельности, правовой статус прокурорских работников. В более полном объеме, с точки зрения прокурорской деятельности, данные положения изучаются в учебной дисциплине «Прокурорский надзор».
В меньшей степени данный курс связан с материальными отраслями права и соответствующими учебными дисциплинами. Вместе с тем в разделах, посвященных организации судебной системы, затрагиваются вопросы компетенции судов различных видов и звеньев. Так, рассматривается подсудность мировых судей, районных судов, областных и соответствующих судов, к которой, в частности, относятся уголовные, гражданские и административные дела, указанные в законе. Таким образом, составы преступлений и административных правонарушений, а также категории гражданско-правовых споров, рассматриваемых судами, в некоторой степени изучаются и в данном курсе. При рассмотрении же одного из главных теоретических вопросов курса — понятие и признаки правосудия — дается представление о содержании и особенностях уголовного, гражданского и административного правосудия.
В целом учебная дисциплина «Правоохранительные органы Российской Федерации» является комплексным курсом, изучающим судебные и правоохранительные органы в системе разделения властей в наиболее общем виде, создавая тем самым возможность для перехода к освоению специальных юридических дисциплин.
Контрольные вопросы и задания
1. Что составляет предмет курса « Правоохранительные органы Российской Федерации»?
2. Какие трактовки термина «правоохранительные органы» вы знаете?
3. Назовите основные признаки правоохранительной деятельности.
4. Перечислите виды правоохранительной деятельности, изучаемые в данном курсе.
5. Как соотносится курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» с другими юридическими дисциплинами?
Рекомендуемая литература
1. Анишина, В. И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации: курс лекций. — М., 2008.
2. Бойков, А. Д. Третья власть в России: очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990—1996 гг. — М., 1997.
3. Власенко, Н. А. Судебная власть и судебная деятельность в Российской Федерации: краткий курс лекций / Н. А. Власенко,
Н. Власенко. — М., 2005.
4. Ершов, В. В. Судебная система России : учеб. пособие /
В. Ершов, Н. В. Радутная. — М., 2001.
5. Колоколов, Н. А. Судебная власть: некоторые проблемы реформирования. — Курск, 2002.
6. Колоколов, Н. А. Теория судебных систем: особенности конституционного регулирования, судебного строительства и судебной деятельности в федеративном государстве / Н. А. Колоколов,
Г. Павлинов. — М., 2007.
7. Колоколов, Н. А. О суде и судьях. Избранное. — М., 2010.
8. Кутафин, О. Е. Судебная власть в России: История. Документы : в 6 т. / О. Е. Кутафин, В. М. Лебедев, Г. Ю. Семигин. — М., 2003.
9.Лебедев, В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. — М., 2001.
10 Судебная власть / под ред. И. Л. Петрухина. — М., 2008.
Глава 2 НОРМАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ КУРСА «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
После изучения настоящей главы студент должен:
знать: понятие нормативных источников и их классификацию; уметь: ориентироваться в системе нормативных источников курса «Правоохранительные органы»;
владеть: юридической терминологией, касающейся предмета, системы, нормативных источников курса «Правоохранительные органы Российской Федерации»; навыками работы с нормативными актами, их текстом.