Глава 10. Правовой статус судей

Российской Федерации……………………………………………………188

10.1. Формирование судейского корпуса …………………………..188

10.2. Правовой статус судьи…………………………………………194

10.3. Несменяемость судей, приостановление и прекращение их полномочий.

Неприкосновенность судей…………………………………………..199

Контрольные вопросы и задания……………………………………205

Рекомендуемая литература…………………………………………205

Глава 11. Органы судейского сообщества……………………………207

11.1. Виды и система органов

судейского сообщества ………………………………………………207

11.2. Компетенция квалификационных коллегий судей…………212

Контрольные вопросы и задания……………………………………226

Рекомендуемая литература………………………………………....227

Глава 12. Прокуратура Российской Федерации……………………….228

12.1. Правовое положение прокуратуры РФ

в механизме государства……………………………………………228

12.2. Система и структура органов прокуратуры…………………231

12.3. Принципы организации и деятельности

органов прокуратуры…………………………………………………236

12.4. Функции (направления деятельности)

органов прокуратуры…………………………………………………241

12.5. Кадры органов и учреждений прокуратуры…………………252

Контрольные вопросы и задания……………………………………258

Рекомендуемая литература…………………………………………258

Глава 13. Органы раскрытия

и расследования преступлений……………………………………..…....260

13.1.Органы, осуществляющие оперативно-розыскную

деятельность, их виды и задачи……………………………………...260

13.2. Органы дознания, их виды, задачи, полномочия …………….265

13.3.Органы предварительного следствия:

задачи и полномочия…………………………………………………268

13.4. Следственный комитет РФ…………………………………….272

Контрольные вопросы и задания……………………………………279

Рекомендуемая литература…………………………………………279

Глава 14. Министерство юстиции

Российской Федерации 281

14.1. Министерство юстиции РФ: задачи и полномочия…………281

14.2. Структура Министерства юстиции РФ,

его территориальные органы и учреждения………………………..288

14.3. Федеральные службы,

подведомственные Министерству юстиции РФ …………………..289

Контрольные вопросы и задания……………………………………293

Рекомендуемая литература…………………………………………293

Глава 15. Министерство внутренних дел

Российской Федерации 294

15.1. Министерство внутренних дел РФ:

задачи, полномочия, система ………………………………………294

15.2. Полиция в системе органов

внутренних дел России ………………………………………………299

15.3. Федеральная миграционная служба РФ………………………305

Контрольные вопросы и задания……………………………………306

Рекомендуемая литература…………………………………………306

Глава 16. Органы обеспечения

Государственной безопасности Российской

Федерации …………………………………………………………………307

16.1. Общая характеристика, правовые основы

безопасности и система органов ее обеспечения…………………307

16.2. Федеральная служба безопасности РФ………………………..310

16.3. Федеральная служба РФ по контролю

за оборотом наркотиков……………………………………………...319

16.3. Федеральная таможенная служба РФ………………………..326

Контрольные вопросы и задания……………………………………329

Рекомендуемая литература…………………………………………329

Глава 17. Институт Уполномоченного по правам

человека……………………………………………………………………331

17.1. Уполномоченный по правам человека

в Российской Федерации: понятие, компетенция…………………..331

17.2. Уполномоченный по правам человека

в субъекте РФ (на примере Свердловской области).... …………....337

Контрольные вопросы и задания……………………………………342

Рекомендуемая литература…………………………………………342

Глава 18. Нотариат в Российской Федерации………………………….344

18.1. Общая характеристика и место нотариата

в системе правоохранительных органов……………………………344

18.2. Правовой статус нотариуса…………………………………….347

18.3. Органы нотариального самоуправления……………………351

18.4. Основные правила совершения

нотариальных действий……………………………………………352

Контрольные вопросы и задания……………………………………355

Рекомендуемая литература…………………………………………355

Глава 19. Адвокатура в Российской Федерации……………………….356

19.1. Понятие и задачи адвокатуры …………………………………356

19.2. Организация адвокатуры. Органы самоуправления,

адвокатские образования…………………………………………….361

19.3. Статус адвоката……………………………………………….374

Контрольные вопросы и задания……………………………………378

Рекомендуемая литература…………………………………………379

Глава 20. Частная детективная

и охранная деятельность в Российской Федерации…………………...380

20.1. Частная детективная и охранная деятельность: понятие, правовая основа, виды сыскных и охранных услуг………………380

20.2. Субъекты частной детективной

и охранной деятельности…………………………………………….386

Контрольные вопросы и задания……………………………………391

Рекомендуемая литература……………………………………………392

Глава 21. Органы юстиции зарубежных стран……………………….393

21.1. Суд и прокуратура США……………………………………….393

21.2. Судебно-прокурорские органы Франции……………………..399

21.3. Правоохранительные органы Великобритании………………403

21.4. Суд и прокуратура Германии………………………………… 407

Контрольные вопросы и задания……………………………………410

Рекомендуемая литература…………………………………………410

Понятийный аппарат курса

«Правоохранительные органы Российской Федерации»…………… 411

Введение

Одной из базовых учебных дисциплин, с изучения ко­торых студент юридического вуза начинает свой путь в профессию, является курс «Правоохранительные органы Российской Федерации». И это не случайно. Знания, при­обретенные в ходе ее постижения, становятся не только ос­новой для освоения на последующих курсах профильных предметов, но и служат юристу во всей его профессиональ­ной деятельности. Трудно себе представить специалиста в области права, не знающего системы правоохранительных органов страны.

В Уральской государственной юридической академии названная дисциплина преподается не один десяток лет. Ра­нее этот курс (тогда он назывался «Организация суда и про­куратуры») читался преподавателями, входившими в состав кафедры гражданского процесса, а позже — прокурорского надзора (ныне — кафедра прокурорской деятельности). И здесь нельзя не вспомнить доктора юридических наук, профессора В. М. Семенова, который был, можно сказать, «главным идеологом» преподавания курса, автором и от­ветственным редактором неоднократно переиздававшихся учебников «Суд и правосудие в СССР», «Правоохранитель­ные органы Российской Федерации», «Судебная власть. Правоохранительные органы Российской Федерации».

Правоохранительную деятельность в нашей стране венчает судебная власть, так как только суд решает во­прос о виновности (невиновности) лица, совершившего правонарушение, и о применении (неприменении) к нему меры государственного принуждения. При этом суд, хотя и не входит организационно в систему правоохранитель­ных органов, напрямую защищает государственный и об­щественный строй РФ, права и свободы ее граждан, интере­сы объединений и организаций. Учитывая все это, Ученый совет УрГЮА возложил преподавание данной дисциплины на кафедру судебной деятельности, которая была образова­на 3 октября 2006 г. и по инициативе руководства Свердловского областного суда размещена во Дворце правосудия. Такое совместное решение было принято, с одной стороны, для создания профессорско-преподавательскому составу кафедры и студентам условий для эффективного освоения иучебном процессе судебной практики, а с другой — для объединения научного потенциала кафедры и опыта прак­тической деятельности судей в целях совершенствования качества правосудия.

Заведующий кафедрой В. М. Бозров — Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, судья высшего квалификационного класса

При формировании кадрового состава кафедры помимо таких опытных педагогов, как кандидаты юридических на­ук,доценты Н. А. Мехренцева, И. И. Зайцева, О. А. Кожев­ников на преподавательские должности были приглашены лица,имеющие значительный опыт работы в судах и право­охранительных органах: председатель Судебной коллегии поуголовным делам Свердловского областного суда, судья высшего квалификационного класса, Заслуженный юрист РФ,доктор юридических наук, профессор, В. Н. Курченко; председатель Кировского районного суда г. Екатеринбур­га и отставке, судья первого квалификационного класса, действительный государственный советник РФ III класса, кандидатюридических наук, доцент В. А. Байдуков; судья Уральского окружного военного суда в отставке, судья мерного квалификационного класса, доцент П. А. Палеев; судьяСвердловского областного суда, судья второго квали­фикационного класса, кандидат юридических наук, доцент Е. С.Семернева; президент Адвокатской палаты Свердлов­скойобласти в отставке, Заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук, доцент В. Н. Смирнов.

При кафедре создана и функционирует лаборатория но изучению проблем правосудия, где реализуются научные идеипреподавателей, аспирантов и студентов. Результаты исследований используются как в научных целях, так и вцелях совершенствования деятельности судей Свердловской области.

Кафедраи лаборатория по изучению проблем право­судия сотрудничают с Европейским Университетом и в г. Санкт- Петербурге, с научными сотрудниками которого ведутсясовместные исследования. Такая работа проведена, например,в судах Свердловской и Курганской областей.

Деловые отношения связывают кафедру судебной деятельности с одноименной кафедрой и кафедрой уголовного процесса Российской академии правосудия, с кафедрами уголовного процесса и криминалистики Алтайского, Орен­бургского, Омского, Томского, Северо-Осетинского госу­дарственных университетов, а также Омской и Волгоград­ской академиями МВД РФ, Московской государственной юридической академией и другими вузами страны.

На кафедре кроме курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» разработаны и преподаются сле­дующие дисциплины специализаций для Института юсти­ции УрГЮА: «Организация деятельности судов», «Орга­низация, делопроизводство и статистическая отчетность в деятельности Федеральной службы судебных приставов», «История, организация и деятельность адвокатуры», «Ор­ганизация и деятельность Федеральной регистрационной службы».

Преподаватели кафедры осуществляют руководство учебной и производственной практикой студентов судеб­ной специализации старших курсов Института юстиции, ведут занятия со слушателями факультета подготовки и повышения квалификации судейских кадров.

По инициативе кафедры и руководства Свердловского областного суда при Институте юстиции УрГЮА создана юридическая клиника, в которой на факультативной основе в течение двух лет обучаются перспективные студенты су­дебной специализации старших курсов. Методическое обе­спечение и преподавание в клинике осуществляет кафедра судебной деятельности. Цель работы клиники — подготов­ка квалифицированных специалистов аппарата для судов области. Обучавшимся в ней по окончании Академии, по­мимо диплома о высшем профессиональном образовании, вручается соответствующий сертификат.

За короткое время преподавателями кафедры и аспи­рантами подготовлено и издано 10 монографий и ряд учеб­ных пособий, опубликован не один десяток научных статей и докладов. Итогом, завершающим научно-исследовательскую деятельность кафедры за пять лет со дня ее образо­вания, можно считать предлагаемый вашему вниманию учебник «Правоохранительные органы Российской Феде­рации». Думается, что его авторам удалось реализовать но­вые, продиктованные современными реалиями требования, предъявляемые к подобного рода изданиям.

Ректор УрГЮА, доктор юридических наук,

профессор Бублик В. А

Принятые сокращения

Нормативные правовые акты

Конституция РФ— Конституция Российской Федера­ции,принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с уметом поправок, внесенных Законами Российской Фе­дерации о поправках к Конституции Российской Федера­цииот 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ)

АПК РФ— Арбитражный процессуальный кодекс Рос­сийской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ

ГК РФ— Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ; часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3

ГПК РФ— Гражданский процессуальный кодекс Рос­сийской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЭ

КоАП РФ— Кодекс Российской Федерации об ад­министративных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

НК РФ— Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ

СК РФ— Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3

УК РФ— Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3

УПК РФ —Уголовно-процессуальный кодекс Россий­ской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ

Закон о Конституционном Суде— Федеральный кон­ституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Кон­ституционном Суде Российской Федерации»

Закон о статусе судей— Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»

Закон о судах общей юрисдикции— Федеральный кон­ституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О су­дах общей юрисдикции в Российской Федерации»

Закон о судебной системе— Федеральный конституци­онный закот от 31 декабря 1995 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

Органы власти

МВД России— Министерство внутренних дел Россий­ской Федерации

МИД России— Министерство иностранных дел Рос­сийской Федерации

Минобороны России— Министерство обороны Россий­ской Федерации

Минюст России— Министерство юстиции Российской Федерации

ФМС Рэссии— Федеральная миграционная служба

ФСБ России— Федеральная служба безопасности

ФСИН России— Федеральная служба исполнения на­казаний

ФСКН России— Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

ФССП России— Федеральная служба судебных при­ставов

ФТС России— Федеральная таможенная служба

Прочие сокращения

абз.— абзац (-ы)

гл.— глава (-ы)

п.— пункт (-ы)

поди.— подпункт (-ы)

разд.— раздел (-ы)

РФ— Российская Федерация

ст.— статья (-и)

ч.— часть (-и)

Глава 1 ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

После изучения настоящей главы студент должен:

знать: предмет и метод курса «Правоохранительные органы в Россий­ской Федерации»; понятие и виды правоохранительных органов и право­охранительной деятельности;

уметь: показать взаимосвязь курса «Правоохранительные органы в Российской Федерации» с другими юридическими дисциплинами; объ­яснить место правоохранительных органов в системе органов государства; кратко охарактеризовать основные направления деятельности правоохра­нительных органов;

владеть:юридической терминологией, касающейся предмета, системы и структуры курса «Правоохранительные органы в Российской Феде­рации»; понятийным аппаратом, принятым для характеристики право­охранительных органов и правоохранительной деятельности; навыками работы с нормативными правовыми актами, касающимися организации деятельности правоохранительных органов.

1.1. Предмет и система курса

«Правоохранительные органы Российской Федерации»

Учебный курс «Правоохранительные органы Россий­ской Федерации» является комплексной юридической дис­циплиной, изучающей совокупность норм различных от­раслей права, регулирующих организацию и деятельность судебных и правоохранительных органов РФ.

В настоящее время не существует единого понятия пра­воохранительных органов и правоохранительной деятель­ности. В учебной литературе встречаются трактовки терми­на «правоохранительные органы» в широком понимании: к ним относят суды, прокуратуру, адвокатуру, нотариат, органы юстиции, органы предварительного расследования, частные детективные и охранные учреждения, комиссии по делам несовершеннолетних и иные органы и организа­ции, в той или иной степени обладающие полномочиями в сфере правоприменения.

В узком понимании к правоохранительным органам принято относить органы предварительного расследования (СК РФ, ФСБ России, МВД России, таможенные органы, ФСКН России и некоторые другие).

Следует заметить, что правоохранительные функции могут выполнять различные органы государства, но далеко не все они могут быть отнесены к правоохранительным.

К основным признакам правоохранительной деятельно­сти принято относить следующие:

1) она состоит в защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства от противоправных посягательств;

2) осуществляется на основе закона в особой форме, предполагающей основания, четкую последовательность и порядок совершения отдельных действий;

3) осуществляется специально уполномоченными зако­ном субъектами, наделенными особым статусом;

4) осуществляется от имени государства и предполагает наличие властных полномочий, т.е. связана с применением мер государственного принуждения.

В курсе «Правоохранительные органы Российской Фе­дерации» изучаются следующие виды правоохранительной деятельности:

● конституционный контроль;

● осуществление правосудия;

● прокурорский надзор;

● выявление и расследование преступлений;

● оперативно-розыскная деятельность;

● охрана общественного порядка;

● обеспечение государственной безопасности;

● оказание квалифицированной юридической помощи;

● удостоверение бесспорных прав и фактов.

В структуре курса выделяются три части: общая, особен­ная, специальная.

В общей части рассматриваются основные теоретиче­ские положения курса (понятие и признаки судебной вла­сти, правосудия, общее понятие судебной системы и др.).

Особенная часть посвящена организации и деятельно­сти конкретных судебных и правоохранительных органов (отдельных видов судов и звеньев судебной системы, прокуратуры, полиции, органов государственной безопасности и др.).

В специальной части курса изучается организация и де­ятельность суда и правоохранительных органов некоторых зарубежных стран.

1.2. Соотношение курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» с другими юридическими дисциплинами

Вводный характер курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» предполагает его взаимодействие с другими учебными дисциплинами.

Для того чтобы освоить курсы, предметом которых яв­ляются отрасли права (конституционное, административ­ное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и др.), студентам необходимо иметь соответствующий мето­дический и лексический инструментарий.

Наряду с курсом теории государства и права учебная дисциплина «Правоохранительные органы Российской Фе­дерации» создает фундамент для глубокого изучения и по­нимания целого ряда отраслевых предметов.

Необходимо отметить взаимосвязь курсов «Теория госу­дарства и права» и «Правоохранительные органы Россий­ской Федерации». В учебных заведениях данные дисципли­ны изучаются одновременно, взаимно дополняя друг друга. При изучении курса теории государства и права студенты получают знания о системе и функциях органов государ­ства, правовой системе и системе права, формах государ­ственного устройства, теории разделения властей, институ­тах и отраслях права и других категориях. Учебный курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» дает представление о независимости и самостоятельности судебной власти и правосудия, особенностях построения судебной и правоохранительной систем, принципах право­судия, подзаконности судебной и правоохранительной дея­тельности. Общие теоретические понятия источников пра­ва, нормативных актов находят здесь выражение в изучении законодательных источников, регулирующих организацию и деятельность суда, прокуратуры, органов предваритель­ного следствия, внутренних дел, государственной безопасности, адвокатуры и иных правоохранительных органов и организаций.

Конституционные основы судебной власти изучаются как в курсе «Конституционное право Российской Феде­рации», так и в дисциплине «Правоохранительные органы Российской Федерации».

Многие положения об организации судебных органов отражены непосредственно в Конституции РФ. В гл. 7 «Су­дебная власть» закреплены основополагающие принципы судоустройства и судопроизводства; организации высших судебных органов — Конституционного Суда РФ, Верхов­ного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; правового статуса судей — носителей судебной власти, а также прин­ципы построения и система органов прокуратуры. По мне­нию ряда авторов, судоустройство является подотраслью конституционного права, так как регулирует особенности построения судебных органов в общей системе органов го­сударства.

Государственное устройство России подробно изучается в курсе «Конституционное право Российской Федерации», тогда как организация судебной власти в федеративном го­сударстве является предметом рассмотрения в дисциплине «Правоохранительные органы в Российской Федерации» (например, вопросы организации федеральных судов и су­дов субъектов РФ).

Кроме того, конституционные основы (принципы) правосудия (равенство граждан перед законом и судом; независимость судей и подчинение их только закону; осу­ществление правосудия только судом и на основе закона; состязательность и равноправие сторон в судебном процес­се; гласность судопроизводства и др.) изучается в качестве отдельных разделов в обеих учебных дисциплинах.

Если в курсе «Конституционное право Российской Фе­дерации» изучаются конституционные основы статуса су­дей в целом, то дисциплина «Правоохранительные органы» данные положения рассматривает достаточно детально (по­нятие правового статуса судей, требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, особый порядок приостановления и прекращения полномочий судей, неприкосновенность судей и др.). Особое значение для лиц, получающих юри­дическое образование, имеют разделы курса, в которых изучаются организационные и инстанционные связи между судами.

В полном объеме характеристики каждого судебно­го полномочия даны в курсах уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуаль­ного права. Вместе с тем в общем виде основные положения о суде первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций даются уже в предмете «Правоохранительные органы».

Необходимо выделить и отдельные правовые институты, изучаемые в различных дисциплинах с точки зрения судо­устройства и судопроизводства. Так, институт присяжных заседателей является частью уголовно-процессуального права как совокупность норм, регулирующих особенности данного вида судопроизводства по уголовным делам (оцен­ка доказательств, разграничение функции председатель­ствующего и присяжных заседателей и др.).

В аспекте судоустройства институт присяжных заседа­телей изучается с точки зрения требований, которые к ним предъявляются, формирования списков возможных канди­датов, оснований освобождения от данной деятельности.

В курсах «Правоохранительные органы Российской Фе­дерации» и «Уголовный процесс» рассматриваются поня­тие предварительного расследования, его виды, система ор­ганов, его осуществляющих. Данные положения изучаются в развитии — от построения следственного аппарата СК РФ, органов внутренних дел, ФСБ России и ФСКН Рос­сии до порядка проведения дознания и предварительного следствия, подследственности, полномочий дознавателей и следователей.

Понятие административного правонарушения, системы органов, рассматривающих административные дела, видов административной ответственности являются предметом административного права. В курсе «Правоохранительные органы» изучается административное правосудие как один из способов осуществления судебной власти, а также не­которые вопросы подсудности дел об административных правонарушениях судам общей юрисдикции, а споров, вы­текающих из административных правоотношений, — арби­тражным судам.

Кроме того, в разделе «Правовой статус судей в Россий­ской Федерации» изучаются положения об особом порядке привлечения судей к административной ответственности.

В курсе «Правоохранительные органы Российской Фе­дерации» значительное внимание уделяется российской прокуратуре. Рассматриваются такие вопросы, как место органов прокуратуры в системе государства, общее понятие прокурорского надзора, принципы организации и деятель­ности прокуратуры, система ее органов, функции и основ­ные направления деятельности, правовой статус прокурор­ских работников. В более полном объеме, с точки зрения прокурорской деятельности, данные положения изучаются в учебной дисциплине «Прокурорский надзор».

В меньшей степени данный курс связан с материаль­ными отраслями права и соответствующими учебными дисциплинами. Вместе с тем в разделах, посвященных ор­ганизации судебной системы, затрагиваются вопросы ком­петенции судов различных видов и звеньев. Так, рассма­тривается подсудность мировых судей, районных судов, областных и соответствующих судов, к которой, в частно­сти, относятся уголовные, гражданские и административ­ные дела, указанные в законе. Таким образом, составы пре­ступлений и административных правонарушений, а также категории гражданско-правовых споров, рассматриваемых судами, в некоторой степени изучаются и в данном курсе. При рассмотрении же одного из главных теоретических во­просов курса — понятие и признаки правосудия — дается представление о содержании и особенностях уголовного, гражданского и административного правосудия.

В целом учебная дисциплина «Правоохранительные органы Российской Федерации» является комплексным курсом, изучающим судебные и правоохранительные орга­ны в системе разделения властей в наиболее общем виде, создавая тем самым возможность для перехода к освоению специальных юридических дисциплин.

Контрольные вопросы и задания

1. Что составляет предмет курса « Правоохранительные органы Российской Федерации»?

2. Какие трактовки термина «правоохранительные органы» вы знаете?

3. Назовите основные признаки правоохранительной деятель­ности.

4. Перечислите виды правоохранительной деятельности, изучаемые в данном курсе.

5. Как соотносится курс «Правоохранительные органы Рос­сийской Федерации» с другими юридическими дисциплинами?

Рекомендуемая литература

1. Анишина, В. И. Основы судебной власти и правосудия в Рос­сийской Федерации: курс лекций. — М., 2008.

2. Бойков, А. Д. Третья власть в России: очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990—1996 гг. — М., 1997.

3. Власенко, Н. А. Судебная власть и судебная деятельность в Российской Федерации: краткий курс лекций / Н. А. Власенко,

Н. Власенко. — М., 2005.

4. Ершов, В. В. Судебная система России : учеб. пособие /

В. Ершов, Н. В. Радутная. — М., 2001.

5. Колоколов, Н. А. Судебная власть: некоторые проблемы ре­формирования. — Курск, 2002.

6. Колоколов, Н. А. Теория судебных систем: особенности кон­ституционного регулирования, судебного строительства и судеб­ной деятельности в федеративном государстве / Н. А. Колоколов,

Г. Павлинов. — М., 2007.

7. Колоколов, Н. А. О суде и судьях. Избранное. — М., 2010.

8. Кутафин, О. Е. Судебная власть в России: История. Доку­менты : в 6 т. / О. Е. Кутафин, В. М. Лебедев, Г. Ю. Семигин. — М., 2003.

9.Лебедев, В. М. Судебная власть в современной России: про­блемы становления и развития. — М., 2001.

10 Судебная власть / под ред. И. Л. Петрухина. — М., 2008.

Глава 2 НОРМАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ КУРСА «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

После изучения настоящей главы студент должен:

знать: понятие нормативных источников и их классификацию; уметь: ориентироваться в системе нормативных источников курса «Правоохранительные органы»;

владеть: юридической терминологией, касающейся предмета, системы, нормативных источников курса «Правоохранительные органы Российской Федерации»; навыками работы с нормативными актами, их текстом.

Наши рекомендации