Урок повторения и обобщения: 1 час
Раздел 3. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (14ч)
Тема 12. Новое российское государство и общество (10ч)
Становление новой российской государственности. Социально-экономическое и общественно-политическое положение страны в начале 1990-х гг. Основы переходной «послеавгустовской» (1991) российской государственности и первоочередные задачи правительства Б.Н. Ельцина. Проекты нового государственного устройства России, предложенные субъектами Федерации. Федеративный договор как соглашение между центром и регионами: ана лиз документа. Проблемы законодательного оформления новой российской государственности, причины и развитие политического кризиса осенью 1993 г. Дискуссии в современном обществе о характере и роли «черного октября» в российской истории. Особенности и значение выборов в Государственную Думу 12 декабря 1993 г.: анализ статистики. Конституция России (1993): анализ документа в контексте проблем переходного периода и политического кризиса.
Первый парламент (1993—1995): обобщающая характеристика состава и деятельности. Проблемы межнациональных отношений в Российской Федерации и способы их разрешения центральной властью и на местах в 1990-е гг. (региональный проект). Предпосылки и развитие чеченского конфликта.
Внешняя политика новой российской дипломатии в первой половине 1990-х гг.: этапы ее становления и адаптации к новой международной реальности, основные задачи и мероприятия МИДа РФ, результаты развития двухсторонних отношений со странами Запада и Востока, Восточной Европы и ближнего зарубежья, определения международного статуса России и решения ключевых проблем сдерживания гонки вооружений. Причины изменения характера внешней политики России в середине 1990-х гг., новые приоритеты и проблемы российской дипломатии в условиях расширения НАТО. Дискуссии о результатах внешней политики России в 1990-е гг. в контексте российских и международных интересов.
Либерализация экономики. Цели и приоритеты экономической политики «правительства реформ». «Шоковая терапия» и *альтернативные сценарии экономических преобразований: преференции первого. «Гайдаровский этап» либеральных экономических реформ: обобщающая характеристика. Основные противоречия и_ результаты экономической политики правительства B.C. Черномырдина в 1992—1995 гг.: обобщающая характеристика. Социальная цена экономических реформ.
Российское общество в условиях системной трансформации. Формирование новых социальных групп и слоев в российском обществе в 1990-е гг. «Социальные лифты» и «социальные колодцы»: альтернативные траектории адаптации людей к новым условиям жизни и труда. Образная характеристика социокультурных общностей, характерных для современной России. «Жизнь в эпоху перемен»: российские города и села, предприятия, общество, люди в сложные периоды истории (региональный проект).
Современная российская культура. Положение учреждений культуры, науки и образования и способы выживания в условиях переходного времени. *«Бои за историю»: новые проблемы и новые подходы в российской исторической науке на рубеже XX—XXI вв. *Центр биочипов А. Мир- забекова. *Российский проект «Геном человека». *Рос- сийский балет, музыка, литература, кинематограф, театр на рубеже веков и тысячелетий. Россия во второй половине 1990-х гг. Президентские (1996) выборы как фактор политической и экономической жизни России на ближайшие годы. Внутриполитическая ситуация в стране в период второго этапа либеральных реформ в экономике. Приоритеты экономической политики «молодых реформаторов». Российские олигархи: история появления и влияния на власть. 1998 год: от отставки правительства B.C. Черномырдина до августовского кризиса и отставки кабинета С.В. Кириенко. Общественно-политические дискуссии об ошибках экономической политики российских либералов и путях выхода из кризиса. «Конфигурации власти» от президента Б.Н. Ельцина (правительства Е.М. Примакова, С.В. Степашина, В.В. Путина). Итоги думских выборов 1999 г. в контексте социально-экономической и внутриполитической ситуации в стране, итогов «второй чеченской кампании». «Прецедент цивилизованной добровольной передачи власти...»: анализ обращения Президента России Б.Н. Ельцина к гражданам страны 31 декабря 1999 г.
Дискуссионные вопросы:
• об историческом значении и оценке «эпохи Елъци на»;
• о характере изменений, происшедших в России в 1990-е гг.;
Новый этап в истории современной России (2000— 2008). Особенности президентских выборов 2000 г. и их итоги. Новая расстановка социально-политических сил в стране и предпосылки перехода к новому этапу реформ. В.В. Путин — политический портрет второго Президента России. Основные направления реформаторской деятельности внутри страны и на международной арене в первой половине 2000-х гг. Новые тенденции в социально-экономической, политической и культурной жизни страны в начале XXI столетия.
Особенности президентских выборов 2004 г. Послания Федеральному Собранию РФ второго Президента РФ В.В. Путина (2004:—2007): анализ документов в аспектах, касающихся целей и направлений деятельности по развитию государства, укреплению законности, правосудия, ценностей демократии. Приоритеты новой социальной политики В.В. Путина (2005—2008), их реализация и итоги к концу второго срока пребывания В.В. Путина на посту Президента РФ: анализ статистических данных, социологических опросов населения страны, материалов центральных и региональных СМИ. Национальные проекты и другие федеральные программы, на правленные на повышение качества жизни граждан России.
Народы и традиции России в современных условиях:состояние и проблемы развития российского общества как многонационального, поликультурного и многоконфессионального. Демографические и миграционные процессы на территории современного Российского государства в сфере межнациональных отношений. Черты возрождения ис- торико-культурных традиций и наследия народов России (региональный проект). Государственная программа поддержки соотечественников за рубежом.
Международное положение России в 2000-е гг. и приоритеты ее внешней политики: обеспечение национальной безопасности, борьба с международным терроризмом, ядерное разоружение. Тенденции в развитии отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья. Позиция России в вопросе о глобальном видении мира, участие страны в деятельности ведущих международных организаций. Международные культурные проекты России как фактор развития добрососедских отношений и укрепления авторитета страны. В.В. Путин как полпред России на международной арене XXI в.: образная характеристика.
Заключение. Актуальные проблемы российского прошлого, настоящего и будущего
(4 ч)
Итоги выборов Президента в марте 2008 г. Д.А. Медведев — третий Президент России.
Новые вызовы и угрозы человечеству в XXI веке (глобальные проблемы современности, мировой финансово- экономический кризис и пути преодоления его последствий, кризис экономической идеологии).
Национальные интересы России в XX—XXI вв.: «исторические рецепты» их выражения и защиты. Мобилизация интеллектуальных и материальных ресурсов как условие модернизации страны. Преодоление правового нигилизма, борьба с коррупцией как первоочередные задачи. Ключевые направления Программы действий Президента РФ Д.А. Медведева на ближайшие четыре года (институты, инфраструктура, инновации, инвестиции). Перспективы участия молодежи в становлении гражданского общества и будущей России.
Проблемы определения места и роли России в современном многополярном мире, преодоления отрыва от передовых стран, утверждения в ряду ведущих мировых держав.
Роль исторического знания в поиске гражданской и национальной идентичности наших соотечественников, возрождении Отечества.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (140 часов)
№ | Тема урока | Кол-во час. | Планир. дата | Фактич. дата | Примечания | |
Индустриальное общество во второй половине XIX – первой трети ХХ вв. | ||||||
1(в) | Новейшая история: Понятие, периодизация | 02.09 | Введение | |||
2(в) | Мировое экономическое развитие кон.XIX- начала XX века | 03.09 | Гл.1 | |||
3(в) | Мировое экономическое развитие кон.XIX- начала XX века | 05.09 | Гл.1 | |||
4(в) | Опыт индустриального развития стран Западной Европы и США | 08.09 | Гл.2 | |||
5(в) | Опыт индустриального развития стран Западной Европы и США | 09.09 | Гл.3 | |||
6 (в) | Социально-политические последствия модернизации в странах индустриального развития | 10.09 | Гл.3 | |||
7(в) | Идеологические доктрины кон.XIX- начала XX века | 12.09 | Гл.3 п.2 | |||
8(в) | Мировоззренческий кризис европейского общества в конце XIX - начале XX вв. | 15.09 | конспект | |||
9(в) | Мировоззренческий кризис европейского общества в конце XIX - начале XX вв. | 16.09 | Подгот. доклады | |||
10(в) | Страны Азии на рубеже XIX - начале XX вв. | 17.09 | ||||
11(в) | Страны Азии на рубеже XIX - начале XX вв. | 19.09 | ||||
Введение. XX ВЕК НА ВЕСАХ ИСТОРИИ (2ч) | ||||||
ХХ век во всемирной и отечественной истории | 22.09 | введение | ||||
История России ХХ в. в трудах отечественных и зарубежных историков | 23.09 | введение | ||||
Раздел 1. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ: ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ Тема1. Россия во второй половине XIX - начале XX вв.(8 ч.) | ||||||
Россия и Запад во второй половине XIX - начале XX вв. | 24.09 | § 1, составить сравнительно-обобщающую таблицу стран Запада и России. | ||||
Становление и развитие рыночной экономики в России | 26.09 | § 2, решение дискуссионных вопросов | ||||
Российское общество в условиях форсированной модернизации | 29.09 | §3, выделите признаки общ- политической жизни России , | ||||
Россия – самодержавная монархия | 30.09 | Сравнительная характеристика партий и движений | ||||
Духовная жизнь России в преддверии нового века | 01.10 | § 4, до стр 34 составить презентацию | ||||
Духовная жизнь России в преддверии нового века | 03.10 | § 4, стр.34-41, составить план | ||||
Семинар: Коллективный портрет населения Российской империи | 06.10 | Подготовить выступления | ||||
Урок обобщения: Россия и мир во второй половине XIX – начале XX вв. | 07.10 | Подгот. выступления по дискуссионным вопросам | ||||
Тема 2. Первая российская революция и ее последствия (6 ч.) | ||||||
«Большая политика» и «маленькая война» | 08.10 | § 5, знать ход событий по карте | ||||
Первая российская революция 1905-1907гг | 10.10 | §6,проанализируйте, какая программа реализована в ходе революции | ||||
Первая российская революция 1905-1907гг | 13.10 | §6,проанализируйте, какая программа реализована в ходе революции | ||||
Становление российского парламентаризма (1905-1914гг.) | 14.10 | § 7сравнить роль Госдум I-IV созыва | ||||
Реформаторская деятельность П.А. Столыпина | 15.10 | § 7, выделите проблемы | ||||
Реформаторская деятельность П.А. Столыпина | 17.10 | § 7, дискуссионные вопросы | ||||
Тема 3. Первая мировая война и крушение императорской России (9 ч.) | ||||||
28 (в) | Международные отношения на рубежеXIX-XX вв. | 20.10 | ||||
29 (в) | Первая мировая война | 21.10 | Гл. работа с картой | |||
30 (в) | Первая мировая война | 22.10 | Гл работа с картой | |||
Россия в первой мировой войне | 24.10 | § 8,составьте развернутый смысловой план | ||||
Семинар: Россия в первой мировой войне | 03.11 | Подгот. выступления | ||||
Первая мировая война и февральская революция | 04.11 | § 9, проанализируйте действия полит. Сил | ||||
Первая мировая война и февральская революция | 05.11 | Дискуссионные вопросы | ||||
35(в) | Версальско-Вашингтонская система и изменение политической карты мира | 07.11 | ||||
36(в) | Начало складывания международно-правовой системы. Лига наций. Панъевропейское движение и пацифизм. | 10.11 | ||||
Раздел 2. ИСТОРИЯ СССР: 1917-1991 гг. (55ч) Тема 4. Октябрь 1917 г. и Гражданская война (12ч) | ||||||
Выбор России в октябре 1917 г. | 11.11 | § 10, заполнить табл. «Вызовы времени» | ||||
Россия в условиях двоевластия | 12.11 | § 11-12 | ||||
Основные политические партии в условиях двоевластия | 14.11 | § 11-12 | ||||
Причины роста популярности партии большевиков в массах | 17.11 | Критический анализ «Апрельских тезисов» | ||||
Рост леворадикальных настроений в массах | 18.11 | Подготовить выступления | ||||
Большевики берут власть | 19.11 | § 13-14, , составить смысловой план | ||||
«Триумфальное шествие советской власти» | 21.11 | Анализ документа | ||||
Результаты выборов в Учредительное собрание | 24.11 | Анализ статистических данных | ||||
Внешняя политика советского государства | 25.11 | Анализ документа | ||||
Революционные преобразования в экономике | 26.11 | § 15 | ||||
Гражданская война в России | 28.11 | § 16-17, Написать эссе о героях Гражданской войны | ||||
Гражданская война в России | 01.12 | Дискуссионные вопросы | ||||
Тема 5. Советизация России (6 ч.) | ||||||
Новая экономическая политика | 02.12 | §18 | ||||
Новая экономическая политика | 03.12 | Дискуссионные вопросы | ||||
Образование СССР | 05.12 | §21,,знать карту «Образование СССР» | ||||
Эволюция большевистского режима | 08.12 | § 19 – 20 | ||||
Социально-экономическое развитие СССР к концу 1920-х гг. | 09.12 | § 19 – 20, составить сравнительно-обобщающую таблицу | ||||
Урок повторения и обобщения по теме: Россия в 1917-1929 гг. | 10.12 | Дискуссионные вопросы | ||||
Мировое развитие в 30-х – 60-х гг. ХХ в.: кризис индустриального общества (16 ч) | ||||||
Тема 6. Советская модель модернизации (8 ч) | ||||||
«Выбор 1929 года» | 12.12 | §22выделить причины свертывания НЭПа | ||||
«Консервативная революция» в экономике | 15.12 | §23-24 | ||||
Деревня в годы свертывания НЭПа и перехода к форсированной индустриализации | 16.12 | §23-24, проанализировать процесс | ||||
От диктатуры класса к диктатуре вождя | 17.12 | §25 подборать материал о И.В.Сталине | ||||
59 (в) | Экономический кризис 1930-х гг. | 19.12 | §26 | |||
Экономическое развитие СССР в 1930-е гг. | 22.12 | Составить презентацию по теме | ||||
«Люди тридцатых» | 23.12 | §27 | ||||
Политика массового террора | 24.12 | §28 | ||||
Семинар: «Большой террор» | 26.12 | Дискуссионные вопросы | ||||
64(в) | Утверждение тоталитаризма | |||||
65 (в) | Утверждение тоталитаризма | |||||
66 (в) | Национально-освободительные движения в странах Азии и Африки | |||||
67 (в) | Культура в 1920-1930 гг. | Гл.10, подгот презентацию | ||||
Вторая мировая война Тема 7. СССР и Вторая мировая война (11 ч) | ||||||
68(в) | Международные отношения 1920-1930-е гг. | |||||
Международное положение СССР в 1930-е гг. | ||||||
70 (в) | Вторая мировая война | |||||
Внешняя политика СССР в начальный период Второй мировой войны | §29 | |||||
Состояние советских вооруженных сил в конце 1930-х гг и меры по укреплению обороноспособности | § 30 сделать подборку документов | |||||
Великая Отечественная война | § 31 составить план | |||||
Положение на советско-германском фронте в 1942-1944 гг. | проанализировать подбор документов §31-32 | |||||
Мобилизационные возможности советской системы в организации отпора врагу | § 32 анализ документов | |||||
СССР и союзники по антигитлеровской коалиции | § 33, задания | |||||
Заключительный период Великой Отечественной войны. Война с Японией. | § 33 составить план | |||||
78(в) | Окончание Второй мировой войны | |||||
Тема 8. СССР в первое послевоенное десятилетие (5 ч.) | ||||||
Особенности внешнеполитического курса Кремля после Второй мировой войны | § 34, презентация | |||||
Милитаризация советской экономики | § 35-36 анализ документов | |||||
Трудное возрождение | § 37 , сост. план | |||||
Трудное возрождение | § 38, анализ документов | |||||
Власть и общество | § 38, доклады | |||||
Тема 9. Попытки либерализации советской системы | ||||||
Борьба за власть в Кремле | § 39-40 | |||||
Начало десталинизации | § 41 эссе «Достижения н.С. Хрущева» | |||||
Экономическое соревнование с Западом | § 41, ответить на вопросы | |||||
Научно-техническая революция в СССР | § 42, сост. таблицу | |||||
Противоречия «либерального коммунизма» | § 43 | |||||
Двойственный характер внешней политики Н.С. Хрущева | § 44, анализ документов | |||||
Урок повторения и обобщения по теме: СССР в первые послевоенные десятилетия | Дискуссионные вопросы | |||||
Россия и мир во второй половине ХХ века | ||||||
91 (в) | Международные отношения в послевоенном мире | |||||
92(в) | Крушение колониальной системы | |||||
93(в) | Экономическое развитие в условиях НТР | |||||
94(в) | Страны Европы и США в 1945-1960-е гг. | |||||
95(в) | Страны Европы и США в 1945-1960-е гг. | |||||
96(в) | Страны Восточной Европы во второй половине ХХ века | |||||
97(в) | Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ века | |||||
98(в) | Урок повторения и обобщения: Мир во второй половине ХХ века | Подготовить вопросы для дискуссии | ||||
Тема 10. Стагнация советской системы (5 ч) | ||||||
Тенденции развития советской системы в 1960-1980-е гг. | § 44 выделить причины | |||||
Советское общество в 1960-1970-е гг. | § 45 | |||||
«Развитой социализм» | § 46ответить на вопр. | |||||
«Маятник внешнеполитического курса Брежнева» | § 47 | |||||
«Доктрина Брежнева» | § 47 | |||||
Тема 11. Крах коммунистического режима (5 час) | ||||||
Истоки перестройки | § 48 | |||||
Реформы М.С. Горбачева | § 49 | |||||
Демонтаж политической системы | § 50 | |||||
Внешняя политика СССР в период перестройки | § 51 | |||||
Распад СССР | § 51 | |||||
Человечество на этапе перехода к информационному обществу (70-е гг. ХХ в. – начало XXI в.) (16 ч) | ||||||
109(в) | Дискуссия о постиндустриальной стадии современного развития | Подгот. доклады | ||||
110(в) | Структурный экономический кризис 1970-х гг. | конспект | ||||
111(в) | Структурный экономический кризис 1970-х гг. | Анализ документов | ||||
112(в) | Страны Европы и СШАна рубеже XX-XXI вв. | презентация | ||||
113(в) | Страны Европы и СШАна рубеже XX-XXI вв. | Работа с док. | ||||
114(в) | Распад мировой социалистической системы | |||||
115(в) | Распад мировой социалистической системы | Дискуссионные вопросы | ||||
116(в) | Глобализация общественного развития на рубеже ХХ-ХХI вв. | доклады | ||||
117(в) | Международные отношения на рубеже ХХ-ХХI вв. | |||||
118(в) | Международные отношения на рубеже ХХ-ХХI вв. | |||||
119(в) | Современные идеологии | доклады | ||||
120(в) | Современные идеологии | |||||
121(в) | Духовная жизнь современного общества | |||||
122(в) | Духовная жизнь современного общества | презентация | ||||
123(в) | Закономерности истории человечества в историко-культурологических концепциях | Дискуссионные вопросы | ||||
124(в) | Урок повторения и обобщения: Человечество на этапе перехода к информационному обществу | |||||
Раздел 3. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (14 Ч.) Тема 12. Новое российское государство и общество | ||||||
Становление новой российской государственности | § 52-53, написать аналитическую статью | |||||
Внешняя политика новой российской дипломатии | § 52-53 | |||||
Либерализация экономики | § 54 | |||||
Российское общество в условиях системной трансформации | § 55 | |||||
Современная российская культура | § 55, Подготовить презентацию | |||||
Россия во второй половине 1990-х гг. | § 56 | |||||
Новый этап в истории современной России (2000-2008) | § 57, сост. обобщающую таблицу | |||||
Новый этап в истории современной России (2000-2008) | § 57 | |||||
Народы и традиции России в современных условиях | § 54-55 | |||||
Международное положение России в 2000-е гг. | ||||||
Заключение. Актуальные проблемы российского прошлого, настоящего, будущего (4 ч.) | ||||||
Итоги выборов Президента в марте 2008г. | Подгот. доклады | |||||
Новые вызовы и угрозы человечеству в ХХI веке | Дискуссионные вопросы | |||||
Национальные интересы России в ХХ-ХХI веке | Подгот. презентацию | |||||
Проблемы определения места и роли России в современном многополярном мире | Подгот. доклады | |||||
139(в) | Урок повторения и обобщения: Россия и мир в ХХI веке | |||||
резерв | ||||||
Учебно-методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт по истории, профильный уровень, 2004г.
2. Программа: ЕЕ. Вяземский, О.Ю. Стрелова «История России. ХХ- начало ХХI в. (К учебнику В.А. Шестакова «История России. ХХ- начало ХХI в. )» 2010 г. (профильный уровень)
3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень).
Учебник:
1.Учебник: В.А. Шестаков «История России. ХХ- начало ХХI в. профильный уровень, 11 класс.- М. Просвещение, 2011г.
2.________________________________________________
Дополнительная литература:
1. История России. 1945-2008гг.: учебник для общеобразовательных учреждений, под. ред. А.А. Данилова, А.И. Уткина, А.В. Филиппова. М.: Просвещение, 2008г.
2. О.И. Бородина «Россия на рубеже двух эпох»
3. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ.
Интернет- ресурсы
1. Набор интерактивных карт по истории ХХ века
2. www.istorya.ru – Хронология, карты
3. www.historia.ru – российский электронный журнал «Мир истории»
4. www. hist.msu.ru – Электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
5. www.rulers.narod.ru - Всемирная история в лицах
6. www.hrono.ru - Хронос (хронологические таблицы)