Принятие в состав РФ и образование нового субъекта федерации в России
Понятие и предмет КП как отрасли права
Наука конституционного права (НКП) относится к отраслевым юридическим наукам, т.к. КП является самостоятельной отраслью российского права. Предмет НКП - изучение отрасли КП, то есть она раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов. Предмету НКП включает:
1.сущность, система отрасли российского КП, ее источники;
2.фактические отношения, регулируемые нормами КП России - конституционно-правовые отношения;
3.практика реализации норм российского КП - деятельность государственных органов;
4.история самой науки КП России, ее идеи, концепции, прогнозы;
НКП - отрасль правоведения, которая изучает конституционно-правовые институты и отношения, практику реализации конституционных норм, историю идей данной отрасли знания.
Система науки КП - упорядоченная совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическая связь между ними - внутреннее строение отрасли.
КП не включает и не объединяет другие отрасли права; устанавливает лишь основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права. КП образует строго определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. В системе КП выделяют институты:
1. Основы конституционного строя.
2. Основы правового статуса человека и гражданина.
3. Федеративное устройство государства.
4. Систему государственной власти и систему МСУ.
2.Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация
Конституционно-правовые нормы - установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения.
Классификация конституционно-правовых норм:
1.по содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений, а, следовательно, по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту):
- нормы, регулирующие основы конституционного строя;
- норму, регулирующие основы правового статуса человека и гражданина;
- нормы, регулирующие федеративное устройство;
- нормы, регулирующие органы государства, органы местного самоуправления.
2.по юридической силе:
- нормы, закрепленные в Конституции РФ;
- нормы, закрепленные в ФКЗ;
- нормы, закрепленные в ФЗ;
- нормы, закрепленные в остальных НПА, не противоречащих Конституции РФ.
3.по территории действия:
- нормы, действующие на всей территории РФ;
- нормы, действующие на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется МСУ (муниципальные образования).
4.по характеру предписания:
- Управомочивающие - Обязывающие нормы – Запрещающие.
5.по степени определенности предписаний:
- Императивные – Диспозитивные.
6.по назначению в механизме правового регулирования:
- Материальные нормы - предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений;
- Процессуальные (процедурные) нормы - определяют формы, в которых материальные нормы д.б. реализованы.
Принятие в состав РФ и образование нового субъекта федерации в России
Изменение субъектного состава РФ возможно в 2 случаях: 1) принятия в состав РФ нового субъекта РФ; 2) образования внутри РФ нового субъекта РФ.
Главный принцип принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта – добровольность.
При изменении субъектного состава РФ должны учитываться государственные интересы, принципы федеративного устройства РФ, права и свободы человека и гражданина, сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.
Принятие в РФ нового субъекта – процедура изменения состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части.
Образование нового субъекта в составе РФ – это также процедура изменения состава субъектов РФ, но она осуществляется в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ.
Иностранное государство принимается в состав РФ только при изъявлении добровольного желания и при наличии заключения о целесообразности для РФ такого принятия нового субъекта в состав РФ.
Иностранное государство (или его часть) может быть принято в состав РФ на правах республики, если международным договором о принятии РФ в свой состав нового субъекта не предусматривается предоставление этому субъекту статуса края или области.
Предложение о принятии в РФ в качестве нового субъекта РФ иностранного государства или его части может быть внесено только самим иностранным государством.
По вопросу об образовании нового субъекта в составе РФ обязательно проводятся референдумы на территории заинтересованных субъектов рФ.
После этого уже Президент РФ рассматривает предложение об образовании в составе РФ нового субъекта РФ. Он сообщает об этом Федеральному Собранию, которое в свою очередь принимает по данному вопросу федеральный конституционный закон.