Влияние социальных факторов на образование 1 страница
Других исследователей интересовало, как студенты, отличающиеся друг от друга по социальному происхождению, расовой принадлежности и полу, приспосабливаются к учебному процессу. Были выявлены существенные различия в воздействии этих факторов на образование.
Социальный класс
Как уже упоминалось, методы тестирования и профориентационные мероприятия часто ставят в более благоприятное положение детей из высших классов и проводят к ущемлению интересов и недооценке способностей выходцев из низших классов, даже когда у них одинаковые способности (Холлинг-шед, 1949). Такое пристрастное отношение часто объясняется тем, что учителя усвоили ценности среднего класса, поэтому осознанно или бессознательно поощряют взгляды и поведение, соответствующие их собственным. Учителя лучше понимают учащихся, выросших в близкой им среде. Как правило, они лучше относятся к таким детям и готовы тратить больше времени, чтобы оказать им помощь в учебе. В результате возникает своего рода косвенная дискриминация учащихся из низших классов (Бэнкс, 1968). Эта дискриминация наряду с низким уровнем социальных и материальных условий, в которых они растут, мешает этим детям добиться успеха в средней школе.
Выходцы из низших классов оказываются в неблагоприятном положении и в том случае, если более зажиточные родители переводят своих детей из государственных школ в частные.
Другая глубокая проблема, отражающая взаимосвязь между классовой принадлежностью и образованием, состоит в неграмотности взрослых. За последние два века образование получило такое широкое распространение и так прочно вошло в жизнь американцев, что порой мы забываем, как много неграмотных людей все еще существует в нашем обществе. Можно говорить о двух типах неграмотности: условной неграмотности, т.е. просто неумении читать или писать, и функциональной неграмотности, т.е. низком уровне грамотности, не удовлетворяющем требованиям повседневной жизни (имеется в виду приобретение покупок, написание письма, выполнение работы или голосование).
Грамотность часто оценивается по неким общепринятым образцам. Например, в 1971 г. на основе опроса, проведенно-
го Харрисом, было выявлено, что 15 процентов взрослых с большим трудом читают даже такие простые вопросы в анкете: " Сколько времени Вы проживаете по Вашему теперешнему адресу?" или "Какого цвета Ваши глаза?" (Харрис и помощники, 1971; цит. приведена в работе: Хантер, Хармон, 1979). Грамотность может оцениваться также по количеству законченных классов. Но независимо от метода оценки можно с уверенностью сказать, что неграмотные преобладают среди представителей самых обездоленных классов: бедноты, жителей гетто, работников немеханизированных фермерских хозяйств, а также среди безработных и тех, кто находится в заключении (Хантер, Хармон, 1979).
Расовое и этническое происхождение
После исторического решения Верховного суда, который объявил расовую сегрегацию в школах неконституционной, в американском обществе резко обострилась борьба между сторонниками интеграции (например, теми, кто поддерживал использование с этой целью автобусов для перевозки школьников) и теми, кто осуществлял сегрегацию де-факпю (т.е. сегрегацию по месту жительства). Некоторые исследования показывают, что процесс интеграции имеет позитивное воздействие на общество. Когда дети из группы "большинство", обладающие хорошими и плохими способностями, учатся вместе с детьми из групп "меньшинства", успевающими на таком же уровне, учителя отказываются от традиционного предубеждения, что якобы не успевают в учебе только представители этнических меньшинств. У них развивается своего рода "дальтонизм" в отношении успехов детей разных рас. Что касается самих учащихся, то в смешанных классах создаются благоприятные условия для общения детей, принадлежащих к различным расам и этническим группам (Шофилд, Сагар, 1979) (см. главу 10).
Если говорить о результатах обучения, то картина получается совсем неутешительной. Данные, опубликованные в 1982 г. Службой по оценке пригодности к образованию, показали, что черные в среднем почти на 100 очков отстают от белых по тестам способностей к учебе. Кеннет Кларк объясняет' это различие низким качеством обучения в государственных школах, посещаемых неграми. "Их низкие показатели отражают социальную сегрегацию и низкий уровень этих школ. К детям относятся так, словно они непригодны для обучения. С самых первых классов их подготавливают к неудаче" (Кларк, 1982. С.31).
Некоторые данные, подтверждающие точку зрения Кларка, были представлены в докладе Национального центра статистики в области образования в Вашингтоне (округ Колумбия) в 1978 г. (Грэйн, Махард, 1978). Что касается статистических данных, полученных в период с 1972 по 1975 г., то в этом докладе сообщалось, что на Севере негритянские учащиеся, посещающие школы с преобладанием белых, имеют более высокие показатели по тестам достижений в учебе и чаще поступают в колледжи, чем нефы, которые учатся в школах, где преобладают черные (такая ситуация не наблюдается на Юге). И на Юге, и на Севере чем меньше учителей - негров в школе, тем ниже оценки негритянских школьников и тем меньше их принимают в колледжи. Этот последний вывод свидетельствует о том, что успешная интеграция отвечает интересам и учителей и учащихся.
Пол
Половые роли также оказывают влияние на процесс образования. В ходе обучения с начальных классов до аспирантуры постепенно возрастают различия между опытом учащихся мужского и женского пола. Подобно членам групп "меньшинства", женщины подвергались дискриминации в системе образования. В прошлом высшее образование в основном было для них закрыто. Лишь когда для развития экономики потребовались "знания женщин" (например, в области обучения и воспитания), им было разрешено поступать в американские колледжи и университеты. В настоящее время возрастает число женщин, работающих в областях, в которых обычно преобладали мужчины, - имеются в виду право, медицина и промышленность. Однако их экономическое и социальное вознаграждение все еще ограничено. Исследования показывают, что женщины, имеющие научные степени наравне с мужчинами, обычно не занимают одинаковые с ними должности с такой же зарплатой. Из многих областей женщин фактически вытеснили.
Как это объяснить? Одной из причин, вероятно, является тенденция, распространенная среди школьных учителей и администрации начальной и средней школы, обращать больше внимания на математику и естественные науки при обучении мальчиков. В результате женщины могут отставать от мужчин и труднее усваивают программы колледжей по научным дисциплинам; кроме того, они считают себя непригодными для некоторых видов деятельности, например для работы инженером или специалистом в области ядерной физики (Дим, 1978). Как упоминалось в 11-й главе, существуют и другие стереотипы, способствующие профессиональному разделению девочек и мальчиков. Эти стереотипы могут проявляться в школе при организации уроков труда, когда мальчики работают с деревом и металлом, а девочек обучают готовить еду и шить. Мальчики и девочки отдельно занимаются спортом. Скрытое влияние на детей оказывает пол учителя. В начальной школе обычно преобладают учительницы, в старших классах, где нужен более высокий уровень знаний, и в высшей школе обычно преподают мужчины. Административные должности, как правило, также занимают мужчины. Поэтому школьницы и студентки лишены наглядных ролевых моделей, которые пробудили бы у них стремление продолжать учебу в колледже или аспирантуре (Дим, 1978).
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ
Политическая обстановка оказывает огромное влияние на образование. Это влияние сказывается на всех уровнях от местного до общегосударственного.
Педагогические советы школ
На местном уровне политическое влияние на начальную и среднюю школу осуществляет педагогический совет школы. Но педсоветы не всегда выступают от имени одной группы. В некоторых общностях члены педсоветов могут представлять несколько различных групп. Одна группа может ратовать за строгую дисциплину, другая - за составление специальных программ для "одаренных и талантливых" детей, а третья считает целесообразным ознакомление родителей с учебными планами. На заседании совета каждый выступает от имени своей группы, но конечный результат может стать компромиссом, не удовлетворяющим, ни одну сторону,
В отличие от США в Великобритании не придается такое важное значение местному уровню управления в системе образования. В начале 1900-х годов местные школьные педагогические советы были там ликвидированы и заменены правительственными органами, осуществляющими контроль на всех уровнях. В настоящее время эти органы по-прежнему определяют политику школ в прикрепленных к ним районах.
Государственные законодательные органы
Вмешательство правительства в американское образование не ограничено местным уровнем; государственные законодательные органы тоже оказывают на него воздействие. Например, во многих штатах имеются советы регентов, которые составляют стандартные учебные планы и экзаменационные тесты для тех, кто заканчивает среднюю школу или колледж (Оттен, 1968). Влияние государства также проявляется в бюджетах школ.
В большинстве регионов государство оплачивает основную часть расходов, требуемых для осуществления учебных программ. Если эти фонды не поступают, программы должны быть сокращены.
Федеральное правительство
Многие американцы считают, что федеральное правительство разрушило власть педагогических советов, принимая законы, ослабляющие контроль местных органов над начальными и средними школами. Например, в последнее время были приняты федеральные постановления о том, что дети с физическими и умственными недостатками должны учиться в одних классах с другими детьми, - данное решение требует больших затрат, поэтому в про-
шлом во многих общностях родителей просили обучать таких детей частным образом. Школы также должны гарантировать равные возможности в получении образования для тех, кто не говорит по-английски, и других учеников из групп "меньшинства". Постановление Верховного суда об отмене сегрегации также противоречит интересам общества во многих частях страны.
Создание правительственных фондов коренным образом влияет на деятельность колледжей с четырехгодичным курсом обучения и университетов. 11апример, приблизительно треть бюджета девяти университетских городков Калифорнии финансируется за счет федерального правительства. Очевидно, ПО крупная материальная помощь, влияющая на количество студентов, .которых можно принять, и на тип финансовой помощи, которую они могут получить. Кроме того, дотации федерального правительства на проведение научных исследований, обычно предоставляемые членам профессорско-преподавательского состава и направляемые руководству университета, оказывают влияние не только на типы и количество проводимых исследований, но и определяют число аспирантов, которых можно подготовить для их осуществления.
ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
Американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться жизненного успеха. Это означает, что образование дает возможность преодолеть многие несправедливости, от которых страдали прошлые поколения. Но социологи, изучившие соотношение между продолжительностью и качеством обучения и социальной мобильностью, поставили это утверждение под сомнение. Какова на самом деле взаимосвязь между образованием человека и его шансами воспользоваться благами, которые может предложить американское общество?
ВЛИЯНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ (ЧИСЛЕННОСТИ ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ)
Вполне понятно, что, чем больше лет мы учимся, тем выше наши шансы добиться высокого дохода и восходящей социальной мобильности. По крайней мере, образование дает нам аттестаты или дипломы, необходимые для занятий многими видами деятельности. Прослеживание жизненного пути учащихся средних школ Висконсина, выбранных наугад, обнаружило высокую взаимозависимость между уровнем образования, или количеством лет, проведенных в учебном заведении, и успехом в работе. Однако наряду с этим выявилось, что на достижения в работе влияют и другие факторы, например умственные способности человека, социально-экономический статус его родителей и воздействие других людей (Сьюэлл, Халлер, Олендорф, 1970).
Исследование, проведенное раньше, показало, что образование действительно способствует восходящей мобильности, но оно дает не только знания, необходимые для овладения профессиями высокого статуса. Образованность способствует пониманию необходимости применения противозачаточных средств. У образованных людей сравнительно небольшие семьи, и повышается вероятность, что их дети добьются успеха в дальнейшей жизни. Когда выходцы из рабочего класса усваивают ценности среднего класса, они начинают приобретать то, что символизирует более высокий статус: односемейные жилые дома, новые автомобили, мебельные гарнитуры, модную одежду и высшее образование для своих детей (Хэвигхерст, 1958).
Социологи установили, что, хотя в настоящее время возрастает число американцев, имеющих возможность учиться в течение более длительного срока, это не повлияло на основное неравенство в распределении доходов. Например, Кристофер Дженкс (1972) утверждает, что раса и статус родителей оказывают более важное влияние на мобильность и статус детей, чем количество лет, потраченных на учебу. Боулз и Гинтис (1976) поддержали точку зрения Дженкса. Они также считают, что различия по количеству лет обучения, существующие между социальными группами, не оказывают влияния на неравенство доходов. Например, в последние годы не наблюдалось существенного увеличения доходов негров, женщин, национальных и других меньшинств, хотя улучшились их возможности получить образование. В ходе дальнейшего рассуждения в поддержку этой точки зрения Боулз и Гинтис подчеркивают, что в настоящее время число молодых негров, получающих образование, лишь на 4 процента ниже численности белых молодых студентов, однако доходы черных на 30 процентов ниже, чем у белых. Почему? Главная причина заключается в том, что негры живут в гетто, расположенных в центрах крупных городов, а предприятия, где они могли бы работать, переводятся в пригороды. Боулз и Гинтис делают вывод, что "образование оказывает лишь минимальное влияние на возможности устроиться в жизни" (с.35).
ВОЗДЕЙСТВИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ
Воздействует ли качество образования, которое получают дети, на их шансы добиться успеха в жизни? Влияют ли наличие высококвалифицированных учителей, библиотек, лабораторий и специальных программ, а также расовое равенство на социальную мобильность и достижения в работе?
По этому спорному вопросу мнения социологов разделились. Два известных автора Джеймс Коулман и Кристофер Дженкс утверждали, что качество обучения лишь в незначительной мере влияет на дальнейшие достижения или совсем не имеет значение. По этому вопросу вспыхнули жаркие споры. В 1966 г. Коулман и его коллеги провели исследование на тему "Равенство возможностей получения образования". Они изучили тысячи школ, учителей и учащихся по всей стране, стремясь уяснить воздействие качества обучения. Коулман I сравнивал условия обучения, учебные программы, характерные особенности директоров, учителей и состав учащихся школ. Он определял уровень успеваемости учащихся из групп меньшинства с помощью специальных тестов по проверке знаний, которые он считал самыми важными для успеха на рынке труда и в дальнейшей деятельности (Коулман, 1966). Этот уровень оказался ниже, чем у детей из группы большинства.
Однако различия в дальнейших жизненных достижениях не зависели от уровня школ и качества полученного образования. Коулман пришел к заключению, что семейная среда или классовые особенности оказывали более важное влияние на дальнейшие достижения. В целом дети родителей высокого статуса находятся в более благоприятной домашней обстановке. Часто их вдохновляет пример родителей, добившихся успеха, и они стремятся им подражать. Им прививают интерес к процессу усвоения знаний. С ними много занимаются, они имеют игрушки, развивающие их способности к учебе. Таким образом, формируются их уверенность в себе и самоуважение. По мнению Коулмана, такая среда в большей мере способствует успешной учебе в школе.
Дженкс также ставит под сомнение воздействие качества образования на социальную мобильность и потенциальные заработки. По оценкам, полученным в колледже, едва ли можно судить о потенциальных возможностях студентов по успешному овладению профессией. Это особенно касается отметок на медицинском факультете - на их основе трудно предсказать, насколько компетентным окажется будущий врач в первые годы практической деятельности (Берг, 1970). В книге "Кто продвигается вперед?" (1979) Дженкс сделал вывод, что "качественные различия, выявленные среди начальных и средних школ, лишь в незначительной мере объясняют неравенство статусов и заработков выпускников" (295). Учащиеся, принадлежащие к различной социальной среде, пусть даже имеющие одинаковые возможности для получения образования, не могут быть уверены, что добьются одинакового успеха, ведь они не смогут в равной степени вос-
пользоваться этими возможностями. Поскольку образование почти не влияет на социальное неравенство, Дженкс рекомендует прямые политические действия. Другими словами, он призывает к коренному перераспределению богатства страны для достижения большего равенства доходов. Он утверждает, что нереально ожидать, будто образование обеспечит социальное равенство.
Другие социологи считают, что качество образования существенно влияет на шансы учащихся добиться жизненного успеха. Например, установлено, что выбор учащимися и студентами предметов для изучения в средней школе и колледже оказывает, влияние на их возможные заработки в будущем (Гриффин, Александер, 1978). Те, кто занимаются естественными науками и математикой в средней школе или выбирают основы коммерции и технологии в период обучения в колледже, впоследствии получают более высокие доходы. Имеет значение также тип средней школы или колледжа. Юноши; посещающие средние школы высокого статуса, где учатся дети из богатых семей, имеющие высокообразованных и высокооплачиваемых родителей, обычно выбирают лучшие колледжи и университеты, учатся в них дольше и, став взрослыми, зарабатывают больше денег. Любопытно отметить, что эта тенденция не характерна для женщин; статус средней школы, которую они оканчивают, не влияет на их доступ в лучшие колледжи и университеты и на уровень получаемого ими образования (Александер, Экланд, 1977).
В общем, помимо образования, на социальную мобильность в США влияет такое множество факторов (социально-экономический статус, условия на рынке труда, характер развития экономики и даже просто везение), что трудно четко определить взаимосвязь между уровнем образования, мобильностью и доходом. Например, когда в результате экономических перемен создаются новые престижные должности, в какой-то мере это способствует восходящей мобильности. Работники, которые "продвигаются" к этим должностям, возможно, достигают успеха благодаря своему опыту, личностным качествам или просто счастливому случаю. Колебания на рынке рабочей силы тоже воздействуют на мобильность и доходы. Например, поколение, родившееся в период послевоенного бума рождаемости, способствовало созданию новых видов аспирантуры в колледжах; усилилась конкуренция вокруг перспективных должностей.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Согласно функционалистской теории, образование способствует сохранению культурных ценностей и социальным переменам, связанным с внедрением новых технологий и переоценкой существующих знаний. Школы являются также средством социального контроля и играют важную роль в подготовке людей к работе. С точки зрения теории "человеческого капитала" образование рассматривается как капиталовложение, которое принесет вознаграждение в будущем.
2. Подобно другим социальным институтам, система образования в значительной мере пронизана конфликтами. В США различные группы ведут борьбу по поводу ценностей, которые следует внушать учащимся. Сторонники теории конфликта считают, что образование способствует угнетению групп, которые находятся в неблагоприятном положении. Иллих полагает, что школы следует заменить учебными заведениями, где преподаются только те предметы, которые учащиеся хотят изучать. Кроме того, работодатели должны выбирать работников исходя из их способностей, а не в зависимости от их прошлых успехов в школе.
3. Образование одновременно имеет практическое и символическое значение. Коллинз утверждал, что расширение американской системы образования отражает стремление групп, имеющих различный статус, сохранить богатство, власть, престиж и ограничить доступ других к этим благам. Боулз и Гинтис считают, что система образования служит закреплению экономического неравенства; в начальной школе закладываются навыки, необходимые для будущих рабочих; на уровне колледжа закрепляются качества, которые важны для специалистов высокого статуса.
4. Исторически сложилось так, что доступ к широкому образованию стал возможен, когда народ начал оказывать влияние на правительство. Вторым фактором, способствовавшим расширению системы образования, стала промышленная революция: успехи в развитии технологии требовали наличия квалифицированной рабочей силы. Как только система образования оформилась как институт, третьим важным этапом ее расширения стало формирование заинтересованных групп, которые требовали своей доли общественного богатства.
5. На уровнях начальной и средней школы разделение процесса обучения на отдельные этапы отражает психологические и биологические возможности учащихся. На более высоких уровнях, когда ученики подрастают, системы образования отличаются по нескольким параметрам. Существуют следующие типы этих систем: массовое и элитарное обучение; государственное и частное образование; централизованное и
нецентрализованное обучение, а также техническое и общее образование.
1. Американские школы представляют собой своего рода бюрократии. Каждый работник школы имеет четко опосредованную роль, хотя учителя порой переживают ролевые конфликты по поводу дисциплины учащихся и различных профессиональных требований.
2. Группы сверстников оказывают влияние на формирование личности учащихся и их успеваемость. Троу выделил четыре типа носителей своеобразной студенческой культуры "коллегиалов", "профессионалов", "академиков" и "нонконформистов". Политические и экономические условия определяют, какая из этих групп является самой влиятельной в данное время.
3. Общение с людьми из разной среды воздействует на установки и поведение студентов. У студентов колледжей формируются различия в мнениях, и они становятся болеелиберальными, в то время как аспиранты склонны усваивая совокупность ценностей, соответствующих мировоззрению большинства представителей их профессии.
4. Классовая принадлежность, расовое происхождение и пол оказывают влияние на то, как учащиеся усваивают знания. В системе образования наблюдается косвенная дискриминация учащихся из низших классов, поскольку учителя, принадлежащие к среднему классу, обычно более доброжелательно относятся к ученикам, разделяющим их ценности Учащиеся из низшего класса могут оказаться в неблагоприятном положении, когда более зажиточные дети переходят и государственных школ в частные. Расовая интеграция в школах привела к позитивным результатам, но в среднем негры все еще отстают от белых по показателям стандартизированных тестов. Это отставание объясняется низким качеством государственных школ, в которых учится большинство негритянских детей.
1. Школы должны выражать политические мнения многих групп. На местном уровне их выражает педагогический совет, хотя школы финансируются главным образом из правительственных фондов. Значительная часть расходов колледжей и университетов оплачивается также из фондов федерального правительства. Таким образом, правительство в какой-то мере решает, кто должен быть принят на факультет, и определяет характер проводимых исследований.
2. Американцы обычно считают образование основой успеха. Существует тесная связь между уровнем образования и успехом в работе. Но на возможность успеха оказывают или яние и другие факторы, например социально-экономический статус родителей. Более широкий доступ к образованию не повлиял на средний доход женщин и представителей групп
меньшинств. Некоторые исследователи показали, что классовая принадлежность в большей мере влияет на успех в карьеры, чем качество образования; другие социологи считают, что выбор предметов для изучения в средней школе и колледже в дальнейшем сказывается на возможности заработка.
ГЛАВА 15
РЕЛИГИЯ
Каменные львы, охраняющие ступени к дверям нью-йоркской городской публичной библиотеки, много лет были свидетелями необычных сцен - антивоенных демонстраций, массовых митингов за отмену цензуры... Но, пожалуй, самое яркое и впечатляющее зрелище - церемониальное шествие участников движения Хари Кришна в нарядных шафрановых одеждах. Они постоянно проводят здесь свои церемонии, их не видно лишь в самый лютый холод. Облаченные в тонкие одеяния из хлопка бледно-оранжевого цвета, в тапочках или спортивных туфлях (им запрещено носить кожаную обувь), они движутся по кругу, бьют в тамбурины и барабаны, распевая: "Хари Кришна, Хари Кришна, Кришна Кришна, Хари Хари, Хари Рама, Хари Рама, Рама, Рама, Хари, Хари".
Это движение, основанное А.С.Бхактиведантой - Свами Прабхупадой, - стало привлекать внимание на Западе в 1966 г. Средства массовой информации, предвкушая сенсацию, подробно освещали церемонии Свами и других представителей культа, поражавших странной внешностью (в соответствии с требованиями учения Кришны мужчины должны наголо брить голову, оставляя лишь крошечную косичку: бог Кришна "тянет за нее и ведет их к более высокому уровню сознания").
Последователи Кришны называют это учение религией, но нью - йоркцы, кутавшиеся в пальто и свитера, наблюдавшие, как люди в одеяниях из тонкого хлопка воздают хвалу Кришне прохладным ноябрьским утром, скорее сочли бы их сумасшедшими, а не воплощением религиозной добродетели. В связи с этим возникает любопытный вопрос: как точно определить религию с социологической точки зрения? Можно ли считать учение Хари Кришна религией в такой же мере, как католицизм. Можно ли сравнивать культ "христианские науки" и конгрегационализм? А что представляют собой такие религий, как буддизм или учение Конфуция, в которых нет понятия Бога?
Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим некоторые определения религии, различные типы религий и их функции (психологическую и социальную) в обществе. Наконец, рассмотрим "Меняющееся значение религии в американском обществе и сделаем некоторые научные прогнозы о ее будущем.
РЕЛИГИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Часто говорят, что в гостях никогда не следует беседовать о политике, сексе и религии. Почему религия становится предметом ожесточенных споров? Для тех, кто к ней приобщается, это вопрос глубоко личный - люди решают, во что они будут верить (если вообще намерены во что-то верить) их возмущает любое сомнение в правильности их решения. Одна из важнейших функций религии - придание смысла человеческой жизни. Поставьте под сомнение религиозные веровавания людей, и вы затронете их самые сокровенные мысли о предназначении человека во Вселенной.
Кроме того, каждая религиозная группа в какой-то мере ощущает себяизбранной, отличающейся от основной массы людей. Часто из этого ощущения вырастает вера, что данная группа находится в согласии или единстве с Богом прошлом евреи верили, что обрели единение с Богом, теперь в это верят мормоны. Такое ощущение избранности нашло наилучшее выражение в официальном названии церкви мормонов “Церковь Иисуса Христа святых последнего дня". Любого крещеного члена церкви мормонов - каждого, кто имеет особые обязательства передБогом, Считают "святым последнего дня". Такое определение не относится ко всем тем, кто к этой церкви не принадлежит.