Регистрация и опубликование договоров 5 страница

Международные каналы представляют собой соединяющие моря и океаны искусственные сооружения, расположенные на путях ин­тенсивного морского судоходства и используемые всеми государства­ми в соответствии с международным правом и национальным зако­нодательством. Особенностью правового режима международных каналов является то, что они, будучи частью территории государст­ва — владельца канала, подпадают под действие соответствующих международных договоров, существенно ограничивающих правомо­чия данного государства.

Принципы правового режима международных каналов: уважение суверенных прав собственника канала и невмешательство в его внут­ренние дела; свобода судоходства по каналу для судов всех государств без какой бы то ни было дискриминации; обязанность пользователей соблюдать нормы международного права и национального законода­тельства государства — владельца канала.

Режим судоходства по большинству каналов характеризуется сле­дующими основными чертами:

каналы в мирное время открыты для всех невоенных судов и военных кораблей всех государств;

администрации канала предварительно сообщается название и принадлежность судна, получается свидетельство на судно (в боль­шинстве каналов ограничивается прохождение судов определенных размеров и тоннажа), предусмотрена уплата сборов;

устанавливаются правила прохождения канала.

В военное время воюющим государствам в канале запрещается высаживать и принимать на борт войска, грузить и разгружать воен­ные грузы и т.д.; в отношении территории канала запрещается бло­када.

Детально правовой режим каналов регулируется национальным правом соответствующего государства и международными договора­ми, например, Конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г.

92. Международное речное право (далее - МРП).

Международные реки относятся к международной водной системе или к международному водотоку. Разделяют территорию, протекают по территории двух и более государств. Особое значение имеют реки, которые имеют связь с морем, используются различными государствами для мореплавания, в т.ч. не имеющих выхода к морю. Европа - Дунай, Рейн.

Виды международных рек:

1. пересекающие территорию нескольких государств.

2. пограничные - разделяющие территории нескольких государств.

Классификация имеет условный характер, одна и та же река может выступать в этих двух качествах.

Международно-правовой режим рек сейчас связывается с пересечением территории двух и более государств, ранее - с международным судоходством. На Венском конгрессе 1815 г. была провозглашена свобода судоходства по всем рекам Зап. Европы. В 19 в. - формирование МРП. С середины 19 в. принято не менее 400 соглашений, регулирующих использование воды как природного ресурса. Правовой режим несудоходных международных рек частично регулирует Женевская конвенция о гидроэнергии водных потоков, 1923 г.

Международные реки составляют единый природный комплекс, разделенный государственными границами.

МРП не кодифицировано. Действует комплекс региональных многосторонних соглашений, устанавливающих правила использования международных рек: Конвенция о развитии реки Чад 64 г., Договор об Амозонии 78 г. и многие другие.

Основная тенденция нашего времени - заключение соглашения о бассейного типа, сфера действия - весь водосборный бассейн (Конвенция о защите реки Рейн 98 г.) или его часть в пределах территорий государств-участников (Соглашение о сотрудничестве по устойчивому развитию бассейна реки Меконг 95 г.). Цель многих соглашений - защита водотоков от загрязнения и улучшение их состояния (Конвенция о сотрудничестве по защите и устойчивому развитию реки Дунай 94 г.).

Пример удачного сотрудничества по использованию системы международного водотока: Соглашение по реке Меконг 95 г. (Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Лаос). В основе соглашения - идея комплексного управления водными ресурсами. в Европе: Конвенция по Рейну 98 г., цель - развитие экосистем, улучшение качества воды и т.п., призвана обеспечить использование вод для питьевого водоснабжения, восстановление морской среды Северного моря. Создана специальная комиссия, которая занимается реализацией Программы по устойчивому развитию Рейна - "Рейн 2020".

Река Дунай. Представляет интерес для стран Вост. Европы и Черноморского бассейна. Конвенция о режиме судоходства на Дунае 48 г. (Россия, Украина, Болгария, Чехия, Венгрия, Австрия, Румыния). В дополнения была принята Декларация 85 г. Правовой режим Дуная основан на принципе свободы и открытости для граждан, торговых судов и товаров, равенство в отношении сборов и условий судоходства. Контроль за соблюдением положений Конвенции возложена на Дунайскую комиссию, в составе которой все участники соглашения.

Водная конвенция 92 г. - первый документ, который создал правовую базу сотрудничества по защите и рациональному использованию трансграничных вод в пределах целого региона (страны Европы, Северной Америки, Центральной Азии и Израиль).

Цели конвенции: 1. предотвращение, ограничение и сокращения загрязнения.

2. экологически обоснованное управление трансграничными водами.

3. справедливое использование трансграничных вод.

4. сохранение и восстановление экосистем.

Конвенция содержит две категории обязательств: касаются всех государств-участников, распространяющиеся на имеющие общие трансграничные воды (должны заключать соглашения в отношении конкретных водотоков). Принимаются дополнительные международно-правовые акты: Протокол по проблемам воды и здоровья, 99 г.- охрана здоровья человека по средствам совершенствования управления водохозяйственной деятельностью.

Хельсинские правила использования вод международных рек 66 г. Разработаны ассоциацией международного права. В них разработаны основополагающие принципы МРП: 1. суверенитет государства в той части бассейна, которая ему принадлежит.

2. справедливое водопользование, получение каждым прибрежным государством своей доли при использовании ресурсов.

3. непричинение ущерба природной среде или интересам других государств при использовании вод речного бассейна.

После принятия правил, Ассоциация МП дополнила их:

1. контроль наводнений.

2. предотвращение загрязнения морской среды из наземных источников.

3. поддержание и улучшение состояния естественных навигационных путей трансграничного характера.

4. защита водных ресурсов и водохозяйственных сооружений в период вооруженного конфликта.

5. управление международными водными ресурсами.

6. регулирование течения международных водотоков.

7. борьба с загрязнениями и многое др.

Эти нормы обобщены в документе "Консолидация правил АМП относительно международных водных ресурсов", 99 г. На Берлинской конференции в 2004 г., Ассоциацией были приняты новые правила. Имеют рекомендательный характер. Не являются международным договором. Рассматриваются как совокупность норм международного обычного права.

Водоток - система поверхностных и подземных вод, составляющих единое целое. Конвенция ООН 97 г. - материальные и процессуальные нормы по поводу водопользования. Имеет рамочный характер, т.е. предназначена служить моделью для разработки более детальных соглашений по конкретным водотокам: Хельсинская водная конвенция ЕЭК ООН 72 г., Пересмотренный протокол по разделяемым водотокам СРЮА 2000 г.

В МП принята концепция интегрированного управления водными ресурсами (далее ИУВР): осуществляется в пределах гидрографических границ, включать все виды вод (поверхностные, подводные), обеспечено общественное участие, адекватное информационное обеспечение. Основные элементы применения ИУВР(определение Глобального водного партнерства): политические решения, правовая основа, финансирование и стимулирование.

93.Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих право­вой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

Источники ММП:

универсальные: Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов 1972 г., Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г., Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г., Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случае аварии, приводящей к загрязнению нефтью 1969 г., Международная конвенция об аресте судов 2000 г.

Локальные: Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтских проливах 1973 г., Конвенция о защите Черного моря от загрязнений 1992 г., Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в Северной части Тихого океана 1992 г. и др.

Общие источники – Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Женевские конвенции – об открытом море, о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Конвенция по морскому праву – самая масштабная кодификация в истории международного права.

Таким образом, международное морское право регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя определение правового режима различного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоения природных ресурсов океана и т.д.

Имеются несколько видов водных пространств, различающихся по правовому режиму.

94. Первоначально морское право создавалось в форме обычных норм; его кодификация была проведена в середине XX в. I Конфе­ренция ООН по морскому праву завершилась принятием в Женеве в 1958 г. четырех конвенций: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (РФ в этой Конвенции не участвует). II Конференция, проходившая в 1960 г., успеха не имела. На III Конференции была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Отдельные аспекты сотрудничества в использовании морских пространств и их ресурсов регулируются специальными со­глашениями (Международная конвенция по охране подводных кабе­лей 1884 г., Конвенция об учреждении ИМКО (ныне Международная морская организация) 1948 г., Международная конвенция электро­связи 1983 г. и др.).

95. Принципы международного морского права :

- принцип свободы открытого моря. Сформулирован еще древнеримскими юристами. Указанный принцип означает, что открытое море находится в общем пользовании всех государств, не являясь чьей-либо территорией, следовательно, не подпадает под суверенитет какого-либо государства. Право на свободное использование открытого моря принадлежит прибрежным государствам и государствам, не имеющим выхода к морю в равной степени;

- принцип мирного использования открытого моря. Указанный принцип вытекает из принципов мирного разрешения международных споров и неприменения силы или угрозы силой. В ст. 88 Конвенции ООН по морскому праву закреплено, что открытое море резервируется для мирных целей;

- принцип охраны морской среды. Указанный принцип закреплен в ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву, согласно которой государства обязаны защищать и сохранять морскую среду;

- принцип общего наследия человечества. Указанный принцип означает общее равноправное пользование ресурсами морского дна и его недр на территории, не подпадающей под государственный суверенитет или национальную юрисдикцию;

- принцип свободы морских научных исследований. Указанный принцип закреплен в ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву и последовательно реализуется далее по тексту конвенции. Государства и компетентные международные организации поощряют и облегчают развитие и проведение морских научных исследований. Деятельность по морским научным исследованиям - не создает правовой основы для каких бы то ни было притязаний на любую часть морской среды или на ее ресурсы.

96. Внутренние воды являются частью территории соответствующе­го государства. Во внутренние воды входят:

водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству;

акватории портов, очерченные линией, проходящей через наибо­лее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений;

воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, при­нятых для отсчета территориальных вод (см. 3 настоящей главы);

морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 мор­ских миль. В случае, если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива от берега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом, чтобы ею ограничивалось возможно большее пространство. Водная территория, расположенная внутри этой линии, является внутренними водами.

Кроме того, внутренними считаются т.н. «исторические воды», перечень которых устанавливается правительством соответствующе­го государства. К историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними вода­ми прибрежного государства, например: залив Петра Великого на Дальнем Востоке (ширина входа более ста миль); Гудзонов залив в Канаде (пятьдесят миль) и др. Отечественная доктрина международ­ного права относит к внутренним водам РФ также моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Как уже говорилось, воды портов являются частью внутренних вод прибрежного государства; при этом в качестве берегов рассмат­риваются наиболее выдающиеся в море постоянные портовые со­оружения (ст. 11 Конвенции 1982 г.). Прибрежное государство оп­ределяет порядок доступа в свои порты иностранных судов, уста­навливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Для посещения от­крытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В закрытые порты заход допускается лишь с разрешения прибрежного государ­ства.

Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы. Прибрежное государство может устанавливать в отно­шении иностранных судов национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам); режим наибольшего благоприятст­вования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства); специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками и т.п.).

Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совер­шенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, рас­пространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не установлено международным договором — например, соглашения­ми о торговом судоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибреж­ного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с согласия прибрежного государ­ства.

97. Территориальные воды (территориальное море) — это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутрен­ними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами территори­ального моря, имеют свое собственное территориальное море. Одна­ко прибрежные установки и искусственные острова территориаль­ных вод не имеют.

Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств составляет 12 морских миль. Боковая граница территори­альных вод смежных государств, а также границы территориального моря противолежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международными договорами.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на вод­ное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (ст. 1, 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне). Террито­риальное море является частью территории соответствующего госу­дарства. Вместе с тем нормами международного права признается право мирного прохода иностранных невоенных судов через терри­ториальное море (в том числе для захода в порты).

Существуют три основных способа отсчета территориальных вод:

1) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного госу­дарства;

2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи от берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов;

3) от внутренних морских вод.

Внешней границей территориального моря является линия, каж­дая точка которой находится от ближайшей точки прямой исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (12 миль).

Как уже отмечалось, любая деятельность физических и юриди­ческих лиц в иностранных территориальных водах может произво­диться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение — право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

При этом под проходом понимается плавание через территори­альное море с целью:

пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод;

или

пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г.).

«Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства» (ст. 19 Конвенции 1982 г.).

Проход признается нарушающим «мир, добрый порядок и без­опасность» прибрежного государства, если судно осуществляет:

a) угрозу силой или ее применение против суверенитета, террито­риальной целостности или политической независимости прибрежно­го государства или каким-либо другим образом в нарушение принци­пов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

b) любые маневры или учения с оружием любого вида;

c) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб оборо­не или безопасности прибрежного государства;

d) любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

e) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого лета­тельного аппарата;

f) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

g) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммигра­ционным или санитарным законам и правилам прибрежного государ­ства;

h) любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции;

i) любую рыболовную деятельность;

j) проведение исследовательской или гидрографической деятель­ности;

k) любой акт, направленный на создание помех функционирова­нию любых систем связи или любых других сооружений или устано­вок прибрежного государства;

l) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.

Прибрежное государство имеет право устанавливать разреши­тельный порядок прохода иностранных военных судов через свои территориальные воды. Подводные лодки в территориальном море должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг (ст. 20 Конвенции 1982 г.).

Прилежащая зона — это зона открытого моря ограниченной ши­рины, примыкающая к территориальному морю прибрежного государства. Государство в прилежащей зоне осуществляет свою юрис­дикцию в целях обеспечения своих таможенных, санитарных, имми­грационных и иных правил. По Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. ширина прилежащей зоны не может пре­вышать 12 миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется и территориальное море. Иными словами, право на прилежащую зону имеют те государства, территориальное море которых меньше 12 миль. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г., прилежа­щая зона распространяется на расстояние до 24 миль.

Цель установления прилежащей зоны — предотвращение воз­можного нарушение законов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих законов и правил, совершенное в пределах его территории. В послед­нем случае может осуществляться преследование по горячим следам.

98. Термин «исключительная экономическая зона» стал использо­ваться в международных документах и внутригосударственных актах в конце 60-х — начале 70-х годов. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 55) экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Прибрежное государство в экономической зоне имеет:

суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих его водах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по эко­номической разведке и разработке ресурсов зоны;

сооружать, а также разрешать и регулировать создание и эксплу­атацию искусственных островов и установок, устанавливать вокруг них зоны безопасности;

определять время и места лова, устанавливать допустимый улов живых ресурсов, устанавливать условия получения лицензий, взи­мать сборы;

осуществлять юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений;

разрешать морские научные исследования;

принимать меры по защите морской среды.

В экономической зоне все государства пользуются свободой су­доходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и др. Государства при осуществлении своих прав должны учитывать суверенные права прибрежного государства.

Государства, не имеющие выхода к морю, с разрешения прибреж­ного государства вправе участвовать на справедливой основе в экс­плуатации ресурсов зоны.

99. Континентальный шельф — это затопленная морем часть мате­риковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет су­веренные права в целях разведки и разработки его природных бо­гатств.

Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шель­фом понимается поверхность и недра морского дна подводных рай­онов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны террито­риального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким обра­зом, внешней границей шельфа является изобата — линия, соеди­няющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр мор­ского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов — организмы, которые в период своего промыслового развития при­креплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, грани­ца шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения — по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколь­ко иное определение границ континентального шельфа. Это:

морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественно­го продолжения сухопутной территории до внешней границы под­водной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не про­стирается на такое расстояние;

если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного про­странства над ним. Поскольку морское пространство над континен­тальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все госу­дарства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовст­во, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресур­сов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разра­ботки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие со­оружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных государств.

Прибрежное государство вправе определять трассы для проклад­ки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и про­водить бурильные работы, сооружать искусственные острова.

100.Понятие и правовой режим открытого моря. Общепризнанные свободы открытого моря.

Под открытым морем понимаются все части моря, которые расположены за пределами внутренних и территориальных вод, экономической зоны и архипелажных вод и находятся в свободном и равноправном пользовании всех государств в соответствии с нормами и принципами международного права (ст. 86 Конвенции ООН по морскому праву).

С точки зрения правового режима открытое море не может находиться под суверенитетом какого-либо государства (ст. 89).

Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря, включающий в себя: свободу судоходства; свободу рыболовства; свободу летать над открытым морем; свободу возводить искусственные острова и другие установки; свободу научных исследований (ст. 87). Этим составные части принципа свободы открытого моря не исчерпываются. Например, в современном международном морском праве к другим свободам относится свобода военного мореплавания. Свобода открытого моря не безгранична. Государства, пользуясь этими свободами, обязаны уважать законные интересы других стран (ст. 87).

Свобода судоходства включает в себя свободу судоходства как торговых судов, так и военных кораблей. Под военным мореплаванием понимается плавание боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ, и оно отличается от других видов мореплавания тем, что осуществляется кораблями, наделенными особыми правами и обязанностями, обладающими специальными юридическими признаками и свойствами. Свобода военного мореплавания, являясь одним из общепризнанных принципов современного международного права, должна согласовываться с другими принципами, такими как неприменение силы, невмешательство во внутренние дела других государств и др. В открытом море все суда (и военные корабли) подчиняются исключительно юрисдикции государства флага.

Юрисдикция государства означает, что функции власти над всеми своими судами могут осуществлять только военные или специально на то уполномоченные суда государства флага, она также означает, что преследование членов экипажа может быть возбуждено только перед судебными или административными властями государства флага.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага (ст. 95). Под военным кораблем согласно Конвенции понимается судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки военного корабля, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих, имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине (ст. 29).

Архипелажные воды.

Архипелажные воды — воды, разделяющие и окружающие группы островов, составляющие единое географическое и политическое целое и подпадающие под суверенитет какого-либо одного островного государства. Суверенитет государств-архипелагов распространяется на омывающие их территории воды, воздушное пространство над ними, их дно и недра, а также весь комплекс имеющихся там живых и неживых природных ресурсов (ст. 49 Конвенции ООН по морскому праву). Примером государства-архипелага является Индонезия.

Территориальное море, прилежащая зона и исключительная экономическая зона архипелажного (островного) государства отсчитываются от архипелажных исходных линий, проводимых от наиболее выступающих в море крайних точек внешних островов архипелага. При этом Конвенция по морскому праву предусматривает, что длина архипелажных прямых исходных линий не должна превышать 100 морских миль (до 3% их общего числа - 125 морских миль) и в пределы таких исходных линий должны включаться главные острова архипелага, причем соотношение площадей водной поверхности и суши должно составлять от 1:1 до 9:1 (ст.47 Конвенции).

Наши рекомендации