Систематизация нормативных правовых актов
Систематизация нормативных правовых актов – это юридическая деятельность, направленная на упорядочение нормативных правовых актов, приведение их в стройную и согласованную систему.
Виды систематизации:
1) инкорпорация;
2) консолидация;
3) кодификация.
Инкорпорация – объединение нормативных правовых актов в сборники и собрания без изменения их содержания.
Черты инкорпорации:
1) осуществляется как уполномоченными органами, так и любыми организациями и лицами;
2) в результате инкорпорации издаются (публикуются) сборники и собрания нормативных правовых актов;
3) содержание инкорпорируемых нормативных правовых актов не изменяется; нормативные правовые акты инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент инкорпорации;
4) в процессе инкорпорации осуществляется только внешняя обработка нормативных правовых актов;
5) инкорпорируемые нормативные правовые акты сохраняют свою юридическую силу и самостоятельное значение.
Виды инкорпорации:
1. По субъектам:
– официальная (осуществляется только уполномоченными органами и должностными лицами в пределах их компетенции);
– неофициальная (осуществляется любыми субъектами без специальных на то полномочий и контроля со стороны субъектов правотворчества).
2. По принципу объединения нормативных правовых актов:
– хронологическая (нормативные правовые акты инкорпорируются в хронологическом порядке);
– систематическая/предметная/тематическая (осуществляется по предмету правового регулирования).
Инкорпорация является самым простым видом систематизации.
Консолидация – объединение нескольких нормативных правовых актов, регулирующих определенную группу общественных отношений, в единый нормативный правовой акт без изменения содержания этих актов.
Черты консолидации:
1) осуществляется в ходе правотворческой деятельности уполномоченным субъектом правотворчества;
2) является приемом правотворчества;
3) в результате консолидации принимается новый нормативный правовой акт;
4) ранее действовавшие нормативные правовые акты прекращают свое действие со дня вступления в силу нового нормативного правового акта;
5) не вносит изменений в правовое регулирование, так как содержание отмененных актов полностью входит в новый нормативный правовой акт.
Консолидация по своей юридической природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.
Кодификация – принятие нового нормативного правового акта на основе переработки действующих нормативных правовых актов и создания новых норм права.
Черты кодификации:
1) осуществляется в ходе правотворческой деятельности уполномоченными субъектами правотворчества;
2) является приемом правотворчества;
3) в результате кодификации принимается новый нормативный правовой акт;
4) вносит существенную новизну в правовое регулирование общественных отношений, так как существенно перерабатываются действующие нормативные правовые акты и принимается новый нормативный правовой акт.
Виды кодификационных актов:
– кодексы;
– основы законодательства (после 1993 г. они не принимаются; действуют те, которые были приняты ранее);
– уставы;
– положения;
– регламенты.
Черты кодификационных актов:
1) сводный характер;
2) широкий охват регулируемых общественных отношений;
3) значительный объем и сложное строение;
4) главенствующее положение среди других отраслевых актов.
Виды кодификации:
1. Всеобщая (полная кодификация всего нормативного материала по всем отраслям права).
2. Отраслевая (кодификация нормативного материала одной отрасли права).
3. Внутриотраслевая/специальная (кодификация нормативного материала подотрасли или института права).
4. Межотраслевая/комплексная (кодификация нормативного материала комплексных институтов права).
СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Право имеет не только внешнюю форму своего выражения, но и внутреннее строение, позволяющие рассматривать его как систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. В переводе с греческого термин система означает «целое, составленное из частей». Однако любая система – это не простая сумма частей, ее составляющих. Систему отличают непротиворечивость, взаимосвязь, взаимозависимость, упорядоченность ее элементов.
Каждый элемент системы выполняет определенную функцию, а все вместе они обеспечивают существование и развитие всей системы. Таким образом, свойства системы не являются простой суммой свойств составляющих ее элементов. У любой системы свойств больше, чем у ее элементов, так как специфические свойства системы обусловлены взаимосвязями ее элементов.
Система права – это внутреннее строение права, подразделение его на взаимосвязанные элементы, обусловленное дифференциацией и интеграцией правовых норм.
Основные элементы системы права:
1) нормы права;
2) институты права;
3) отрасли права.
Признаки системы права:
1. Имеет объективный характер, так как отражает объективно существующие общественные отношения.
2. Характеризуется целостностью и структурированностью, т.е. состоит из взаимосвязанных элементов.
3. Обладает непротиворечивостью и согласованностью элементов.
Система права конкретного государства в значительной степени обусловлена историческими, культурными и иными факторами. Системная организация права имеет важное значение для всех видов юридической деятельности:
а) для правотворческой деятельности (принимая нормы права, субъект правотворчества должен гармонично включить их в существующую систему права, не нарушая ее целостности);
б) для правореализационной деятельности (системное устройство права позволяет видеть связь норм права друг с другом, правильно их понимать и реализовывать);
в) для интерпретационной деятельности (позволяет в ходе толкования нормы права видеть ее связь с другими нормами права и правильно уяснять ее содержание);
г) для систематизации нормативных правовых актов (системное устройство права позволяет систематизировать нормативные правовые акты по предмету правового регулирования).
Понятия право и система права не тождественны. Право – это система норм права (т.е. правил поведения), регулирующих общественные отношения. Система права – это внутреннее строение права.
Понятия система права и правовая система также не тождественны. Правовая система шире по содержанию, чем система права. Элементами правовой системы являются: право, юридическая практика, господствующая правовая идеология.
Отрасль права – это система правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.
Отрасли российского права:
– конституционное право;
– административное;
– муниципальное;
– гражданское;
– семейное;
– трудовое;
– социального обеспечения;
– земельное;
– экологическое;
– финансовое;
– предпринимательское;
– уголовное;
– уголовно-исполнительное;
– уголовно-процессуальное;
– гражданско-процессуальное;
– арбитражно-процессуальное право.
Виды отраслей права:
1. По предметному единству:
– основные/профилирующие (конституционное право, административное, гражданское, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право);
– специальные (трудовое право, семейное, финансовое и др.);
– комплексные (муниципальное, экологическое и др.).
2. По функциям права:
– регулятивные (включают в основном регулятивные нормы права, например, конституционное право, гражданское, семейное и др.);
– охранительные (включают охранительные нормы права, например, уголовное право).
3. По характеру:
– материальные (включают материальные нормы права, например, гражданское право, трудовое, финансовое и др.);
– процессуальные (включают процессуальные нормы права, например, гражданско-процессуальное право, арбитражно-процессуальное, уголовно-процессуальное).
Отрасль права является основным структурным элементом системы права. Различные отрасли находятся на разных ступенях развития: объем регулируемых ими отношений то расширяется, то сужается.
Каждая отрасль права имеет в своем составе несколько правовых институтов. Институт права – это система правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Таким образом, если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт права регулирует определенный их вид.
Виды институтов права:
1. По составу:
– отраслевые (состоят из норм одной отрасли права, например, институт трудового договора);
– комплексные / межотраслевые (состоят из норм нескольких отраслей права, например, институт государственной службы).
2. По функциям права:
– регулятивные (состоят из регулятивных норм права, например, институт оплаты труда);
– охранительные (состоят из охранительных норм права, например институт административной ответственности).
3. По характеру:
– материальные (состоят из материальных норм права, например, институт купли-продажи);
– процессуальные (состоят из процессуальных норм права, например, институт возбуждения уголовного дела).
Кроме отраслей и институтов права, в системе права можно выделить и более мелкие образования: подотрасли и субинституты права. Однако не каждая отрасль права имеет в своем составе подотрасли и далеко не каждый институт права имеет в своем составе субинституты.