Русско-польская и русско-шведская войны

Приняв Украину в свое подданство, Россия вступила в очередную войну с Речью Посполитой, продолжавшуюся с 1654 по 1667 гг. Поначалу она шла успешно для России: в 1654 г. был взят Смоленск, на Украине – Ровно, в Белоруссии – Полоцк и Витебск, в 1655 г. – Минск и Вильно. В ходе военных действий особо отличились такие талантливые русские полководцы, как боярин князь А.Н. Трубецкой, боярин князь Ю.А. Долгоруков-Чертенок, боярин князь Я.К. Черкасский, боярин В.В. Батурлин.

В 1655 г. в Польшу, воспользовавшись ее неудачами, вторглись шведы. Начался «польский Потоп». Король Ян II Казимир вынужден был покинуть свою столицу, шведы захватили Краков и Варшаву. Сильная Швеция представляла для России большую угрозу, чем разбитая Речь Посполитая.

В 1656 г. Россия заключает Виленское перемирие с Польшей и вступает в войну со Швецией. Соперничество с одной из самых передовых армий Европы оказалось не по силам Московскому государству. Несмотря на ряд побед, общий ход войны складывался не в пользу России. В1658 г. правительство Алексея Михайловича заключило перемирие со шведами, а в 1661 г. Россия пошла на подписание Кардисского мира, по которому возвратила завоеванные земли в Ливонии и вновь лишилась выхода к морю.

В 1657 г., Польша, получившая передышку и собравшаяся с силами, возобновляет военные действия против России, и война приобретает затяжной характер.

Итогом войны стало подписание Московским государством и Речью Посполитой Андрусовского перемирия 1667 г., по которому России возвращался Смоленск, и переходили земли Левобережной Украины и Киев на два года (впрочем, возвращен он Польше не был). Это был крупный успех А.Л. Ордина-Нащокина – талантливого дипломата, возглавлявшего русскую делегацию. Условия Андрусовского перемирия закреплялись Вечным миром 1686 г., ставшим серьезной дипломатической победой России.

Русские землепроходцы

В XVII в. активно шло освоение Сибири, чему способствовали экспедиции В.Д. Пояркова (1643–1646 гг.) и Е.П. Хабарова (1649–1652 гг.) в Приамурье, С.И. Дежнева в Северо-Восточную Сибирь (1648–1659 гг.), В.В. Атласова на Камчатку (1697–1699 гг.), А.Булыгина на Охотское море и др. Возникли городки – Албазинский(1651 г.), Косогорский (1655 г.), Нерчинский (1658 г.) и т. д. Для управления этими землями в 1637 г. был создан Сибирский приказ. Коренное население Сибири платило специальный налог пушниной – ясак.

В 1689 г. Россия и Китай подписали Нерчинский договор, разграничивавший зоны влияния этих стран на Дальнем Востоке и в Забайкалье

Самодержавие и церковь.

Церковный раскол

В период правления царя Алексея Михайловича Тишайшего (1645–1676 гг.) произошло значительное усиление централизованного Московского государства и укрепление авторитета верховной власти. Во многом это связано с самим характером государя, который лично вникал во все важные дела, был любознательным и просвещенным для своего времени человеком. В отличие от некоторых других русских венценосцев, Алексей Михайлович никогда не был бессмысленно жестоким, но при необходимости умел проявить силу воли и твердость характера. Будучи религиозным человеком, царь всегда живо интересовался богословскими вопросами. Более всего государя волновала проблема обрядовых расхождений между русским и греческим православием. Он стремился преодолеть эти противоречия не только из догматических, но и из политических соображений. В правление Алексея Михайловича возродилась доктрина «Москва – третий Рим», подразумевавшая право и даже обязанность московского самодержца оказывать покровительство всем православным народам. Конечной целью такой политики являлось постепенное включение единоверцев в состав Российского государства, что было невозможно без устранения обрядовых и догматических разночтений.

Вступив на престол, Алексей Михайлович собрал вокруг себя группу единомышленников – «ревнителей древнего благочестия». В этот кружок входили царский духовник Стефан Вонифатьев, окольничий Ф.М. Ртищев, ближний боярин Б.И. Морозов, протопопы Иван Неронов, Аввакум Петров и др.

С 1646 г. к «ревнителям» присоединился архимандрит Новоспасского монастыря Никон. Этот выдающийся человек (в миру – Никита Минов) происходил из простой крестьянской семьи. В юности он принял постриг и много путешествовал по северным монастырям. В 1643 г. Никон стал игуменом Кожеезерского монастыря, в 1646 г. приехал в Москву за «милостыней» и был представлен царю. Государя поразила могучая натура провинциального подвижника, его искренняя забота о народе, нужды которого он прекрасно знал. Алексей Михайлович оставил Никона в Москве и приблизил к себе.

Для реализации проекта церковной реформы, разработанной кружком «ревнителей», было необходимо, чтобы патриарший престол занимал человек энергичный, волевой и целеустремленный. В апреле 1652 г. умер патриарх Иосиф. Алексей Михайлович и многие его соратники полагали, что лучшей кандидатурой на пост верховного иерарха является Новгородский митрополит (с 1647 г.) Никон. Избрание состоялось 25 июля 1652 г. Вступая на патриарший престол, Никон потребовал от народа полного доверия и подчинения ему во всех церковных делах. Царь и присутствующие клятвенно заверили владыку, что полностью полагаются на его авторитет и никаких препятствий реформам чинить не будут.

Новый патриарх с энтузиазмом начал укреплять и обустраивать свою епархию. Помимо, собственно, реформаторской деятельности, он стремился к установлению тесных контактов с украинской и греческой православными церквями, лично экзаменовал кандидатов на должности священников, контролировал иконопись и книгопечатание. Никон основал три известнейших монастыря: Воскресенский (Новый Иерусалим) на берегу Истры, Иверский Богородицкий на Валдае и Крестный на острове Кий.

До тех пор пока Никона поддерживал Алексей Михайлович, его положение в русской церкви было прочным. Но патриарх посягал на светскую власть, демонстрируя полную независимость от государя. Никон зашел так далеко, что присвоил себе титул «великого государя» и самостоятельно принимал решения по политическим делам, открыто говорил о превосходстве «священства» над «царством». Однако возмужавший царь не намеревался делиться властью, к тому же к концу 1650-х гг. церковные реформы были уже завершены. Своей нетерпимостью, грубостью и жесткостью, переходящей в жестокость, Никон оттолкнул от себя практически всех сторонников. В 1658 г. патриарх окончательно рассорился с государем и покинул Москву, однако, царь не стал умолять его вернуться. В 1660 г., а затем в 1666–1667 гг. Алексей Михайлович созывал церковные соборы (второй – с участием вселенских патриархов), выступившие в защиту царской власти. Никон был лишен сана и заточен в Ферапонтове монастыре. Затем его перевели в Кирилло-Белозерскую обитель, где бывший патриарх умер в 1681 г.

Таким образом, царь преодолел серьезное препятствие на пути к неограниченной власти. Завершился еще один этап подчинения духовного авторитета светскому, церковь постепенно включалась в аппарат государственного управления.

Реформы Русской церкви

Первые изменения в церковном обряде, направленные на устранение различий между русской и греческой традицией, произошли в марте 1653 г. Патриарх разослал по всем церквам «память», содержащую приказ о замене в храмах земных поклонов поясными, а двоеперстного крестного знамения троеперстным.

Весной 1654 г. был созван Церковный собор, который одобрил следующие нововведения, предложенные Никоном:

1. Считать каноническими изменения, внесенные в русские богослужебные книги «правщиками» (Е. Славинецким, А. Греком и др.). К примеру, заменить имя «Исус» на «Иисус».

2. Повторять при молитве «Аллилуйя» трижды, а не дважды, как раньше.

3. Ходить во время богослужения священник должен против часовой стрелки («противусолонь»), а не наоборот, как было прежде.

4. Запретить иконы, написанные в западноевропейской натуралистической манере, и почитать только те, которые созданы по византийскому канону.

5. Обязать священников читать прихожанам проповеди собственного сочинения.

Для придания большего авторитета своим указам глава Русской церкви приглашал в Москву вселенских патриархов (1653 г. – Афанасий Константинопольский, в 1654 г. – Макарий Антиохийский).

Осуществляя реформы, Никон искренне полагал, что приводит Русскую церковь в соответствие с истинными старинными греческими правилами, освобождая принятый в России обряд от ошибок и искажений. Однако дело обстояло иначе. Именно консервативная Русская церковь сохранила в неприкосновенности древние традиции, а греческое православие сильно изменилось под влиянием латинской культуры.

Реформаторская деятельность Никона вызвала неоднозначную реакцию в русском обществе. Часть духовенства и мирян восприняли ее как поругание древнего благочестия и начали сопротивление «никонианской ереси».

Раскол

Реформаторская деятельность Никона вызвала неоднозначную реакцию в русском обществе. Часть духовенства и мирян восприняли ее как поругание древнего благочестия и начали сопротивление «никонианской ереси». Произошел раскол Русской православной церкви. Противников религиозных нововведений власть называла «раскольниками», а сами они говорили про себя «староверы» или «старообрядцы».

Логика сторонников старых обрядов была проста. Принятие реформы, по их мнению, означало фактический отказ от веры отцов и дедов. Выходило, что митрополиты Петр и Филипп, Сергий Радонежский, Андрей Рублев и другие исповедовали неправильное, «ущербное» православие.

Как известно, церковные преобразования были санкционированы (и даже инициированы) государственной властью. Староверы противопоставляли себя не только патриарху, но и царю. Поэтому религиозный характер старообрядчества с самого начала дополнялся социально-политическим подтекстом. Объективно церковная реформа стала своеобразной проверкой на лояльность режиму. Неслучайно светская власть постоянно преследовала раскольников.

В раскол уходили люди, принадлежавшие ко всем слоям русского общества. Старобрядчество породило целый сонм героев-мучеников: боярыня Ф.П. Морозова, епископы Корнилий Выговский и Павел Коломенский, протопопы Логгин, Даниил, Иван Неронов и др. Однако самым известным духовным лидером старообрядцев стал протопоп храма в г. Юрьевце-Повольском – Аввакум Петрович Кондратьев (Аввакум Петров). Примечательно, что Аввакум был одним из самых активных членов кружка «ревнителей древнего благочестия». Он с самого начала стал пламенным обличителем никонианских реформ. Уже в 1653 г. его сослали в Тобольск, затем – в Даурию. В 1661 г., по ходатайству московских друзей и из-за личного расположения царя Алексея Михайловича, Аввакуму разрешили вернуться в Москву. Но мятежный протопоп продолжал борьбу с «никоновой лжою». За это его, как и многих раскольников, отправили в г. Пустозерск.

В 1666 г. собрался Великий церковный собор с участием вселенских патриархов, который осудил и проклял староверов. Некоторые (И. Неронов) испугались и отреклись, Аввакум же сохранял свою веру. В Пустозерске протопопа заключили в земляную тюрьму, но и там он писал челобития царю и письма соратникам. В апреле 1682 г. Аввакум Петров был сожжен в срубе вместе с другими мучениками: Лазарем, Федором и Епифанием.

Верность старой вере проявили и монахи Соловецкой обители. С 1668 по 1676 гг. они выдерживали осаду своего монастыря, не пуская к себе проповедников новых обрядов, царских чиновников и войска. Только предательство инока Феоктиста позволило воеводе И. Мещеринову захватить обитель. Вся братия была жестоко казнена.

Скрываясь от преследований со стороны властей, раскольники уходили в леса – на север, в Сибирь, где основывали свои поселения, часто называемые скитами.

Наши рекомендации