I. общие и основные задания замов
1. Основная работа замов, за которую они специально отвечают и которой должно
быть подчинено все остальное, состоит в проверке фактического исполнения декретов,
законов и постановлений; в сокращении штатов совучреждений, в надзоре за упорядо
чением и упрощением делопроизводства в них; в борьбе с бюрократизмом и волокитой.
Все дальнейшее является детализацией этого основного задания или частным дополнением к нему.
На замов возлагается:
2. Наблюдение за тем, чтобы рассмотрение советских вопросов в других учреждени
ях, как советских, так и партийных (Президиум ВЦИКа, Полит- и Оргбюро Цека РКП
— и т. д. без всякого изъятия), происходило не иначе как с ведома и участия замов.
3. Разгрузка СНК и СТО в максимальной степени от мелочных вопросов, разрешение
которых должно происходить частью (и преимущественно) в порядке ведомственного
управления, частью (именно в нетерпящих отлагательства и исключительно важных
случаях) непосредственными распоряжениями замов.
4. Тщательный надзор за тем, чтобы распорядительные заседания СТО и в особенно
сти Малый Совнарком не расширяли своей работы свыше безусловной необходимости,
не усложняли своего дела и лежащих на них
JT |
Первая страница рукописи В. И. Ленина
«Постановление о работе замов (заместителей
Председателя СНК и СТО)». — 11 апреля 1922 г.
_________________________ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О РАБОТЕ ЗАМОВ_______________________ 153
задач, не допускали бюрократического взбухания и гипертрофии их функций, а требовали большей самостоятельности в работе и большей ответственности каждого наркома и каждого отдельного учреждения.
5. Принуждение наркомов и отдельно поставленных учреждений к самостоятельно
му и ответственному управлению в пределах предоставленных им прав и лежащих на
них обязанностей.
6. Наблюдение за тем, чтобы ответственность в первую голову членов коллегий и
важнейших совработников, а затем и всех совработников была совершенно точно и ин
дивидуально установлена; беспощадная борьба против господствующей расплывчато
сти и неясности в вопросе о том, что каждому отдельно поручено, и против вытекаю
щей отсюда полнейшей безответственности.
7. Личное ознакомление с известным числом не только высших, а непременно сред
них и низших совработников, путем вызова их к себе и по возможности поездок в от
дельные московские учреждения и в провинцию, в целях проверки и подбора людей, а
равно в целях действительного улучшения соваппарата.
8. Перевод на боевое положение тех наркоматов, их отделов и учреждений, кои в те
чение известного времени приобретают исключительно ударное значение, максималь
ная помощь им работниками, средствами, личными указаниями замов и т. п.
II. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ РАБОТЫ ЗАМОВ
9. Приблизительно /ю труда замы должны уделять хозяйственным наркоматам, /ю
— остальным.
10. На первое место в ближайшее время выдвинулись вопросы финансовые, им
должно быть уделено наибольшее внимание замов.
11. Особо насущным является введение премиальной системы, вознаграждение сов-
служащих в зависимости от размеров оборота и размеров прибыли в НКВТ,
154__________________________ В. И. ЛЕНИН
в кооперации и в других учреждениях, ведущих торговлю.
Необходимо систематически поставить изучение и подготовление мер, распространяющих премиальную систему на всю оплату всех совслужащих вообще.
12. Следует прекратить все работы по подготовке особого наркомата внутренней
торговли или присоединения этого дела к НКВТ или ВСНХ. Провести создание при
СТО особой «Комиссии внутренней торговли» с минимальным секретариатом при ней
и с единственными местными органами ее: губернскими экономсовещаниями.
13. Весьма важно наблюдение за работой гострестов в целях отделения сносно по
ставленных от большинства поставленных отвратительно и неуклонного закрытия этих
последних; проверка роли (фактической) коммунистов в правлениях гострестов; уста
новление действительно отвечающих за ведение дела и за успешное ведение дела лиц.
14. Необходимо, чтобы каждый зам взял на свою ответственность постановку одно-
го-двух образцовых отделов или учреждений того или иного наркомата для выработки
нормы штатов, для проверки этой нормы, для установления наилучших приемов дело
производства и надзора за ним.
Приемы работы, способы повышения ее производительности, методы контроля, вырабатываемые в этих немногих, но действительно образцовых учреждениях, должны быть затем постепенно вводимы во всех совучреждениях.
Ввиду исключительной важности этого вопроса, ввиду упорнейшего сопротивления совбюрократии, отстаивающей бюрократическую старину, неизбежна упорная борьба за создание немногих образцовых учреждений как средство подтягивать и проверять остальные. По соглашению с соответствующими учреждениями (Цека союза совслужащих, ВЦСПС, Институт труда и т. д. и т. п.) и под надзором замов должна быть переведена и издана вся лучшая новейшая литература,
_________________________ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О РАБОТЕ ЗАМОВ_______________________ 155
особенно американская и немецкая, об организации труда и управления.
15. Необходимо наблюсти — хотя бы для начала в очень немногих учреждениях —
за переразмещением коммунистов внутри совучреждений, стремясь к тому, чтобы ком
мунисты занимали исключительно такие должности (как в самом верху, так и в самом
низу иерархической лестницы), которые позволяют им действительно проверять ход
работы, действительно бороться с бюрократизмом и волокитой, действительно доби
ваться немедленного улучшения положения и облегчения судьбы тех несчастных граж
дан, кои вынуждены иметь дела с нашим никуда не годным советским аппаратом.
На коммунистов, занимающих должности внизу иерархической лестницы, обратить особое внимание, ибо они часто важнее на деле, чем стоящие наверху.
16. Отчеты губэкосо должны правильно читаться, во-первых, членами Госплана и
работниками Центрального статистического управления и «Экономической Жизни»97,
так, чтобы каждый читающий давал самые краткие отзывы для печати или для своих
учреждений и отвечал за необходимые своевременные указания и выводы; во-вторых,
группой в несколько десятков (не менее) коммунистов по возможности из числа не со
стоящих в числе служащих и способных читать отчеты с вневедомственной, а только с
коммунистической точки зрения.
Группа во главе с т. Милютиным в Петрограде должна заведовать распределением отчетов губэкосо для чтения и использованием этих отчетов в газетах, журналах, в сводных брошюрах и т. п.
Необходимо бороться неуклонно за постепенное расширение круга обязательно печатаемых отчетов всяких экономических учреждений (и уэкосо, и гострестов, и «смешанных обществ» и т. д. и т. п.), ибо без приучения все большего количества населения пользоваться в библиотеках подобными отчетами ни о каком действительном превращении полуазиатской страны в культурную и в социалистическую не может быть и речи.
156__________________________ В. И. ЛЕНИН
17. Газета «Экономическая Жизнь» должна быть превращена в действительный ор
ган СТО, в орган хозяйственного управления. Оба зама должны регулярно читать ее и
бороться беспощадно с господствующим стремлением всех литераторов и всех совра-
ботников свести эту газету на уровень обычного «полунезависимого», интеллигентски-
буржуазного органа «мнений», взглядов и перебранки, без сводки отчетов, без контро
ля за правильностью их поступления, без серьезного анализа хозработы по отдельным
учреждениям, без серьезной критики годных и негодных учреждений, лиц, приемов ра
боты и т. д.
За превращение «Экономической Жизни» в действительный орган хозуправления, в действительный орган социалистического строительства придется бороться годами, но тем более необходима борьба неуклонная и систематичная.
18. То же относится к Центральному статистическому управлению. Оно должно
быть не «академическим» и не «независимым» органом, коим оно, по старой буржуаз
ной привычке, является на 9/ю сейчас, а органом социалистического строительства,
проверки, контроля, учета того, что надо социалистическому государству знать теперь,
сейчас, в первую голову. Сопротивление старых привычек и здесь неизбежно будет
очень упорное; тем упорнее должна быть борьба. (Прошу замов просмотреть мою пе
реписку на указанную тему с редактором «Экономической Жизни» и Центральным ста
тистическим управлением летом 1921 года. )