Право на политическое убежище
Политическое убежище может предоставляться лицу, преследуемому на родине за политические, религиозные и иные убеждения, но только при условии, что эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Последнее обстоятельство особо важно, так как в антидемократическом государстве с государственной идеологией закон может признавать преступлением просто инакомыслие, но это не должно становиться препятствием для получения убежища. Поэтому значение должен иметь только международный стандарт, а не национальное определение преступности деяния. Предоставление политического убежища относится к компетенции Президента России и регулируется
Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 (в редакции от 12 июля 2012 г.).
Согласно этому положению, лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории России правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.
Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если:
1) лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН;
2) лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;
3) лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
4) лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
5) лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом РФ «О беженцах»;
6) лицо представило заведомо ложные сведения;
7) лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;
8) лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:
1) возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;
2) выезда на жительство в третью страну;
3) добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;
4) приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.
Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ.
Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Лишение политического убежища производится указом Президента РФ.
С предоставлением политического убежища связан вопрос экстрадиции. Экстрадиция – это передача другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное дело или вынесен приговор. Экстрадиция осуществляется на основании судебного решения. Однако, существует конституционный запрет выдачи гражданина России другому государству (ст. 61 Конституции РФ).
Контрольные вопросы
1. Что такое гражданство?
2. Назовите основные принципы Российского гражданства.
3. Назовите основания, позволившие Ж. Депардье, не проживавшему на территории России и не знавшему русского языка получить российское гражданство.
4. Кто такие иностранные граждане и апатриды?
5. Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы?
6. Может ли иностранный гражданин иметь статус вынужденного переселенца?
7. Что такое экстрадиция?
Темы рефератов
1. Конституционно-правовые статусы личности в Российской Федерации.
2. Гражданство и брак в Российской Федерации.
3. Государственные органы по делам гражданства.
4. Правовое положение бипатридов.
5. Конституционно-правовые вопросы экстрадиции.
Литература
1.Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) //Бюллетень международных договоров от 1 ноября 1993 г. № 9.
2. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в редакции от 14 октября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2002 г. № 22. Ст. 2031.
3. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 (в редакции от 25 ноября 2013 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 1993. № 12. Ст. 427.
4. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29.07.2002 г. № 30. Ст. 3032.
5. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1996 г. № 34. Ст. 4029.
6. Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 1993. № 12. Ст. 425.
7. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 2006 г. № 30. Ст. 3285.
8. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» от 14 ноября 2002 г. № 1325 (в редакции от 6 августа 2014 г) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. № 46. Ст. 4571.
9. Артамонов, О. В., Малумов Г. О. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». / О. В. Артамонов, Г. О. Малумов. – М.: Деловой двор, 2009.
10. Басик, В. П. Правовое положение граждан Российской Федерации и иностранцев в России / В. П. Басик. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. – 318 с.
11. Головистикова, А. Н. Прекращение гражданства РФ: сравнительный анализ законов о гражданстве 1991 и 2002 годов / А.Н. Головистикова // "Законодательство и экономика", 2005. – № 5.
12. Корявцев, В. В. Гражданство Российской Федерации приобретенное и оформленное / В. В. Корявцев. – СПб.: Весь, 2005. – 128 с.
13. Кутафин, О. Е. Российское гражданство. / О. Е. Кутафин. – М.: Юрист, 2003. – 287 с.
14. Левченко, И. П. и др. Российское гражданство: учеб. Пособие для вузов / И. П. Левченко (и др.). – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Закон и право, 2005. – 350 с.
15. Шабайкин, Ю. Н. Двойное гражданство / Ю. Н. шабайкин. – М.: Юрист, 2008. – 97 с.