Конституционная реформа 2007 года

Политическая система президентской республики, созданная в 1995 году, в полной мере выполнила ко второй половине 2000-х годов свою историческую миссию. Конституция 1995 года заложила основу современной государственности Казахстана. Конституционные реформы 1998, 1999, 2007 годов были направ­лены на дальнейшую модернизацию институтов политической власти, регу­лирование и приведение отношений между ветвями власти в соответствие с современными требованиями.

Внесенные поправки и дополнения в Конституцию 1998 года повысили властные полномочия депутатов, усилили роль и значение высшего представительного органа в системе государственной власти – Парламента. Однако не до конца были разработаны механизмы, которые бы давали возможность Парламенту стать реальным институтом народного представительства. Этот вопрос был разрешен в ходе Конституционной реформы 2007 года. Ситуа­ция, сложившаяся тогда, требовала такой политической трансформации, ко­торая бы обеспечила переход к президентско-парламентской системе более развитого демократического характера. 21 мая 2007 года обе палаты Парламента проголосовали в поддержку инициативы Президента Н.А.Назарбаева о внесении изменений в Конституцию.

Новые изменения были направлены на формирование эффективной системы баланса между ветвями власти. В этих целях Парламенту была передана значительная часть президентских полномочий. В частности, Парла­мент стал обладать полномочиями по формированию и контролю деятель­ности Правительства, двух третей Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии и Счетного комитета. Для повышения эффективности и качества деятельности правительства была рассмотрена его ответственность перед главой государства и парламентом. В рамках реформации исполнительной власти было решено усилить роль институтов мест­ного управления и выборов акимов.

Важное значение имело решение о представительстве Ассамблеи народа Казахстана в Мажилисе: отныне 9 депутатов избирались данным общеказахстанским полиэтническим форумом. Значительно расширились полномочия обеих Палат Парламента по вопросам утверждения и руководителей силовых структур, а также судебных органов. При этом численность депутатов Парламента увеличилась до 154, из них 47 сенаторов и 107 мажилисменов. При этом 98 депутатов Мажилиса ныне избираются от политических партий по партийным спискам.

Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы. Половина избираемых депутатов Сената преизбирается каждые три года. 15 депутатов Сената назчаются Президентом Республики с уетом необходимости обеспечения преставительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

В сумме все эти меры означали переход от президентской к президентско-парламентской республике. В результате Конституционной реформы 2007 года в Казахстане были созданы необходимые предпосылки и возмож­ности для формирования новой политической системы.

В целом конституционные реформы конца 1990-х годов и 2007 года были проведены в целях совершенствования политических институтов, практики государственного управления, регулиронания взаимоотношений ветвей власти в соответствии с требованиями начала XXI века. В результате политическая система Казахстана обновилась существенным образом.

При формировании Мажилиса Парламента и Правительства повысилась роль политических партий, что, в свою очередь, явилось показателем обеспечения защиты прав человека на новом уровне. Современная казахстанская система требовала ответственности власти перед обществом, что являлось еще одним аргументом в пользу поэтапной стратегии – «сначала экономика, а потом политика».

15 июля 2002 года был принят новый Закон Республики Казахстан «О политических партиях». В соответствии с новым законом партии стали одними из основных субъектов политического и избирательного процесса. Они должны были су­ществовать не на бумаге, а реально работать. И если политическая партия дважды не принимала участия в выборах депутатов Мажилиса Парламента, то распускалась по решению суда.

Закон, принятый в 2002 году, усилил требования к созданию политических партий и их государственной регистрации. Если по старому закону для создания политической партии было достаточно 10 человек из любого региона страны, то по новому закону политическая партия создавалась по инициативе группы граждан Республики Казахстан, действующей предста­вительно от имени 2/3 регионов (столица, города республиканского значе­ния, области) и созывающей учредительный съезд (не менее 1000 человек). Еще одно изменение, касающееся требовании к государственной регистра­ции политической партии, было связано с количеством членов партии. По новому закону, в составе политической партии должно было быть не менее 50 000 членов, действующих от имени структурных подразделений, имею­щих не менее 700 членов в каждой из областей, городов республиканского значения и столице. Все эти изменения обусловили как уход с политической арены отдельных партий, так и рождение новых политических партий.

В соответствии с новым законодательством о выборах политические партии получили право на создание избирательных блоков, что привело к объединению некоторых партий во время выборов в Мажилис Парламента в 2004 году.

Проведение выборов в представительные органы является одним из путей выражения воли народа. Право свободного волеизъявления по Конститу­ции Республики Казахстан реализуется добровольным и открытым участием граждан страны в выборах. Согласно Конституционному закону «О выборах в Республике Казахстан» Президент, депутаты Мажилиса и маслихатов избираются на основе всеобщих, равных и прямых выборов. Депутаты Сената избираются путем закрытого голосования на основе права косвенных выборов.

Выборы в Мажилис Парламента четвертого созыва прошли 18 августа 2007 года. Особенностью этих выборов являлось широкое использование методов западных пиар-технологий в избирательной кампании, в частности участие партий в открытых теледебатах. В выборах участвовали семь по­литических партий. Однако только Народно-демократическая партия «Нур Отан» смотла преодолеть 7%-й барьер.

В заключение сделем краткий обзор избирательных компаний в Мажилис Парламента РК по всем созывам (начиная с первого и завершая последним - шестым):

Первый созыв

Первые выборы в Мажилис Парламента РК состоялись 9 декабря 1995 года. Только обретшая свою независимость страна приняла новую Конституцию Республики Казахстан определила парламент как высший представительный орган, осуществляющий законодательные функции. На основе мажоритарной системы было избрано 67 депутатов, а партия, представленная в Мажилис, была всего одна – республиканская политическая партия «Отан» под председательством Нурсултана Назарбаева.

Второй созыв

Осенью 1999 года в соответствии с внесенными конституционными изменениями, впервые в регионе Центральной Азии состоялись выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан по смешанной схеме, которая предоставила политическим партиям возможность избираться в парламент по партийным спискам на основе пропорционального представительства. В выборах принимали участие 10 политических партий. В мажоритарных одномандатных округах зарегистрировались 547 кандидатов. В целом в ходе выборов было выдвинуто беспрецедентное, на тот период для Казахстана, количество кандидатов – в среднем восемь человек на одно место.

По итогам выборов в Мажилис парламента избраны 67 депутатов по одномандатным округам и 10 депутатов от партий по единому общенациональному округу. Они представляли четыре партии – республиканскую политическую партию «Отан», Гражданскую партию Казахстана, Аграрную партию Казахстана и Коммунистическую партию Казахстана (не путать с Коммунистической народной партией, которая прошла государственную регистрацию только в 2004 году), преодолевшие семипроцентный барьер.

Депутатское большинство осталось за республиканской политической партией «Отан» – 27 представителей в Мажилисе Парламента.

Третий созыв

Выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан третьего созыва состоялись в сентябре 2004 года. В выборах принимали участие 12 политических партий, из них 4 – в составе двух избирательных блоков. В результате выборов в Мажилис Парламента было избрано 77 депутатов.

10 депутатов были избраны на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа. Из них 7 депутатов от Республиканской политической партии «Отан», по одному от Республиканской партии «Асар», Демократической партии «Ак жол» и избирательного блока «АИСТ», Аграрной и Гражданской партий Казахстана.

На выборах в Мажилис Парламента Казахстана 2004 года Аграрная партия Казахстана создала блок с названием «АИСТ» (Аграрно-индустриальный союз трудящихся) с Гражданской партией Казахстана. По итогам выборов блок набрал 7,07%, по партийному списку от блока в Мажилис третьего созыва был избран депутат Ромин Мадинов.

Республиканская партия «Асар» была основана 25 октября 2003 года. По итогам выборов в Мажилис партия набрала по партийному списку 541 239 (11,38 %) голосов избирателей, депутатом по партийному списку стала Дарига Назарбаева.

Демократическая партия «Ак жол» образовалась на основе общественного объединения «Демократический выбор Казахстана». 3 апреля 2004 года партия была зарегистрирована в Министерстве юстиции Казахстана. На выборах в Мажилис Парламента партия получила 12,04 % голосов, депутатом по партийному списку стал Азат Перуашев.

Четвертый созыв

Выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан четвертого созыва состоялись в августе 2007 года, в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию в мае 2007 года.

В соответствии с обновленной Конституцией Мажилис состоял из 107 депутатов. 98 депутатов были избраны по партийным спискам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по единому общенациональному избирательному округу.

На выборах 18 августа 2007 года, в которых участвовало семь политических партий, 7-ми процентный барьер преодолела только Республиканская народно-демократическая партия «НурОтан», депутаты от которой заняли 98 мест в Мажилисе Парламента. Ассамблеей народа Казахстана избрано 9 депутатов.

Пятый созыв

Новый состав Мажилиса Парламента Республики Казахстан пятого созыва был сформирован в январе 2012 года.

В выборах принимали участие семь политических партий, три из которых по итоговым результатам набрали больше 7% голосов избирателей и прошли в Мажилис Парламента: партия «НурОтан» (80,99 %), Демократическая партия Казахстана «Ак жол» (7,47 %), Коммунистическая народная партия Казахстана (7,19 %).

От партии «НурОтан» в Мажилисе Парламента работают 83 депутата, от «Ак жол» - 8 депутатов, от КНПК - 7 депутатов. Всего в составе Мажилиса 107 депутатов.



Шестой созыв

Центральная избирательная комиссия РК зарегистрировала 107 депутатов нового созыва Мажилиса Парламента РК, сформированного по партийным спискам в результате внеочередных выборов 20 марта 2016 года.

По партийным спискам избраны от партии «НурОтан» – 84 депутата, от Демократической партии Казахстана «Ак жол» – 7 депутатов, от Коммунистической Народной партии Казахстана – 7 депутатов, избранных Ассамблеей народа Казахстана – 9 депутатов.

Согласно утвержденным спискам, в VI созыве «НурОтан» представлены в Мажилисе 33 депутата V созыва, а также ряд известных политических деятелей, работавших в Мажилисе более ранних созывов. также высокопрофессиональные экономисты, юристы и политологи.

Так, депутатское кресло заняли заместитель министра юстиции РК Бакытжан Абдраим, советник акима Астаны Михаил Чирков, заместитель председателя Федерации профсоюзов РК Павел Казанцев, вице-министр сельского хозяйства РК Сапархан Омаров и известный телеведущий, директор стратегического планирования телеканала «КТК» Артур Платонов и др.

От прежней парламентской команды ДПК «Ак жол» в новом Мажилисе присутствовуют 3 депутата, среди которых лидер парламентской фракции «Ак жол» в предыдущем созыве Азат Перуашев.

Коммунисты в меньшей степени обновили состав своей фракции, в VI созыве 4 представителя предыдущего созыва, включая руководителя фракции Владислава Косарева.

Согласно списку Ассамблеи народа Казахстана, в новом созыве работают 3 депутата Мажилиса предыдущего созыва – Роман Ким, Ахмет Мурадов и Юрий Тимощенко. Депутатские мандаты получили президент АО «Республиканская газета «Егемен Қазақстан» Сауытбек Абдрахманов, заместитель министра внутренних дел Владимир Божко, а также руководители ряда этнокультурных объединений и общественные деятели из разных регионов Казахстана.

Тема 16. Переход к рыночным преобразованиям. Кзахстанскаямодель экономического развития.

Краткое содержание лекции

1. Кризис плановой экономики и начало экономических реформ

Как и большинство постсоветских республик, Казахстан с пиобретением независимости погрузился в пу­чину жесточайшего системного кризиса, который давно уже зрел в недрах советской плановой экономики. Вместе с развалом огромного государства распадались привычные связи, уклад жизни и основные ценности общества.

С развалом Советского Союза и образованием независимой Республики Казахстан все отрасли экономики перешли в ее суверенное ведение. И это произошло в сложных социально-экономических условиях, доставшихся нам в наследство от бывшей супердержавы.

Действительно, если вдуматься, для Казахстана, как и других постсоветских стран, девяностые годы – период ломки всего и вся. Обретение политической независимости потребовало соответствующих ей атрибутов, кризис социалистической экономики совпал с переходом от планово-распределительной командной системы к рыночной с элементами демократии. Необходимо было решать проблему приватизации государственной собственности, создания рыночной инфраструктуры, социального механизма, адекватного демократическому обществу, словом, создавать рыночные механизмы и институты, которые в странах Запада складывались и совершенствовались естественным путем на протяжении столетий. Вся эта работа должна была производиться в стране, где еще совсем недавно понятия «частная собственность», «предпринимательство» были синонимами слов «грабеж» или «кража».

Как известно, до распада СССР у нас имели место три уровня системы управления экономикой – союзный, союзно-республиканский и республиканский. Причем на долю первого и второго уровней приходилось соответственно 43,3 и 48,3 процента, а на долю республиканского – всего лишь 8,4 процента.

Проходившая в тот период приватизация ни в коей ме­ре не повлияла на негативные экономические процессы в Казахстане. Продолжалось падение производства, в связи с ростом оптовых цен колоссальными темпами росли рознич­ные цены и тарифы на товары народного потребления и платные услуги населению. В республике не получила должного развития обрабатывающая промышленность, выпускающая конечную продукцию, реализация которой как раз и дает реальную прибыль. Поэтому Казахстан завозил изделия с уже установ­ленной поставщиком отпускной ценой. К ней прибавлялись таможенные тарифы, посреднические, транспортные и про­чие расходы, определяющие издержки обращения и конеч­ную цену товара. Так, потребности Казахстана в продукции железнодорожного машиностроения за счет ввоза удовле­творялись на 96 %, в оборудовании легкой промышленности - на 95; в оборудовании для химической и нефтяной про­мышленности и подъемно-транспортном оборудовании - на 82, в металлургическом оборудовании - на 72, в металло­режущих и деревообрабатывающих станках - на 62, в продукции радиоэлектронной промышленности - на 61, а в холодильных установках, автобусах, спецавтомобилях - на 100% .

Поставками других республик обеспечивалось более 40 % в товарах народного потребления, в том числе на 100 % в легковых автомобилях, мотоциклах, мотороллерах, телеви­зорах, фотоаппаратах, холодильниках и других сложных изделиях, цены на которые поднялись в 250 и более раз.

В сотни раз выросли цены на энергоносители и электроэнергию, тарифы на перевозку железнодорожным, автомо­бильным и авиационным траспортом. Это также сказалось па ценах конечной продукции.

Другой причиной роста цен явилось обвальное падение объемов производства и услуг на всех предприятиях и в ор­ганизациях и увеличение в связи с этим доли накладных расходов в издержках единицы работ, продукции. Предос­тавление предприятиям права самостоятельно устанавливать цены позволило им получать за счет этого дополнительную прибыль при сокращении объемов производства. Ситуация усугублялась отсутствием рыночных структур при господ­стве государственной монополии в производстве и распре­делении.

По данным Госкомстата, в 1992 г. удельный вес пред­приятий с негосударственной формой собственности соста­вил 43 % от общего числа предприятий в промышленности Казахстана, ими было произведено 20 % общего объема продукции в оптовых ценах. Следует отметить, что 90 % этих предприятий фактически являлись ничем иным, как переименованными государственными предприятиями (коллективные, арендные, акционерные и пр.). В собствен­ности граждан находилось всего 4 % предприятий Казахста­на, которые произвели 0,04 % от общего объема товарной продукции промышленности [45].

Государственные предприятия-монополисты, злоупот­ребляя своим положением на рынке, взвинчивали цены, по­лучая незаработанную прибыль. Поэтому рентабельность производства на них достигала фантастических размеров. Так. Карметкомбинат в 1992 г. имел рентабельность 300 %, Шымкентский свинцовый завод - 120, Алматинский юве­лирный завод - 92, ПО «Казвольфрам» - 52 % и т. д.

Кризисная ситуация в экономике страны отрицательно отразилась и на состоянии ее транспортной инфраструктуры в целом, и железнодорожного транспорта – в частности. Правительство республики в условиях общего развала производства использовало железные дороги как средство решения острейших экономических проблем. Например, обязывало их осуществлять транспортировку угля к потребителям России в обмен на электричество, газ и нефть для других государственных предприятий; перевозку транспортных грузов и пассажиров из Узбекистана по территории Казахстана в счет погашения задолженности за поставленный природный газ.

В отсутствие платежеспособных потребителей транспортных услуг, железные дороги были вынуждены приобретать большинство железнодо­рожных материалов и запасных частей бартером. В 1996 году бартер составлял 65% доходов железных дорог. Бесконтрольность в осуществлении бартерных операций привела к образованию на складах железных дорог огромных сверхнормативных остатков товарно-материальных ценностей. По состоянию на 1 октября 1996 г. запасы товарно-материальных ценно­стей достигли суммы 12,7 млрд. тенге, что в два раза превышало их годо­вой расход.

Существенное влияние на ухудшение финансового положения стальных магистралей оказали так называемые экспедиторские скидки. Существовавшие в Казахстане более 20 экспедиторских фирм, работающих в сфере транзитных перевозок, получили ничем необоснованные скидки к тарифам на перевозки грузов в размере 40 % и более. Хотя в других странах СНГ они не превышали 5-7 % [50].

Наряду с «болезнями», доставшимися в наследство от СССР, добавились новые, свя­занные с разрушением единого организма, скрепленного общей идеологи­ей, экономикой и инфраструктурой. При этом Казахстан оказался в более сложном положении, чем другие республики. Он унаследовал фрагменты централизованной экономики, устаревшую инфраструктуру, предприятия и оборудование, не соответствовавшие мировым стандартам, экстенсивное сельское хозяйство. Трещала по швам унаследованная с советских времен система управления. На рубеже 1980-1990-х годов обьем экономики снизился на 55%.

С начала 1990 года руководство Казахстана всерьез начало думать о том, что республике придется самостоятельно выбираться из кризиса. К этому времени фактически распался единый народнохозяйственный комплекс, и для Казахстана последствия этого распада были наиболее тяжелы­ми. Дело в том, что 95% казахстанских предприятий управлялись из центра, и обрыв управленческих, финансовых и административных связей крайне негативно сказывался на состоянии экономики республики. Н.А.Назарбаев понимал и не исключал такого поворота событий, при котором Казахстану придется пуститься в «самостоятельное плавание».

В 1990 году был создан Высший экономический совет республики во главе с Д.Сембаевым. Делая ставку на молодых и честолюбивых специалистов в области юриспруденции, экономики, руководство ввело их в новый орган, призванный paзработать рыночную стратегию.

В качестве советников в Казахстан были приглашены американский экономист Ч.Бэнг, египетский юрист доктор Хасан. Автор известной программы «500 дней» Григорий Алексеевич Явлинский стал внештатным советником казахстанского руководителя. Тогда, в 1990 году, Н.А.Назарбаев был единственным из республиканских лидеров, кто поддержал эту программу быстрого пере­хода к рынку. Во-первых, ему импонировала решимость Г.А.Явлинского на­чать конкретные реформы. Во-вторых, реформы в рамках упомянутой про­граммы Г.А.Явлинский мыслил только в рамках Союза и на базе единого народнохозяйственного комплекса. Когда стало ясно, что Союзный договор невозможен, именно Г.А.Явлинский предложил идею Экономического до­говора между союзными республиками, хотя оппонент Г.А.Явлинского ака­демик Леонид Иванович Абалкин придерживался иного мнения, считая, что переход к рынку требует гораздо большего времени. Ведь формирование и отладка рыночных структур, создание соответствующей правовой базы, подготовка кадров, перестройка стереотипов массового сознания, системы ценностей, мотивов поведения - дело не одного года.

За 1990-1994 годы в Казахстане объем производства промышленной продукции сократился вдвое, а в аграрном секторе спад составил одну треть. Транспортные перевозки упали на две трети. Государство не в силах было справиться с управлением собственными предприятиями. Казахстан не имел ни средств, ни рынков сбыта, поэтому остановилось большинство предприятий. Из-за некомпетентности руководителей реальный сектор обрастал долгами. Деньги от продажи оборотных средств и продукции оседали за рубежом или расхищались. Произошел распад прежней администратнивно-командной системы управлениия экономикой.

В стране наблюдалось резкое падение уровня доходов населения. Нача­лась массовая безработица, люди месяцами не получали зарплату, задерживались выплаты пенсий. Последние сбережения населения таяли изза ги­перинфляции. Несовершенная банковская система парализовала торговлю.

В первые годы независимого развития резкое со­кращение спроса на продукцию казахстанских предприятий (прежде всего тяжелой индустрии) вызвало обвальный спад в экономике (12,6%), который продолжался вплоть до 1995 года. В 1992-1993 годах инфляция в Казахста­не достигла 2000- 3000%. Все это говорило о том, что в условиях сложнейшего транзита необходимо было проводить скорейшим образом системные экономи­ческие, рыночные реформы по всем направлениям.

Таким образом, формирование основ рыночной экономики в Казахстане начиналось при чрезвычайно сложных экономических обстоятельствах. Нужно было предпринимать кардинальные шаги, чтобы осуществить пози­тивные изменения в экономике. Сама реальность начала 1990-х годов ста­вила перед государством задачу выработки новой экономической стратегии и создания условий для ее энергичной реализации. Необходимо было при­нципиально изменить сами основы экономических отношений, ибо в нача­ле 1990-х годов, по признанию Н.А.Назарбаева, казахстанцы стояли у края пропасти.

В январе 1992 года без всяких предварительных консультаций со странами СНГ Россия «отпустила» цены. Либерализация цен вызвала резкий рост тарифов па перевозки, цен на энергию, сырье и т.д. Начало 1990-х голов стало временем появления многих частных фирм и компаний, , которые занимались в основном ввозом и вывозом сырья и готовых товаров. В это время в лексикон бывших граждан СССР входят такие слова, как «брокер», «бар­тер» и др. Так как гиперинфляция «съедала» прибыль, фирмы предпочитали работать по бартеру, то есть прямому обмену товара на товар без денег, или же по «налу» - наличными деньгами. Такая ситуация порождала экономиче­скую безответственность, когда никто ничего не производил, но все что-то покупали и тут же продавали.

В данной ситуации руководство республики было вынуждено также пойти на либерализацию цен на различные категории товаров. Рыночная либерализация обострила и без того напряженную ситуацию в республике. В Караганде началась волна шахтер­ских забастовок, поводом для которой стало непомерное повышение цен на продукты в шахтерских буфетах. Угрожающая ситуация сложилась и на дру­гих промышленных объектах. Остановилось сталеплавильное и прокатное производство на Карагандинском металлургическом комбинате. Ситуацию усугубил тот факт, что в Содружестве Независимых Государств на началь­ном этапе его функционирования не было четких выполнений обязательств по договорам. Это негативно сказывалось на развитии всех сфер жизни ка­захстанского общества. Переход к рынку был затруднен тем, что Казахстан на начальном этапе продолжал оставаться в прежней денежной, финансовой и экономической системе. Вплоть до ноября 1993 года Казахстан оставался в рублевой зоне.

Переход на новые рыночные отношения не только привел к кардинальным изменениям, но и породил и развил многие негативные явления в жизни общества: рэкет, теневую экономику, коррупцию и т.д. Рэкет - вымогательство преступными группировками денежных средств у представителей бизнеса - стал обычным явлением того времени. Преступные группировки контролировали рынки, развлекательные заведения, автостоянки, контрабандные и спиртные товары на границах, пригон и продажу автомобилей. Человек только открывал фирму, регистрировался, арендовал офис, и часто сразу же попадал под прессинг рэкетиров. И в Казахстане и в других странах СНГ появились новые влиятельные «авторитеты» преступ­ного мира, между которыми началась криминальная война. Впоследствии многие из вчерашних преступников смогли легализоваться и завести свой бизнес, другие были осуждены и попали в места лишения свободы.

Наряду с рэкетом существовало также так называемое рейдерство. Под рейдерством чаще подразумевают захват финансово вы­годных объектов способом инициированного конфликта. Жертвами рейдеров были предприниматели, имеющие более или менее значимую собственность, но не обладающие квалифицированной юридической поддержкой, службой безопасности и соответственно не способные оказать рейдерам должного отпора. При нежелании собственником уступить «лакомый для рейдеров кусок», к нему применялись разные способы давле­ния, начиная от тотальных проверок со стороны контрольно-надзорных органов и заканчивая угрозами расправы. Рейдерство в Казахстане, по утвержде­нию специалистов, было тесно переплетено с коррупцией, злоупотреблени­ями служебными полномочиями.

В 1990-х годах наблюдался рост коррупции, которая предполагает использование власти и связанных с ней возможностей в корыстных целях. Как отмечено в научно-исследовательских материалах по противодействию кор­рупции, она всегда причиняла огромный вред обществу, государству, снижая эффективность работы государственных органов и учреждений, принося огромные убытки, подрывая доверие к власти.

Президент страны Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахста­на «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благососто­яния всех казахстанцев» в качестве одной из семи основных приоритетов государства назвал решительную и беспощадную борьбу с коррупцией. При этом он подчеркивал, что только эффективное сдерживание коррупции является общепризнанным условием построения правового государства. Глава государства определил основные направления концепции по искоренению коррупции в масштабах государства, в рамках которой был принят и дей­ствует Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» (1998 г.).

Кризисная ситуация в 1990-х годах требовала принятия решительных мер со стороны государства, направленных на борьбу с криминалом, нейтрализацию ост­рых противоречий, негативных явлений и постепенную стабилизацию эко­номического положения страны.

Наши рекомендации