Пророчество Аггея о славе второго храма (2, 7-10; Р.Б. 2, 6-9)
''...еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу; и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое злато, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф".
"Желаемый всеми народами" - это Мессия, предсказанный к "чаяние языков" в пророческом благословении патриарха Иакова Иуде (Быт. 49, 10). Под "славою" второго храма следует понимать пришествие в него Христа Спасителя.
"... Я потрясу небо и землю, море и сушу; и потрясу все народы..." - образное выражение, говорящее о победе силы Божией над враждебными Израилю и Богу народами, проявившейся в моральном влиянии истинной религии Израиля на весь языческий мир (Феодорит).
"Мое серебро и Мое злато...." - слова, призванные ободрить унывающих строителей второго храма. Слава этого храма будет не во множестве золотых и серебряных украшений, как храма Соломонова, а в том, что в нем будет проповедовать Свое учение Мессия - "и на месте сем Я дам мир". "Мир" - следует понимать как в политическом, так и духовном смысле. Прежде всего иудеи мечтали и ждали мира политического, ибо устали от постоянной вражды с соседними народами. О мире, как нравственной категории, проповедовал Христос. "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам" (Ин. 14, 27), мир души и совести примиренной с Богом.
Апостол Павел, убеждая христиан быть достойными членами Церкви Христовой, прообразом которой был в Ветхом Завете Иерусалимский храм, приводит в Послании к Евреям (3, 3) пророчества Аггея.
За богослужением книга пророка Аггея не употребляется.
Книга пророка ЗАХАРИИ
Личность и служение пророка
Пророк Захария (евр. "память Господа"), современник пророка Аггея, происходил из священнического рода, был сыном Варахии и внуком Адды, возвратившегося из плена вместе с Заровавелем (Зах. 1, 1; Неем. 12, 16). На пророческое служение он выступил двумя месяцами позже Аггея, в 8 месяц второго года царствования Дария Гистаспа (1, 1), т.е. в 520 году до Р.Хр. Подобно Иеремии Захария начал пророчествовать в юношеском возрасте (2, 4). Также, как и его современник Аггей, прор. Захария воодушевлял строителей второго Иерусалимского храма обетованиями божественной помощи и покровительства.
Первый период пророческого служения, непосредственно связанный с восстановлением храма, можно обозначить 520-515 гг. до Р.Хр. Предание говорит, что умер Захария в глубокой старости членом Великой Синагоги. Свв. отцы называют Захарию Серповидец, очевидно, за таинственные видения, которых он сподобился. Память пророка Захарии празднуется церковью 8/21 февраля.
Состав и содержание книги
Книга пророка Захарии состоит из 14 глав и, подобно книге прор. Иезекииля, заключает в себе много символических видений, трудных для истолкования. Она может быть разделена на три части: символическую (1-6 глл.), историческую (7-8 глл.); две эти части относятся ко времени построения храма, т.е. 520-515 гг. Третья часть - пророческая (8-14 глл.), хронологических указаний в ней нет.
В первой (символической) части (1-6), после краткого введения, в котором сообщается о времени призвания пророка и излагается нравственное увещание к современным ему иудеям (1, 1-6), содержится описание восьми видений и символического действия. В этих видениях, значение которых объяснил Захарии ангел-истолкователь, пророк наблюдал следующие 3 картины, объединенные одной идеей: попечение Бога о Своем народе и всем человечестве.
1) Видение всадников. Стоявшие между миртами всадники были на рыжих, пегих и белых конях. Они символизировали суды Божии, так, белые кони символизировали мирные времена, наступающие для Израиля после Вавилонского пленения. Ангел обращается к Богу с молитвой о помиловании Иерусалима и других иудейских городов, на которые Бог гневался в течение 70-ти лет. Утешительный ответ Бога о восстановлении Израиля Ангел передает пророку (1, 7-17).
2. Видение четырех рогов и четырех рабочих, призванных сбить эти рога. Рога - символ могущества языческих народов, уничтоживших самостоятельность избранного народа. Рабочие -суд Божий над язычниками. (1, 18-21).
3. Муж с землемерной веревкой, намеревающийся определить границы нового Иерусалима. Ангел объясняет пророку, что это бесцельно, так как новый Иерусалим, по причине многолюдства, не уместится в стенах города и заселит окраины. Сам Господь будет его защитником (огненной стеной) и прославится в нем. В буквальном смысле это пророчество относится к послепленным временам, а в духовном - к новозаветному Иерусалиму, Церкви Христовой, которая по множеству своих членов не ограничивается местом и не нуждается в ограждении стенами, ибо Сам Господь -"огненная стена" защитит его.
4. Первосвященник Иисус стоит пред Ангелом Господнем в испачканных одеждах (символ клеветы). Его обвиняет сатана. Ангел повелевает снять с первосвященника испачканные одежды и объявляет ему: "Смотри, Я снял с тебя вину твою" ("се отъях от тебе беззакония твоя и грехи твои очищу"). Далее Иисус облекается в чистые одежды, а на голову его возлагается венец. Призвав первосвященника свято исполнять свои обязанности, Ангел от лица Бога увещает его, говоря о будущем спасительном служении Мессии. Христос образно здесь именуется Отраслью, Рабом Божиим, "каменем", имеющим 7 очей - символ всеведения. "И изглажу грех земли сей в один день" - так говорится о спасительном деле Христа (3 гл.).
5. Золотой светильник с 7-ю лампадами, наполняемый елеем от двух маслин, стоящих по сторонам его. Две маслины, по объяснению Ангела, обозначают двух помазанников - т.е. Заровавеля и первосвященника Иисуса. Светильник - ветхозаветная Церковь (благоустрояемая Заровавелем и Иисусом (др. толк. - светильник - Господь. Семь лампад - символ всеведения) (4 гл.).
6. Летящий по воздуху огромный свиток, равный притвору Иерусалимского храма (120 на 10 локтей), исписанный с двух сторон проклятиями на воров и клятвопреступников. Видение символически изображает кару Божию за нарушение заповедей. (Кара - серп; 3ахария Серповидец) (5, 1-4).
7. Фальшивая ефа (мера сыпучих тел) с женщиной внутри, олицетворяющей нечестие. Две другие женщины с крыльями аиста по воздуху перенесли эту ефу вместе с женщиной в землю Сеннар. Видение призывает иудеев к нравственной чистоте, все грехи должны быть оставлены в пределах Вавилона - вместилище всякого греха (5, 5-11).
8. Четыре колесницы, запряженные коньми рыжими, вороными, пегими и белыми, выходящие из ущелья с целью обойти землю. Это видение сходное с первым, очевидно, символизирует суд Божий над язычниками (6, 1-8).
Восемь видений заключаются символическим действием (6, 9-15). По повелению Божию пророк должен сделать венец (с евр. Б. венцы) и возложить на голову первосвященника Иисуса со словами: "Вот Муж, — имя Ему Отрасль (в слав. Б.: "се Муж, Восток имя Ему"), Он произрастет из своего корня и создаст храм Господень... и воссияет и будет владычествовать на престоле своем". Венец же как память должен храниться в храме. Это символическое действие является как бы итогом предшествующих обетований о благоустройстве ветхозаветной Церкви и пришествии Мессии.
Во второй (исторической) части (7-8) повествуется, как Захария в 4-й год царствования Дария после откровения ему от Бога предлагает решение вопроса относительно соблюдения постов, установленных в память разрушения Иерусалима и храма вавилонянами.
Когда восстановление храма приближалось к концу, жители Вефиля прислали в Иерусалим спросить у священников, нужно ли поститься в пятый месяц года (в память разрушения храма), как они делали это уже много лет. По этому поводу пророк получил откровение от Бога и возвестил всем, что посты эти установлены не Богом, а евреями, вспоминавшими постигшее их несчастье. Между тем, заповеди Божии о любви к Богу и ближним, о необходимости соблюдения которых Господь неоднократно напоминал отцам их через пророков, они не соблюдали, за что и "постиг их великий гнев Господа Саваофа". Теперь же, когда Господь переменил гнев Свой на милость, пророк от лица Божия призывает иудеев извлечь для себя урок из допленной истории и, прежде всего свято соблюдать заповеди Господни. Тогда и посты их (перечисляются) сделаются днями радости и торжества. Наступят дни, когда многие народы будут приходить в святой город помолиться Господу. "В те дни возмутся десять человек за полу иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо слышали, что с вами Бог" (8, 18-23). Место это мессианское, ибо указывает на будущее вступление в Церковь Христову многих языческих народов.
В третьей (пророческой) части (9-14) содержатся пророчества у будущих судьбах языческого мира, избранного народа, о Мессии и Церкви.
В этой части полностью отсутствуют имена первосвященника Иисуса и Заровавеля и указания, на время получения пророкам откровений. На этом основании библейская критика происхождение 9-14 глл. книги приписывает другому пророку, условно называя его Второ-Захарией.
Из мессианских пророчеств этой части особенной ясностью отличаются пророчества о последних днях жизни Спасителя, например, о входе Господнем в Иерусалим (9, 9), о предании Его за 30 сребренников, и об употреблении этих денег (11, 12-13), о прободении ребра Спасителя (12, 10), о рассеянии апостолов из Гефсиманского сада (13, 7).