Унитарианизм и профетоцентризм
Наряду с христианством и иудаизмом ислам представляет семейство «авраамических религий», характеризующееся прежде всего монотеизмом — верой в единого Бога, обладающего жизнью и волей, всезнающего и всемогущего создателя мира. Одновременно мусульманский унитарианизм^ (тавхид) претендует на большую по сравнению с христианством и иудаизмом строгость и последовательность. В таких догматах, как Троица и Боговоплоще-ние, ислам видит отступление от истинного монизма, затемнение его исконной чистоты.
Мусульманская религия разделяет положения библейской традиции о сотворении мира в течение шести дней, о создании человека по образу Божию (и, как подчеркивается в Священном Писании мусульман — Коране, одушевлении человека от Духа Божиего), о прародителях Адаме и Еве, их грехопадении и удале-
■ Унитарианизм - строгий монизм, радикальное единобожие.
481
1о Культурологии
нии из первобытного Рая, а также и о других основных событиях священной истории, связанных с именами как ветхозаветных лиц (в частности, Ноя, Авраама, Иакова и Иосифа, Моисея, Давида и Соломона), так и новозаветных (Захарии и Иоанна Крестителя, Девы Марии и Иисуса Христа). Правда, ислам не признает распятия Христа. По Корану, вместо Иисуса был распят другой человек, а сам Иисус был взят живым на Небо. Отрицание мученической смерти Христа отчасти обусловливается тем, что Бог, согласно Корану, простил Прародителям их проступок — а значит, и первородный грех, лишенный таким образом наследственного характера, не нуждается больше в искупительном божественном самопожертвовании.
Как и Библия, Коран учит о конце света, Суде Божием, Рае и Аде. Но в отличие от средневекового христианства ислам не формировал у своих последователей обостренных апокалиптических чувств, не держал их в постоянном ожидании близкого Суда. По словам Мухаммада, верующему следует готовиться для жизни будущей, словно он умрет на следующий день, но должен он трудиться для жизни настоящей, будто бы живет вечно. Для корани-ческой эсхатологии (учения о конечных судьбах мира и человека) характерно представление в конкретной, чувственной форме не только адских мук, но и райского наслаждения. Однако для обитателей мусульманского Рая (так же, как и в христианском Раю) наивысшим счастьем является духовное блаженство лицезрения Бога.
Подобно христианству и иудаизму ислам является ревелятив-ной (богооткровенной) религией: Бог сам «открывает» людям свою сущность и волю, даруя им Писания и посланников-пророков. Но пророчество (профетизм) в мусульманском вероучении занимает настолько важное место, что теоцентризм в мусульманской священной истории принимает форму профетоцентризма. Согласно мусульманской профетологии, каждому народу Господь даровал хотя бы одного пророка. Общее число посланников Божиих достигает 124 тысяч. Первым из них был Адам, а последним — Му-хаммад. В Коране упоминается около тридцати пророков, среди которых фигурируют и перечисленные выше библейские лица.
Ислам учит не только универсальности пророчества, но и его единству: все пророки проповедуют одну и ту же веру (догматику); варьироваться могут только законы, упорядочивающие нравственно-правовые и культово-обрядовые стороны жизни верующих. Таким образом, не только Мухаммад, но и все предшествующие ему посланники Божий были мусульманами, приверженцами ислама, ибо ислам в широком смысле слова и означает «единобожие».
Божие откровение, как правило, передается пророкам через архангела Джибрила (библ. «Гавриил») в виде «Свитков» или «Книг». Господом было ниспослано 100 Свитков: Адаму — 21, Сифу — 29,
Еноху — 30, Аврааму — 10, Моисею —10. Книг же было даровано — четыре: Моисею — Тора, Давиду — Псалтырь, Иисусу — Евангелие, Мухаммаду — Коран. Прообразы всех священных Свитков и Книг извечно хранятся в небесной «Сокровенной Скрижали». Книги и Свитки представляют собой «богоизреченное», или «продиктованное», откровение, всецело исходящее от Бога как по своему содержанию, так и по словесному оформлению. Другая разновидность Откровения — «боговдохновенное» Откровение, при котором пророк причастен к его словесному выражению. К этому второму типу относятся, в частности, собственные изречения Мухаммада (так называемые «хадисы», или «сунна»), составляющие ядро мусульманского Священного Предания. На основе хадисов и свидетельств Сподвижников Мухаммада были составлены различные варианты его «Сиры» («Жизнеописания»). Последние для мусульман аналогичны Евангелиям в их христианском понимании, тогда как Коран, будучи воплощением извечного Слова Божия, сопоставим с самим христианским Иисусом.