Нэп: причины, сущность, формы
После Гражданской войны страна находилась в состоянии глубокого экономического кризиса. Национальный доход в 1920 был в три раза ниже, чем в 1917. Производство крупной промышленности сократилось в 7 раз.
Тяжелое экономическое положение в стране сочеталось с политическим кризисом. Волна протеста против политики «военного коммунизма» нарастала в деревне, городе и в армии. Высшей точкой протеста стало восстание матросов и солдат в военно-морской крепости Кронштадт в марте 1921, подавленное войсками под командованием М. Тухачевского. Восстание побудило правящую партию поспешить с введением новой экономической политики. Новая политика была принята на Х съезде РКП (б) в дни подавления мятежа в Кронштадте. Таким образом, главной причиной перехода к нэпу явилось недовольство крестьян политикой «военного коммунизма».
Сущность новой экономической политики можно кратко определить как отказ от нерыночных, административно-командных методов управления экономикой и воссоздание многоукладной экономики рыночного типа. Нэп не был отказом от планов социалистического строительства. Он был возвратом к исходной ленинской стратегии построения социализма путем переходных мер. Эту стратегию Ленин сформулировал весной 1917 и осуществлял до начала широкомасштабной Гражданской войны. В экстремальных условиях гражданской войны стратегия переходных шагов была отброшена и заменена политикой «военного коммунизма». Теперь надо было к ней вернуться.
Нэп был направлен на использование возможностей несоциалистических экономических укладов (мелкотоварного, частнокапиталистического, государственно-капиталистического), существовавших в России, для восстановления экономики и построения основ социализма. При переходе к нэпу государство сохранило командные высоты в экономике: сильный государственный сектор в промышленности, полную государственную монополию в банковской системе и внешней торговли. Не только сохранились, но и развивались плановые начала в управлении экономикой. План электрификации всей России (ГОЭЛРО), принятый на 9-м Всероссийском съезде Советов в декабре 1920, стал базой для перспективного планирования в масштабах всего народного хозяйства.
В социально-политическом плане главной целью нэпа являлось укрепление доверия к Советской власти со стороны крестьянства, недовольного продразверсткой.
В экономическом плане нэп был призван обеспечить так называемую «смычку» между городом и деревней на экономической основе (взаимовыгодного товарного обмена), создать материальную заинтересованность в эффективной работе у всех товаропроизводителей, использовать опыт отечественной и мировой буржуазии для восстановления и развития экономики.
Нэп мыслился как политика «всерьез и надолго», но не навсегда.
Формы нэпа.Новая экономическая политика складывалась постепенно под воздействием уроков практического опыта. Центральное место принадлежало замене продразверстки продовольственным налогом. Вместо полного изъятия всех излишков у крестьян вводился фиксированный налог. Задания по продналогу доводились до крестьянина ранней весной, до начала сева, что позволяло крестьянину планировать свою хозяйственную деятельность. Размер продналога был почти в два раза меньше размера продразверстки. Принятый 24 мая 1921 Декрет разрешил крестьянам оставшиеся после уплаты налога сельскохозяйственные продукты свободно обменивать и продавать.
Частичная денационализация промышленности. Был отменен декрет о национализации кустарной и мелкой промышленности (с числом рабочих до 10 чел.), изданный в конце 1920, но практически не воплощенный в жизнь. Кустари получили право продавать свою продукцию на рынке. Российской буржуазии было предложено взять часть средних предприятий в аренду. Однако аренда не получила широкого развития в промышленности, поскольку частные собственники предпочитали вкладывать деньги в торговлю, которая давала отдачу быстрее. Иностранный капитал получил право на аренду ряда крупных предприятий. Эта форма аренды называлась «концессией» (временной уступкой прав). Советская сторона передавала иностранным предпринимателям по договору на определенный срок в эксплуатацию природные богатства, предприятия и т. д. Однако, ни концессия, ни аренда промышленных предприятий иностранным капиталом и отечественной буржуазией широкого развития не получили. Иностранные капиталисты не спешили вкладывать деньги в экономику Советской России. Отечественные предприниматели стремились в оптовую и розничную торговлю, где был самый быстрый прирост капитала, и где можно было легко спрятать прибыль от налогообложения. Поэтому восстановление промышленности шло в рамках государственного сектора.
Трестирование. Основной формой организации крупной государственной промышленности явилось трестирование, т. е. объединение родственных предприятий в тресты, которые определяли цену на продукцию, регулировали рынки сбыта и накапливали средства для модернизации производства. Трест наделялся правами юридического лица. Первичная производственная единица – отдельное предприятие – не пользовалась правами юридического лица, поскольку в начале нэпа многие предприятия были слабыми и не могли эффективно конкурировать на рынке.
Хозрасчет. «Главкизм» как метод директивного управления государственным сектором был заменен принципами хозрасчета, т.е. самофинансирования и самоокупаемости предприятий. Хозрасчет стал главной формой хозяйствования государственных предприятий в период нэпа.
Денежная реформа. Вначале правительство стремилось проводить новую экономическую политику без развития товарно-денежных отношений, поскольку в марксистской теории социализм представлялся как нетоварная экономика, основанная на прямом обмене произведенными продуктами между производителями. Однако вскоре стала очевидной необходимость перехода к денежной форме обмена. В 1922 был образован Государственный банк, который получил право выпускать банковские билеты-червонцы с твердым золотым покрытием. Весной 1924 правительство ввело в обращение новые казначейские билеты достоинством в 1, 3 и 5 рублей. Денежная реформа, одним из авторов которой был Я. Сокольников, имела огромное значение: страна получила твердую денежную валюту, без которой развитие рыночных отношений было невозможно.
Восстановление народного хозяйства. Первый год новой политики был резко осложнен неурожаем лета 1921. Сильнейшая засуха поразила 25 хлебопроизводящих губерний Поволжья, Дона, Северного Кавказа и Украины. Зимой-весной 1922 в ряде районов страны царил голод. Избыточная смертность в этот период составила не менее 3 млн чел.
Урожай лета 1922 позволил ликвидировать голод и положил начало устойчивому росту сельскохозяйственного производства. Объем произведенной продукции сельского хозяйства в 1922/23 составил 64 % от 1913, в 1923/24 – 68 %, 1924/25 – 79 %, 1925/26 – 94 %, 1926/27 – 98,6 %.
Подъем сельского хозяйства создал базу для быстрого восстановления промышленности. Если в 1921/22 она произвела 26 % продукции от уровня 1913 , то в 1922/23 – уже 34 %, в 1923/24 – 45 %, в 1924/25 – 65 %, в 1925/26 – 91 %, а в 1926/27 – 103 %. Первыми восстанавливались отрасли, производящие товары широкого потребления. Темпы восстановления экономики были высокими, что говорило о плодотворности новой экономической политики. В то же время экономика развивалась далеко не гладко.
Уже в 1923 возник так называемый «кризис сбыта», вызванный «ножницами цен»: резким разрывом между ценами на промышленные и сельскохозяйственные товары. Разрыв был связан с тем, что сельское хозяйство восстанавливалось быстрее, чем промышленность, и рынок быстрее насыщался сельскохозяйственными продуктами, нежели промышленными товарами. В этих условиях промышленные предприятия взвинтили цены на промтовары. Средний «раствор» ножниц в октябре 1923 составил 3,1, т. е. на покупку условной единицы промышленных товаров крестьянин должен был продать в 3,1 раза больше своих продуктов, чем в 1913. Особенно дорого стоила сельскохозяйственная техника. Дисбаланс цен привел к тому, что крестьяне перестали покупать промтовары, и последние оставались непроданными на складах. Предприятия не получили прибыли, и им нечем было выплачивать зарплату рабочим. Начались забастовки. Осознав ситуацию, правительство предложило трестам снизить цены на промтовары. В феврале 1924 правительство подтвердило право своих органов регулировать цены, устанавливая верхний и нижний пределы. В 1924 цены на промышленные товары снизили на 30 %; в 1925 еще на 10 %, а на хлеб повысили в 3 раза. В итоге «ножницы цен» свели: в сентябре 1924 их «раствор» составил 1,36; в апреле 1925 – 0,98. Товарообмен между городом и деревней нормализовался.
1925 год стал пиком в развитии нэпа. Постановлением III съезда Советов СССР от 20 мая 1925 были отменены некоторые ограничения, сдерживающие развитие крупных (кулацких) хозяйств. Теперь кулаки могли арендовать много земли в дополнение к собственным наделам и нанимать большое количество батраков. Съезд призвал оказывать помощь беднякам и середнякам путем развития различных форм кооперации, отметив, что это – единственно правильный путь «поднятия хозяйственной силы бедноты и приобщения крестьян к социалистическому строительству».
Указав на важность кооперации, съезд потребовал, чтобы ее развитие шло на основе добровольности, действительной выборности ее органов, неприкосновенности ее капиталов, самостоятельности ее членов. От местных властей требовалось строгое соблюдение прав крестьян на выбор форм землепользования, а также принятие мер для развития механизации сельского хозяйства и его кооперирования. Не допускалось создание административных преград выделению «на отруба и хутора».
Советская демократия в условиях нэпа. Улучшение экономической ситуации позволило сделать ряд шагов по расширению советской демократии. Однако, в начале нэпа, после Кронштадтского мятежа, большевики предприняли ряд акций, направленных на то, чтобы не допустить восстановления многопартийности в Советах. Летом 1922 состоялся процесс над партией эсеров. Группе членов ЦК были предъявлены обвинения в организации покушения на Ленина, Тамбовского мятежа, контактах с Антантой с целью свержения Советской власти. В период гражданской войны эсеры действительно были причастны к действиям такого рода. Членов ЦК приговорили к смертной казни, но затем эту меру заменили тюремным заключением. В марте 1923 съезд эсеров признал распад своей партии и призвал своих сторонников вступать в РКП(б). К концу 1923 перестала существовать и партия меньшевиков, многие активисты которой также вступили в ряды РКП(б).
После устранения с политической арены эсеров и меньшевиков большевики стали на путь оживления работы Советов. В выборах в Советы 1924/1925 приняли участие 41 % избирателей. Доля избранных середняков увеличилась в 2 раза (с 35 % до 70 %). Доля коммунистов в сельсоветах упала в 2 раза (с 7,1 до 3,6 %). Многие коммунисты из числа советских работников оказались неизбранными.
Ситуация в правящей партии. С окончанием Гражданской войны в РКП(б) был взят курс на восстановление норм партийной демократии, которые были свернуты в период гражданской войны. Однако курс на развитие внутрипартийной демократии был затруднен внутрипартийной борьбой по вопросам, связанным с поисками путей дальнейшего развития. Так, в 1921 на Х съезде РКП(б) остро прошла дискуссия о роли профсоюзов в управлении промышленностью. Профсоюзы стремились сами формировать органы управления производством на принципах выборности и коллегиальности. Однако это затрудняло использование в управлении буржуазных специалистов и проведение единой общегосударственной экономической политики: каждый выборный директор завода зависел от своего коллектива, и ставил его интересы выше общегосударственных. Ленин предложил компромисс: профсоюзы должны быть не органами управления, а школой управления, которая готовит кадры управленцев, назначаемых органами советской власти.
Острота борьбы по этому вопросу на Х съезде создавала реальную угрозу раскола партии, что побудило Ленина провести резолюцию «О единстве партии». Резолюция запрещала создание в партии фракций - групп, объединенных на особой платформе с особой дисциплиной.
С осени 1923, когда стало ясно, что Ленин уже не преодолеет свою болезнь, в руководстве партии началась борьба за власть. Она усилилась после смерти Ленина в январе 1924. Главными претендентами на руководство страной и партией были Л. Троцкий, Г. Зиновьев и Л. Каменев. Но в ходе борьбы между ними усилились позиции Сталина. Сначала он поддерживал Зиновьева и Каменева против Троцкого, а затем объединился с Н. Бухариным, М. Томским и А. Рыковым в борьбе против Зиновьева и Каменева. Сталин действовал в основном аппаратными методами, переставляя партийные кадры, ставя на ключевые посты лояльных к нему людей.
На фоне борьбы за власть Сталин стал постепенно, но последовательно сворачивать курс на демократизацию внутрипартийной жизни, а также курс на развитие советской демократии. Эта политика привела к негативным последствиям: в конце 1920-х руководство СССР не смогло выбрать оптимальный вариант дальнейшего развития страны после того, как нэп выполнил задачу восстановления экономики.
Образование СССР
Успешное экономическое развитие России и большинства других бывших территорий Российской империи было невозможным без воссоздания единого государства, поскольку экономика Российской империи, сложившаяся в конце XIX века, представляла собой единый народно-хозяйственный комплекс. Так, единственная современная топливно-металлургическая база в начале ХХ века находилась на юге Украины (Донбасс – Кривой Рог), почти вся нефть добывалась в Баку, металлообрабатывающая промышленность была сосредоточена в Петербурге, текстильные фабрики – в Москве и вокруг нее, а хлопок поступал из Средней Азии.
К концу гражданской войны большевикам удалось решить сложнейшую задачу: собрать в единое целое большую часть территорий распавшейся империи. Уже в годы гражданской войны в ходе утверждения Советской власти на национальных окраинах советские республики заключали договоры с РСФСР о военном и хозяйственном союзе. Согласно этим договорам под руководством РСФСР объединялись вооруженные силы, промышленность транспорт, внешняя торговля и т.д. Создавались соответствующие объединенные комиссариаты. В течение 1920-1921 все советские республики были связаны с РСФСР и между собой договорами по экономическим и финансовым вопросам. А в феврале 1922 советские республики передали РСФСР право защиты их внешнеполитических интересов.
К 1922 на территории бывшей царской России существовало 6 советских республик: РСФСР (в составе которой имелись 8 автономных республик и 14 автономных областей), Белорусская, Украинская, Грузинская, Армянская, Азербайджанская советские социалистические республики, Дальневосточная республика, а также Бухарская и Хорезмская республики.
Объективно они были заинтересованы в создании единого союзного государства. Так, только объединение экономических ресурсов территорий бывшей Российской империи открывало возможность для быстрого восстановления народного хозяйства и дальнейшего динамичного развития каждой из республик. Объединение республик укрепляло оборонительный потенциал и позволяло успешно решать внешнеполитические задачи.
Для образования союзного государства имелись предпосылки политического, экономического и культурного характера. Решающими факторами были единство их политического и экономического строя, а также интернациональный принцип построения компартии.
В верхах партии существовали различные проекты создания единого многонационального государства. В начале доминировал подход наркома по делам национальностей Сталина, выступавшего за вхождение всех республик в состав Российской федерации на правах автономных республик («план автономизации»). Однако этот план встретил противодействие со стороны партийных и советских руководителей ряда республик (в особенности Грузии и Украины), которые хотели не входить в состав России, а объединиться с ней на равных условиях. Формы объединения предлагались разные.
Узнав о разногласиях в партии по поводу условий объединения, Ленин, который в это время был тяжело болен и находился в Горках, разработал план создания союзного (федеративного) государства. Он написал членам Политбюро ЦК партии письмо «Об образовании СССР», в котором подчеркнул, что РСФСР должна признать себя равноправной с другими республиками и «вместе и наравне с ними» войти в новый союз. Позиция Ленина позволила преодолеть разногласия. На съездах Советов Закавказской Федерации, Белоруссии, России и Украины были приняты решения о созыве общего съезда и об объединении в союзное государство.
30 декабря 1922 состоялся I Всесоюзный съезд Советов, провозгласивший образование Союза ССР в составе Российской Федерации, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения, Грузия). На съезде были утверждены Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. В этих документах говорилось, что советские республики «объединяются в одно союзное государство» – Союз Советских Социалистических Республик, что «Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза». Высшим органом власти в СССР провозглашался Съезд Советов СССР, Правительством СССР являлся Совет Народных Комиссаров СССР, первым Председателем которого стал Ленин.
Декларация и Договор составили Конституцию СССР. Она была принята в окончательном варианте II Съездом Советов СССР 31 января 1924. Конституция определяла только основы государственного устройства Союза ССР. Все остальные вопросы регулировались конституциями союзных республик. Конституция подтвердила, что верховным органом власти СССР является съезд Советов, а в период между съездами Советов – Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК).
Конституция СССР сохранила разные нормы представительства для города и деревни, установленные в 1918. Съезд Советов СССР созывался из представителей городских Советов и Советов городских поселений по расчету 1 депутат на 25 тыс. избирателей и из представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125 тыс. жителей. Это позволило закрепить политическое господство рабочего класса в СССР и обеспечить политическую власть партии большевиков, традиционно поддерживаемую рабочими.
В 1924–1925 национально-государственное строительство продолжалось. В 1924 в составе Украинской ССР была образована Молдавская АССР (как самостоятельная республика Молдавия войдет в состав СССР в 1940). В 1925 III съезд Советов СССР принял в состав Союза Узбекскую и Туркменскую республики, образовавшиеся в результате национально-государственного размежевания республик Средней Азии. В составе Узбекской республики была создана Таджикская АССР. В 1929 Таджикская АССР стала союзной республикой.