Национальные меньшинства и государство
Эту и другие проблемы этнополитики следует связывать с проблемой миграции. Среди мигрантов, которые прибывают в Украину, можно выделить такие группы. Во-первых, мигранты из республик бывшего Союза. Только из России в 1991 г. изъявило желание возвратиться в Украину около двух миллионов человек. Во-вторых, национальности, которые принудительно были депортированы во времена сталинизма и реабилитированы (крымские татары, греки, немцы и др.). Однако между странами СНГ отсутствуют соглашения по регулированию миграции. Возвращение на украинскую землю без компенсации за имущество, за труд, который эти народы вложили в экономику стран пребывания, - все это ложится дополнительным бременем на украинское государство. В-третьих, представители народов Средней Азии, Кавказа, где существуют излишки рабочей силы.В-четвертых, беженцы из "горячих точек" - мест, где нарушаются права человека и нации. Иммиграция вызывает сложные проблемы территориального расселения, связанные с выделением земли для обустройства жилья, с трудоустройством. Для решения этих проблем подключаются правительства других стран: ФРГ строит для немцев поселки и создает соответствующую инфраструктуру, Турция - для крымских татар возводит постройки в Крыму и т. д. Включение в этнополитическое поле иммигрантов, их адаптация в украинском обществе-на все это уйдут годы...
Особо следует сказать о крымско-татарской проблеме. В 1944 г. крымские татары, огульно обвиненные в сотрудничестве с гитлеровцами, были насильственно депортиро-ваны на Восток СССР. Сегодня в Крыму проживает 67% русских, 25,8% украинцев, 10% крымских татар. В ближайшее время ожидается удвоение крымско-татарского населения. После украинцев, крымские татары - единственный, не считая малочисленных караимов и крымчан, этнос, который относится к коренному населению Украины и законно претендует на территориальную автономию в составе украинского государства. Однако удовлетворение справедливых требований татарского населения Автономной Республики Крым тормозится из-за противодействия некоторых политических элит. А это чревато конфликтами на национальной почве. (663)
Ключевая задача этнополитики - забота о национальных группах. В соответствии с требованиями международного содружества в Украине приняты законы о национальных меньшинствах, о гражданстве, об этнокультурной политике, функционируют Националь-но-культурные центры и их филиалы на местах. Государство гарантирует всем национальностям равные права во всех сферах общественной жизни. Дискриминация по национальному признаку запрещается и преследуется законом. Все национальности используют свое право на сохранение традиционного расселения и сохранение своих национально-административных единиц, использование и развитие родных языков, национальной культуры.
Созданы благоприятные условия для свободного исповедования своей религии, использования национальной символики, проведения национальных праздников. Памятники истории и культуры народов, проживающих на территории Украины, охраняются законом. Национально-культурные центры издают газеты, журналы и др. издания на родном языке, организуют художественные коллективы, театры и т. д. В многонациональном Харькове, например, действует более 20 национально-культурных центров, которые имеют органы периодической печати, создают школы с обучением на родном языке, самодеятельные коллективы, через предпринимательскую деятельность пропагандируют достижения народного хозяйства своих автохтонных стран.
Государство заботится о том, чтобы все национальности имели возможность свободно контактировать со своей исторической родиной. В то же время оно решительно выступает против сепаратистских движений, (например, против призывов некоторой части россиян о возвращении Крыма России и др.), направленных на подрыв территориальной целостности Украины.
Однако главная этнополитическая проблема Украины сегодня - это русская проблема. За 1926-1989 гг. численность русских здесь увеличилась с 9,2% до 21,2%. Вопреки всем пропагандистским спекуляциям права россиян в Украине соблюдаются: их дети имеют возможность обучаться в школах и вузах на родном языке, нет недостатка в русскоязычной прессе, в городах, за исключением западных областей, на бытовом уровне звучит русская речь... И это одна из причин того, что в Украине нет социальной базы для создания экстремистских орга-(664)низаций, которые ставили бы своей задачей возвращение Украины в лоно России. Такие требования звучат лишь из уст отдельных политиков или группировок, но они не носят массового характера и не угрожают независимости Украины (хотя и пренебрегать ими государство не может).
Важным событием в дальнейшем развитии украинско-российских отношений стало подписание 31 мая 1997 г. "Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией". Он предусматривает, что обе стороны строят свои отношения на основе принципов взаимоуважения, суверенности, территориальной целост-ности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров обеспечивают защиту этни-ческой, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории; будут способствовать созданию равных возможностей и условий для изучения украинского языка в Российской Федерации, а русского языка в Украине, готовят педагогические кадры для преподавания на этих языках в учебных заведениях и будут оказывать с этой целью равноценную государственную поддержку.
Создавая в Украине необходимые условия для возрождения и демократического развития национальных меньшинств, украинское государство впервые в истории получило возможность проявлять заботу об украинской диаспоре, разбросанной практически по всему миру. Украинцы, живущие в странах Запада и именуемые в советский период "прислужниками империализма" и "буржуазными националистами", за время пребывания там имели все необходимое для сохранения и развития своей национальной самобытности (украинские школы, вузы, культурные и религиозные центры и др.), не ограничивались в правах на экономическую и политическую деятельность, в том числе и в высших эшелонах власти и управления. Ныне они оказывают существенную помощь в укреплении связей Украины с зарубежными странами, в решении вопросов украинского возрождения на своей этнической родине.
Восточная диаспора на территории бывшего Советского Союза насчитывает по официальной статистике (1989) до 7 млн. человек. Но если учесть, что по разным причи-нам (принудительная ассимиляция) многие украинцы указали в документах иную нацио-нальность, то действительная их численность гораздо большая. Украин(665) цы во многих регионах проживают компактно, и некоторые географические территории даже получили соответствующие неофициальные названия, как, например, "украинский экватор", который проходит через Кубань, казахскую целину, Алтай и до Приморья. В 20-х годах на Северном Кавказе проживало свыше 3,2 млн. украинцев, или 37,1% населения региона. Здесь функционировало около 600 украинскоязычных школ. Украинцы на Дальнем Востоке составляли большинство населения этого региона. Тут насчитывалось 24 нацио-нальных района, образовавших национально-государственное объединение "Зеленая Украина"... В годы советского тоталитаризма украинцы восточной диаспоры были лишены прав на национальное развитие, насильственно русифицированы.
Ныне за небольшой срок украинцы восточной диаспоры создали во многих местах национально-культурные объединения, ощущают помощь государств, на территории которых проживают. Украинское государство, несмотря на ограниченные материальные возможности, оказывает возрастающую помощь диаспоре через свои представительства и посольства, прямые связи по созданию информационной базы, льготному обеспечению периодическими изданиями, украинской литературой библиотек, школ, культурных центров...
Много значит и то, будут ли государства, в которых судьба распорядилась жить украинцам, демократическими. Участие диаспоры в демократизации общественной жизни в этих странах будет гарантом политической стабильности и в Украине.
В многонациональном государстве социально-экономические и духовно-политичес-кие преобразования общества должны осуществляться с обязательным учетом принципов этнополитики. Применительно к Украине академік Ю. Римаренко формулирует слідую-щие принципы:
- своевременный учет и разработка механизмов согласования национально-пецифических интересов этнообщностей со стратегическим и тактическим развитием страны;
- конституционные гарантии равных возможностей для участия граждан во всех сферах общественной жизни независимо от их национальности;
- соблюдение баланса общенациональных, региональных и этнических интересов;
- обеспечения прав личности, принадлежащей к национальным меньшинствам, содействие сохранению их культур, языка и традиций; (666)
- восстановление прав депортированных этносов (нельзя допускать при этом новых дискриминационных притеснений по национально-культурным признакам);
- создание атмосферы взаимопонимания и терпимости, культурного диалога между всеми этническими группами;
- развитие полиэтнического украинского общества на принципах диалога, консенсуса, мирного разрешения конфликтов, отказа от применения силы, кроме адекватных действий при условии угрозы массового нарушения прав человека и отдельных этнических общностей;
- использование существующих и содействие в создании новых международных механизмов защиты прав и свобод украинцев в зарубежных странах. [См.: Римаренко ЮЛ. Теоретико-методологічні та полггико-правові засади етнонацюнально! полотки в Украш!: Основи етнодержавознавства. - К., 1997. - С. 625-626].
Уместно поставить вопрос о значении этнополитических знаний. Их главная цель - научить людей адекватно ориентироваться в сложной этнополитической обстановке, осознавать и защищать свои национальные интересы, уважать интересы и права других и совместно решать общие проблемы.
Украинское государство, исходя из основных положений своей Конституции, Декларации прав национальностей Украины, Закона Украины "О национальных меньшинствах Украины" и других документов, признавая органическое единство прав человека и прав национальностей, гарантирует всем гражданам Украины, независимо от их этнического происхождения, равные права и свободы во всех сферах общественной жизни, поддержку самоопределения этнических общностей и их развитие в формах, которые не создают угрозы территориальной целостности и соборности нашей страны.
Независимая Украина - это оптимальная форма самовыживания и саморазвития ее многонационального народа. Процесс этнонационального возрождения приобретает нео-братимый эволюционный характер. Именно растущий уровень этнополитической культу-ры, толерантность и менталитет украинской нации (уважение прав всех "национальнос-тей, проживающих в Украине, взаимопонимание, отзывчивость и др.) обеспечивают согласие и исключают проявление национального экстремизма, сепаратизма и ксенофо-бии. А это свидетельствует о том, что Украина находится на верном пути в (667) такой деликатной сфере прогресса общества, как этнополитическое развитие.