Додинастический период и культура в период Древнего царства
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Культура Древнего Египта: взаимодействие культуры и цивилизации
ПЛАН:
Истоки древнеегипетской культуры
Додинастический период и культура в период Древнего царства
Пантеон египетских богов
4. Культура Среднего и Нового царств: взаимодействие и ассимиляция культур
1. Истоки древнеегипетской культуры
Если можно очертить временные границы существования древнеегипетской цивилизации, то неизмеримо труднее определить рамки древнеегипетской культуры.
Специфические черты ее формировались и до образования египетского государства, возникшего ранее воцарения I династии, и продолжали существовать после утраты Египтом независимости, во времена владычества Лагидов, в римско-византийский период. 394 г. н.э. датируется последняя иероглифическая надпись.
В восприятии последующих поколений египетская иероглифика становится лишь языком мистических символов.
В V в. н.э. исчезает демотическое письмо.
В 535 г. н.э., при Юстиниане, прекратил свое существование храм Исиды на о-ве Филе – последний оплот древнеегипетского язычества.
Египет древний превратился в миф.
В конце XIX в. стал мертвым языком коптский – наследник древнеегипетского языка, удержавшийся ныне только в богослужении коптов (бохайрский диалект).
Закат цивилизации Древнего Египта не означал бесследного исчезновения культуры его народа.
Трансформируясь и переплавляясь в иные формы, многие ее элементы смогли сохраниться до наших дней, став одним из важнейших компонентов не только культуры современного Египта, но и культуры мировой.
Истоки египетской культуры теряются в глубокой древности.
Обнаруженная в 1894-1895 гг. английскими учеными Уильямом Питри и его учеником Джеймсом Эдвардом Квибелломв Верхнем Египте (Нагада) доисторическая культура Египта была, на первый взгляд, настолько не схожа с культурой фараоновских времен, что ее поспешили объявить неегипетской.
Элегантная фигурка, относящаяся к Нагада II, ок. 3500–3200 гг. до н. э.
Дальнейшее исследование первобытных культур Египта поставило вопрос об автохтонных, африканских корнях египетской цивилизации.
При этом большое значение придавалось связям этих культур с сахарско-суданским культурным ареалом.
Африканская по происхождению древнеегипетская культура не сразу обрела свое лицо.
Только по мере приближения к династическому Египту этническое и культурное своеобразие жителей долины Нила проявляется все более заметно.
С постепенным переходом к ирригационному земледелию и скотоводству и с отступлением охоты на второй план поселения в долине Нила становятся более постоянными и долговременными, этнический состав – более стабильным.
Хозяйственная и этническая стабильность – одно из важнейших условий вызревания прочной культурной традиции, которая в соответствующих условиях дала тот неожиданный «взрыв», благодаря которому Египет переступил грань доистории.
Только многовековое накопление элементов египетской цивилизации:
в сфере материальной:
– постепенный переход к изготовлению медных орудий,
– совершенствование системы ирригационного земледелия,
– развитие скотоводства, ремесла, обмена;
сфере социальной:
– возникновение имущественной дифференциации,
– социальной иерархии,
– появление городского населения;
в сфере духовной:
– развитие заупокойных представлений,
– культа обожествленного правителя,
– солярного культа,
– сложение специфически египетских черт искусства;
и, наконец, появление иероглифического письма, восходящего к пиктографии, позволили египетской культуре проявить свой характер, уже не столько африканский, сколько именно египетский, и эта кристаллизация приходится на сравнительно небольшой отрезок истории – конец додинастического («протодинастического») периода (3300-3000 гг. до н.э.) и раннее царство – время возникновения и сложения единого египетского государства.
Додинастический период и культура в период Древнего царства
Додинастический период
Именно в этот период, унаследовавший многое от более ранних эпох: каменные орудия, культурную обособленность составляющих Египет областей с их пестрым сонмом богов, магию, почитание животных, растений, сакральных (священных) предметов и т. д. – выявляется целый ряд особенностей египетской культуры, которые сохраняются до конца эпохи фараонов.
И одной из наиболее ярких ее черт стало причудливое сочетание «первобытности» со сложным и зрелым мировосприятием, отличающим высокоразвитую цивилизацию.
Тогда же возникают все виды знаков египетского письма, складывается система счета, появляется первый свиток папируса и, возможно, делаются первые попытки мумификации, оформляется строгий канон египетского искусства, столь ему свойственный впоследствии, начинают возводиться монументальные сооружения – гробницы-мастабы – и создаются первые характерно статичные статуи официальных лиц.
В «протодинастический» период уже закладывается восходящий к более отдаленному времени свойственный Египту дуализм государственности, в основе которого, согласно наиболее распространенной точке зрения, – сосуществование двух царств – Юга и Севера – до их объединения Югом, а также своеобразие экономическое, географическое и, возможно, культурное и этническое.
В эпоху Раннего царства формируются характерные черты сакральной египетской монархии, где царь, божественный «владыка Обеих Земель», носитель двойной короны Египта, предстает как воплощение бога Хора.
Тогда же впервые складывается царская титулатура из четырех имен:
– «имя Хора», связанное с представлениями о Ка – божественном образе царя;
– «имя Обеих Владычиц» – богини Юга Нехбет и Севера – Уаджит, олицетворенных в двойной красно-белой египетской короне;
– «золотое имя», символизировавшее божественную плоть царя;
– титул царя Верхнего и Нижнего Египта, предшествующий его личному имени.
Возводятся первые дворцы и храмы, появляются антропоморфные боги, и Хор становится великим богом – покровителем единого египетского царства.