Выявление, устранение либо ослабление или нейтрализацию неблагоприятных факторов формирования личности, затрудняющих процесс социализации;

Выявление и пресечение начавшегося процесса неправильного формирования личности и ее коррекцию;

Недопущение перехода на преступный путь лиц с явной антиобщественной направленностью;

Предупреждение совершения преступлений лицами, уже совершившими ранее преступления.

Выделяется два вида предупреждения преступности:

1)общее предупреждение преступности – направленное на выявление, нейтрализацию или устранение причин и условий преступности, отдельных ее видов, а также способствующих ей условий;

2)индивидуальное предупреждение преступности – направленное на выявление и оказание профилактического воздействия в отношении лиц, поступки которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем, а также по оказанию положительного влияния на их ближайшее окружение.

Нормы, ограничивающие права и свободы граждан в связи с применением мер предупредительного воздействия, являются исключительной компетенцией федерального законодательства.

Деятельность по предупреждению преступности являются частью политики государства по национальной безопасности и имеет цели предупреждения преступности:

Сокращение преступности и качественное изменение ее структуры;

Способствование созданию и укреплению в обществе атмосферы спокойствия и стабильности;

Устранение причин и условий преступности, посредством решения политических, правовых, социально - экономических, идеологических задач.

Обеспечение исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализацию.

Влияние на негативные элементы непосредственного социального окружения (микросреду) личности, формирующие антиобщественные позиции и мотивацию преступного поведения индивидов;

Задачи предупреждения преступности

Систематическое выявление и анализ явлений, факторов, ситуаций и обстоятельств, способствующих преступлениям.

Выявление и изучение противоречий и конфликтов, которые приводят к возникновению преступных намерений, а также к формированию личности правонарушителей.

Постоянное выявление и постановка на учет лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и активное корректирующее воздействие на данных лиц.

Устранение или нейтрализация явлений и факторов, способствующих антиобщественному поведению.

Проблемы предупреждения:

Основания применения мер предупреждения;

Сроки применения мер предупрежде-ния;

Процедура предупреждения.

Предупреждение:

-социальная профилактика;

-принудительное предупреждение (меры компенсации, безопасности и наказания).

Возможность применения мер наказания, восстановления и безопасности к отдельным гражданам просматривается и в п. 3 ст. 17 Конституции РФ, если эти граждане нарушают права и свободы других лиц. А пункт 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

49. истема предупреждения преступности включает
в себя: объекты; виды и формы; меры предупредительного воздействия; субъектов, осуществляющих эту работу.
Объекты.
1) процессы и явления различного порядка (экономические, психологические);
2) деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия
3) личность преступника.
Виды предупреждения:
1. общее (на все население или его группы);
2. специальное (отдельные группы или сферы деятельности и объекты);
3. индивидуальное (по выявлению лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений)
Предупреждение преступности осуществляется в форме воздействия на причины и условия преступности, а также личность конкретного правонарушителя.
Принципы предупреждения преступности: законности; гуманизма; демократизма; комплексности (программно-целевой подход, координация деятельности всех субъектов предупреждения преступности); дифференциации и индивидуализации (предупредительные меры применяются в различных объемах в зависимости от вида преступления, масштаба и формы проявления причинного комплекса антиобщественных явлений, уровня осуществления профилактических мероприятий, а также с учетом индивидуальных качеств и особенностей граждан и преступников); принцип реальности (фактическая возможность осуществления мероприятий с учетом данного ресурсного обеспечения в определенных условиях места, времени и при прочих конкретных обстоятельствах); своевременности реагирования на преступление; принцип обоснованности (соответствие предупредительных мероприятий криминальной ситуации, ее тенденциям)
Субъекты предупреждения преступности - государственные органы и общественные организации, должностные лица и граждане, целенаправленно осуществляющие на различных уровнях и в различных масштабах меры, направленные на выявление и устранение причин преступности и условий, способствующих совершению преступлений.
1) субъекты общесоциальной профилактики - федеральные, региональные и местные органы власти и управления, общественные организации, не выполняющие непосредственные правоохранительные задачи;
2) субъекты специальной профилактики:
а) государственные органы, выполняющие правоохранительные функции - МВД, ФСБ, прокуратура, суд, таможня;
б) государственно-общественные структуры, выполняющие правоохранительные функции - комиссии по делам несовершеннолетних;
в) частные и общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач.
3) субъекты индивидуальной профилактики - сотрудники государственных правоохранительных органов, работники иных государственных органов и учреждений; родители и лица, их заменяющие; отдельные граждане.
Основную роль в предупреждении преступности играют правоохранительные органы. Среди правоохранительных органов центральными субъектами, которые занимаются предупреждением преступности, являются: прокуратура, суд, органы внутренних дел, ФСБ, Минюст.
Предупредительная роль суда - применять наказание как меру борьбы с преступностью, которое предусмотрено уголовным законом.
Предупреждение преступлений ОВД является видом деятельности служб, подразделений и сотрудников названных органов, осуществляемой в пределах компетенции по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к установлению данных обстоятельств, воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний.
Органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию отдельного вида преступлений.
Предупредительная деятельность Минюста, исполняющего уголовные наказания, - выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных
преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины и принятие мер по их устранению.
Мера предупреждения преступности – средство для выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений.
По объему предупредительные меры делятся на:
1) общие - направлены на устранение либо нейтрализацию причин и условий преступности в целом;
2) особенные (специальные) - система воздействий на процессы причинности и детерминации отдельных социальных групп, сфер деятельности, объектов, характеризующихся повышенной вероятностью совершения преступления
3) индивидуальные - выявление лиц, от которых, судя по достоверно установленным фактам их антиобщественного, противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, и оказание на них, а также на их окружение воспитательных и иных мер воздействия в целях предупреждения преступлений.
По содержанию: экономические (например снижение инфляции); политические (охрана правопорядка); социальные (защита интересов малообеспеченных слоев населения); организационно-управленческие (повышение уровня раскрываемости, введение обязательности криминологической экспертизы законодательства), культурно-воспитательные, правовые и иные - демографические, технические, медицинские и др.
От этапов развития - стадии: меры профилактики (раннее предупреждение); предотвращения (непосредственное предупреждение); пресечения преступности (предупреждение самодетерминации преступности).
По правовой характеристике:
1) специально-криминологические меры, базирующиеся на нормах права, но
ими не регламентированные (правовое просвещение, воспитание);
2) детально урегулированные юридическими нормами (административный надзор).
По механизму действия:
1) меры, устраняющие причины и условия преступности и конфетные преступления;
2) блокирующие (нейтрализующие действие некоторых причин и условий);
3) ослабляющие (огранивающие это действие);
4) препятствующие реализации преступного умысла.

51. Уголовный процесс представляет собой деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по расследованию и рассмотрению уголовных дел, основанную на принципах уголовного судопроизводства и регламентированную уголовно-процессуальным законом. Именно эта деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда, направленная на защиту граждан и общества от преступных посягательств, составляет содержание уголовного процесса. Свойства уголовно-процессуальной деятельности:

а) представляет собой разновидность государственной деятельности;

б) может осуществляться только определенными субъектами – специально на то уполномоченными государственными органами и должностными лицами. Граждане и общественные объединения могут участвовать в ней и активно влиять на ее ход;

в) протекает в определенной, четко установленной законом форме;

г) имеет свои задачи. Назначением уголовного процесса в соответствии со ст. 6 УПК является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.

Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечает назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Таким образом, уголовный процесс – это вид государственной деятельности, основанной на принципах уголовного судопроизводства и регламентированной уголовно-процессуальным законом, которая осуществляется в определенной законом форме компетентными государственными органами и должностными лицами при участии граждан и общественных объединений и направлена на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения и осуждения.

Уголовный процесс иначе называют уголовным судопроизводством. Этим понятием охватывается вся деятельность по делу, последовательно осуществляемая органами дознания, следователем, прокурором и судом.

52. Стадия уголовного процесса – это обособленная часть уголовного судопроизводства, направленная на достижение конкретных, присущих только ей, задач.

Все уголовное судопроизводство России построено в виде системы взаимосвязанных стадий, которые представляют собой самостоятельные части деятельности субъекта уголовного процесса (дознавателя, следователя, прокурора, судьи либо суда), при осуществлении которой они, в пределах своей компетенции, осуществляют проведение определенных уголовно-процессуальным законом процессуальных действий и принимают процессуальные решения в виде постановлений, определений, а суд еще и в виде приговора. Принятие такого решения является завершением каждой отдельно взятой стадии и служит процессуальным основанием для прекращения процессуальной деятельности по уголовному делу либо для перехода этой деятельности на следующую стадию.

Выявление, устранение либо ослабление или нейтрализацию неблагоприятных факторов формирования личности, затрудняющих процесс социализации; - student2.ru

Каждая стадия, несмотря на то, что является взаимосвязанной с другими стадиями, вместе с тем имеет ряд отличий, которые выражаются в задачах, выполняемых на каждой, отдельно взятой стадии, процессуальных действиях, которые возможно или необходимо выполнить только на определенной стадии и т.д., т.е. те особенности, которые выделяют данный отрезок уголовного процесса в системе стадий. Эти особенности являются признаками[1] каждой отдельно взятой стадии уголовного судопроизводства.

Исходя из вышесказанного, признаки стадии уголовного процесса можно сформулировать следующим образом (схема 2):

- непосредственные задачи, выполняемые на конкретной стадии;

- перечень процессуальных действий, присущих только данной стадии;

- итоговый процессуальный акт, завершающий конкретную стадию.

53. В уголовном судопроизводстве принципы[1] занимают главенствующее положение, всегда являются первичными нормами, не выводимыми друг из друга и охватывающими остальные нормы, в которых конкретизируется содержание принципов и которые подчинены им. Система принципов уголовного процесса основана на Конституции РФ и являет собой стройную систему требований к уголовному судопроизводству, определяющую характер уголовного процесса.

В соответствии с законом уголовное судопроизводство предназначено защищать права и интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также личность от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод. Таким образом, исходя из сказанного, уголовный процесс начинает работать только тогда, когда в отношении конкретного лица, либо организации, совершено действие либо бездействие, отнесенное законодателем к разряду преступных. Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Принципы уголовного процесса не являются застывшими догмами, они развиваются и изменяются в зависимости от уровня социально – экономического развития конкретного общества, в котором они действуют и являются основополагающими идеями, закрепленными в правовых нормах, в связи с чем распространяются на всю уголовно – процессуальную деятельность. Принципы уголовного судопроизводства, как уже говорилось выше, закреплены в Конституции РФ, поэтому УПК РФ не может противоречить основному закону. Вместе с тем, не все принципы уголовного судопроизводства закреплены в Конституции, например: непосредственность и устность(ст. 240 УПК РФ),гласность(ст. 241 УПК РФ),неизменность состава суда (ст. 242 УПК РФ) не нашли в ней своего закрепления, вместе с тем имеют принципиальное значение для уголовного процесса, определяющее руководящие правила производства по уголовному делу в суде.

Принципы уголовного процесса – это основополагающие, руководящие правовые нормы, определяющие характер уголовного процесса, содержание всех его институтов, и выражающие взгляды о построении процессуального порядка, обеспечивающего справедливое правосудие по уголовным делам, эффективную защиту личности, ее прав, свобод, а также интересов общества и государства от преступных посягательств.

Система принципов уголовного судопроизводства включает в себя:

1) законность при производстве по уголовному делу;

2) осуществление правосудия только судом;

3) уважение чести и достоинства личности;

4) неприкосновенность личности;

5) охрана прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве;

6) неприкосновенность жилища;

7) тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

8) презумпция невиновности;

9) состязательность сторон;

10)обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;

11)свобода оценки доказательств;

12)язык уголовного судопроизводства;

13)право обжалования процессуальных действий и решений.

Наши рекомендации