Выявление, устранение либо ослабление или нейтрализацию неблагоприятных факторов формирования личности, затрудняющих процесс социализации;
Выявление и пресечение начавшегося процесса неправильного формирования личности и ее коррекцию;
Недопущение перехода на преступный путь лиц с явной антиобщественной направленностью;
Предупреждение совершения преступлений лицами, уже совершившими ранее преступления.
Выделяется два вида предупреждения преступности:
1)общее предупреждение преступности – направленное на выявление, нейтрализацию или устранение причин и условий преступности, отдельных ее видов, а также способствующих ей условий;
2)индивидуальное предупреждение преступности – направленное на выявление и оказание профилактического воздействия в отношении лиц, поступки которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем, а также по оказанию положительного влияния на их ближайшее окружение.
Нормы, ограничивающие права и свободы граждан в связи с применением мер предупредительного воздействия, являются исключительной компетенцией федерального законодательства.
Деятельность по предупреждению преступности являются частью политики государства по национальной безопасности и имеет цели предупреждения преступности:
Сокращение преступности и качественное изменение ее структуры;
Способствование созданию и укреплению в обществе атмосферы спокойствия и стабильности;
Устранение причин и условий преступности, посредством решения политических, правовых, социально - экономических, идеологических задач.
Обеспечение исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализацию.
Влияние на негативные элементы непосредственного социального окружения (микросреду) личности, формирующие антиобщественные позиции и мотивацию преступного поведения индивидов;
Задачи предупреждения преступности
Систематическое выявление и анализ явлений, факторов, ситуаций и обстоятельств, способствующих преступлениям.
Выявление и изучение противоречий и конфликтов, которые приводят к возникновению преступных намерений, а также к формированию личности правонарушителей.
Постоянное выявление и постановка на учет лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и активное корректирующее воздействие на данных лиц.
Устранение или нейтрализация явлений и факторов, способствующих антиобщественному поведению.
Проблемы предупреждения:
Основания применения мер предупреждения;
Сроки применения мер предупрежде-ния;
Процедура предупреждения.
Предупреждение:
-социальная профилактика;
-принудительное предупреждение (меры компенсации, безопасности и наказания).
Возможность применения мер наказания, восстановления и безопасности к отдельным гражданам просматривается и в п. 3 ст. 17 Конституции РФ, если эти граждане нарушают права и свободы других лиц. А пункт 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
49. истема предупреждения преступности включает
в себя: объекты; виды и формы; меры предупредительного воздействия; субъектов, осуществляющих эту работу.
Объекты.
1) процессы и явления различного порядка (экономические, психологические);
2) деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия
3) личность преступника.
Виды предупреждения:
1. общее (на все население или его группы);
2. специальное (отдельные группы или сферы деятельности и объекты);
3. индивидуальное (по выявлению лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений)
Предупреждение преступности осуществляется в форме воздействия на причины и условия преступности, а также личность конкретного правонарушителя.
Принципы предупреждения преступности: законности; гуманизма; демократизма; комплексности (программно-целевой подход, координация деятельности всех субъектов предупреждения преступности); дифференциации и индивидуализации (предупредительные меры применяются в различных объемах в зависимости от вида преступления, масштаба и формы проявления причинного комплекса антиобщественных явлений, уровня осуществления профилактических мероприятий, а также с учетом индивидуальных качеств и особенностей граждан и преступников); принцип реальности (фактическая возможность осуществления мероприятий с учетом данного ресурсного обеспечения в определенных условиях места, времени и при прочих конкретных обстоятельствах); своевременности реагирования на преступление; принцип обоснованности (соответствие предупредительных мероприятий криминальной ситуации, ее тенденциям)
Субъекты предупреждения преступности - государственные органы и общественные организации, должностные лица и граждане, целенаправленно осуществляющие на различных уровнях и в различных масштабах меры, направленные на выявление и устранение причин преступности и условий, способствующих совершению преступлений.
1) субъекты общесоциальной профилактики - федеральные, региональные и местные органы власти и управления, общественные организации, не выполняющие непосредственные правоохранительные задачи;
2) субъекты специальной профилактики:
а) государственные органы, выполняющие правоохранительные функции - МВД, ФСБ, прокуратура, суд, таможня;
б) государственно-общественные структуры, выполняющие правоохранительные функции - комиссии по делам несовершеннолетних;
в) частные и общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач.
3) субъекты индивидуальной профилактики - сотрудники государственных правоохранительных органов, работники иных государственных органов и учреждений; родители и лица, их заменяющие; отдельные граждане.
Основную роль в предупреждении преступности играют правоохранительные органы. Среди правоохранительных органов центральными субъектами, которые занимаются предупреждением преступности, являются: прокуратура, суд, органы внутренних дел, ФСБ, Минюст.
Предупредительная роль суда - применять наказание как меру борьбы с преступностью, которое предусмотрено уголовным законом.
Предупреждение преступлений ОВД является видом деятельности служб, подразделений и сотрудников названных органов, осуществляемой в пределах компетенции по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к установлению данных обстоятельств, воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний.
Органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию отдельного вида преступлений.
Предупредительная деятельность Минюста, исполняющего уголовные наказания, - выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных
преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины и принятие мер по их устранению.
Мера предупреждения преступности – средство для выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений.
По объему предупредительные меры делятся на:
1) общие - направлены на устранение либо нейтрализацию причин и условий преступности в целом;
2) особенные (специальные) - система воздействий на процессы причинности и детерминации отдельных социальных групп, сфер деятельности, объектов, характеризующихся повышенной вероятностью совершения преступления
3) индивидуальные - выявление лиц, от которых, судя по достоверно установленным фактам их антиобщественного, противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, и оказание на них, а также на их окружение воспитательных и иных мер воздействия в целях предупреждения преступлений.
По содержанию: экономические (например снижение инфляции); политические (охрана правопорядка); социальные (защита интересов малообеспеченных слоев населения); организационно-управленческие (повышение уровня раскрываемости, введение обязательности криминологической экспертизы законодательства), культурно-воспитательные, правовые и иные - демографические, технические, медицинские и др.
От этапов развития - стадии: меры профилактики (раннее предупреждение); предотвращения (непосредственное предупреждение); пресечения преступности (предупреждение самодетерминации преступности).
По правовой характеристике:
1) специально-криминологические меры, базирующиеся на нормах права, но
ими не регламентированные (правовое просвещение, воспитание);
2) детально урегулированные юридическими нормами (административный надзор).
По механизму действия:
1) меры, устраняющие причины и условия преступности и конфетные преступления;
2) блокирующие (нейтрализующие действие некоторых причин и условий);
3) ослабляющие (огранивающие это действие);
4) препятствующие реализации преступного умысла.
51. Уголовный процесс представляет собой деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по расследованию и рассмотрению уголовных дел, основанную на принципах уголовного судопроизводства и регламентированную уголовно-процессуальным законом. Именно эта деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда, направленная на защиту граждан и общества от преступных посягательств, составляет содержание уголовного процесса. Свойства уголовно-процессуальной деятельности:
а) представляет собой разновидность государственной деятельности;
б) может осуществляться только определенными субъектами – специально на то уполномоченными государственными органами и должностными лицами. Граждане и общественные объединения могут участвовать в ней и активно влиять на ее ход;
в) протекает в определенной, четко установленной законом форме;
г) имеет свои задачи. Назначением уголовного процесса в соответствии со ст. 6 УПК является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.
Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечает назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
Таким образом, уголовный процесс – это вид государственной деятельности, основанной на принципах уголовного судопроизводства и регламентированной уголовно-процессуальным законом, которая осуществляется в определенной законом форме компетентными государственными органами и должностными лицами при участии граждан и общественных объединений и направлена на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения и осуждения.
Уголовный процесс иначе называют уголовным судопроизводством. Этим понятием охватывается вся деятельность по делу, последовательно осуществляемая органами дознания, следователем, прокурором и судом.
52. Стадия уголовного процесса – это обособленная часть уголовного судопроизводства, направленная на достижение конкретных, присущих только ей, задач.
Все уголовное судопроизводство России построено в виде системы взаимосвязанных стадий, которые представляют собой самостоятельные части деятельности субъекта уголовного процесса (дознавателя, следователя, прокурора, судьи либо суда), при осуществлении которой они, в пределах своей компетенции, осуществляют проведение определенных уголовно-процессуальным законом процессуальных действий и принимают процессуальные решения в виде постановлений, определений, а суд еще и в виде приговора. Принятие такого решения является завершением каждой отдельно взятой стадии и служит процессуальным основанием для прекращения процессуальной деятельности по уголовному делу либо для перехода этой деятельности на следующую стадию.
Каждая стадия, несмотря на то, что является взаимосвязанной с другими стадиями, вместе с тем имеет ряд отличий, которые выражаются в задачах, выполняемых на каждой, отдельно взятой стадии, процессуальных действиях, которые возможно или необходимо выполнить только на определенной стадии и т.д., т.е. те особенности, которые выделяют данный отрезок уголовного процесса в системе стадий. Эти особенности являются признаками[1] каждой отдельно взятой стадии уголовного судопроизводства.
Исходя из вышесказанного, признаки стадии уголовного процесса можно сформулировать следующим образом (схема 2):
- непосредственные задачи, выполняемые на конкретной стадии;
- перечень процессуальных действий, присущих только данной стадии;
- итоговый процессуальный акт, завершающий конкретную стадию.
53. В уголовном судопроизводстве принципы[1] занимают главенствующее положение, всегда являются первичными нормами, не выводимыми друг из друга и охватывающими остальные нормы, в которых конкретизируется содержание принципов и которые подчинены им. Система принципов уголовного процесса основана на Конституции РФ и являет собой стройную систему требований к уголовному судопроизводству, определяющую характер уголовного процесса.
В соответствии с законом уголовное судопроизводство предназначено защищать права и интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также личность от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод. Таким образом, исходя из сказанного, уголовный процесс начинает работать только тогда, когда в отношении конкретного лица, либо организации, совершено действие либо бездействие, отнесенное законодателем к разряду преступных. Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
Принципы уголовного процесса не являются застывшими догмами, они развиваются и изменяются в зависимости от уровня социально – экономического развития конкретного общества, в котором они действуют и являются основополагающими идеями, закрепленными в правовых нормах, в связи с чем распространяются на всю уголовно – процессуальную деятельность. Принципы уголовного судопроизводства, как уже говорилось выше, закреплены в Конституции РФ, поэтому УПК РФ не может противоречить основному закону. Вместе с тем, не все принципы уголовного судопроизводства закреплены в Конституции, например: непосредственность и устность(ст. 240 УПК РФ),гласность(ст. 241 УПК РФ),неизменность состава суда (ст. 242 УПК РФ) не нашли в ней своего закрепления, вместе с тем имеют принципиальное значение для уголовного процесса, определяющее руководящие правила производства по уголовному делу в суде.
Принципы уголовного процесса – это основополагающие, руководящие правовые нормы, определяющие характер уголовного процесса, содержание всех его институтов, и выражающие взгляды о построении процессуального порядка, обеспечивающего справедливое правосудие по уголовным делам, эффективную защиту личности, ее прав, свобод, а также интересов общества и государства от преступных посягательств.
Система принципов уголовного судопроизводства включает в себя:
1) законность при производстве по уголовному делу;
2) осуществление правосудия только судом;
3) уважение чести и достоинства личности;
4) неприкосновенность личности;
5) охрана прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве;
6) неприкосновенность жилища;
7) тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
8) презумпция невиновности;
9) состязательность сторон;
10)обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;
11)свобода оценки доказательств;
12)язык уголовного судопроизводства;
13)право обжалования процессуальных действий и решений.