Учреждение государственного совета
Сведения о тайном собрании наиболее видных сановников 25 марта 1801 г., несмотря на сугубо секретный характер их заседания, все-таки просочились за пределы Зимнего дворца и вскоре стали известны иностранным дипломатам. То обстоятельство, что внутриполитические коллизии могли привести к ослаблению роли России в делах Европы, обусловливало особый интерес дипломатического корпуса к этому сюжету и заставляло представителей иностранных дворов в Петербурге приложить все усилия, чтобы сообщить своим правительствам наиболее достоверные сведения. Более всех преуспел в этом прусский посланник Люзи, один из самых осведомленных дипломатов в Петербурге. Получив сведения о тайном совете, Люзи не позднее 1 апреля 1801 г. известил об этом короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III: «Проект конституции, имеющей иерархическое основание (Le projet d'une constitution fondee sur une
base hierarchique. — М. С.), который уже был предложен во время восшествия на престол императрицы Екатерины и о котором, как я слышал, заговорили сразу же после перемены царствования, в настоящий момент должен занимать Совет и особенно князя Зубова и графа Палена. Известия, которые я смог получить до сих пор, недостаточно ясны, чтобы говорить о нем со знанием дела, но Ваше величество легко поймет, что из этого произойдет уменьшение власти монарха. Меня уверяли, что в следующий понедельник монарх поедет в Сенат, чтобы объявить, что отныне он желает оставить за собой только право помилования. Я полагаю, государь, что не должен опустить одно замечание об организации Совета: ход обсуждения зависит главным образом от союза двух лиц, которых я только что назвал и которые, будучи людьми разных взглядов, могут иметь также противоположные мнения. Впрочем, только время покажет, обоснованно ли это замечание».18
Известия Люзи вызвали живейший интерес у Фридриха-Вильгельма. «Я fM°r только поражаться тем сведениям, которые Вы мне сообщили об истинных тенденциях только что образовавшегося Совета. Если действительно будет поставлен вопрос о совершенном изменении формы правления и введении олигархической конституции, этот проект, равно обширный и опасный, не сможет исполниться без жестокой борьбы, которая способна вызвать еще великие события и повлечь за собой непредвидимые следствия. Я Вам советую, — писал король, — употребить все свое внимание и все Ваше умение, чтобы быть хорошо осведомленным о совещаниях Совета и' принимать их в соображение, насколько это возможно. Ваши первые сведения, кажется, почерпнуты из надежных источников. Заявление, которое император должен сделать в Сенате, уже станет решительным шагом, и, как только эта первая брешь в его власти будет пробита, дело не остановится на этом. Я с нетерпением жду Ваших следующих депеш, чтобы увидеть, как будет развиваться этот новый кризис».19 Прусскому королю не пришлось долго ждать. Во вторник, 2 апреля, Люзи известил Фридриха-Вильгельма: «Император вчера не был в Сенате, как я отметил в своем последнем донесении. Мне неизвестно, чем это может быть вызвано, но, пока мы пребываем в ожидании, выясняется, что стоит вопрос о том, чтобы поручить Сенату уголовное судопроизводство, между тем как император хочет оставить за собой только право помилования». Сведения Люзи подтвердились в тот же день, когда он составил свое донесение: 2 апреля в общем собрании Сената в присутствии Александра были оглашены пять манифестов, и среди них — манифест, возвестивший о том, что дела упраздняемой Тайной экспедиции передаются Сенату (ПСЗ. I. 19813).
Очевидно, прусский дипломат располагал надежными источниками. Вероятно, из них он почерпнул и сведения о проекте конституции, о котором шла речь в его переписке с королем. Однако, несмотря на все старания прусского дипломата, ему так и не удалось узнать новые подробности об этом проекте. 5 апреля он известил об этом короля: «Я больше не слышу, чтоб.говорили о проекте новой
конституции, которая, возможно, была только желанием нескольких частных лиц».21 «Я получил Вашу депешу от 17 апреля, в которой Вы мне сообщили, — отозвался король, — что проект олигархического правления, кажется, оставлен или, точнее говоря, первое известие о нем было преувеличено. Может быть, это так, но указы, которые император только что объявил в полном собрании Сената, содержат в себе по крайней мере чувствительное уменьшение власти монарха и, следовательно, первый действительный шаг к конститу-
ции».
Восстановление жалованных грамот дворянству и городам, изъятие из непосредственной компетенции монарха дел, связанных с «оскорблением величества», — все это расценивалось в Берлине как уменьшение самодержавной власти Александра, а в любом, даже самом незначительном сокращении прерогатив российского самодержца королю Пруссии уже мерещилась конституция. Между тем, когда прусский посланник в Петербурге писал о проекте конституции, он имел в виду вовсе не манифесты 2 апреля с их^, воображаемой конституционной направленностью, а вполне реальный документ, в котором речь шла о преобразовании государственного устройства. В самом деле, среди материалов, рассмотренных на тайном совете накануне поездки Александра в Сенат, находился «Проект указа об учреждении нового Совета и „Наказ" оному» (АГС. 1,3). Однако 2 апреля в общем собрании Сената эти документы не упоминались. Это дало основание Люзи заключить, что проект был оставлен. Но в тот самый день, когда Люзи писал свою депешу, в которой он был вынужден признать, что ему не удалось получить достоверных сведений об этом щекотливом деле, царь утвердил своей подписью документ, названный прусским посланником «проектом конституции». Этим документом оказался «Наказ Совету».
Проект определил Совет как орган при императоре «для рассуждения и уважения дел государственных», составленный из лиц, облеченных доверием монарха и общества. Пределы власти Совета ограничивались законосовещательными функциями: Совет «не имеет никакого действия внешнего, не входит ни в какие распоряжения по части исполнительной», «никаких указов и повелений от себя и имени своего он не издает», «силы другой не имеет, кроме силы соображения». Но свои законосовещательные функции Совет осуществляет в самом широком объеме. В предмет рассуждений Совета входит «все, что принадлежит до государственных постановлений, временных или коренных и непреложных». Под коренными и непреложными государственными постановлениями «Наказ» подразумевал такие, «коих предметы суть постоянные и непременные», которые объемлют в себе все времена и узаконяются навеки, как, например, жалованные грамоты дворянству и городам, общие гражданские законы и т. д. «Временные государственные постановления, — разъясняет «Наказ», — суть те, кои определяют какое-либо обстоятельство государственное, по существу своему перемене подлежащее». К ним относятся постановления, регламентирующие торговые, таможенные, тарифные, строительные и прочие вопросы.
Дела в Совете рассматриваются либо по повелению монарха, либо по предложению одного из членов. Каждый член Совета может предложить «на уважение его всякого рода дело для постановления лучшего, для пресечения какого-либо зла или для отвращения злоупотребления». Однако такое предложение только тогда доводится до рассмотрения монарха, если оно одобрено большинством Совета, «не имеющие сего уважения остаются без действия». Таким образом, любое начинание какого-либо члена Совета может выступать перед верховной властью только в виде коллективной инициативы большинства этого законосовещательного органа. Когда дело одобрено большинством голосов, сочиняется протокол, в который вносятся мнения, высказанные при обсуждении. На основании протокола монарх принимает решение и издает указ. Какое же из этих мнений будет положено в основу указа, всецело зависит от усмотрения монарха. Высочайшие указы, изданные на основании протокола, предъявляются в Совет. В Совете составляются две книги, в одну из них вносятся все «коренные и непременные», а в другую — все «временные государственные постановления». Никакое постановление Совета не должно быть вписано в книгу без утверждения его монархом, но и всякое распоряжение монарха, «хотя бы оно и мимо Совета было сделано», должно быть вписано в книгу.
Наряду с повседневными занятиями на Совет возлагалась и особая задача, ему предоставлялось важное право, именно право, а отнюдь не обязанность — таков точный смысл «Наказа» — по своему усмотрению выработать проекты государственных реформ. «Когда Совет найдет нужным привести в ясность коренные постановления известной части государственного управления, не прерывая своих прочих упражнений, он может, — гласит «Наказ», — представить нам о составлении особенной для сего комиссии на известных правилах, и, когда учреждение оной утвердится, Совет будет рассматривать дела ее и вносить к нам в предписанном порядке. Сюда войдет комиссия о своде законов и прочие, какие впоследствии учредить признано будет нужным». Члены Совета должны потребовать от всех департаментов подробные сведения об их состоянии и представить проекты необходимых улучшений. Вся деятельность Совета, «сего избранного сословия», по терминологии «Наказа», должна сохраняться в глубокой тайне. «Сей „Наказ" имеет храниться в Совете и вне его силы и гласности иметь не должен», — таковы
OQ
заключительные слова проекта.
По словам Люзи, о проекте учреждения Совета «заговорили сразу же» после воцарения Александра,24 и теперь, две недели спустя, «Наказ» был рассмотрен участниками тайного совета, и, как подчеркнул дипломат, этот проект занимал особенно П. А. Зубова и П. А. Палена, самых влиятельных лиц того времени.
Участники совещания одобрили «Наказ» и проект указа об учреждении Совета (АГС. 1, 3). 26 марта Совет при высочайшем дворе, безгласное и бездействующее учреждение, доставшееся в наследство от Павла, был упразднен (ПСЗ. I. 19805), а 4 дня спустя последовал указ об образовании нового Совета: «Для рас-
М. М. Сафонов
смотрения дел и постановлений вместо временного при дворе нашем Совета признали мы за благо учредить при нас на особенных правилах Совет непременный, составив его из лиц, доверенностью нашей и общей почтенных...» (ПСЗ. I. 19806). Этими лицами оказались те 12 человек, которые на тайном заседании 25 марта рассмотрели и сам указ об учреждении Совета, и «Наказ» ему. Между тем уже после заседания 25 марта в проект «Наказа» внесли определенные изменения, расширявшие компетенцию Совета во внешнеполитических и военных делах. Во главе канцелярии был поставлен генерал-прокурор.25 Дополненный проект подготовили к подписи, но Александр не подписал его.26 Работа над «Наказом» продолжалась, в него внесли новые изменения. Канцелярия Совета из ведения генерал-прокурора теперь перешла в руки Д. П. Трощинского. Заключительная фраза «Наказа», запрещавшая предавать гласности его содержание, была снята.27 Наконец, 5 апреля Александр подписал «Наказ»,28 а 3 дня спустя он был прочтен в Совете «к сведению и достодолжному исполнению» (АГС. 1. 4).29
Учреждение Совета несколько видоизменило организацию самодержавной власти. Верховная власть по-прежнему оставалась всецело и нераздельно в руках монарха, но законодательная деятельность царя должна была теперь осуществляться при непосредственном участии законосовещательной коллегии наиболее видных сановников. Правда, монарх и теперь не обязан был рассматривать все дела в Совете, он мог, как и раньше, издавать законы, не спрашивая мнения этой коллегии. Но в то же время члены Совета получали право благодаря книгам следить за распоряжениями монарха и делать ему коллективные представления «для пресечения какого-либо зла или для отвращения злоупотребления». Вместе с тем советники со своей стороны могли теперь представить на утверждение монарха любой законопроект — для этого было достаточно лишь большинства голосов внутри Совета. Правда, последнее решение оставалось за монархом, но советники получили возможность оказывать определенное влияние на это решение. Степень этого влияния во многом могла зависеть от то'го, насколько царь в своих решениях будет руководствоваться мнением Совета, составленного из особ, облеченных доверием монарха и общества, и как часто станет пользоваться правом делать распоряжения «мимо» них. Таким образом, юридически власть императора оставалась неограниченной, но создавались определенные условия для контроля членов Совета за деятельностью самодержавной власти. Вместе с тем у монарха оставалась возможность, действуя по букве «Наказа», в полном объеме осуществлять свою абсолютную власть. Реальная же роль Совета в управлении страной должна была определиться в зависимости от того, как на практике сложатся взаимоотношения членов Совета и монарха.
С первых же дней своего существования Государственный совет приобрел такое значение, что его позиция в значительной степени предопределяла окончательное решение Александра в наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики.
Внешнеполитическое положение России в марте 1801 г. было
таково, что вопросы внешней политики поначалу заняли одно из важнейших мест в деятельности Государственного совета. Особенной напряженностью отличались русско-английские отношения. В момент образования Совета английский флот находился под Копенгагеном и непосредственно угрожал России. По приказанию Александра Совет 30 марта собрался на чрезвычайное заседание и принял решение отправить в Ревель Палена для того, чтобы вручить английскому адмиралу Паркеру декларацию с мирными предложениями (АВ. X. 252—254) и организовать оборону балтийского побережья на тот случай, если декларация не достигнет цели (АГС. 2. 1121 —1123). Пален отправился в Ревель, а 7 апреля в Петербург пришло известие о том, что английский флот предпринял бомбардировку Копенгагена. Тогда царь решил не вручать Паркеру декларацию. В этом смысле был подготовлен рескрипт Палену. Однако 8 апреля Совет единогласно высказался за вручение декларации (АГС. 2. 1123—1127) и Александр был вынужден переменить свое решение. На заседаниях 18, 27 апреля и 2 мая, когда английский флот появился на Балтике и угрожал Ревелю, советники продолжали рассматривать вопросы русско-английских отношений, при этом последующие внешнеполитические шаги Александра были сделаны в точном соответствии с решениями Совета (АГС. 2. 1124—1127). 29 апреля большинство советников высказалось против немедленного снятия эмбарго до того, как английский флот покинет пределы России. Но наиболее «выдающиеся», по аттестации Н. П. Панина, ч.лены Совета братья Зубовы, А. Р. Воронцов и П. В. Завадовский были против (АВ. XI. 143), царь же последовал за мнением большинства. Только после того как б мая английский флот покинул российские воды и Совет единогласно высказался за снятие эмбарго (АГС. 2. 1126—1128), последовал высочайший указ, почти дословно воспроизводивший рекомендации Совета (ПСЗ. I. 19857). Другой важнейшей внешнеполитической проблемой этого времени явился вопрос о присоединении Грузии. 18 января 1801 г. Павел I обнародовал манифест о вхождении Грузинского царства в состав России (ПСЗ. I. 19721). После воцарения Александра грузинские послы потребовали, чтобы присоединение было оформлено каким-либо договорным актом. 11 апреля 1801 г. Александр передал этот вопрос на рассмотрение Совета. Советники единодушно высказались за присоединение Грузии. При этом они настаивали на том, чтобы «приведены были в действие намерения. . . Екатерины II, кои имела она, начав в 1796 г. войну персидскую», и грузинский вопрос рассматривался бы в тесной связи с планами кампании 1796 г., вдохновителем которой был П. А. Зубов, а непосредственным исполнителем — В. А. Зубов (Б. III. 274—276). Совет находил нужным «рассмотреть все предположения того предприятия и, сообразуя с настоящим дел положением, составить из них новый план». В соответствии с этим советники наметили целый ряд конкретных мер (АГС. 2. 1188—1191). Однако Александр, решивший поначалу отказаться от активной внешней политики, считал такую постановку вопроса в корне неправильной. Четыре дня спустя генерал-прокурор А. А. Беклешев со-
6- 83
обшил членам Совета «о крайнем отвращении» царя принять Грузию в подданство России и поставил этот вопрос на обсуждение вторично. Однако Совет остался при своем мнении и предложил послать главнокомандующего кавказской линией Б. Ф. Кноринга в Грузию для сбора необходимых сведений (АГС. 2. 1191 — 1194). 19 апреля Александр подписал рескрипт Кнорингу, составленный на основе предложений Совета (Б. II. 474). Пока Кноринг собирал сведения, царь передал материалы по грузинским делам А. Р. Воронцову и В. П. Кочубею. В докладе 24 июля они категорически высказались против присоединения Грузии (АГС. 2. 1200—1207). Между тем через 4 дня Кноринг представил отчет по грузинским делам, в котором высказался за присоединение (Б. II. 476—484). Все эти бумаги были внесены в Совет, и его большинство 8 августа вновь подало голос за присоединение Грузии (АГС. 2. 1196—1199). После заседания В. А. Зубов представил Александру записку, в которой привел новые аргументы в пользу присоединения Грузии, и упрекнул царя в том, что тот не доверяет ему, как Екатерина II (Б. III. 367— 368). Царь ознакомил с запиской Новосильцева и Строганова. Они высказались против нее. Тем не менее 12 сентября, несмотря на нежелание Александра, был издан манифест о вхождении Грузии в состав России (ПСЗ. I. 20007), написанный рукой П. А. Зубова. 30 В тот же день царь утвердил «Постановление внутреннего в Грузии управления», составленное под руководством екатерининского фаворита. 3| Образование Государственного совета было воспринято в дворянских кругах как создание некоего олигархического органа. «О нем говорят, — писал Локателли, — что он очень походит на Совет покойной императрицы Елизаветы. Между тем стараются придать ему больше власти, чем вытекает из указа об его образовании. Учреждение этого Совета встретило довольно противников в самом сословии сенаторов, которые теперь будут играть совершенно подчиненную роль. Вслух говорят о том, что государственное устройство существенно изменено и что это ядро настоящей олигархии. Это вполне возможно, если твердость царствующего императора не положит предел честолюбию господ советников».32 «Постоянный Совет действительно изменил форму государственного устройства, — констатировал Локателли месяц спустя, — глава империи со времени учреждения Совета пользуется неустойчивым влиянием на дела».33 В том же смысле отозвался о Совете и французский публицист Ш. Массой, один из бывших учителей наследника. «Над ним, — писал Массой Талейрану, имея в виду российского самодержца, — сильно тяготеет влияние, даже господство глав Совета, взятых им большей частью из сферы деятелей последней революции» (РИО. LXX. 167). И действительно, главнейшая роль в Совете принадлежала П. А. Зубову и П. А. Палену, а после того как 30 марта Пален выехал в Ревель и пробыл там более месяца, влияние братьев Зубовых стало преобладающим. Господа Зубовы — «сильнейшая партия тогдашнего времени», — так Г. Р. Державин оценил положение зубовского семейства весной 1801 г. (Д. VI. 773).34 Вскоре состав Совета был несколько изменен. 17 апреля царь назначил в Совет
П. В. Завадовского, а 28 апреля — А. Р. Воронцова.35 «Пришли б.ы в отчаяние, если бы увидели вновь влияние Зубовых и их креатур, которые набросили тень на последние годы царствования Екатерины. Хотят, чтобы императорский Совет был бы составлен из особ честных. . . Вот что побудило императора увеличить свой Совет таким образом, чтобы обеспечить решающее преобладание достойным особам», — так прусский полковник Ле Кок, адъютант Фридриха-Вильгельма III, прокомментировал новые назначения. 36 Такую же оценку этому дал и Люзи: «. . .стараются увеличить число членов Совета, в которые недавно были приняты граф Завадовский и граф Воронцов. . . для того, чтобы уменьшить благодаря этому преобладающее влияние семейства Зубовых, которых боятся и вообще ненавидят. Все эти меры будут, однако, бесполезны, если не найдут также способа помешать влиянию фаворитов, и, кажется, не видят лучшего средства для этого, как увеличить власть Совета в ущерб власти монарха. Это, кажется, самое щекотливое дело может произойти легко благодаря личным свойствам нового монарха, в характере которого, очень чувствительном и прямом, между тем не видно энергии, способной успешно преодолевать препятствия, представляющиеся на каждом шагу* когда управляешь великой империей».37 Первое препятствие возникло, как только Александр предпринял попытку проводить в жизнь свою программу решения крестьянского вопроса. Но прежде на политической сцене вновь появились «молодые друзья».
1 См. подробно: Эйдельман //. Я. Грань веков: Политическая борьба в России. Конец XVIII —начало XIX столетия. М., 1982. С. 176—340.
2 Люзи — Фридриху-Вильгельму III, б. д. // Архив ЛОИИ СССР, ф. 113, № 90, л. 9; Стединг — Густаву-Адольфу IV, 14 (26) марта 1801 г.//Ш. II. 311.
3 Локателли — Траутмансдорфу, 15 (27) марта 1801 г.//Ш. II, 310—311.
4 См.: П. А. Князь Платон Александрович Зубов//PC. 1876. Т. XVII. С. 710.
5 Локателли — Траутмансдорфу, 15 (27) марта 1801 г. // РО ГПБ, ф. 859, к. 24, № 4, л. 2.
6 Локателли — Кобенцлю, 15 (27) марта 1801 г. // Там же, л. 58 об.
7 Локателли — Траутмансдорфу, 15 (27) марта 1801 г. // Там же, л. 57 об.
8 Государственный совет. 1801 — 1901. СПб., 1901. Между с. 38 и 39; ЦГИА СССР, ф. 1146, № 22, л. 3.
9 Только Н. А. Зубов 14 марта был назначен обер-шталмейстером (СВ. 1801. 26 марта).
"' Так озаглавлен перебеленный писарской рукой список Александра (Ц1 ИА СССР, ф. 1146, № 22, л. 4). В АГС (1, 3—5) он ошибочно датирован 23 марта и назван автографом царя.
"«Сего числа — записано в КФЖ 25 марта (1801. I. 338—339), —по высочайшему соизволению. . . был учрежденный при дворе Государственный тайный совет, в котором члены состояли из нижеследующих особ. . .», Далее перечислены лица, упомянутые в списке Александра (Предтеченский А. В. Очерки. С. 143).
12 ЦГИА СССР, ф. 516, оп. 28/1618, № 88, л. 190. — В КФЖ он ошибочно назван Павлом Крестьяновичем Безаном (1801. I. 339).
13 О дате этого заседания см.: Сафонов М. М. Из истории образования Непременного совета // Социально-политическая история СССР. М.; Л., 1974. Ч. 1. С. 152— 153.
14 Что же касается освобождения священников от телесного наказания, то, после того как 15 апреля участники Совета рассмотрели представленный Синодом доклад, Александр явился 22 мая в Синод (СВ. 1801. 28 мая) и велел прочитать указ по этому предмету (ПСЗ. I. 19885).
15 С. Р. Воронцов—Н. Н. Новосильцеву, 6 (18) мая 1801 г.//Архив ЛОИИ СССР, ф. 36, № 1255, л. 142.
16 Люзи — Фридриху-Вильгельму III, б. д. // Там же, к. 1 13, № 90, л. 9.
17 См. подробно: Эйдельман Н. Я. Грань веков. С. 192—195, 245—246, 286—292.
18 Люзи — Фридриху-Вильгельму III, не ранее 25 марта (6 апреля) и не позднее I (13) апреля 1801 г.//Архив ЛОИИ СССР, к. 113, № 90, л. 10.
Фридрих-Вильгельм III — Люзи, б. д.//Там же, л. 11.
20 Люзи — Фридриху-Вильгельму III, 2(14) апреля 1801 г.//Там же, л. 14.
21 Люзи — Фридриху-Вильгельму III, 5(17) апреля 1801 г.//Там же, л. 16.
22 Фридрих-Вильгельм III - Люзи, 22 апреля (4 мая) 1801 г. // Там же, л. 17.
23 ЦГИА СССР, ф. 1 148, оп. 1, № 1, л. 1—6 об. — Характеристику рукописи см. подробно: Сафонов М. М. Из истории образования Непременного совета. С. 156—157.
24 20 марта, 5 дней спустя, после того как в Москве получили известие о перевороте, Д. П. Бутурлин, передавая петербургские новости, писал: «Говорят о том, чтобы образовать Верховный совет» (АВ. XXXII. 297).
25 Процесс переработки проекта отражает рукопись «Наказа» (ЦГИА СССР, ф. 1260,011. 1,№373, л. 1 — 1 1), найденная в бумагах Д. П. Трощинского. См. подробно: Сафонов М. М. Из истории образования Непременного совета. С. 160—161.
26 ЦГАДА, ф. 1278, оп. I, № 9, л. 64—68 об.; Граф Строганов. С. 247—252.
27 О работе над третьей редакцией см.: Сафонов М. М. Из истории образования Непременного совета. С. 161.
28 ЦГИА СССР, ф. 1147, on. 1, № 199, л. 2—7; АГС. 1. XIX—XXIV.
29 В дореволюционной историографии это учреждение фигурировало под различными названиями. Наряду с Непременным (Богданович М. М. История царствования Александра I и России в его время. СПб., 1869. Т. 1. С. 47; Щеглов В. Г. Государственный совет в России, в особенности в царствование императора Александра I. Ярославль, 1892. Т. 1. С. 734) его именовали Государственным (Государственный совет. 1801 — 1901. С. 4—7), Постоянным (Владимиров-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Киев, 1907. С. 252; Корф М. А. Жизнь графа Сперанского. СПб., 1861. Т. 1. С. 91), Новым (Майков П. М. Государственный совет. 1801 — 1901. // Журнал Министерства народного просвещения. 1901. Июль. С. 208), «так называемым Непременным советом» (Латкин В. Н. Учебник истории русского права периода империи (XVIII—XIX ст.). СПб.. 1909. С. 338) и, наконец, просто Советом (Данев-ский П. Н. История образования Государственного совета. СПб., 1859. С. 47; Граф Строганов4. С. XIV). Иногда употреблялись одновременно несколько этих названий (Коркунов Н. М. Русское государственное право. СПб., 1893. Т. 2. С. 38; Градов-ский А. Начала русского государственного права. СПб., 1881. Т. II. С. 190). В советской литературе за этим учреждением прочно закрепилось название «Непременный совет» (Ерошкин Н. П. 1) История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. С. 143; 2) Крепостническое самодержавие и его политические институты. М1., 1981. С. 88; Казанцев С. М. Реформы высших и центральных государственных органов Российской империи в начале XIX века: Автореф. дис. . . . канд. юрид. наук. Л., 1981. С. 7; Предтеченский А. В. Очерки. С. 143—145). Только С. Б. Окунь именует это учреждение «так называемым Непременным советом» (Окунь С. Б. История СССР: (Лекции). Часть I. Конец XVIII — начало XIX века. Л., 1974. С. 131 —132). Между тем единственным из рассмотренных Советом документов, называющим его «непременным», является учредительный указ 30 марта 1801 г. Из текста указа явствует, что определение «непременный» не является именем собственным Совета. Оно употреблено для того, чтобы противопоставить незыблемость вновь учреждаемого Совета неустойчивому положению его предшественника. Хотя важнейший документ, определяющий компетенцию, структуру и делопроизводство этого учреждения, озаглавлен «Наказ Совету» и в нем встречается только название «Совет», а в ближайшем окружении Александра, как правило, употреблялось только это название (Граф Строганов. С. 115—117, 5, 33, 34, 38), тем не менее в документации Совета, и прежде всего в журналах его заседаний, обычно употреблялось название «Государственный совет» (ЦГИА СССР, ф. 1146, № 22, л. 5, 8—19 об. и др.). То же самое следует сказать и о таких документах, утвержденных царем, как «Форма присяги», «Штат .канцелярии» (АГС. 1. XXIII- XXVII). Запросы, с которыми это учреждение обратилось к различным ведомствам, были сделаны от имени «Государственного совета» (ЦГИА СССР, ф. 1146, № 235, л. 1—38). Указ Александра Сенату 9 апреля 1801 г. начинался словами: «Утвердив
штат канцелярии Государственного совета» (АГС. 1. XXVI-XXVI1). В манифесте о новом образовании Государственного совета 1 января 1810 г. о его предшествен- . нике говорилось: «При вступлении нашем на престол, наименовав его государственным. ..» (ПСЗ. I. 24064).
30 На печатном экземпляре манифеста, сохранившегося в бумагах академика П. Г. Буткова, в 1801 г. правителя канцелярии Б. Ф. Кноринга, Бутков пометил карандашом: «Этот'манифест писал князь Платон Александрович Зубов» (Б. III. 341—342).
31 На печатном тексте «Постановления», хранившемся в бутковской коллекции, есть карандашная пометка Буткова: «Это постановление писано мною под руководством князя П. А. Зубова, в его кабинете, в доме сестры его Жеребцовой. . .» (Ь. 111.
31°)
32 Локателли — Траутмансдорфу, 25 апреля (7 мая) 1801 г. // РО ГПБ, ф. 859, к. 24, № 4, л. 70 об.—71. — Любопытен отзыв П. Г. Дивова, впоследствии чиновника Министерства иностранных дел: «Учреждение Совета представляло собой нечто вроде парламента и было вызвано общей болезнью века — стремлением к конституции» (Divov P. G. Aperc.u sur le regne dc 1'Empereur Alexandre I // РО ИРЛИ, ф 265 on. 2, № 891, л. 2).
33 Локателли — Траутмансдорфу, 2 (14) июня 1801 г. // РО ГПБ, ф. 859, к. 24,
№ 4'3Ч;м6также: Записки Д. Б. Мертваго // РА. 1867. № 8-9. Стб. 122-123.
35 ЦГИА СССР, ф. 1161, оп. 1, № 1, л. 15, 16. ппым
36 Ле Кок - Фридриху-Вильгельму III, 19 апреля (1 мая) 1801 г. // Архив ЛОИИ
37Люзи — Фридриху-Вильгельму III, 26 апреля (8 мая) 1801 г. // Там же, л. 20.
Глава 3