Создание основ советского права. 9 страница

- мобилизовать финансовые ресурсы для нужд войны;

- приспособить торговлю, всю сферу обслуживания к потребностям военного времени.

Осуществление всех этих мероприятий серьезно осложнилось временным захватом противником Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики, части территории РСФСР и массовой эвакуации на восток большого числа промышленных предприятий, колхозного имущества, населения. Необходимо было перестроить государственный аппарат, провести строжайшую его централизацию. Прежде всего потребовалось создать высший орган стратегического руководства вооруженной борьбой советского народа, который объединил бы в одних руках управление и действиями Вооруженных Сил на фронте и военной экономикой в тылу. Такой опыт уже имел место в истории нашего государства: в годы гражданской войны был образован Совет Рабоче-Крестьянской Обороны под председательством В.И.Ленина и именно по его образцу был создан 30 июня 1941 года Государственный Комитет Обороны, объединивший в своих руках высшую государственную и военную власть.

Для непосредственного руководства Вооруженными Силами была образована Ставка Верховного главнокомандования во главе с Верховными главнокомандующим, что способствовало усилению взаимодействия различных видов Вооруженных Сил, преодолению недостаточной координации действий армии и флота. Координация действий ГКО и Ставки обеспечивалась тем, что они возглавлялись одним лицом: И.В.Сталин занимал посты Председателя ГКО и Верховного главнокомандующего.

Такая организация стратегического руководства ведением войны показала свою эффективность и сохранялась на всем протяжении войны. Но она сложилась не сразу. Ее формирование завершилось 8 августа 1941 года с учреждением должности Верховного главнокомандующего, т.е. спустя полтора месяца после начала войны. А первоначально, 23 июня 1941 года, Ставка была создана под председательством наркома обороны маршала Советского Союза С.К.Тимошенко.

Вспоминая о том, как создавалась Ставка, маршал Советского Союза Г.К.Жуков подчеркивал, что следовало бы принять проект, подготовленный Генеральным штабом, в котором предусматривалось назначение главнокомандующим И.В.Сталина. «Ведь при существующем порядке, - пишет Г.К.Жуков, - так или иначе без И.В. Сталина нарком С.К.Тимошенко самостоятельно не мог принимать принципиальных решений. Получалось два главнокомандующих: нарком С.К.Тимошенко – юридический, в соответствии с постановлением, и И.В.Сталин – фактический. Это осложняло работу по управлению войсками и неизбежно приводило к излишней трате времени на выработку решений и отдачу распоряжений». Оценивая уже после войны процедуру образования высших органов стратегического руководства ведением войны, Н.Г.Кузнецов, бывший в годы войны наркомом военно-морского флота и членом Ставки, подчеркивал, что если бы Ставка была создана еще до начала военных действий, «то первые боевые действия, думается, сложились бы более благоприятно для наших Вооруженных Сил».

Несмотря на то, что ГКО и Ставка возглавлялись одним лицом, их функции существенно различались. ГКО являлся высшей инстанцией, осуществлявшей общее руководство вооруженной борьбой Советского государства, а Ставка – исполнительным военным органом, руководствовавшимся указаниями ГКО. Главным направлением в деятельности ГКО была работа по развертыванию Вооруженных Сил, подготовке резервов, их обеспечению вооружением, снаряжением, продовольствием. ГКО руководил также мобилизацией экономики, организацией военного хозяйства, принимал меры к увеличению производства танков, самолетов, боеприпасов, металла, топлива, продовольствия и т.д. Наконец, ГКО непосредственно руководил обороной Москвы и Ленинграда.

ГКО работал в тесном контакте с ЦК ВКП (б) и СНК СССР. Единство их деятельности обеспечивалось совмещением постов. Члены ГКО являлись членами Политбюро ЦК ВКП(б) и занимали должности заместителей Председателя СНК СССР и секретарей ЦК ВКП (б), а Председатель ГКО – И.В.Сталин был одновременно Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) и Председателем СНК СССР. Члены ГКО персонально отвечали за различные области работы. Им помогали члены ЦК ВКП (б) и правительства.

ГКО не имел своего особого аппарата, а использовал аппараты ЦК ВКП (б), Совнаркома и наркоматов, в особенности Наркомата обороны. Для изучения и решения некоторых наиболее сложных проблем ГКО создал специальные комитеты, советы и комиссии, которые готовили проекты постановлений, но нередко и непосредственно решали конкретные вопросы. Так, 24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации, председателем которого был назначен Н.М.Шверник, а его заместителями – А.Н. Косыгин и М.Г.Первухин. 25 октября 1941 г. ГКО создал (под председательством А.И.Микояна) специальный Комитет по эвакуации из прифронтовой полосы запасов продовольствия и промышленных товаров, а также оборудования текстильных, обувных, швейных, табачных фабрик и мыловаренных заводов. Одновременно был утвержден план эвакуации хлебных грузов из районов, которым угрожала оккупация. Во второй половине 1941 года создалось напряженное положение на железных дорогах. Встретились два мощных потока грузов: один – на восток, в тыл, с эвакуированным имуществом и населением, а другой – на запад, на фронт с войсками, вооружением и снаряжением для действующей армии. Для наведения порядка в движении поездов Государственный Комитет Обороны 25 декабря 1941 г. образовал Комитет по разгрузке транзитных и других застрявших на железных дорогах грузов под председательством А.И.Микояна. В него вошли также заместители Председателя СНК СССР А.Н.Косыгин и Н.А.Вознесенский, начальник тыла Советской Армии генерал армии А.В.Хрулев. Несколько позже, в феврале 1942 г. при ГКО был образован Транспортный комитет, в который вошли: И.В.Сталин (председатель), А.А.Андреев, А.И.Микоян, И.В.Ковалев, А.В.Хрулев, З.А.Шашков и др.

Для проведения в жизнь решений ГКО на местах назначались специальные уполномоченные ГКО. В большинстве случаев ими были секретари ЦК ВКП (б) и ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии, наркомы и их заместители. Для решения на месте вопросов, связанных с размещением эвакуированных предприятий, на Урал был командирован уполномоченный ГКО – заместитель Председателя СНК СССР В.А.Малышев. В конце августа 1941 г. комиссия ЦК партии и ГКО была направлена в Ленинград для рассмотрения и решения «всех вопросов обороны Ленинграда и эвакуации предприятий и населения».

Наделение Государственного Комитета Обороны самыми широкими полномочиями, упрощенный порядок его работы позволили быстро и оперативно принимать решения, эффективно руководить страной в самых тяжелых условиях войны. «На заседаниях ГКО, которые проходили в любое время суток..., - писал Г.К.Жуков, - обсуждались и решались важнейшие вопросы. Планы военных действий рассматривались Политбюро Центрального Комитета партии и Государственным Комитетом Обороны. На заседания приглашались народные комиссары, которым предстояло принять участие в обеспечении операции. Это позволяло, когда появлялась возможность, сосредоточить огромные материальные силы на важнейших направлениях, проводить единую линию в области стратегического руководства и, подкрепляя ее организованным тылом, увязывать боевую деятельность войск с усилиями всей страны».

За годы войны ГКО издал свыше 10 тыс. постановлений. Эти постановления «строго и энергично исполнялись, вокруг них закипала работа, обеспечившая проведение в жизнь единой партийной линии в руководстве страной в то трудное и тяжелое время».

Наряду с ГКО как чрезвычайным органом высшего руководства вооруженной борьбой в годы войны действовали и постоянные конституционные высшие органы государственной власти и управления. Верховный Совет СССР, его Президиум, Совет Народных Комиссаров СССР продолжали работать каждый в сфере своей компетенции. Условия войны не давали возможности проводить сессии Верховного Совета СССР 2 раза в год, как это предусматривала Конституция СССР. Тем не менее в годы войны состоялись 3 сессии Верховного Совета СССР. В июне 1942 г. Верховный Совет обсудил и ратифицировал подписанный в мае того же года англо-советский Договор о союзе в войне против гитлеровской Германии и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны. В феврале 1944 г. и в апреле 1945 г. были проведены сессии Верховного Совета СССР первого созыва. Осуществляя свои конституционные функции, Президиум Верховного Совета СССР проводил большую работу: - издал указ о военном положении:

- указы о мобилизации военнообязанных соответствующих возрастов;

- об учреждении новых орденов и медалей;

- по вопросам экономики и культурно-воспитательной работы;

- о дополнении уголовного, гражданского, семейного, процессуального законодательства;

- о реорганизации ведомств;

- назначении и освобождении от должности наркомов и их заместителей;

- о присвоении высших воинских званий и т.д.

Военные условия потребовали внести определенные коррективы и в деятельность СНК СССР, который и во время войны являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР. Совнарком руководил наркоматами, в том числе ведавшими производством невоенной продукции, решал вопросы гражданского и жилищного строительства, сельского хозяйства, социально-культурного строительства и т.д. Он ведал сношениями с иностранными государствами, внешней и внутренней торговлей, направлял и координировал деятельность органов государственного управления союзных республик и местных Советов в тыловых районах страны, обеспечивал общественный порядок и охрану прав граждан. СНК разрешал многие вопросы руководства народным хозяйствам в целом, производства вооружения, снаряжения, снабжения армии и т.д., хотя этими же вопросами занимался и ГКО. Полномочия ГКО и СНК детально не были разграничены. Анализ практической работы этих органов и их постановлений позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев ГКО принимал наиболее важные, принципиальные решения, а СНК затем разрабатывал постановления, обеспечивавшие выполнение решений ГКО.

Организация работы СНК СССР приспосабливалась к военной обстановке с таким расчетом, чтобы обеспечить непрерывное и эффективное управление страной. Осенью 1941 г., когда создалась непосредственная угроза столице, было принято решение об эвакуации ряда правительственных учреждений в Куйбышев. Туда переведены были аппараты СНК СССР, ЦК ВКП (б) и большинство наркоматов, а также дипломатический корпус. В Москве остались ГКО, часть аппарата СНК СССР и ЦК ВКП (б) и оперативные группы важнейших наркоматов, непосредственно связанные с ГКО, во главе с наркомами или их первыми заместителями.

Для обеспечения руководства аппаратом СНК и наркоматами, переведенными в Куйбышев, 25 октября 1941 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) поручили заместителю Председателя СНК Н.А.Вознесенскому «представлять в г.Куйбышеве Совет Народных Комиссаров СССР, руководить работой эвакуированных на Восток наркоматов и прежде всего наркоматов : Авиапром, Танкопром, Вооружения, Черной металлургии, Боеприпасов и добиться того, чтобы в кратчайший срок были пущены в ход заводы, эвакуированные на Волгу, Урал и Сибирь», этим же постановлением Н.А.Вознесенский обязывался представлять каждые 5-6 дней сводки в Москву о работе СНК СССР в Куйбышеве и ходе восстановления предприятий оборонной промышленности. Одновременно Политбюро уполномочило находившегося в Куйбышеве с частью аппарата ЦК секретаря ЦК ВКП (б) А.А.Андреева давать от имени ЦК партии указания и распоряжения обкомам партии Поволжья, Сибири, Урала и ЦК компартий республик Средней Азии по вопросам организации промышленности в связи с эвакуацией предприятий в этой области, а также по вопросам сельскохозяйственных заготовок.

В целях большей оперативности и быстроты в разрешении неотложных вопросов помощи фронту, повышения инициативы в поисках внутренних резервов были расширены права наркомов. В соответствии с постановлением СНК СССР «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени» от 1 июля 1941 г. они могли распределять и перераспределять материальные ресурсы между предприятиями и стройками, подведомственными своим наркоматам. Наркоматы получили также право переводить специалистов, рабочих и служащих с одного предприятия на другое.

Согласованность в деятельности военных и гражданских органов достигалась путем объединения под одним руководством военных органов ряда гражданских наркоматов и ведомств. В феврале 1942 г. начальник тыла Советской Армии одновременно стал наркомом путей сообщения, начальник главного военно-санитарного управления - наркомом здравоохранения СССР, начальник управления по снабжению армии горюче-смазочными материалами руководил одновременно и Главнефтеснабом при СНК СССР и т.д. Во многих наркоматах были созданы специальные главные управления по обслуживанию военных нужд.

В частности, такие военнизированные главные управления были созданы в союзных наркоматах СССР связи, путей сообщения, строительства, торговли, здравоохранения и т.д., а также в некоторых республиканских наркоматах. Например, в наркоматах социального обеспечения республик были учреждены отделы по обслуживанию инвалидов Великой Отечественной войны, семей военнослужащих и погибших на фронтах.

Военные нужды потребовали образования ряда новых наркоматов. Вскоре после начала войны был создан Наркомат танковой промышленности, Наркомат общего машиностроения преобразован в Наркомат минометного вооружения. Создан был также ряд комитетов, главных управлений, бюро и других ведомств при СНК СССР (Комитет по учету и распределению рабочей силы, Управлению по эвакуации, Совинформбюро, Центральное управление по делам репатриации и т.д.). Несколько особое положение занимала созданная в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР 2 ноября 1942 г. Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников.

Условия войны потребовали существенной перестройки и местного государственного аппарата, пересмотра системы, внутренней структуры, прав и обязанностей многих его звеньев, форм и методов их деятельности. В наибольшей степени это относилось к местным Советам районов, близких к фронту и объявленных на военном положении, все функции власти по вопросам обороны, обеспечения порядка и государственной безопасности были переданы военным властям (военным советникам фронтов, армий, военных округов, а где их не было – высшему командованию войсковых соединений). В городах, расположенных в непосредственной близости к фронту (в первую очередь в осажденных врагом), создавались чрезвычайные органы – городские комитеты обороны. Впервые они стали создаваться в Киеве, Таллине и ряде других городов еще в июле-августе 1941 г. по инициативе местных работников и военного командования. Первоначально они назывались по-разному (штаб обороны города, комиссия по обороне, по оборонительным работам и т.д.), на анализ их состава и функций показывает, что именно летом и осенью 1941 г. вырабатывался тот тип городских комитетов обороны, который впоследствии был обобщен и закреплен в постановлениях ГКО.

22 и 23 октября 1941 г. ГКО постановил образовать комитеты обороны в городах Подмосковья – Серпухове, Орехово-Зуеве, Коломне, Ногинске, Подольске и Загорске. Тогда же были созданы городские комитеты обороны в Сталинграде, Астрахани и Камышине; несколько позже – в Туле, Ростове-на-Дону, Мурманске, Севастополе и т.д. В общей сложности комитеты обороны имелись более чем в 60 городах. По постановлениям ГКО городские комитеты обороны создавались в интересах сосредоточения у них всей гражданской и военной власти, установления строжайшего порядка в городах и прилегающих районах в составе первого секретаря обкома или горкома партии, председателей облисполкома и горисполкома, военного коменданта города и начальника управления НКВД. В некоторых случаях в их состав вводились также командующие войсками.

Комитеты обороны городов имели право объявлять осадное положение, переселять жителей, вводить комендантский час, давать промышленным предприятиям военные задания. Они ведали строительством оборонительных рубежей, формировали части народного ополчения и истребительные батальоны, а иногда даже руководили их боевыми действиями (например, в Сталинграде). Городские комитеты обороны Сталинграда и Севастополя, когда начались уличные бои в городе, руководили постройкой баррикад. И после окончания боевых действий в районе города они продолжали существовать. Это объяснялось тем, что в условиях неслыханных разрушений и бедствий очистка территории городов от мин, неразорвавшихся бомб, снарядов, восстановление жилого фонда, коммунального хозяйства, промышленности наиболее эффективно могли осуществить именно чрезвычайные органы. Многие городские комитеты обороны существовали почти до конца войны.

С началом войны изменились направление деятельности и организация местных Советов как в прифронтовой полосе, так и в тыловых районах. Особенно большую роль они сыграли в развертывании военного производства. Если до войны в общем объеме продукции удельный вес оборонной продукции был невелик (например, по Ленинграду он составлял лишь 6,2%), то во время войны военную продукцию производила большая часть предприятий, подчиненных местным Советам. Велика роль местных Советов в организации эвакуации промышленности, а также размещении и скорейшем вводе в строй промышленных предприятий на новых местах. Для руководства этой работой в областях, куда перебазировалось большое число эвакуированных предприятий, при облисполкомах создавались специальные отделы, ведавшие выполнением военных заказов и монтажом эвакуированного оборудования.

На местные Советы легла трудная работа по эвакуации населения, его размещению и устройству в восточных районах страны. При исполкомах областных, городских и районных Советов были созданы специальные эвакуационные отделы. На заседаниях исполкомов систематически рассматривались вопросы о размещении, питании, трудоустройстве и медицинском обслуживании эвакуированных. Многие местные Советы уменьшили жилищно-санитарные нормы, доведя их до 3-5 кв.м. на человека, и перераспределяли жилую площадь с целью обеспечения ею эвакуируемых..

Остро нуждавшиеся получали пособия, как денежные, так и в виде одежды, обуви, продовольствия и т.д. Новым направлением в работе местных Советов, вызванным военными условиями, явилось обеспечение и бытовое устройство семей фронтовиков, инвалидов Великой Отечественной войны и семей лиц, погибших на фронте.

В 1942 г. СНК СССР принял ряд постановлений о развитии производства товаров широкого потребления из местного сырья, в которых намечались меры по развертыванию производства и улучшению руководства местной промышленностью со стороны Советов. В исполкомах были введены должности заместителей председателя по местной и кооперативной промышленности. В результате усилий местных Советов было создано много новых предприятий. Местные Советы изыскивали различные способы для расширения производства. Одним из них была организация сельских промкомбинатов, работавших полностью на местных ресурсах. Первые такие промкомбинаты были созданы некоторыми сельсоветами Новосибирской области в 1943 г. Этот почин подхватили местные Советы других областей. Советы держали под контролем проведение сельскохозяйственных работ, помогали совхозам, колхозам, МТС. Уже в первый период войны на фронт ушло не менее 60-70% председателей колхозов и бригадиров. Местные Советы совместно с политотделами МТС организовали подготовку новых кадров руководящих работников и механизаторов, широко привлекая к этому женщин. Вопросами сельскохозяйственного производства занимались и городские Советы. 7 апреля 1942г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление «О выделении земель для подсобных хозяйств и под огороды рабочих и служащих». При исполкомах городских и районных Советов были созданы отделы, ведавшие индивидуальным огородничеством и организацией подсобных хозяйств. Ввиду нехватки рабочих рук местные Советы проводили в централизованном порядке перераспределение ресурсов рабочей силы между районами и колхозами.

Все это требовало расширения прав местных Советов и их исполнительно-распорядительных органов. Постановлением СНК СССР от 23 июля 1941г. Совнаркомам республик и край (обл)исполкомам было разрешено переводить рабочих и служащих на другую работу. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 г. о порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей также были значительно расширены права местных Советов. СНК СССР разрешил местным Советам в прифронтовой полосе организовывать уборку безнадзорных посевов, мобилизовать для этого рабочих, служащих членов их семей.

Большое место в деятельности местных Советов, особенно в районах, близких к фронту, занимало строительство оборонительных сооружений, железных и шоссейных дорог, необходимых для военных нужд и т.д. Московский городской Совет, например, осенью 1941 г. мобилизовал свыше 100 тыс.человек для строительства укреплений вокруг Москвы. Для проведения этих работ было создано специальное управление.

Объем деятельности местных Советов в условиях войны значительно увеличился, задачи их усложнились, а депутатский состав резко уменьшился. К декабрю 1942 г. в тыловых районах оставалось не более 44% депутатов сельских Советов, а в прифронтовых и освобожденных от врага районах (особенно на Украине, в Белоруссии), в сельсоветах по 1-2 депутата. В городских Советах к началу 1944 г. в тылу насчитывалось лишь 55 % депутатов, а в освобожденных районах – от 10% до 30%. В районных Советах в 1944 г. в тылу было 58%, а в краевых и областных – до 60-70% депутатов. В прифронтовых и освобожденных районах этот процент был еще ниже.

Необходимость особой оперативности в руководстве в военное время, а также трудности в созыве сессий местных Советов потребовали серьезного расширения прав их исполкомов. Ряд вопросов, которые в мирное время рассматривались на сессиях, теперь решали исполкомы. Для соблюдения в работе принципа коллегиальности широко практиковалось проведение вместо сессий расширенных заседаний исполкомов с активом. Учитывая уменьшение депутатского состава и трудности в созыве сессий Советов, некоторые работники местных исполкомов высказывали мнение, что во время войны вообще не нужно созывать сессии и что их вполне могут заменить расширенные заседания исполкомов с активом. Такая точка зрения вела к необоснованному сужению советской демократии. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.Ф.Горкин в феврале 1942 г., отмечая тенденцию к подмене сессий совещаниями актива, говорил, что «совещание исполкома с активом не может заменить сессию Совета».

Начиная с 1942-1943 гг. на местах более или менее регулярно стали созываться сессии Советов. Для кворума требовалось две трети депутатов, имевшихся к моменту созыва сессии. Депутаты, находившиеся на фронте или занятые специальными заданиями, исключались при таком исчислении кворума. Для сельских Советов установилось правило, что на сессии должно быть не менее 3-5 депутатов. Сокращение числа депутатов, нерегулярность сессий, неблагоприятно отражались на работе представительных органов. Однако Советы применяли иные формы привлечения трудящихся к государственному управлению. Широко стали практиковаться выездные сессии Советов на предприятиях и в колхозах, приглашение актива на сессии и предоставление приглашенным права совещательного голоса, общие собрания граждан, сельские сходы и т.д. В местностях, где созыв сессий Советов был невозможен из-за отсутствия депутатов, исполкомы практиковали собрания граждан.

Сложным был во время войны также вопрос о формировании Советов и их исполкомов. Организовать выборы местных Советов было невозможно. Полномочия депутатов Указом Президиума Верховного Совета СССР были продлены до конца войны. Те исполкомы, где было достаточное число депутатов, формировались на сессиях Советов, как предусматривалось Конституцией. Но там, где не было кворума или же вообще не осталось депутатов, применялись иные способы. В ряде местностей председатели сельсоветов, исполкомов горсоветов и т.д. назначались вышестоящими исполкомами, вступали в освобожденный город или район вместе с войсками и сразу приступали к восстановлению местного аппарата Советской власти, установлению советского правопорядка. Затем председатели подбирали из партизан и граждан, проявивших себя в борьбе с фашизмом, работников исполкомов. Этот состав исполкома представлялся на утверждение вышестоящему исполкому. В других случаях (особенно в Белоруссии) сельское население избирало уполномоченных-выборщиков, а те выбирали председателя сельсовета, который утверждался райисполкомом. В тех местах, где Советская власть была восстановлена партизанами, ими же формировались и исполкомы.

Таким образом, советский государственный аппарат с честью выполнил свои задачи, сумел сконцентрировать материальные и людские ресурсы наиболее важных для вооруженной борьбы направлениях.

ПРАВО В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ.

В период Великой Отечественной войны советское право обеспечивало выполнение задач и функций государства, и прежде всего организацию армии и тыла для победы над фашистскими захватчиками. Не меняя основных принципов и институтов права, военная обстановка в тоже время вынудила внести в него ряд существенных поправок в интересах успешного решения оборонных проблем и задач, связанных с ликвидацией последствий тяжелейшей войны.

22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении». 29 июня 1941 г. вышла Директива СНК и ЦК ВКП(б), в которой были даны четкие приказы-лозунги для армии (бороться до последней капли крови), для тыла (все для фронта, все для победы), и для оккупирования территории (создание подполья, и в дальнейшем партизанского движения).

Важным фактором для первых дней войны было выполнение приказов о мобилизации (23 июня и 10 августа), на основании которых призывались в армию мужчины с 1890 по 1922 год рождения, т.е. 32 возраста.

Гражданское право.

Формы и методы гражданско-правового регулирования как в сфере хозяйства, так и в отношениях между гражданами, сложившиеся до войны, оказались в основе своей достаточно устойчивыми, и в годы войны серьезной реорганизации их не потребовалось, хотя определенные изменения война, естественно, вызвала.

В хозяйственной жизни действовали принципы плановости, хозяйственный расчет, договорные отношения. В планах производства и распределения военных лет, естественно, решающая роль отводилась расширению военного производства. В начале войны составлялись лишь краткосрочные планы – квартальные и месячные.

В годы войны были расширены права наркоматов и предприятий. Наркоматам предоставлялось право самостоятельно распределять и перераспределять материальные ресурсы: излишки материалов и оборудования. Так же были расширены права руководителей предприятий и строек, в частности, они получили права для выполнения планов и заказов по договорам предоставлять другим организациям свои материалы.

В годы войны применение договоров суживалось, шире стали применяться административные акты. Например, поставка таких важных видов продукции как металл, уголь, нефть оформлялось не договорами, а плановыми заданиями и административными актами. Был упрощен порядок подрядного капитального строительства, сокращен объем проектных документов.

Условия войны, эвакуация государственного имущества и советских граждан, уход в армию миллионов мужчин, возвращение на освобожденные от врага территории создавали сложные отношения по поводу имущества. Собственники и владельцы его часто менялись.

Так ГКО издал постановление о сдаче трофейного имущества, согласно которому все граждане освобожденных территорий должны были в 24 часа сдавать военным и другим органам власти все брошенное и подобранное, а также присвоенное во время оккупации имущество советских организаций и граждан.

В апреле 1943г. было издано Положение о порядке учета и использования различного рода имущества, в том числе и трофейного, собственника или владельца которого установить было невозможно. Такое имущество переходило в собственность государства.

При исполнении различных обязательств, в том числе хранения имущества граждан, действовало правило, что условия войны не освобождают от исполнения обязательств. Значительные изменения произошли в праве наследования. Если по ранее действующему законодательству наследниками по закону являлись дети (усыновленные), супруг, нетрудоспособные иждевенцы (родители и др.), то Указом Президиума Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. эти наследники отнесены к 1 группе и введены еще вторая и третья группы, призывающиеся к наследованию в порядке очередности при отсутствии первой группы. Ко второй группе относились: трудоспособные родители, к третьей – братья и сестры. Каждый мог завещать имущество одному или нескольким законным наследникам (при отсутствии их – любому лицу) и государственным и общественным органам. Но лишить несовершеннолетних детей и нетрудоспособных иждивенцев причитающейся им доли завещатель не имел права.

Наши рекомендации