Трансграничное сотрудничество и еврорегионы
Участие в еврорегионах позволяет оперативно решать приграничные проблемы на местном уровне, создавать гибкие хозяйственные структуры с привлечением внешних инвестиций для строительства и расширения инфраструктуры, налаживать приграничную торговлю, туризм, расширять сотрудничество в культурной, социальной, природоохранной и других областях.
Трансграничному сотрудничеству в рамках еврорегионов в Европе придается большое значение. В Западной Европе действует несколько десятков еврорегионов. В основе их функционирования лежат принципы самоуправления, трансграничной кооперации, равных полномочий сторон, соблюдения внутреннего законодательства. В странах ЕС еврорегионы существуют в условиях отсутствия барьерных функций внутренних границ, поступления значительных средств из бюджетов относительно богатых государств и структурных фондов ЕС. Накоплен опыт регионального сотрудничества между тремя новыми землями ФРГ, Баварией с регионами Польши, Чехии.
В странах ЦВЕ еврорегионы создаются с начала 90-х гг. Еврорегионы, трансграничное сотрудничество служат важными звеньями развития сотрудничества как внутри ЕС, так и между ЕС и его новыми соседями, в том числе Беларусью.
Трансграничное сотрудничество между новыми членами ЕС и их восточными соседями имеет следующие формы и уровни:
- непосредственное сотрудничество местных властей;
- поддержание связей между органами центральной власти;
- деятельность общественных организаций;
- экономическое сотрудничество.
Еврорегионы становятся довольно распространенной формой сотрудничества на восточной границе ЕС, представляя собой основу трансграничного взаимодействия областных и районных властей с неправительственными организациями. Они не имеют административного характера, а их деятельность основывается на координации работы субъектов данного еврорегиона, которые действуют согласно законодательству данного государства.
Деятельность еврорегионов финансируется из трех источников: местные власти, центральные власти и зарубежные средства (государства Западной Европы, фонды ЕС и др.).
В ЦВЕ еврорегионы сначала создавались по инициативе центральных административных структур государств. Теперь начинают преобладать общественные инициативы; в этом направлении продвигается реформа функционирования еврорегионов, и появляются новые еврорегионы, например «Беловежская пуща».
Среди направлений трансграничного сотрудничества можно выделить:
- развитие инфраструктуры и коммуникаций,
- экономическое развитие,
- обменноу-хауи технологиями,
-образовательные программы,
- экология,
- взаимодействие в сфере культуры,
- здравоохранение,
- развитие деловых контактов,
- согласованное пространственное планирование,
- получение и дальнейшее использование финансовой помощи,
- популяризация сотрудничества между органами самоуправления,
- сотрудничество в области ликвидации последствий стихийных бедствий.
Еврорегионы способствуют диалогу культур, их взаимообогащению, сохранению культурного многообразия. В их рамках реализуются программы культурных обменов, проводятся фестивали национальных культур, фольклорные праздники, выставки.
3) Сформировалось ли представление о региональных интересах в Центральной Азий?
Мир еще точно не определился, что такое Центральная Азия. Состоит ли она из пяти стран, которые по инициативе Назарбаева назвали себя так, или же это более широкий регион, в который входит и часть Синьцзяна, и часть России, и Монголия, и Афганистан, и даже Иран, то есть то, что сейчас называется Большая Центральная Азия. Речь не о том, что Центральная Азия может потерять свои привычные границы, а о том, что идет восстановление того единства, которое существовало ранее. За последние 100 лет мы прошли определенные этапы развития, учитывая и нахождение в составе СССР и вне его. Но тем не менее есть общая история, ментальность, корни. Во время работы над докладом мы также обсуждали идеи интеграции. По моему личному убеждению, интеграция – не преобладающая тенденция в Центральной Азии. Основной тенденцией в постсоветской Центральной Азии является развитие государственности, этнической идентификации, развитие внутренней экономики, потому что перед нами много примеров того, как не решаются проблемы, которые носят насущный характер для всех государств в регионе, например водная проблема. Нельзя не сказать и о внутренних отношениях государств Центральной Азии. По мнению некоторых экспертов, идея "регионального лидерства" для ЦА – устаревшая концепция. Но даже если борьба за лидерство существует, именно соперничество и конкуренция, в случае если они примут системный характер, могут стать основой для структурирования региона. Также в отношениях между отдельными странами региона существуют зоны потенциальных конфликтов. Наибольшую напряженность создает Рогунская ГЭС, строительство которой воспринимается руководством Узбекистана как покушение на национальную безопасность страны. Таджикистан занимает непримиримую позицию и намерен любыми способами достроить ГЭС, что является для него в свою очередь одним из национальных экономических приоритетов. Продолжающиеся споры вокруг этого вопроса красноречиво свидетельствуют о недоговороспособности элит двух республик. Эксперты отмечают, что Узбекистан будет вынужден пойти на крайние меры, если строительство ГЭС все же завершится (или когда станет очевидной возможность завершения строительства). Т.е. сложилась крайне напряженная ситуация между двумя соседними государствами региона. При этом эксперты говорят о двоякой позиции, которой придерживаются в этом спорном вопросе российские власти, которые в Душанбе говорят о важности проекта для экономики Таджикистана, а следом, в Ташкенте, выступают против строительства ГЭС.
Особым пунктом в анализе ситуации Центральной Азии является региональная безопасность.
– Афганская угроза актуализируется в связи с возможностью вывода коалиционных войск к 2014 году, – говорит первый заместитель директора КИСИ Санат Кушкумбаев. – Есть мнение, что южные границы Центральной Азии превратятся в постоянный источник угроз безопасности для стран региона. Однако считаю, что уход США не обязательно приведет к негативному развитию ситуации в Афганистане и регионе в целом.
В целом же, по мнению экспертов, ситуация в Центральной Азии, скорее всего, не отразится негативно на Казахстане, несмотря на то что проблемы будут нарастать.
– Думаю, что внутренние проблемы будут нарастать, – продолжает Илеуова. – Безусловно, это негативный фактор, но у меня складывается ощущение, что с течением времени действия государственных органов будут более эффективными в решении данных проблем. Ситуация будет в динамике, по результатам мы будем наблюдать усложнение и вместе с тем более эффективную работу государственного аппарата. Также будет активно развиваться гражданская часть.
Билет 17