Фокус-группы в политических кампаниях
Джозеф А. Глик
Фокус-группа — это дискуссия между 6—12 участниками и модератором, длящаяся примерно два часа и сосредоточенная вокруг какой-то темы, представляющей интерес для заказчиков. В ходе избирательных кампаний фокус-группы используются для формулирования стратегии, проверки ее отдельных ходов перед коммуникацией с общественностью, а также для обратной связи и тонкой настройки медиа-посланий, призванных максимизировать эффективность стратегического планирования. Участники фокус-группы отбираются на основе базовых критериев, связанных с основными целями кампании или ее потенциальными целями. Например, если в рамках кампании необходимо разработать рекламные материалы, привлекательные для сельских жителей, женщин, людей старшего поколения, то можно собрать несколько групп респону дентов, отвечающих этим демографическим признакам, чтобы судить темы, волнующие их. В другом случае может быть ее группа для обсуждения имиджа конкретного кандидата: «Давайте поговорим о губернаторе». Участников группы также можно попросить рассказать о своей реакции на медиа-послание: «Давайте рассмотрим рекламные материалы, которые сенатор Смит собирается использовать в своей кампании. Я хотел бы услышать, что вы о них думаете». В практическом отношении фокус-группа — это реальная возможность для представителей кандидата услышать, что люди думают на самом деле.
Опросы и фокус-группы
Фокус-группы — это только часть кампании по изучению общественного мнения. Они обычно используются в паре со «старшим братом» — опросами общественного мнения, с тем чтобы найти ответы на базисные вопросы, с которыми сталкивается каждая избирательная кампания: С кем говорить? О чем? Каким образом? Опрос и фокус-группа отличаются друг от друга существенным образом. В ходе опроса задаются заранее сформулированные вопросы, а ответы кодифицируются в соответствии с заранее установленными категориями. Опрос обычно проводится по телефону по достаточно большой выборке, позволяющей статистически надежно определить тренды, характерные для генеральной совокупности. Опросы помогают определить стратегические направления кампании с помощью количественного анализа, который устанавливает связи между ответами на разные вопросы или сегментирует варианты ответов по демографическим параметрам. В этом смысле опрос симулирует участие в выборах и часто трактуется в СМИ как предварительное голосование. Публикация или замалчивание результатов опросов становится, в свою очередь, частью избирательной стратегии, поскольку может оказывать влияние как на журналистские комментарии, так и на общественное мнение.
В отличие от опроса, фокус-группа не претендует на то, чтобы репрезентативно отражать тенденции электорального процесса. Зато этот метод позволяет глубже узнать, что люди думают о разных проблемах, поскольку осуществляется контакт «лицом к лицу» в течение достаточно длительного времени. Это также позволяет определить стратегические направления кампании, но иными, скорее качественными, методами.
Мнения и мировоззрение
Концепция фокус-группы состоит в том, что если люди имеют мнения, которые могут быть выявлены и подсчитаны методом опроса, сами эти мнения обычно существуют в рамках общих представлений о мире и его проблемах. Эти рамки, в отличие от самого мнения, лежат в основе «главной истории» о том, что из себя представляет мир, что в нем важно и в каком месте данного ландшафта находимся мы. Так как мы все жили в непростые времена и каждый из нас обладает разносторонним опытом, нам, в общем, доступны многие рамочные представления, которые вступают в игру изменчивым, но предсказуемым образом. До некоторой степени мнения меняются медленнее, чем лежащие в их основе системы представлений. Команды борются зачастую против значительно превосходящих сил противника за «контроль над диалогом» и «позиционирование» выборов — это тактики, обращенные в большей мере к системам представлений, а не к мнениям людей. Фокус-группы могут быть использованы, чтобы определить эти рамочные представления и те центральные проблемы, которые вписываются в эти рамки.
Например, практически никто не выступает прошив образования, и люди, безотносительно к их полу, расе, этническому происхождению, религии, доходам, уровню образования, партийной ориентации и даже идеологии, как правило, помещают проблему «улучшения образования» в начале списка своих приоритетов. Знание этого само по себе очень мало помогает кампании; команда понимает, что как-то образование должно быть упомянуто, но, не видя общих рамок, внутри которых располагаются мнения об образованиии, команда не будет знать, что именно сказать об образовании. Думают ли люди об этом вопросе как о требующем «больше денег», или как о «возросшей ответственности родителей» за учебу детей, или как о «более строгих стандартах», которые должны предъявляться к студентам, преподавателям, организаторам учебного процесса? Или им кажется, что проблема образования будет решена очень нескоро, а потому о ней проще говорить, чем принимать безотлагательные и еще более усугубляющие ситуацию решения. Является ли долгосрочное планирование образования ответом на экономическую нестабильность сегодняшнего дня? Не понимая, как мнения по поводу образования встраиваются в общие представления людей о жизни, команда не будет знать, насколько сработает послание, связанное с образованием, и какие формы оно примет, когда будет встроено в более широкий контекст диалога по проблемам налогов, религии, взаимоотношений между расами, экономической незащищенности или роли государства.
Каждая команда должна ответить на вопрос, «о чем эти выборы» и сконцентрировать свою коммуникацию на этом вопросе, борясь ссоблазном говорить о всех тех сюжетах, по которым у людей есть мнения. Еще раз подчеркнем, что кампания — это на самом деле борьба за контроль над общей парадигмой выборов, а не просто обращение к мнениям людей. Слоган «это же экономика, придурок», ставший известным в избирательной кампании 1992 г., является основополагающим примером значимости стратегической сфокусированности, важности общих рамок кампании. То, что этот слоган пришлось вывешивать во всех занимаемых командой офисах, доказывает, как сложно удерживать в сознании выбранный фокус кампании.
Яркие образы и мышление
Методологии фокус-групп свойственна «диалоговая» форма встречи, в которой идеи не только выражаются, но и защищаются в столкновении с другими идеями. Например, на одной группе дискуссия обратилась к буму на местном рынке недвижимости и его воздействию на оценку работы мэра и на чувства людей по поводу их благосостояния. Один респондент говорил о росте цен на недвижимость: «Мы все сейчас богаче; наши дома стоят так дорого». Другой с ним заспорил: «Но сейчас здесь полно бродяг, они нас потеснили. У нас — семьи, а у них — собаки. Они даже высказывали недовольство на недавнем митинге колокольным звоном нашей церкви». По ходу дискуссии стало ясно, что хотя положение вещей улучшилось и люди отметили много положительных перемен в своем районе, улучшений в качестве жизни, главным, касающимся всех, был вопрос — для кого все эти улучшения?
В противоположность опросу, в котором мнения могут быть определены с помощью ответов на вопросы, фокус-группа помещает людей в ситуацию разговора, согласия или несогласия друг с другом. В этом виде дискуссии люди стараются использовать все свои интеллектуальные способности для убеждения собеседников. Здесь-то и обнаруживают себя широкие рамки мышления как субстрат, основа для формирования мнений.
Качественное проведение фокус-группы требует внимательного вслушивания в аргументы, образующие рамку дискуссии и лежащие в основе выражаемых мнений, придания большего значения проявлению конфронтации и подведению субстрата под фокус дискуссии. Слишком большое количество фокус-групп воспринимается как мини-опросы, в которых обнаруживаются точки согласия по важным вопросам. Фокус-группа, напротив, должна стремиться к идентификации и провоцированию несогласия, чтобы позволить проявиться общим рамкам мышления, которые обретают ясность по мере того, как люди взаимодействуют и убеждают друг друга.
Когда отсутствие консенсуса и несогласие поощряются, как правило в групповых дискуссиях появляются две вещи: во-первых, в мнениях возникает больше оттенков, что позволяет вскрыть лежащие в их основе различные представления; во-вторых, люди часто прибегают к ярким образам, которые помогают им показать, что их мнения и способ мышления правильны. Мнения и различные представления существуют не только в некотором разговорном пространстве — они существуют в некоем мире, реальном или воображаемом, к которому они обращены. Кто может забыть, как Рональд Рейган назвал женщину, приезжающую за продовольственными карточками на «кадиллаке», «королевой социального вспомоществования»? Этот образ был использован, чтобы обратить внимание на случаи злоупотребления государственной помощью и тем самым разрушить установку Великого общества на восприятие государства как средства предоставления социальных пособий. Образы, подобные этому, лежат в основе формирования рамочных представлений, процесса развития общественной мысли в целом. Хорошие команды и хорошие фокус-группы позволяют находить такие яркие образы и создавать образцы мышления.
Так, несколько лет назад, в ходе кампании по выборам в сенат в одном из южных штатов находящийся у власти губернатор — центрист и прогрессивный демократ, конкурировал с очень консервативным сенатором-республиканцем, имевшим устойчивую репутацию обструкциониста. На первых фокус-группах обнаружилось, что, хотя кандидаты стояли на разных полюсах политического спектра, люди хотели, чтобы выиграли оба. В дискуссии, а позже и на самих выборах обнаружилось, что у людей сложились образы каждого выборного поста. От губернатора ждут, что он будет улучшать жизнь людей — и для этого больше подходит прогрессивный губернатор. Образ сенатора лучше вписывается в рамки нравственности, поэтому эффективность и польза, приносимые им избирателям, менее значимы, чем способность занять «моральную» позицию и придерживаться ее. Сенатор выиграл выборы в сенат, а губернатор был переизбран на свою должность на новый срок. Люди были совершенно довольны обоими.
Обратная связь и связь-прогноз
Избирательные кампании требуют огромных денежных затрат и физических усилий для отправки посланий в перенасыщенном коммуникационном пространстве. Каждый может говорить, но не каждый может быть услышан. Поскольку именно так чаще всего и бывает, экономически более рационально убедиться в том, что передаваемое вами сообщение дает «самый большой шум» в расчете на каждый вложенный доллар и наиболее тонко настроено на стратегию кампании.
Все, кто намеревается использовать фокус-группы в политической кампании, должны осознавать, что это относительно дорогостоящий, хотя и мощный инструмент. Стоимость фокус-группы складывается из нескольких факторов: «сортировки» для получения желаемых демографических характеристик участников; «оплаты респондентов», которая положена участникам фокус-группы; платы за аренду помещения и питание для респондентов и наблюдателей. Цены варьируются в зависимости от региона, но укладываются в диапазон от 3500 дол. (широкие основания для отбора участников регион, в котором плата участникам может быть низкой) до 5500 дол. (более специфические критерии отбора или высокая плата респондентам, что связано с состоянием рынка).
Если фокус-группы (или примыкающие к этому методу техники съема реакции аудитории) не используются для формирования стратегии, они являются идеальным средством для прогноза воздействия СМИ и тонкой настройки коммуникационной кампании. Фокус-группа представляет собой искусственную коммуникационную среду, в которой в отличие от реальной жизни послание идет прямо к получателю. Люди, получающие плату за то, что они сидят в помещении в течение двух часов, могут войти в прямой и фокусированный контакт с коммуникационными сообщениями кампании (например рекламными роликами, видеоклипами кандидата, текстами его речей). Участники должны уделять этим материалам большое внимания, чего они, возможно, не стали бы делать в обычных условиях; они не могут переключить канал на фокус-группе, а участники телефонного опроса не могут смотреть телевизор во время интервью.
Люди обращают внимание на медиа-кампанию, реагируя не только на содержание послания (вербальный канал), но и на мультимедийные детали исполнения этого послания; мы замечаем взгляд и жест в той же степени, что и послание. Часто мы даже голосуем на этом основании. Когда поступает слишком много информации, которую надо переварить, и когда в ходе кампании разные представления о реальности сталкиваются друг с другом, люди почти неизбежно используют те стратегии обработки информации, которые уменьшают путаницу. Это ведет к когнитивной стратегии, которая может быть названа «взгляд сквозь» представленную информацию и образы, чтобы «посмотреть» на происходящее в действительности.
В наши дни люди стали медиа-образованными и скептически настроенными в отношении политики. Они знают, что ими манипулируют. Следовательно, когда людям показывают рекламные ролики, они столько же внимания уделяют обнаружению манипуляций, сколько тому, чтобы прочесть послание. Как они это делают? Люди активно ищут в медиа-презентациях детали, которые каким-либо образом ненамеренно «просачиваются» в ролик. Это сродни нашей деятельности по считыванию информации о других людях, когда мы обращаем столько же внимания на язык тела, детали одежды, личные вещи, сколько и на речь. Поскольку все эти детали воспринимаются через телевидение, то мы становимся чрезмерно чувствительными к «неумышленным сигналам». Когда мы смотрим телевизионные дебаты, мы ищем эти детали больше, чем слушаем то, что говорится. Бегают ли у кандидата глаза? Выдают ли его или ее телодвижения ложь? Выглядит ли этот человек дружелюбно и открыто или зловеще и пугающе?
Этот феномен проявляется странными путями при тестировании рекламных роликов на фокус-группах. Например, на одних выборах кандидат снял ролик, в котором он сообщал, что стоит «на стороне обычных работающих мужчин и женщин». А когда люди на фокус-группе посмотрели этот ролик, то они увидели прежде всего, что «этот парень» (действующий губернатор) с часами «Ро-лекс» на руке. Одного этого было достаточно, чтобы свести на нет послание кандидата. Как выяснилось, никто из профессионалов, занятых в команде и работавших над созданием ролика, начиная от самого кандидата и до медиа-консультанта и съемочной группы, не понял, что «Ролекс» был самым важным (и негативно суггестивным) для простых людей элементом визуального обрамления сюжета. Только фокус-группа смогла осуществить этот необходимый и тонкий контроль над реальностью, читая по губам настоящих потенциальных избирателей.
Ключевая роль: модератор фокус-группы
Часто говорят, что фокус-группа хороша только в том случае, если у нее хороший модератор. Один из ключевых элементов, который отличает методологию фокус-группы, заключается в том, что она должна быть подготовлена к сюрпризам, менее сконцентрирована на мнениях людей и более — на особенностях их мышления.
Здесь кроются три опасности: первая — модератор заставит людей давать неестественные ответы, т.е. говорить скорее то, что сам он хочет услышать, а не то, что они действительно думают; вторая — слабый модератор может позволить разговору «блуждать», так что внимание группы не будет сфокусировано на темах, для обсуждения которых они и были собраны; третья — в колоде может оказаться «джокер», очень властный и самоуверенный член группы, который заставит остальных соглашаться с ним (или с ней) — по крайней мере, на словах — и таким образом будет подавлять их подлинные мнения.
Помнить об этих опасностях — позволять людям говорить естественно, не давать никому доминировать и удерживать всех на предмете разговора — это искусство и наука. Направление дискуссии устанавливается руководящими указаниями модератора. Эти указания главным образом состоят из следующего набора принципов:
1. Дискуссия после знакомства (каждый называет только свое имя), строится по принципу спирали — идя от самого общего (например, «Я здесь новый человек, как здесь живется?», «Что и как здесь происходит?», «О чем, в основном, говорят люди?»), к более частному (например, «Что может и должно быть сделано с ..?»).
2. Открытые вопросы предшествуют более фокусированным вопросам, ориентированным на конкретные темы. Таким образом люди могут показать вам новые подходы к проблемам, которые вы хотите понять. Эти подходы не открылись бы, если бы вы только просили людей реагировать на ваше понимание ситуации.
3. Формализованная и рутинная часть фокус-группы должна быть просто скелетом. Плоть наращивается «прощупывающими» вопросами, ответы на которые не могут быть предвидены заранее и которые продвигаются за ходом мысли человека к более глубоким ее уровням и побуждают группу к дискуссии.
4. Самое главное, модератор всегда должен быть готов к тому, чтобы отменять старые указания и формулировать новые по мере того, как дискуссия развивается и группа отваживается идти нехожеными тропами. Эти тропы почти всегда важнее тех, по которым первоначально предполагал двигаться модератор.
Чтобы следовать этим правилам, модератор должен обладать широкими историческими знаниями, понимать динамику кампаний как местного, так и общенационального масштабов, что придаст процессу исследований достаточно гибкий характер и позволит почувствовать, где могут быть обнаружены важные объемы непредвиденной, но явно полезной информации.
Ценность фокус-групп
Особая ценность фокус-групп в политических кампаниях состоит в том, что они обращаются с людьми как с интересными собеседниками и устанавливают способ контакта, который намеренно естествен. Сообразно своей стратегической цели методология фокус-групп воспринимает людей как личности, находящиеся в ситуации разговора, диалога, а не просто как носителей мнений. Люди для фокус-группы — это скорее рассказчики историй, которые раскрывают свой мир для самих себя и для окружающих.
Целям фокус-групп соответствует искусственность формы, которая гарантирует концентрацию внимания на медиа-посланиях и возможность их идентификации, независимо от того, направлены они уже обществу или еще только будут направляться. Еще раз подчеркнем, что люди не только пассивно воспринимают рекламные ролики, но и активно выявляют «вранье», отслеживая теле- и радиовещательные сообщения на наличие ненамеренных и неконтролируемых сигналов, свидетельствующих о том, говорят ли им то, что они хотят услышать, или действительно говорят правду, как ее понимают. Искренность практически всегда распознается и вознаграждается.
Сила фокус-группы заключается в том, что она позволяет людям быть людьми. Это, в свою очередь, предъявляет к профессионализму модератора чрезвычайные требования — чувствовать, слышать и вести дискуссию так, чтобы достигать глубинных уровней общения, а не просто регистрировать мнения. Интерес и ценность метода фокус-группы в том, что он проникает в жизнь людей и пытается понять реальность их бытия изнутри. Разработчики кампаний обретут в результате применения этого метода не только орудие для принятия стратегических решений, но и знания о надеждах и страхах реальных людей.