Основні теорії виникнення держави. Утворення української держави у ХХ ст. (період розпаду СРСР).
Теории возникновения государства.
Первые государства на нашей планете появились около пятидесяти столетий тому назад. В настоящее время в юридической науке существует достаточно широкий круг теорий, объясняющих происхождение государства. К числу основных из них относятся следующие:
1. Теологическая. Первопричиной появления государства называется "слово божье", божественная воля со всеми вытекающими отсюда последствиями безусловного, безоговорочного, покорного принятия данного людям свыше.
2. Патриархальная. Сторонники этой теории проводят параллель между естественно необходимой властью отца в семье (патриарха) и полномочиями верховного властителя в стране, подчеркивая, что государство есть продукт исторического развития семьи.
3. Договорная. Предпосылкой появления государства считается "война всех против всех" т. е. "естественное состояние" людей, конец которому положило учреждение государства, как результата договора между людьми, проявления их воли и разума.
4. Психологическая. Эта теория выводит государство из человеческой психики, которой свойственна потребность подражать и подчиняться лидеру, выдающейся личности, способной руководить обществом. Государство есть организация для осуществления такого руководства.
5. Теория насилия. Появление государства связывается с войнами, свойственными истории развития человечества как проявление закона природы, предполагающего подчинение сильными слабых, для закрепления порабощения которых и создается государство как особый аппарат принуждения.
6. Органическая теория. Государство рассматривается как результат социальной (органической) эволюции, когда происходит естественный отбор в ходе внешних войн и завоеваний, приводящий к появлению правительств, управляющих социальным организмом, уподобляемым организму человеческому.
7. Историко-материалистическая. В отечественной юридической науке эта теория приобрела доминирующее значение и получила наиболее подробное освещение в учебной литературе. Согласно данной теории, государство — это продукт естественно-исторического развития общества. Первобытное общество характеризуется отсутствием государства.
Историко-материалистическая теория различает возникновение государств:а) европейских, б) восточных (азиатских).
Логика процесса возникновения европейских государств отражена в следующих моментах развития общества. Вначале произошло крупное общественное разделение труда (от земледелия отделилось скотоводство, затем ремесло и появилось купечество). Общественное разделение труда вызвало рост его производительности и появление так называемого избыточного продукта, т. е. одна семья или даже один человек производили больше, чем потребляли. В прежних экономических условиях этого не было. Следствием появления избыточного продукта— главного момента в разложении первобытного общества— стало возникновение частной собственности, имущих и неимущих, эксплуататоров и эксплуатируемых. Последние представляли собой два класса, интересы которых были непримиримы. В обществе, расколотом на два таких класса, возникает классовая борьба. Интерес экономически господствующего класса заключается в сохранении и упрочении своего положения, а угнетенного класса— в избавлении от угнетения, изменении своего положения в лучшую сторону. Классовая борьба приводит в конечном счете к появлению государства как органа, способного на основе организованного принуждения и насилия обеспечить существование общества, раздираемого внутренними противоречиями, как единого целого. При этом экономически господствующий и самый могущественный класс одновременно становится и классом господствующим политически, т. е. государство изначально появляется как орган, который действует в интересах именно этого класса. Постепенно класс, захвативший публичную власть, формирует и выгодные ему органы власти.
В данной теории различают три основные формы возникновения государства:
1) афинскую,
2) римскую,
3) древнегерманскую.
Первая из них изложена выше и представляет собой классическую форму возникновения государства. В отличие от нее в Древнем Риме процесс образования государства был ускорен длительной борьбой плебеев против патрициев, которая стимулировала разложение родоплеменного строя. У древних германцев образование государства ускорилось завоеванием чужих территорий и покорением живших там народов, господство над которыми было невозможно без создания соответствующего аппарата управления и принуждения
Если возникновение европейских государств главным образом обусловлено классовым разделением общества, то процесс возникновения восточных государств характеризуется плавным изменением первобытного общества в государственно-организованное, постепенным перерастанием первобытного родоплеменного общества в государство.
Главные причины появления восточных государств:
•необходимость проведения крупномасштабных работ для развития поливного земледелия как основы экономического благополучия общества;
•необходимость объединения больших групп людей и обширных территорий для достижения этой цели;
•необходимость в централизованном управлении объединенной массой людей.
На фоне действия этих причин из аппарата управления родоплеменными объединениями возникает собственно государственный аппарат. Будучи продуктом естественно-исторического развития общества, государственный аппарат постепенно обособляется от общества, его функционеры становятся господствующим классом, эксплуатирующим труд общинников.
Образование украинского государства в 20 столетии (период распада СССР)
Во второй половине 80-х годов в СССР происходят события «перестройки», который в дальнейшем приводять к его распаду. Одно из характерних явлений этого пере ода времени – состоялся так называемый «парад суверенитетов». В республиках, которые входили в состав СССР, высшие представительские органы государственной власти стали принимать Декларации о государственном суверенитете.
Декларация о государственном суверенитете Украины, с целью утвердить суверенитет и самоуправление народа Украины, была принята в Украине 16 июля 1990 года. Декларация провозгласила суверенитет Украины как верховенство, самостоятельность, полноту, неделимость власти республики в пределах ее территории, а также независимость и равноправие в международных отношениях.
Согласно декларации – народ Украины является единственным источником государственной власти в Республике, свое полновластие народ реализует как непосредственно, так и через избираемые им соответсвующие органы; государственная власть в республике осуществляется в соответствии с принципом разделения властей; государство гарантирует всем национальностям, которые проживают на территории республики, право их свободного национально-культурного развития и т. д.
24 августа 1991 года, в связи с ситуацией, которая происходила в Москве, Украинским парламентом был принят Акт независимости Украины, который был подтвержден всеукраинским референдумом. В соответсвии с этим актом, на территории Украины имели действие исключительно Конституция Украины и законы Украины.
В дальнейшем был принят ЗУ «О Правопреемстве Украины» от 12 сентября 1991 года, из которого следовало. Что государственные границы Украины остаются прежними, Украина подтверждает свои международные договора, органы государственной власти действуют до создания новых, было оставлено в силе действующее национальное законодательство в той части, в которой оно не противоречило законам, принятым после провозглашения украинской независимости.
Далее был принят ЗУ «О гражданстве Украины» от 8 октября 1991 года, а также ряд законов, которые гарантируют равенство прав и обязанностей граждан независимо от их национальности.
Конституционный договор между Верховным Советом Украины и Президентом Украины об основах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в период до принятия Конституции Украины от 8 июля 1995 года, предусматривал принятие новой Конституции не позднее одного года со дня его заключения. 28 июня 1996 года была принята Конституция Украины, котрая провозглашала Украину независимым, правовым, социальным государством.