Великие реформы» 60-70-х годов XIX века.
К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Поражение в Крымской войне сыграло роль важной политической предпосылки отмены крепостного права, т.к оно продемонстрировало отсталость социально-политической системы страны.
Старший сын Николая I – Александр II вступил на престол в 1855г. Он был достаточно хорошо подготовлен к управлению государством и прекрасно осознавал назревшую потребность в отмене крепостного права.
Главными причинами отмены КП стали:
- КП сдерживало развитие промышленности, медленно шло накопление капитала.
- поражение в Крымской войне была подорвана финансовая система страны, крестьяне разорялись из-за рекрутских наборов, роста повинностей.
- рост числа крестьянских волнений.
В начале 1857 г. был учрежден Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян», который негласно начал разработку план освобождения крестьян.
В ноябре 1857 Дворянам было предложено организовать по губерниям губернские комитеты для обсуждения условий освобождения крестьян и для выработки "положений" об устройстве крестьянского быта. Т.о. реформа приобрела гласный характер. Так как проекты губернских комитетов во многом отличались между собой( кто-то предлагал освободить крестьян с землей, но за выкуп; кто-то без земли) то для их рассмотрения и согласования была организована при Главном комитете особая редакционная комиссия под председательством Я. И. Ростовцева (1859).
19 февраля 1861 г. император Александр II подписал знаменитый манифест об отмене крепостного права и утвердил "Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". 5 марта "воля" была обнародована. По манифесту крестьянин получал личную свободу и независимость от помещиков. Теперь крестьян нельзя было дарить, покупать, продавать, переселять и закладывать. Их теперь называли свободными сельскими обывателями; они получали гражданские свободы- могли самостоятельно участвовать в сделках, приобретать и распоряжаться имуществом, заниматься торговлей, наниматься на работу, поступать в учебные заведения, и др. но крестьяне получили не полные права: они продолжали платить подушную подать, несли подушную подать, несли рекрутскую повинность, наказывали телесно. Помещик сохранял право на земли, но был обязан предоставить крестьянину в пользование усадьбу с участком, а крестьянин был обязан её выкупить. Отказаться он не мог. Освобождался не один крестьянин, а всем миром, общиной; поскольку у крестьян денег на выкуп не было, а помещики не хотели освобождать крестьян в долг, то посредником между помещиком и крестьянином выступало государство. Правительство платило помещику 80% выкупной суммы, а остальные 20% платила община. За пользование усадьбой и наделом крестьяне несли повинности в виде оброка(ежегодные платежи продуктами изделиями своего хоз-ва, мог заменяться денежным) и барщины (бесплатный принудительный труд со своим инвентарем).
Крестьянская реформа имела огромное историческое значение:
-были созданы условия для развития рыночных отношений, Россия вступила на путь капиталиста.
-реформа положила конец крепостному рабству.
- реформа положила начало преобразованию в земстве, суде, армии.
Но реформа была построена на компромиссах и учитывала больше интересы помещиков, а не крестьян.
После отмены крепостного права возникла необходимость изменения местного управления в 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Сфера их деятельности ограничивалась решением хозяйственных вопросов местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, заботы о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной власти, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания.
Реформа в области образования:
(1864) Фактически было введено доступное всесословное образование Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Женщин начинают допускать в ВУЗы в качестве вольных слушателей.
Александр II предоставил университетам большую свободу:
1. студенты могли создавать студенческие организации
2. получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры
3. в университеты допускались все вольножелающие
4. студентам предоставлялось право на выбор ректора
5. было введено студенческое самоуправление в виде совета факультета
6. создавались системы корпоративности студентов и преподавателей.
Судебная реформа:
(1864) - обнародованы новые суд уставы.
Положения:
1. ликвидировалась сословная система судов
2. было объявлено равенство всех перед законом
3. была введена гласность судопроизводства
4. состязательность судопроизводства
5. презумпция невиновности
6. несменяемость судей
7. единая система судопроизводства
Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.
Городская реформа.
(1870) “Городовое положение” создало в городах всесословные органы – городские думы и городские управы во главе с городским головой. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Находилась под строгим контролем правительственной администрации. Кандидатура городской головы утверждалась губернатором.
Военная реформа:
(1874) - Устав о воинской повинности о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Сроки действительной военной службы определялись образовательным цензом. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, юнкерские училища и академии. От воинской обязанности освобождались, если был единственным ребенком в семье, если имел 2 детей или если на его содержании были престарелые родители.
Значение реформ:
1. способствовали более быстрому развитию капиталистических отношений в России.
2. способствовали началу формирования в Российском обществе буржуазных свобод (свобода слова, личности, организаций и т.п.). Были сделаны первые шаги по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.
3. способствовали формированию гражданского самосознания.
4. способствовали быстрому развитию культуры и образования в России.