Лесбосская поэтическая школа:творчество Сапфо
Лесбос был местом возникновения литературной мелики т. е. индивидуальной песенной поэзии. Так как культурный подъем на Лесбосе начался раньше чем в других частях Греции, там уже в VII в. появился ряд выдающихся поэтов. Среди них выделяются Алкей и Сапфо. Сапфо принадлежала к знатному роду. Во время политических смут на острове Лесбосе Сапфо должна была вместе с другими аристократами временно покинуть родину. Некоторое время она провела в Сицилии. У своих сограждан она пользовалась большим уважением. Они доверяли ей воспитание своих дочерей. Она организовала школу, в которой обучала молодых девушек поэтическому искусству, а также музыке и пению, составляя из своих воспитанниц хоры. Любовь — главная тема поэзии Сапфо. Со всем пылом южной страсти она воспевает любовь. Муки ревности, жалобы расставания, тоска по уехавшей подруге и т. п. — этими мотивами полно ее творчество. Значительную часть произведений Сапфо составляли свадебные песни, которые пелись вечером, когда при свете факелов невесту вели в дом жениха. Поэзия Сапфо, обладавшая удивительной поэтической силой, пользовалась любовью во все времена. Самое известное стихотворение – 4 отрывок. Философ Платон называл ее десятой музой.
бою. Военные патриотические стихотворения (элегии) Тиртея прославляли воинскую доблесть и описывали жалкую участь труса. Безыскусные, но сильные стихи Тиртея служили у спартанцев военными песнями. По Тиртею, покинуть поле боя-самый страшный грех.
49. Лукиан из Самосаты - Сатирик «Эллинского Возрождения»
Лукиан из Самосаты — греческий писатель-сатирик родом из города Самосаты (Сирия). Отец его был мелкий ремесленник. Лукиан получил общее и риторическое образование, имел адвокатскую практику, много путешествовал (посетил Грецию, Италию, Галлию), изучал право в Афинах; под конец жизни получил почетную должность прокуратора в Египте. Творчество Лукиана, не дошедшее до нас в подлинниках, обширно включает философские диалоги, сатиры, биографии и романы приключений и путешествий (часто откровенно пародийные). В первых своих сочинениях Лукиан отдает дань риторике («Тираноубийца», «Похвала мухе», «Сон»). Но скоро он разочаровывается в риторике и грамматике и заостряет против них свою сатиру («Лексифан», «Лжец», «Учитель риторики» и др.). Впоследствии он обращается к изучению философии, но сначала не становится сторонником какой-либо философской школы и одинаково высмеивает в своих произведениях философов различных направлений. Одно время он увлекался кинической философией, позднее отдает предпочтение философии Эпикура. Лукиан осмеивает в своей острой сатире, как отживающее язычество, так и устанавливающееся христианство. В своих сатирических диалогах Лукиан высмеивает все слабости эпохи: суеверия, паразитирование богачей, ханжество философов, безвкусие грамматиков. Основная черта его творчества — защита чистоты и красоты эллинизма от ханжей и полуварваров. Сатирические произведения Лукиана с их резкими нападками на религиозные мыровоззрения и власть оказали большое влияние на поздних авторов.