Программа преддипломной практики

ПРОГРАММА

ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

для обучающихся по направлению подготовки

Государственное и муниципальное управление - 38.03.04

профиль подготовки _____________________________________________

(наименование направления подготовки)

Квалификации (степени) выпускника – академический бакалавр_____

(наименование квалификации (степени) выпускника в соответствии с ФГОС ВО)

Сыктывкар 2016

ПРОГРАММА ПРАКТИК для студентов дневного и заочного отделений факультета управления, обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» / сост. С.А. Ткачев. – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2015. – 15 с.

Программа практики составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) "Академический бакалавр")об обеспечении высокого качества профессиональной подготовки бакалавров, укреплению связи обучения с практической деятельностью.

Программа предназначена для студентов факультета управления Коми республиканской академии государственной службы и управления очной и заочной формы обучения.

Программа утверждена Ученым советом КРАГСиУ протокол от _______№ ______

ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Преддипломная практика является составной частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования по подготовке бакалавров в соответствии с разделом VI Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «АКАДЕМИЧЕСКИЙ БАКАЛАВР».)

1. Цель и задачи практики

Целью практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности является:

- подготовить обучающегося к выполнению выпускной квалификационной работы, сформировать у него умение рационально использовать теоретические и практические знания, полученные при обучении в образовательной организации высшего образования.

Задачи практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности:

- уметь анализировать в общих чертах основные политиче­ские события и экономические процессы, происходящие в республике, стране и за ее пределами, находить и использо­вать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих про­блемах экономики;

- проводить практические исследования политической и социально-экономической об­становки, конкретных форм управления;

- оценивать стиль и методы руководства структурными подразделениями, учиться самостоятельно принимать решения по вопросам со­вершенствования и организации управления;

- приобретение более глубоких профессиональных навыков, необходимых при решении конкретных профессиональных задач;

- приобретение навыков организационно-управленческой деятельности в трудовом коллективе;

- сбор практического материала, обработка, анализ, проведение необходимых расчётов для написания аналитической главы выпускной квалификационной работы;

- выявление проблем государственного и муниципального управления с использованием междисциплинарного подхода;

- приобретение навыков по формированию обобщающих выводов и обоснованию практических рекомендаций;

- выполнение индивидуального задания, связанного с темой выпускной квалификационной работы и характером предполагаемой деятельности;

- выполнение специальных, дополнительных заданий руководителя выпускной квалификационной работы;

2. Место преддипломной практики в структуре ОПОП ВО

Преддипломная практика базируется на освоении дисциплин базовой и вариативной части учебного плана и входит в Блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части программы бакалавриата. Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

3. Способы и формы проведения преддипломной практики

Способы проведения практики: стационарная, выездная.

Стационарной является практика, которая проводится в организации либо в профильной организации, расположенной на территории населенного пункта, в котором расположена организация.

Выездной является практика, которая проводится вне населенного пункта, в котором расположена организация. Выездная производственная практика может проводиться в полевой форме в случае необходимости создания специальных условий для ее проведения.

Конкретный способ проведения практики, предусмотренной ОПОП ВО, разработанной на основе ФГОС ВО, устанавливается организацией самостоятельно с учетом требований ФГОС ВО.

Преддипломную практику обучающиеся Академии проходят на договорных основах в органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных организациях, где работнику для выполнения трудовой функции требуется высшее профессиональное образование по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Преддипломная практика проходит в форме самостоятельной работы обучающегося на определенной должности, включая выполнение им временных (разовых) и постоянных заданий по поручениям руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, структурных подразделений, руководителей практики обучающегося на месте. Выбор структурных подразделений, с работой которых, в первую очередь, не­обходимо ознакомить практиканта, определяет руководитель практики от организа­ции с учетом рекомендаций программы практики и темы индивидуального задания.

В результате прохождения преддипломной практики обучающийся приобретает или развивает следующие практические навыки и умения, компетенции:

- изучить нормативные правовые акты, определяющие правовой статус органа государственной власти (государственного органа, органа местного самоуправления, государственной и муниципальной организации) – федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления;

- изучить административный регламент органа (устав, положение), административные регламенты структурного подразделения органа (положение о структурном подразделении), в котором непосредственно осуществлялась практика;

- ознакомиться со структурой органа, системой взаимодействия органа с другими органами, гражданами и организациями;

- изучить должностной регламент (должностную инструкцию) служащего (работника);

- изучить организацию работы по подготовке и принятию решений в органе, организацию исполнения и контроля принятых решений;

- исполнять отдельные поручения руководителя практики по месту ее проведения (Исполнение поручений не должно ограничивать выполнение обучающимся других видов работ в рамках преддипломной практики. Самостоятельное исполнение полномочий по должности не допускается);

- осуществить сбор материалов для написания выпускной квалификационной работы. Объем и состав информационных материалов должен соответствовать теме избранной выпускной квалификационной работы и определяется в задании на нее.

В зависимости от утвержденного плана практики обучающийся приобретает или развивает в результате прохождения преддипломной практики следующие практические навыки и умения, общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) профессиональные (ПК) компетенции:

общекультурные компетенции – способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать умения, общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) профессиональные (ПК) компетенции:

общепрофессиональные компетенции - владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);

способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);

способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);

владением навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, распределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации (ОПК-5);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6).

профессиональные компетенции: умение определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-1); владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-2); умение применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принятия управленческих решений по бюджетированию и структуре государственных (муниципальных) активов (ПК-3); способность проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-4); умение разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц, на должностях государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации, лиц замещающих государственные должности Российской Федерации, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы; административные должности в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, в научно-исследовательских и образовательных организациях, в политических партиях, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организациях (ПК-5); владение навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6); умение моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления (ПК-7); способность применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-8); способность осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9); способность к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-10); владение основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК-11); способность разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ (ПК-12); способность использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, готовностью к его реализации с использованием современных инновационных технологий (ПК-13); способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-14); умение вести делопроизводство и документооборот в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, научно-исследовательских и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организациях (ПК-15); способность осуществлять технологическое обеспечение служебной деятельности специалистов (по категориям и группам должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы) (ПК-16); владение методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов и эффективного взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-17).

Базы практики.

В соответствии с направлением подготовки основными базами практи­ки обучающихся являются:

1. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (законодательные (представительные) и исполнительные).

2. Органы местного самоуправления.

3. Структурные подразделения органов государственной власти и органов местного самоуправления, построенные как по отраслевому, функциональному, так и по территориальному принципам.

4. Государственные и муниципальные предприятия (учреждения).

Базами практики могут быть и другие учреждения, организации и предприятия. Их состав устанавливается кафедрой государственного и муниципального управле­ния.

При прохождении практики обучающиеся (практиканты) могут работать в качестве дублера младшей должности государственной и муниципальной службы, а также занимать штатное место и самостоятельно выполнять порученную работу. Выбор структурных подразделений, с работой которых, в первую очередь, не­обходимо ознакомить практиканта, определяет руководитель практики от профильной организа­ции с учетом рекомендаций преподавателя-руководителя практики от академии (плана практики).

Обучающимся также предоставляется право самостоятельно найти орган государственной власти, орган местного самоуправления, государственную или муниципальную организацию, в которой они будут проходить практику, либо использовать в качестве базы практики орган государственной власти, орган местного самоуправления, государственную или муниципальную организацию, в которой они работают.

Примерный перечень мест практики

для обучающихся по направлению подготовки

38.03.04 - Государственное и муниципальное управление

В соответствии с направлением подготовки, основными базами практи­ки студентов являются:

1. Государственный Совет Республики Коми.

2. Администрация Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми.

3. Министерства Республики Коми.

4. Службы Республики Коми.

5. Агентства Республики Коми.

6. Иные органы исполнительной власти Республики Коми.

7. Территориальные структуры федеральных органов власти.

8. Органы местного самоуправления Республики Коми.

9. Иные государственные органы Республики Коми.

10. Государственные и муниципальные предприятия (учреждения).

4. Объем и содержание преддипломной практики.

Сроки и продолжительность проведения преддипломной практики установлены в соответствии с рабочим учебным планом и календарным графиком учебного процесса (4 недели). В объёме 6 ЗЕ/216 ч.

Преддипломная практика представлена следующими разделами (табл. 1):

№ п/п Разделы ПП Виды учебной работы на ПП Трудоемкость (4 недели) 6 ЗЕ 216 ч. Виды отчетной документации
Подготовительный - Согласование базы практики с научным руководителем и заведующим выпускающей кафедрой; - Получение необходимых документов для прохождения практики (направление на практику, договор); - Организационное собрание, ознакомление с целями, задачами, содержанием практики, инструктаж по формам, объёму и видам работ; - Составление и согласование индивидуального задания для прохождения учебной практики; 1 неделя 0,5зе./18 ч. - Дневник учебной практики; - Индивидуальное задание на учебную практику  
Основной - Выбор и реализация методов, технологий, используемых на практике; - Подбор и изучение органов государственной власти и органов местного самоуправления - баз ПП; - Изучение организационной структуры организации и функциональных связей между ее подразделениями; - Анализ нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность организации; - Анализ ресурсного обеспечения организации - кадрового обеспечения, системы мотивации и контроля, информационных ресурсов и их роли в реализации целей деятельности организации. - Изучение процессов планирования и прогнозирования деятельности организации и ее структурных подразделений; - Анализ процессов подготовки и реализации управленческих решений в организации; - Опросы по технологиям и методам. 1 неделя 2 зе./72 ч. - Дневник учебной практики; - Индивидуальное задание на учебную практику; - Материалы и документы организации, собранные в процессе прохождения практики и необходимые для подготовки написания выпускной квалификационной работы
Аналитический - Анализ и систематизация результатов, сбор материалов для выпускной квалификационной работы; - Оценка материала, новизны выводов, предложений. 1 неделя 1зе./18 ч. - Направление на учебную практику; - Договор с организацией- базой практики; - Индивидуальное задание на учебную практику (согласованное); - Дневник учебной практики (оформленный); - Отзыв руководителя практики от организации.  
Заключительный - Интерпретация полученных результатов, написание выпускной квалификационной работы 1 неделя 2,5 зе./90 ч. Аттестация: зачет с оценкой по результатам предзащиты выпускной квалификационной работы

Руководитель практики от Академии:

- составляет рабочий график (план) проведения практики;

- разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;

- осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ОПОП ВО;

- оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к выпускной квалификационной работе в ходе преддипломной практики;

- оценивает результаты прохождения практики обучающимися.

Руководитель практики от профильной организации:

- согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики;

- предоставляет рабочие места обучающимся;

- обеспечивает безопасное условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;

- проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.

При проведении практики в профильной организации руководителем практики от Академии и руководителем практики от профильной организации составляется совместный рабочий график (план) проведения практики.

Обучающиеся в период прохождения практики:

- выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

- соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;

- соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.

Индивидуальные задания по направлению подготовки (примерные)

За время практики обучающемуся необходимо выполнить индивидуальное задание по более углубленному изучению отдельных направлений работы или видов дея­тельности организации (предприятия), решению конкретных управленческих задач в интересах базы практики и Академии, а также подготовить исходный материал для аналитической части дипломной работы.

Тематика индивидуальных заданий не может разрабатываться раз и навсегда как некий шаблон и быть одинаковой для всех практикантов. Она зависит от специ­фики базы практики и рабочего места обучающегося, а также интересов практиканта и его степени подготовленности по тем или иным направлениям. Ниже приводимые фор­мулировки следует рассматривать лишь как приблизительные варианты конкретных тем, которые могут служить ориентиром в поиске индивидуальной темы задания по направлению подготовки.

1. Взаимодействие государственных органов власти и органов местного са­моуправления.

2. Разработка конкретных механизмов государственного регулирования отраслей народ­ного хозяйства.

3. Совершенствование организационных структур государственных и муни­ципальных органов власти.

4. Совершенствование организационной структуры аппарата управления го­родских (сельских, районных) администраций.

5. Формирование финансово-экономической основы развития территории.

6. Разработка предложений по созданию эффективной связи органов терри­ториального (муниципального) управления с населением в решении местных про­блем.

7. Совершенствование системы управления государственным и муниципаль­ным имуществом.

8. Совершенствование организации труда государственных (муниципальных) служащих.

9. Совершенствование организации труда главы администрации.

10. Совершенствование технического обеспечения органа государственного (муниципального) управления.

11. Разработка программ социально-экономического развития территорий.

12. Совершенствование межбюджетных отношений различных уровней вла­сти.

15. Разработка механизмов привлечения инвестиций в экономику территории и отрасли.

16. Совершенствование системы заимствования и кредитования органов тер­риториального управления и предприятий бюджетной сферы.

17. Формирование налогового потенциала территорий.

18. Совершенствование организационного механизма управле­ния государственными и муниципальными предприятиями.

21. Совершенствование имущественно-земельных отношений на уровне го­рода (района).

22. Совершенствование информационного обеспечения органа государствен­ного (муниципального) управления.

24. Разработка новых форм управления финансами территорий (предпри­ятий).

25. Совершенствование системы управления имуществом государственных и муниципальных предприятий.

26. Совершенствование организации приема граждан аппаратом городской (сельской, районной) администрации.

28. Совершенствование организации контроля за исполнением управленче­ских решений, принимаемых в органе государственного (муниципального) управле­ния.

30. Совершенствование организации контроля за исполнением распоряди­тельных документов в органе муниципального управления.

31. Совершенствование форм работы государственных (муниципальных) ор­ганов управления с населением.

32. Пути улучшения информирования жителей о деятельности местных орга­нов власти.

33. Совершенствование работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан в органах государственного (муниципального) управления.

34. Совершенствование организации взаимодействия органов территориаль­ного управления с предприятиями, учреждениями и организациями различных форм собственности.

35. Улучшение планирования работы аппарата администрации.

36. Государственное регулирование инвестиционной деятельности.

37. Государственное регулирование и селективная поддержка регионального развития.

38. Механизмы антикризисного управления экономикой региона.

39. Государственное регулирование и реформирование деятельности естественных монополий.

40. Государственное антимонопольное регулирование экономики региона.

41. Совершенствование системы управления государственной собственностью.

42. Государственная ценовая политика и механизм ее реализации на региональном (муниципальном) уровне.

43. Государственное регулирование процесса ценообразования в отрасли.

44. Государственное регулирование качества и конкурентоспособности продукции (услуг).

45. Формы государственной поддержки производителей в сфере услуг.

46. Механизм государственного регулирования финансовых ресурсов муниципального образования.

47. Регулирование системы платежей и расчетов в муниципальном образовании.

48. Государственное регулирование процессов развития региональных рынков.

49. Кадровый менеджмент в организации.

50. Управление карьерой государственных (муниципальных) служащих.

51. Оценка качества и эффективности работы персонала.

52. Мотивация эффективной деятельности персонала в организации.

53. Кадровое планирование в системе государственного (муниципального) управления.

54. Управление системой подготовки и переподготовки кадров государственного и муниципального управления.

55. Организация контроля деятельности персонала в организации.

56. Профессионально-квалификационное развитие персонала в организации.

57. Управление процессами формирования организационной культуры в организации.

58. Социальное и личностное измерение карьеры государственного (муниципального) служащего.

59. Оценка деловых качеств государственного (муниципального) служащего.

60. Стимулирование труда государственных (муниципальных) служащих.

61. Планирование работы государственного (муниципального) служащего.

62. Пути интенсификации и рационализации труда государственного (муниципального) служащего.

63. Повышение эффективности использования рабочего времени руководителя.

Ряд индивидуальных заданий по специальности связан с углубленным изуче­нием отдельных направлений работы органов государственного и муниципального управления – баз практики и отражает специфику деятельности этих органов и их полномочия.

Методика выполнения индивидуальных заданий определяется руководителем практики. Она должна быть направлена на углубленную проработку тех положений (задач), которые составят основные разделы аналитической части дипломов.

Типовая структура преддипломной практики включает в себя ряд разделов, содержащих, например, ознакомление с перечнем мест прохождения преддипломной практики и выбор конкретной структуры, получение представления о практической деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций; выбор общенаучных методов и технологий, разработка инструментария; сбор и анализ информации, изучение документов и обобщение материалов практики; сбор материалов, необходимых для выпускной квалификационной работы; интерпретация полученных результатов; подготовка отчета. На всех этапах организация практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» к уровню подготовки обучающихся.

6. Технологии, используемые на преддипломной практике.

При выполнении работы в рамках преддипломной практики используются следующие технологии:

- инновационные; научно-исследовательские - исследовательские проекты (определение научной проблемы, доказательство актуальности темы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обобщение результатов НИРС, выводы, обозначение новых проблем), научные семинары-дискуссии, научные экспертизы законопроектов, др. нормативных правовых актов;

- информационные - информационно-телекоммуникационные технологии (ИКТ), презентации;

- управленческие техники и методы;

- иные - в зависимости от условий реализации их на практике. Так, используются технологии, связанные с поиском и обработкой источников российского права (СПС Консультант Плюс, Гарант, Кодекс), законодательства, правовых систем иных государств, специализированные (корпоративные, государственные, глобальные) информационные системы.

Наши рекомендации