Геокартоидный парад
или визуальная стабилизация индийского федерализма[††]
Совмещение деифицированного образа «Матери-Индии» сначала с географической картой Британской Индии, а потом с ее усеченным вариантом, изображающим геотело Республики Индия, характеризовало различные этапы национально-освободительного движения и становления независимого государства. После 1947 г. принципиально важным стало продвижение непосредственно картографического образа страны и его повсеместное внедрение – от календарей до школьных учебников – с целью развития географического чувства принадлежности к ранее не существовавшей государственно-национальной территории и формирования «воображенной общности». Десятилетие независимости было отмечено эмиссией многоцветной серии из 14 марок с изображением контуров Индии, вмещающих пространство нарождающейся нации. Актуальная вплоть до конца XX в. интенсивность почтовых отправлений содействовала мировому распространению геообраза Индии и его превращению в визитную карточку страны, а также включению его в набор государственных символов Индии наряду с флагом, гимном и т.д.
Индийский федерализм и административно-территориальное устройство страны также опираются на перманентную эксплуатацию визуального ресурса так называемых картоидов, т.е. предельно упрощенных карт, передающих пространственную форму составляющих Индию структурных единиц (штаты и союзные территории), без соблюдения картографических норм. Их контуры изображают условность, которая могла бы открыться с высоты птичьего полета, если бы между индийскими регионами существовали реально прочерченные границы. Они также лишены всех (кроме пространственных) маркеров – от лингвоэтнических до конфессионально-кастовых. Картоиды, окрашенные в разные цвета, формируют административную карту Индии, но в реальности они повседневно используются на федеральном уровне как самостоятельные знаки в государственной документации, в СМИ и т.д., выполняя роль не карты, но логотипа той или иной территории. Структурируя воображение, они внедряются в массовое сознание и, как например в случае с хиндиязычным ареалом, оправдывают соединение в пределах очерченного пространства разнородных групп, часто не связанных ни общим языком, ни этничностью, ни религией, ни коллективным прошлым, но уже реагирующих на свою картографическую идентичность.
Слово «парад» в названии доклада отражает параллелизм с другой визуальной репрезентацией федерализма и территориальности, а именно с ежегодным парадом по случаю государственного праздника (День Республики) 26 января на Раджпатхе («Государственный путь») в индийской столице. Движущиеся платформы с декорациями и включенными в них статистами воспроизводят стереотипное представление о тех или иных штатах и союзных территориях и перекликаются со статичными картоидами тем, что пустота последних может заполняться соответствующими региональными символами (ландшафт, герои, промышленное развитие, исторические вехи и т.д.). Движущиеся платформы создают мобильный образ индийской территории, воспроизводимый и транслируемый всеми видами СМИ, и наряду с картоидами, имеющими хождение по всей стране, работают на стабилизацию сложившегося федерального устройства и территориальной конфигурации.