Накануне мировой катастрофы. Райт на борту своего биплана
Райт на борту своего биплана.
На заре авиации создание воздушных машин было делом исключительным, а количество людей этим занимающихся исчитывалось единицами.
Неудивительно, что в таких условиях, конструкторы летательных аппаратов, чаще всего их сами и испытывали. Так поступали и Отто Лилиенталь, и барон Пилатр де Розье, и братья Райт.
Бывало, конечно, что изобретатели, по тем или иным причинам, поручали испытания своим напарникам. Так было, скажем, при запуске первых монгольфьеров.
Анри Фарман.
Однако, в таких случаях, слава создателей намного превосходила, славу тех, кто, рискуя своей жизнью, их детище поднял в воздух. Ситуация стала меняться на исходе первого десятилетия XX столетия. Именно в это время появляются знаменитые на весь мир испытатели.
"Первой ласточкой" стал уже знакомый нам Анри Фарман, совершивший в 1907 году свой первый полет на аппарате Габриеля Вуазьена.
Биплан Фармана. Почтовая открытка 1910 г.
Демонстрационный полет "Фармана" в Нижнем Новгороде.
Триплан "Avro". Он часто использовался русскими пилотами для полетов.
Через два года Фарман организовал под Парижем школу для подготовки летчиков из разных стран. Впрочем, вскоре этот экс-мотогонщик еще раз круто поменял свою жизнь и занялся разработкой самолетов собственной конструкции.
Целую плеяду знаменитых летчиков дала миру российская земля.
Парадоксально, но причиной высокого развития искусства пилотажа в нашей стране стало отсутствие в России надежных отечественных аэропланов. Поэтому стремление россиян в небо реализовалось преимущественно в летном деле.
Большую роль в распространении пилотажа в России сыграли авиационные клубы. Одним из первенцев стал созданный в 1908 году Одесский авиаклуб. Его воспитанником и стал Михаил Ефимов, первый русский дипломированный пилот. В 1910 г. Михаил Никифорович закончил во Франции летную школу Анри Фармана.
После первого же полета прославленный француз обнял россиянина и произнес: "У тебя получается, ты создан для нашего дела".
Вернувшись на родину, Ефимов первым в России поднял в воздух аэроплан с ипподрома Бегового общества. Самолет перелетел здание кадетского корпуса, сделал рискованный поворот у тюрьмы и через 10 минут опустился на землю.
Ефимов стал работать инструктором и летчиком-испытателем. Его карьера развивалась стремительно.
Шлем пилота.
Один из первых русских летчиков - Л.М.Мациевич. (Погиб в 1910 г.).
Он побил рекорд по продолжительности полета с пассажиром, принадлежавший Орвиллу Райту, впервые осуществил крупные виражи, пикирование и планирующий полет с выключенным двигателем и одним из первых в отечественной авиации освоил ночные полеты.
Вскоре слава Михаила Ефимова вышла за пределы России. В Ницце он выиграл шесть призов, победив едва ли не всех лучших авиаторов Европы.
На состязаниях в Вероне он поднял свой самолет "Bleriot" на 1096 м., совсем немного уступив рекордсмену в этом упражнении Мишелю Полану и установив рекорд высоты. Но после катастрофы, окончившейся падением в Средиземное море, Ефимов стал более осторожным, и авиаторы всего мира еще долго с сожалением вспоминали смертельный стиль "этого невероятно сильного русского со скулами Чингисхана".
После революции судьба знаменитого летчика сложилась печально: в Гражданскую войну он воевал на стороне Красной армии, попал в плен и был расстрелян белогвардейцами.
Успехи Ефимова вдохновили уроженца Одессы Сергея Уточкина. Ему суждено было стать вторым русским пилотом.
С.И.Уточкин (в центре).
После обучения в парижской авиационной школе, Уточкин возвращается на родину и 1910-1911 годах совершает в различных городах России публичные полеты, собиравшие сотни тысяч людей. На самолете "Farman" облетает почти всю Центральную Россию, устанавливая рекорды по дальности, высоте и продолжительности полетов.
За точность планирующего приземления на Ходынском поле в Москве он получил серебряный кубок из рук самого Жуковского. Публичные полеты стали великолепной рекламой зарождающейся авиации, убеждали людей в ее прекрасной перспективе, в необходимости развивать отечественное самолетостроение.
Многие из тех, кто наблюдал первые полеты Уточкина и других русских пилотов, впоследствии стали выдающимися авиаконструкторами, летчиками, создателями самолетов и ракет.
Афиша, извещающая о демонстрационном полете Уточкина.
Среди них Сергей Королев, Павел Сухой, Сергей Ильюшин, Николай Поликарпов и другие. И как они сами признавались, именно эти полеты зародили у них стремление взлететь в небо, создавать новые аппараты и моторы для них.
Памятник Уточкину в г. Одессе.
Сергей Исаевич Уточкин.
Между тем в жизни летчика началась полоса неудач: катастрофы, переломы, душевная болезнь, предательство жены. А умер Сергей Исаевич в 1916 г. от банального воспаления легких, не дожив и до сорока лет.
Нельзя обойти молчанием имя еще одного энтузиаста летного дела - Александра Васильева. В 1910 г. он, выпускник юридического факультета, стал свидетелем Первой российской авиационной недели. Потрясенный увиденным, молодой человек уезжает во Францию учиться профессии пилота.
Александр Алексеевич Васильев.
Стрелковая установка на "Блерио XI", на котором летал А.Васильев.
Добившись своего, Васильев занимается организацией публичных полетов в разных городах России. В отличие от Уточкина он предпочитает летать на самолетах Луи Блерио. На них пилот устанавливает ряд авиационных рекордов, в числе которых беспосадочный перелет в течение 2 часов 29 минут. В 1911 г. летчик принял участие в большом перелете Петербург-Москва.
Васильев был единственным из девяти участников, кто достиг финиша и выиграл Большой приз.
Первая мировая война нарушила дальнейшие планы летчика-спортсмена: он вступил в армию добровольцем. А в августе 1914 из-за повреждения мотора пилот попал в плен к австрийцам. После неудачной попытки побега, Васильев был заключен в лагерь и умер в плену.
К Петру Николаевичу Нестерову слава пришла чуть позже. 27 августа 1913 г. он осуществил "мертвую петлю" - замкнутую кривую в воздухе по вертикали. Это был мировой подвиг, прославивший не только исполнителя, но и Россию, русскую армию.
Петр Николаевич Нестеров и его "петля".
За это Нестеров был удостоен Золотой медали Российского общества воздухоплавания. Что касается подвигов Нестерова в годы войны, то об этом речь пойдет в следующей главе.
Итак, накануне мировой бойни наметилась тенденция к обособлению двух специальностей, связанных с авиацией: пилота и конструктора. Иными словами, отныне пилотаж стал профессиональным занятием. Это, бесспорно, привело к усложнению техники пилотирования летательных аппаратов и способствовало прогрессу в этой сфере. Первой приметой этого процесса стал целый ряд авиационных рекордов, установленных в этот период.