Накануне мировой катастрофы. Райт на борту своего биплана

Накануне мировой катастрофы. Райт на борту своего биплана - student2.ru
Райт на борту своего биплана.

На заре авиации создание воздушных машин было делом исключительным, а количество людей этим занимающихся исчитывалось единицами.

Неудивительно, что в таких условиях, конструкторы летательных аппаратов, чаще всего их сами и испытывали. Так поступали и Отто Лилиенталь, и барон Пилатр де Розье, и братья Райт.

Бывало, конечно, что изобретатели, по тем или иным причинам, поручали испытания своим напарникам. Так было, скажем, при запуске первых монгольфьеров.

Накануне мировой катастрофы. Райт на борту своего биплана - student2.ru
Анри Фарман.

Однако, в таких случаях, слава создателей намного превосходила, славу тех, кто, рискуя своей жизнью, их детище поднял в воздух. Ситуация стала меняться на исходе первого десятилетия XX столетия. Именно в это время появляются знаменитые на весь мир испытатели.

"Первой ласточкой" стал уже знакомый нам Анри Фарман, совершивший в 1907 году свой первый полет на аппарате Габриеля Вуазьена.

Накануне мировой катастрофы. Райт на борту своего биплана - student2.ru
Биплан Фармана. Почтовая открытка 1910 г.

Накануне мировой катастрофы. Райт на борту своего биплана - student2.ru
Демонстрационный полет "Фармана" в Нижнем Новгороде.

Накануне мировой катастрофы. Райт на борту своего биплана - student2.ru
Триплан "Avro". Он часто использовался русскими пилотами для полетов.

Через два года Фарман организовал под Парижем школу для подготовки летчиков из разных стран. Впрочем, вскоре этот экс-мотогонщик еще раз круто поменял свою жизнь и занялся разработкой самолетов собственной конструкции.

Целую плеяду знаменитых летчиков дала миру российская земля.

Парадоксально, но причиной высокого развития искусства пилотажа в нашей стране стало отсутствие в России надежных отечественных аэропланов. Поэтому стремление россиян в небо реализовалось преимущественно в летном деле.

Большую роль в распространении пилотажа в России сыграли авиационные клубы. Одним из первенцев стал созданный в 1908 году Одесский авиаклуб. Его воспитанником и стал Михаил Ефимов, первый русский дипломированный пилот. В 1910 г. Михаил Никифорович закончил во Франции летную школу Анри Фармана.

После первого же полета прославленный француз обнял россиянина и произнес: "У тебя получается, ты создан для нашего дела".

Вернувшись на родину, Ефимов первым в России поднял в воздух аэроплан с ипподрома Бегового общества. Самолет перелетел здание кадетского корпуса, сделал рискованный поворот у тюрьмы и через 10 минут опустился на землю.

Ефимов стал работать инструктором и летчиком-испытателем. Его карьера развивалась стремительно.

Накануне мировой катастрофы. Райт на борту своего биплана - student2.ru
Шлем пилота.

Накануне мировой катастрофы. Райт на борту своего биплана - student2.ru
Один из первых русских летчиков - Л.М.Мациевич. (Погиб в 1910 г.).

Он побил рекорд по продолжительности полета с пассажиром, принадлежавший Орвиллу Райту, впервые осуществил крупные виражи, пикирование и планирующий полет с выключенным двигателем и одним из первых в отечественной авиации освоил ночные полеты.

Вскоре слава Михаила Ефимова вышла за пределы России. В Ницце он выиграл шесть призов, победив едва ли не всех лучших авиаторов Европы.

На состязаниях в Вероне он поднял свой самолет "Bleriot" на 1096 м., совсем немного уступив рекордсмену в этом упражнении Мишелю Полану и установив рекорд высоты. Но после катастрофы, окончившейся падением в Средиземное море, Ефимов стал более осторожным, и авиаторы всего мира еще долго с сожалением вспоминали смертельный стиль "этого невероятно сильного русского со скулами Чингисхана".

После революции судьба знаменитого летчика сложилась печально: в Гражданскую войну он воевал на стороне Красной армии, попал в плен и был расстрелян белогвардейцами.

Успехи Ефимова вдохновили уроженца Одессы Сергея Уточкина. Ему суждено было стать вторым русским пилотом.

Накануне мировой катастрофы. Райт на борту своего биплана - student2.ru
С.И.Уточкин (в центре).

Накануне мировой катастрофы. Райт на борту своего биплана - student2.ru

После обучения в парижской авиационной школе, Уточкин возвращается на родину и 1910-1911 годах совершает в различных городах России публичные полеты, собиравшие сотни тысяч людей. На самолете "Farman" облетает почти всю Центральную Россию, устанавливая рекорды по дальности, высоте и продолжительности полетов.

За точность планирующего приземления на Ходынском поле в Москве он получил серебряный кубок из рук самого Жуковского. Публичные полеты стали великолепной рекламой зарождающейся авиации, убеждали людей в ее прекрасной перспективе, в необходимости развивать отечественное самолетостроение.

Многие из тех, кто наблюдал первые полеты Уточкина и других русских пилотов, впоследствии стали выдающимися авиаконструкторами, летчиками, создателями самолетов и ракет.

Накануне мировой катастрофы. Райт на борту своего биплана - student2.ru
Афиша, извещающая о демонстрационном полете Уточкина.

Среди них Сергей Королев, Павел Сухой, Сергей Ильюшин, Николай Поликарпов и другие. И как они сами признавались, именно эти полеты зародили у них стремление взлететь в небо, создавать новые аппараты и моторы для них.

Накануне мировой катастрофы. Райт на борту своего биплана - student2.ru
Памятник Уточкину в г. Одессе.

Накануне мировой катастрофы. Райт на борту своего биплана - student2.ru
Сергей Исаевич Уточкин.

Между тем в жизни летчика началась полоса неудач: катастрофы, переломы, душевная болезнь, предательство жены. А умер Сергей Исаевич в 1916 г. от банального воспаления легких, не дожив и до сорока лет.

Нельзя обойти молчанием имя еще одного энтузиаста летного дела - Александра Васильева. В 1910 г. он, выпускник юридического факультета, стал свидетелем Первой российской авиационной недели. Потрясенный увиденным, молодой человек уезжает во Францию учиться профессии пилота.

Накануне мировой катастрофы. Райт на борту своего биплана - student2.ru
Александр Алексеевич Васильев.

Накануне мировой катастрофы. Райт на борту своего биплана - student2.ru
Стрелковая установка на "Блерио XI", на котором летал А.Васильев.

Добившись своего, Васильев занимается организацией публичных полетов в разных городах России. В отличие от Уточкина он предпочитает летать на самолетах Луи Блерио. На них пилот устанавливает ряд авиационных рекордов, в числе которых беспосадочный перелет в течение 2 часов 29 минут. В 1911 г. летчик принял участие в большом перелете Петербург-Москва.

Васильев был единственным из девяти участников, кто достиг финиша и выиграл Большой приз.

Первая мировая война нарушила дальнейшие планы летчика-спортсмена: он вступил в армию добровольцем. А в августе 1914 из-за повреждения мотора пилот попал в плен к австрийцам. После неудачной попытки побега, Васильев был заключен в лагерь и умер в плену.

К Петру Николаевичу Нестерову слава пришла чуть позже. 27 августа 1913 г. он осуществил "мертвую петлю" - замкнутую кривую в воздухе по вертикали. Это был мировой подвиг, прославивший не только исполнителя, но и Россию, русскую армию.

Накануне мировой катастрофы. Райт на борту своего биплана - student2.ru
Петр Николаевич Нестеров и его "петля".

За это Нестеров был удостоен Золотой медали Российского общества воздухоплавания. Что касается подвигов Нестерова в годы войны, то об этом речь пойдет в следующей главе.

Итак, накануне мировой бойни наметилась тенденция к обособлению двух специальностей, связанных с авиацией: пилота и конструктора. Иными словами, отныне пилотаж стал профессиональным занятием. Это, бесспорно, привело к усложнению техники пилотирования летательных аппаратов и способствовало прогрессу в этой сфере. Первой приметой этого процесса стал целый ряд авиационных рекордов, установленных в этот период.

Наши рекомендации