Рубеж 4-3 тысячелетий до н.э.
(Египет – чёрная земля, «дар Нила» Геродот)
Как и в Месопотамии экономической основой зарождающейся здесь цивилизации раннего бронзового века было ирригационно-оросительное земледелие на аллювиальных почвах в долины Нила в северо-восточной конечности Африки. Суэтский перешеек через Синайский полуостров связывал Египет с азиатским ближним Востоком. Но по крайней мере на протяжении полутора тысяч лет своей истории Египет будет иметь очень слабые контакты с внешним миром и будет, таким образом, испытывать на себе фактор географической изоляции. Переход через Синайский полуостров в Палестину был труден. Морские коммуникации по Средиземному морю до середины второго тысячелетия до н.э. были очень плохо либо вообще не освоены. Как и в Месопотамии скудная растительность, бедные ископаемые ресурсы за исключением запасов меди на Синайском полуострове и известнякового камня для строительства.
По своим географическим очертаниям Древний Египет не имел, конечно же, ничего общего с Египтом в его современном понимании. В древности это была страна, вытянутая вдоль берегов долины Нила от его порогов на юге до устья этой великой реки на севере, которая распадется на множество рукавов, впадающих в Средиземное море и образующих знаменитую «египетскую дельту».
Географически долина мира распадается на две части, два субрегиона: на южный и северный Египет. Разделяются они как раз по границе дельты. Южный Египет, он же Верхний Египет (до устья Нила), и Северный Египет, он же Нижний (возле устья). Именно Южный Египет был наиболее всего приспособлен к ирригационно-оросительному земледельческому хозяйству. В нижнем течении в районе дельты во множестве рукавов река застаивалась, образую болотистые и топки низины. Зато эта часть одлины изобиловала влажными пастбищами, и поэтому служила благоприятной нишей для скотоводческого хозяйства. В силу этой причины именно Южный Египет с самого начала развивался быстрее и на протяжении почти двух тысяч лет именно Южный Египет был ядром, сердцевиной древнеегипетского государства.
История Древнего Египта в 4-3 веках до н.э. была записана древнеегипетским жрецом, который принадлежал уже к эллинизованной египетской аристократии, когда Египет находился под управлением династии Птолемеев греческого происхождения. История Манефона, написанная по-гречески, до нас не дошла. Остались лишь фрагменты в переложении других античных авторов. Но от него идёт традиция периодизация истории Древнего Египта. Основана она на делении истории на т.н. эпохи царств. Их особенностью является объединение страны в общеегипетское государство в рамках этих эпох. При переходе от царства к царству Египет переживал распад и децентрализацию. В общей сложности таких царств насчитывают три: Древнее, Среднее и Новое. Все три царства укладываются в период 1 и 2-го тысячелетия до н.э. За этим следует период с 11 по 6 века до н.э. Современная историография называет эго периодом Позднего Египта. В 6м веке до н.э. Египет вошёл в состав мировой ближневосточной державы персидских царей из династии Ахеминидов.
Последняя династия Египта перед персидским завоеванием – 26я. В период пребывания Египта в составе Персидской Державы периодически он возвращался к временной независимости, потом терял её. В результате, Манефон сосчитал ещё четыре династии.
История Египетских династий прекращается после завоевания Египта уже в 4м веке до н.э. Александром Македонским.
Специфика долины Нила (хозяйственно-географический аспект).
Ирригационное хозяйство Египта в отличие от Древнего Шумера имело свои особенности. Разливы Нила продолжались в течение лета и заканчивались осенью. Земледелец приступал поэтому к обработке пашни в конце осени, период созревания злаковых приходился на зимние месяцы, а не в пик летнего зноя, как в Шумере. Поэтому почва не высыхала мгновенно, не стояла остро задача искусственного орошения. Задача стояла в том, чтобы как можно дольше поля простояли под водой, напитавшись влагой и плодородным илом. Поэтому, если в Южной Месопотамии конструктивную основу ирригации составляли оросительные каналы, то в Египте это были поперечные дамбы вдоль русла реки. Прокладывать каналы имело смысл только через высокие берега или для страховки от низких паводков Нила, когда вода могла не выйти из берегов.
К 3му тысячелетию до н.э. в Южном Египте, а также в дельте возникают архаические протогосударства на базе земледельческих сообществ. Впоследствии эти протогосударства станут политическими ячейками общеегипетской единой монархии. Древние греки, познакомившись с Египтом уже в 1м тысячелетии до н.э., назовут эти политические образования Номами (Номы). Процесс был вполне аналогичен тому, что было в южной Месопотамии. Сначала создавались первичные политические образования на основе общин. Дальше начинаются свои особенности. В отличии от Южной Месопотамии Египетские протогосударства были привязаны к руслу реки, а не к искусственным каналам. Ширина же долины редко где превышала 10 км. В результате египетские номы существовали очень близко друг к другу, нанизываясь на русло реки. Между ними шла конкуренция за земельные ресурсы. В результате процесс их объединения пошёл весьма быстро, намного быстрее, чем в Южной Месопотамии. По историческим меркам Египет почти незаметно преодолевает переход от первичной государственности общин к единой централизованной монархии. Сначала образовалось две федерации номов: южная и северная. После чего правители более сплочённого и более освоенного юга покорили север. Где-то в 29 или 28 веке до н.э. началось правление первых общеегипетских династий фараонов. Резиденция царей расположилась в районе границы севера и юга страны в городе Мемфис. Объединение страны резко умножило экономическую базу центральной власти. В масштабе всей страны сложилась система трудовых повинностей перед государством, которые распределялись между номами. Результатом этого стало знаменитое монументальное строительство, начавшееся с первых же общеегипетских династий и его вершина – египетские пирамиды, самые знаменитые из которых принадлежали фараонам 3ей и 4й династии (приблизительно 27-28 века до н.э.). Можно предположить, что монументальное строительство было не столько целью, сколько средством мобилизации центральной властью всех трудовых ресурсов страны. Таким способом центральная власть воплощала свой контроль и власть над номами и проводило курс на централизацию страны. Мобилизованные ресурсы нужно было куда-то направлять, во что-то материализовывать. Формой этой материализации и стали монументальные постройки, в частности пирамиды.
Социально-экономические структуры Древнего Египта.
Изучение социально-экономических структур древнего царства ставит немало вопросов о непохожести Египта на другие современные ему цивилизации древнего Востока. Хозяйственная жизнь и социальные структуры отражены, Например, в памятниках, связанных по происхождению своему с заупокойным культом древних египтян. Согласно религиозным представлениям, царившим в Древнем Египте, земная жизнь человека – это лишь короткое приготовление к вечной жизни по ту сторону смерти. Эта жизнь по ту сторону представлялась улучшенной копией земного бытия. Но чтобы этот идеал был достижим, обязательным условием считалось сохранение телесных останков после смерти. А в погребальных камерах, словно немое кино, создавались прижизненные сцены покойного. Разумеется, подобные вещи могла позволить только знать. Именно эти памятники и рисуют нам характер общества древнего царства. Как видно из них, основным видом хозяйства было очень крупное хозяйство Египетских вельмож, местных правителей номов – монархов, либо их ближайших родственников. Хозяйства эти многоотраслевые, с полным спектром всех необходимых отраслей производства. Работники трудятся коллективно, большими бригадами и находятся на полном довольствии такого хозяйства. Руководители низших чинов тоже не освобождены от физического труда. Такая практика организации производства очень смахивает на модель государственно-храмового хозяйства древнего Шумера эпохи первых монархий. Но государственно-храмовые хозяйства древнего Шумера функционировали параллельно с хозяйством частным членов гражданских общин, автономных по отношению к территориальному государству. В хозяйстве египетских вельмож между тем весь персонал, как рабочий, так и административный, называется одинаково, включая членов семьи вельможи. Следовательно, все они принадлежат к одной и той же социальной группе. Работники вельможных хозяйств, получающие в нём самом довольствие и пропитание, не должны иметь своей собственности, следовательно, частными собственниками не являются. Но и назвать их неполноправными свободными трудно, коль скоро они составляют одну и ту же социальную группу с верхушкой вельможного хозяйства. Можно сделать вывод, что уже в Древнем царстве Египта не было (историки не могут отыскать даже следов) общины свободных собственников. При этом само вельможное хозяйство является практически полным аналогом государственно-храмового комплекса, хорошо известного по древнему Шумеру. Получается, что уже в Древнем царстве Египта община была разрушена и была растворена в государстве. Первичные египетские номы если изначально и были общинами свободных собственников, то уже в третьем тысячелетии до н.э. быть ими перестали. Вся земля находилась в формальном ведении монарха, считавшегося (также формально) слугой фараона. При этом практически все монархи были местного происхождения, выполняли функцию верховных жрецов в своих номах. Следом шла местная номовая знать. Правительственный аппарат нома был миниатюрной копией центрального правительства. Представители номовой знати, включённые в этот аппарат с одной стороны получали служебные ранги и были включены в общеегипетскую сановную иерархию, с другой стороны, служебный ранг как правило был совмещён с должностью жреческой. Жреческие должности как правило были наследственные. Между тем жреческие функции это типичнейшая прерогатива общинной по происхождению знати. Но в силу того, что община в Египте приобрела форму нома, который являлся централизованной монархией в миниатюре, то это была т.н. номовая знать. Тем не менее у неё с общинной знатью главная общая черта – потомственность. Местные корни через которые эта знать была связана с местным культом и представляла из себя местную жреческую корпорацию, возглавляемую самим монархом, правителем нома. Получается, что правящий класс Египта практически не был представлен т.н. служилой знатью. Египетская знать лишь по форме была служилой. А по своей природе состояла из древних общинно-номовых элит, которые выступали как жреческие корпорации. В этом была и существенная слабость древнеегипетской монархии, её единство, единство государства очень сильно зависело от степени лояльности именно местных номовых элит. Зависело от того, до какой степени эти элиты готовы были подчиняться центральной власти и фараону, до какой степени они были готовы представлять в распоряжение центральной власти свои ресурсы. На исходе древнего царства именно эта лояльность номов достигла пределов своего исчерпания, дальше которых номы уже не были готовы и дальше отдавать власть и ресурсы центральному правительству и обеспечивать их растрату на монументальные постройки типа пирамид.
Считается, что где-то в 25-24 веках до н.э. уже вялотекущий кризис централизованного государства в Египте приобретает характер катастрофы под влиянием экологических и и природных бедствий. Источники сообщают, что Нил перестал разливать полноводной ширью своей, отсюда неурожай, голод, социальные бунты. Центральное правительство утерял контроль над номами. Египет рассыпался на номы. Эпоха древнего царства закончилась.
Наступил т.н. 1й переходный период. Это был период системного кризиса, когда шла перестройка экономики на более эффективные технологии хозяйствования и управления. Источники того периода между древним и средним царствами рисуют чуть ли не апокалиптические картины (Иувер).
Постепенно страна выходит из кризиса и между номами начинается борьба за первенство и за право объединить страну. В конце концов, именно это и удаётся правителям южноегипетского города и одноимённого нома Фивы. В результате приблизительно на исходе 21 века до н.э. Египет снова объединяется. Этот новый период общеегипетского государства вошёл в историю как эпоха Среднего царства, охватывающего время с 21 по 18 века до н.э. включительно (династии с 11 по 14). Столица Египта в это время – Фивы.
Фиванские правители (фараоны фиванского происхождения) столкнулись с очень непростой для себя задачей. На первых парах их власть над страной признавалось скорей лишь номинально. Власть была в руках местных монархов и древних номово-жреческих корпораций (местной знати). Поэтому главной задачей правительства стало использование любых способов укрепления своего авторитета над номами. Во-первых создаётся общеегипетский пантеон. Бог Солнца, известный ещё в древнем царстве как Ра был отождествлён с богом фиванского происхождения Амоном. Возник двойственный синкретический культ Амона-Ра, которому был придан статус общегосударственного верховного культа. Второй путь к авторитету центральной власти вёл через активную внешнюю политику. Старый способ добыть ресурсы у соседей, грабежом. Наиболее удачным правителем в этом отношении оказался фараон Сеусерт 3й 12ой династии. Впервые в истории Египта он совершает глубокие военные экспедиции в Азию до Палестины и на юг за пороги Нила в пока ещё дикую, но очень богатую золотом Нубию (приблизительно район нынешнего Судана). Но главный источник авторитета центральной власти был всё-таки внутри страны. Он заключался в создании социальной базы центрального правительства. Этой базой была уже чисто служилая знать. Но чтобы наращивать базу служилой знати, нужны были ресурсы, неподконтрольные номам. Выход был в освоении новых земель. Поэтому фараоны не тратят ресурсы на глупости типа пирамид, а совершают огромный рукотворный оазис посреди пустыни, знамений оазис древнего Египта – Фаюм. Результатом стало создание мощного государственного хозяйства, способного кормить тысячи служилых людей.
Приблизительно 18 век до н.э. – расцвет Среднего Египта.
В конце 18 века до н.э. Египет подвергся практически первому в своей истории серьёзному нашествию извне: через Синайский полуостров из сирийско-палестинских степей в дельту Нила проникают племена, которые с лёгкой руки Манефона были названы Гиксосами («вожди пастухов», ибо племена эти были пастушеские). Царская власть не смогла оказать сопротивления вторжению. Накануне вторжения гексосов Египет уже испытывал серию внутренних политических кризисов. Кроме того, пешие войска фараона были слишком легко вооружены. Гексосы оккупируют дельту. Верхний Египет гексосам был гораздо менее интересен, т.к. Верхний Египет был земледельческим, а гексосов интересовали более богатые пастбища.
Нашествие гексосов положило конец эпохе среднего царства. В истории Египта начинается т.н. Второй переходный период.
Нижний Египет находился под властью гексосских царей примерно сотню лет. За это время в Верхнем Египте успели произойти серьёзные перемены. Фиванский ном стал подчинять себе соседей. К конце 17 века – начала 16 вв. фиванские цари окрепли настолько, что приступили к политике выдавливания. Гексосскую столицу в Египте Аварис царь Яхмус захватил и навсегда вытеснил азиатов из Египта.
Эпоха Нового царства.
16-11 века до н.э. (династии с 18й по 20ю).
Самая блистательная, самая насыщенная страница истории Древнего Египта, вершина истории древнеегипетской цивилизации.
Переход к Новому царству и приход к власти т.н. 18й общеегипетской династии сопровождался не только сопровождался не только освобождением Нижнего Египта от азиатов. Борьба с ними незаметно переросла в мощную военную экспансию Египта за свои пределы (за пределы долины Нила). Раньше всего подчинил он своей власти Нубию (т.е. восстановил своё влияние со времён Среднего царства). Главное же направление намечалось в Палестину и Сирию. Египет начинает всерьёз закреплять своё влияние в сирийско-палестинском регионе. Этому способствовало то, что никаких крупных государств, кроме разрозненных городов и мелких царств там не существовало. Захватнические войны Египта в Азии были связаны с фараонами, носившими имена Тутмосов (Тутмос 1й, 2й и 3й). При Тутмосе 1м египетские войска достигли Верхнего Ефрата. С этого момента Египет начал систематически выкачивать грабежами главные ресурсы этого региона (рабы, металлы, древесина с побережья нынешнего Ливана). При Тутмосе 2м внешняя политика притормозилась, поскольку активные войны и приток внешних богатств в страну начал поднимать на верх социальной лестницы кадры служилой знати, которые начинали теснить номовую (потомственную) знать древнего происхождения. Старинные номовые элиты в конце концов сумели после смерти Тутмоса 2го не допустить к престолу его законного наследника Тутмоса 3 и привели к власти мачеху законного наследника царицу Хатшелсуп. Хатшелсуп была озабочена легитимацией своей власти. Специально созданные религиозные тексты объясняли пришествие её к власти волей самого верховного Бога Амона-Ра. Впрочем, на официальных церемониях Хатшелцуп правила 20 лет, вызывая очевидно всё кроме любви к себе со стороны пасынка. После прихода к власти наконец Тутмос 3й возобновляет активные войны в Азии. При этом от политики набегов и грабежей Египет переходит к практике закрепления захваченных территорий, вовлечения их в свою постоянную сферу влияния. Фараон назначает своих наместников над завоёванными государствами, которые налаживали систему регулярной выплаты дани. В ключевых точках региона стояли египетские гарнизоны, гарантировавшие сохранение лояльности фараона к местным царькам.
Таким образом, можно говорить о возникновении Египетско-азиатской державы. Но никакого государственного единства она не составляла, был лишь Египет и его данники.
В этой ситуации складывались и благоприятные предпосылки для широкого культурного обмена между Египтом и странами Азии. Между тем внутри самого Египта его внешнеполитическое могущество вело к накоплению очень серьёзных противоречий, которые в конце концов прорвались в виде мощного политического кризиса. Типично политическая борьба внутри элиты велась религиозными инструментами.
Именно этот политический кризис, обличённый в религиозную оболочку вошёл в историю древнего Египта как солнцепоклоннеческий переворот фараона 18й династии Аменхотепа 4-го, известного также под именем Эхнатона. Глубинные причины кризиса, который и вызвал данный переворот, носят социальный и политический характер и могут быт изложены так: военная экспансия Египта во вне двигала наверх военно-служилые кадры и через систему грабежей и дани направляла в страну громадный поток богатства. Но сложившаяся веками социально-экономическая система была буквально заточена под интересы древней номовой аристократии. Экономически Египет представлял из себя сплошное формально-государственное хозяйство, внутри которого основные ресурсы находились под контролем и управлением храмов. Храмы контролировали жреческие корпорации, сложившиеся за века до этого на базе своих номов. Являясь одновременно не только сановной знатью, но и жречеством, старая элита практически не пропускала в свои ряды новых выдвиженцев. Жреческие должности были наследственными, поэтому сановно-жреческие корпорации были потомственными. В результате царская власть испытывала колоссальные трудности с тем, чтобы распределять богатства страны в пользу выдвигавшихся служилых кадров. Особенно большим влиянием в стране пользовалась древняя аристократия столицы в Фивах. Фиванская знать представляла собой жреческую корпорацию, которая контролировала храмы главного государственного бога Амона-Ра. Громадные царские пожертвования поступали в храмовое хозяйство Амона-Ра. Но внедрить в жреческую корпорацию Амона-Ра своих выдвиженцев фараон практически не мог. Фиванская знать ревниво оберегала свою монополию на богатство своего бога. Выход, который начал находить в этой ситуации фараон Аменхотеп 4й был прост: создать ещё одну жреческую корпорацию исключительно уже из своих личных выдвиженцев и слуг. Для этого воздвигнуть новый культ и под него выделить ресурсы и организовать мощное храмовое хозяйство, альтернативное хозяйству Амона-Ра, и на хозяйство нового бога посадить своих людей. В течение нескольких лет Аменхотеп 4й действительно воздвиг новый культ прежде никому не известного бога Атона, который как и Амон-Ра выступал с функцией бога солнца (уже одним только этим он намекал на конкуренцию со старинным культом Амона-Ра). Бог Атон получил и необычное для Египта изображение без каких-либо серьёзных антропоморфных черт – солнечный диск с лучами в виде человеческих рук. Новому богу фараон стал жертвовать богатства. Жреческие должности заняли слуги фараона, которые все как один пели ему гимн, что он поднял их из грязи, накормил и обогрел (это хорошо показывает происхождение новой жреческой корпорации). В том, что делал фараон, не было ничего противоестественного с точки зрения язычества, т.к. принцип языческой религии: «какому богу хочу, такому и молюсь, это личное дело». Урезав пожертвования богу Амону-Ра, фараон перестал кормить старую фиванскую знать. Фиванская знать ответила очень жёстко – нападками и заговорами. Оставаться рядом с ней было опасно. Поэтому фараон уходит из Фиван и строит новый город Ахет-Амон («горизонт Атона»). Находясь там, фараон мог ощущать себя целиком под защитой своего бога. Значит, старых богов можно было ни чуточку не бояться. Фараон начал жестоко бить старых богов, и прежде всего – Амона-Ра, покровителя старой фиванской жреческой знати. А значит, полетели и все связанные через пантеон с Амоном-Ра египетские культы. Изображения Амона-Ра уничтожались, гимны в его честь переписывались под Атона. Возникла совершенно необычная для древнего царства ситуация: царский двор отверг старых богов. В царской столице никого кроме Атона не почитали.
Фараон действительно достиг своей цели. Но государству это стоило немалых потерь, и все достижения держались на исключительном фанатизме самого фараона лично. Поэтому смерть Аменхотепа 4-го всё изменило. Раскол внутри правящего класса пагубно сказывался на состоянии страны, поэтому преемники реформатора-фараона начали тихо сворачивать реформу. Ближайшим наследником Аменхотепа 4-го стал его зять Тутанхатон. Совсем юный, он находился под абсолютным влиянием окружавших его сановников, и вскоре скончался. Незадолго до кончины Тутанхотон успел стать Тутанхамоном. Начался процесс примирения жречества Атона со старой фиванской знатью. Примирение состоялось на следующих принципах: столица возвращалась обратно в Фивы (возможно, это произошло уже при Тутанхотоне); старый египетский пантеон восстанавливался; и самое главное – новая знать, пришедшая к власти, благодаря культу Атона легко променяла свою веру в него на сохранение своей власти в государстве. В результате преемники Аменхотепа 4-го отреклись и от него, и от Атона, но оставили у власти новый служилый слой. Социальные последствия реформы Аменхотепа 4-го необратимы – у власти оказались действительно новые люди. Новый служилый слой со старой фиванской властью ужиться бы всё равно не смог. Поэтому Фивы хотя и вернули себе положение столицы, резиденция самих фараонов и правительства переехала на новое место – на север страны ближе к дельте. Фивы стали отныне столицей номинальной для ритуальных праздников и церемоний. Политический же центр новая знать переносит на новое место. Это был важный рубеж в истории Египта. Веками Север Египта, дельта Нила, была отсталой окраиной. Сейчас же, начиная с 14 века до н.э., с появлением тут царской резиденции и правительства нижний Египет начинает быстро развиваться и подниматься. Примерно так Египет вступает в период т.н. 19 и 20 династии – последней династии Нового царства. Опираясь на поддержку и силу новых служилых кадров, создав в дельте Нила мощную хозяйственную базу, фараоны последних династий Нового царства начинают строить новую египетско-азиатскую державу.
Рамзес 2й Великий (13 век до н.э.) пришёл к власти очень юным и правил очень долго. Как считается, более 60 лет. Рамзес стал фараоном-полководцем, тем более, что в 13 веке в борьбе за Азию Египет нашёл себе ни в чём не уступавшего противника – державу Хеттов. Две великие державы десятилетиями сталкивались в сражениях за право владения Сирией и Палестиной.
После Рамзеса Великого Египет постепенно втягивается в полосу неудач. Вызвано это было глобальными факторами. В 13м веке до н.э. средиземноморский регион начинает испытывать колоссальнейшие потрясения. Эпицентр взрыва находился в прибрежных областях Балканского полуострова на греческих островах. Населявшие эти регионы племена, находившиеся на догосударственной стадии развития начали расселяться. В результате, огромная масса населения начинает мигрировать из восточного средиземноморья в основном в двух направлениях: на запад, в сторону Италии и на восток, в сторону малой Азии, нынешней Турции. Волны нашествий покатились по всему переднему востоку. Современные историки называют эти миграции миграциями народов моря. Идя от Блакан на малую Азию, волны этих миграций обрушивали целый государства и цивилизации. Легенды о троянской войне в греческой мифологии отразили в себе именно эту эпоху: племена, переселявшиеся из Греции, оказывалис в малой Азии и здесь вступали в бесконечную борьбу с местными царствами и городами, одним из которых была Троя. В 13м веке под напором нашествий гибнет держава Хеттов. Морские народы далее катились в сторону Египта, сметая всё на своём пути. При наследниках Рамзеса Великого Египту пришлось вступить в борьбу за само своё существование. Государство устояло в борьбе с нашествиями. В течение многих лет армии фараона и на суше, и на море стойко отражали попытки вторжения в страну. Но цена за это была заплачена слишком высокая: дельта Нила была буквально разорена, а именно здесь были сосредоточены главные ресурсы царского хозяйства. И наоборот, совершенно не был задет Южный Египет. Пользуясь этим, фиванская знать начала отстаивать своё право вернуть Фивам статус не номинальной, а реальной столицы. Страну в результате поразил открытый сепаратизм. Южный номы стали группироваться вокруг Фив. В 11м веке до н.э. страна раскололась. Общеегипетская династия пресеклась. Последняя блистательная эпоха Нового царства завершилась.
Египет вступил в новый период, который историки назвали поздним.
Период позднего Египта – это уже постепенно меняющаяся страна и общество. Принципиальные особенности позднего Египта (период которого длится до 6 века до н.э.):
· Египет уже не будет той централизованной монархий, какой он был прежде. Либо он представляет собой отныне разрозненные группировки номов, либо общеегипетскую федерацию этих номов с очень и очень номинальной властью фараонов. При этом всё чаще общеегипетские династии пытаются основать чужеземцы: то западные соседи – ливийцы, то эфиопы.
· В условиях политической децентрализации централизованное египетской хозяйство развалилось. Собственность, находившаяся внутри номов при храмах и ранее имевшая формальный статус государственной в 1м тысячелетии до н.э. присваивается, распределяясь между египетскими вельможами, превращаясь в частные владения.
· Рядовое население Египта деградирует социально. В новых условиях рядовые египтяне превращаются в бесправных арендаторов земли в частных владениях. Появились рыночные отношения. Страну захлестнуло повальное долговое рабство. Никогда прежде в Египте никогда не был так велик контраст между богатством знати и бесправием рядового населения.
В 6м веке Египет последний раз объединятся под властью фараонов. Они сделали робкую попытку подчинить зарвавшуюся знать, вернуть государству права на его собственность. Ни к чему хорошему это не привело. В результате египетская знать объявила войну фараонам и просто продала страну завоевателям персам. В 6м веке до н.э. весь ближний восток поглотила мировая персидская империя династии Ахеминидов. Египетской знати оставалось лишь на взаимовыгодных условия интегрироваться неё. Рядовые же египтяне были к этому абсолютно равнодушны. А царская власть положиться могла только на наёмников. В 525 году н.э. Египет покорился персам и стал частью персидской державы.