В числе самых острых социальных проблем, с которыми столкнулась страна в 50-е гг., был жилищный вопрос. В результате разрушений без крова после войны осталось 25 млн. человек.
Чтобы снять остроту проблемы, по инициативе Н.С. Хрущева были приняты меры по увеличению жилищного строительства. Ставилась задача строить больше, быстрее и дешевле. Указывались пути ее решения: широкое применение типовых проектов, внедрение индустриальных поточных методов возведения жилых зданий, широкое применение железобетона и блочных конструкций. В крупных городах строили преимущественно четырех- и пятиэтажные здания. В таких домах можно было обойтись без лифта, упростить специальное инженерное оборудование. В конце 50-х гг. советская наука получила важные положительные результаты в ряде областей прикладных знаний, в том числе в области полупроводников, электронно-вычислительных машин. Ярким свидетельством высокого научного и технического уровня производства явились запуск первого искусственного спутника Земли, первый полет человека в космос. Довольно высокие темпы роста сельскохозяйственной продукции, достигнутые в значительной мере экстенсивным путем за счет освоения дополнительных пахотных площадей, заслонили собой значительное отставание по урожайности. Сложные проблемы экономического прогресса пытались, таким образом, решать старыми, административными методами. Расчет был в основном на эффект организационных перестроек. Имели место многочисленные субъективистские импровизации в ущерб научности руководства. Самое главное, проводимые мероприятия по улучшению руководства экономикой не предусматривали крупных радикальных преобразований, затрагивающих глубинные пласты экономических связей и отношений, а частичное совершенствование отдельных элементов хозяйственного механизма не могло дать и не дало ожидаемого эффекта. Необходимость проведения экономических реформ была очевидной. На пути ее осуществления первым серьезным мероприятием стала ликвидация совнархозовской системы территориального управления. Но ее проведение выполнялось под воздействием административно-командного образа мышления и соответствующих им действий. Вместо совнархозов восстанавливались министерства. Причем число министерств постоянно увеличивалось и достигло к середине 80-х гг. около 100 союзных и 800 республиканских. Больше всего министерств функционировало в Российской Федерации. Это и понятно, если учесть объем промышленного производства России по сравнению с другими союзными республиками.
53. Социально-экономическое развитие СССР в сер.60-х –сер.80-х. застойные явления в советской экономикеи попытки её реформирования.
Новое партийно-государственное руководство. Отмена решений, ущемлявших интересы номенклатуры. Рост бюрократического аппарата. Усиление консервативных тенденций в политике. Концепция «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г.
«Косыгинские реформы». Кризис социалистической системы в 70-х–середине 80-х гг. ХХ в. Нарастание кризисных явлений и противоречивый характер развития экономики. Сочетание высокотехнологичных направлений экономики и ее экстенсивный характер, структурная диспропорция, централизованный механизм распределения в экономике. Социальная и национальная структура советского общества. Изменения в численности и составе рабочего класса, крестьянства, служащих. Нарастающая урбанизация общества.
Основные направления и приоритеты социальной политики. Уровень жизни городского и сельского населения. Политическое развитие страны. Роль КПСС в советском обществе. Перемены в сельскохозяйственном производстве, его ускоренный подъём с целью обеспечения населения продовольствием и лёгкой промышленности – сырьём. Повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение финансирования отрослей агросферы, совершенствование налоговой политики. 18% общего объёма капиталовложений было направлено на аграрную сферу. Общественно-политическая жизнь во второй половине 1940-х–начале 1950-х годов Настроения различных слоев населения советского общества после войны и их влияние на внутреннюю политику властей. Развитие культуры. Достижения советских ученых, деятелей литературы и искусства. Меры по укреплению режима личной власти Сталина и борьбе с вольномыслием в обществе. Постановления 1946–1948 гг. по вопросам литературы и искусства. «Научные дискуссии» по философии, политэкономии, языкознанию и биологии. Кампания борьбы с «космополитизмом» и «низкопоклонством перед Западом». «Ленинградское дело». Новая волна политических репрессий.
Первые попытки либерализации советского общества в 1950-х–начале 1960-х гг.
Расстановка сил в высшем партийно-государственном руководстве после смерти И.В. Сталина. «Номенклатурная» либерализация – «хрущевская оттепель». ХХ съезд и десталинизация. Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реакция в обществе на критику Сталина. Экономические реформы «хрущевского десятилетия». Поиск путей интенсификации экономики. Отставка Н.С. Хрущева
Вопрос 54 Курс на преобразования в СССР во второй половине 80-х. Перестройка; 55. Основные тенденции политического развития СССР серед.60-х – сер. 80-х годов 20 века.
С отставкой Хрущёва завершился процесс либерализации общественно0политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарём ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев , находившийся в течении многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н,С, Хрущёва. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А.Н. Косыгин. Часть новых руководителей считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения 20-ого съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем, чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущёвской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Две концепции развития!
Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратились критика культа личности Сталина И.В., разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде ограничивался доступ к источникам научной информации – отечественной и зарубежной – для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжёлые последствия для развития науки.
В нач 70-х годов Брежневым Л.И, было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране разрешён. Равенства республик достигнуто не было, более того в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требовавшие незамедлительного разрешения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятникови национальных традиций. Но руководство страны не удиляло должного внимания нарастающим конфликтамв национальной сфере. В развитии общественно-политической жизни всё более чётко прослеживались 2 тенденции :демократическая и антидемократическая. Значительно различались полномочия местных советов. Росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Общественные объединения из представителей различных категорий населения действовали при местных Советах. Но социальный состав самих Советов, соотношение в нём рабочих, колхозников и интеллигенции определялись партийными органами. Руководство деятельностью государственных и общественных организаций осуществляла Коммунистическая партия. В начале 80-х годов в рядах КПСС насчитывалось 19 млн.человек. КПСС не только вырабатывала генеральную перспективу развития общества, но и претворяла её в жизнь через партийные и общественные организации на местах. На съездах принимались планы народнохозяйственного развития, намечались меры совершенствования хозяйственного механизма, которые не устраняли, однако, чрезмерной централизации и командно-приказных методов управления. Увеличилась численность административного аппарата.
В октябре 1977 года была принята новая конституция. В её основу была положена концепция «развитого социализма». Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа, закреплялась утверждённая прежними конституциями политическая основа государства - Советы. Отныне они стали называться Советами народных депутатов. Все Советы народных депутатов – верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и др.Советы составляли единую систему органов Гос. власти.
Избранием в марте 1985 г. М. С. Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС была наконец прервана порочная традиция последних лет. Общество хотело, чтобы во главе партии и страны встал, наконец, молодой, энергичный человек. М. С. Горбачев был избран потому, что правящая элита не могла не считаться с общественным мнением, не признаваемым официально, но реально существующим. Перемен ждал мощный слой партийно-государственных чиновников, военных, обеспокоенных развалом государства.
По своему в реформировании советской системы были заинтересованы технократы, интеллигенция. Совпадение во времени внутренних и внешних факторов требовало коренным образом изменить условия производства и методы управления [8, С. 113].
Родившийся в 1931 г., М. С. Горбачев принадлежал к поколению, которое называло себя “детьми ХХ съезда”. Образованный человек и опытный партийный работник, Горбачев продолжил начатый Андроповым анализ состояния страны и поиск путей выхода из создавшейся ситуации. Идеи глубоких реформ родились не на пустом месте. Из-за закрытости советского общества, статистических подтасовок для большинства советских людей кризисные явления были малозаметны. Однако у экономистов, политологов, хозяйственников большое беспокойство вызывало увеличивающееся технологическое отставание Советского Союза. На единицу конечного продукта в СССР тратилось почти вдвое больше природных ресурсов, энергии, человеческого труда, чем в передовых странах. СССР являлся крупнейшим в мире производителем стали, станков, обуви, но большинство товаров было неконкурентоспособно на международных рынках. Страна резко отставала от современных требований в области компьютеризации народного хозяйства, по внедрению других достижений НТР. К середине 80-х годов и для такой огромной и богатой ресурсами страны возможности экстенсивного развития были исчерпаны. В 1984 г. впервые за послевоенное время упала годовая добыча нефти, долгие годы бывшая главной статьей экспорта, а следовательно, важнейшей опорой советской экономики
Различные варианты реформы обсуждались и в научных кругах, и в недрах партийного аппарата. Однако целостной концепции перестройки экономики к 1985 г. еще не сложилось. Большинство ученых и политиков искали выход в рамках сложившейся системы: в переводе народного хозяйства на путь интенсификации, создании условий для внедрения достижений НТР. Этой точки зрения придерживался в то время и М. С. Горбачев. Для укрепления позиций страны на международной арене, улучшения условий жизни населения страна действительно нуждалась в интенсивной высокоразвитой экономике.
Уже первые выступления нового Генерального секретаря ЦК КПСС показали его решимость приступить к обновлению страны. К началу 80-х гг. Советский Союз достиг нового технического уровня, развились отрасли промышленности (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.). Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений. Сформировались и действовали единые энергосистема, транспортная система, система автоматической связи, нефте- и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов. Однако административно-командная система управления, практика планирования и опека директивных органов над предприятиями сохранялись.
Руководством страны на съездах КПСС неоднократно принимались решения, направленные на преодоление диктата ведомственной бюрократии, на развитие экономических методов хозяйствования, расширение самостоятельности предприятий. Однако эти решения оставались на бумаге. Перехода от экстенсивного экономического развития к интенсивному не происходило. Научно-технический процесс действовал вяло. По-прежнему прогрессивные изменения сдерживались старой системой управления. Серьезные деформации накопились в планировании. Просчеты допускались в товарно-денежных отношениях. Недооценивались кооперативные формы ведения хозяйства. Ослаб экономический контроль за использованием форм собственности. Грубые просчеты были допущены в экономической политике.
Курс на повышение доходов населения, на рост его образования и улучшения жилищных условий способствовал развитию потребностей, повышению спроса на новые, более качественные товары и предметы потребления. Однако производство товаров народного потребления, организация снабжения продовольствием, развитие сферы услуг, торговли, транспорта, индустрии отдыха и культуры, медицинского обслуживания было на низком уровне. В 60-е — первой половине 80-х гг. возникла глубокая потребность в социально-экономическом обновлении, в выработке новой политики, новых приоритетов. Однако эта потребность не была реализована. В результате все более усиливались деформации в экономической и социальной жизни.
Социально-экономическую и политическую обстановку начала 90-х гг. характеризуют и такие негативные явления, как большая волна преступности в различных сферах, коррупция, взяточничество, открытый бандитизм. Отметим, что коррупция была всегда: и в России дореволюционной, и в России социалистической. Но в современных условиях ее масштабы несоизмеримы. Причины ее расцвета заложены в тех процессах, которые проходят в современном российском обществе: становление рынка; появление богатых, так называемых "новых русских"; приватизация по существу за бесценок.
В годы перестройки казалось, что страна вступает в новый цикл модернизации общественных отношений, направленной на формирование политической демократии, демонополизацию экономики, освобождение частной инициативы, появление трудовой мотивации. Эти преобразования должны были повысить уровень социального благосостояния и создать социально-экономический и политический комфорт для раскрытия духовного, творческого, нравственного потенциала личности. Государству при этом отводилась роль гаранта сохранения того социального состояния населения и тех прав человека, которые были достигнуты на предыдущей стадии развития.
Ожидания не оправдались.
Во-первых, потому, что к началу 90-х гг. оказалась почти полностью разрушенной индустриальная экономика, доведенная до такого состояния, когда она лишилась способности адаптироваться к новым, и прежде всего финансовым и политическим, условиям воспроизводства.
Во-вторых, потому, что к этому времени был практически полностью дискредитирован созидательный труд, фальсифицирован социальный статус работника, отвергнуты ценностные ориентиры, определяющие гражданские приоритеты.
В-третьих, потому, что была дезорганизована система управления экономикой. Корпоративные интересы чиновников привели к созданию замкнутых структур, подменявших народнохозяйственные цели корыстными планами новых групп, стремительно овладевших всем тем, чем до политики "перестройки" они только управляли.
Наконец, в-четвертых, потому, что под прикрытием реформ развернулась ожесточенная борьба за власть. Ее результаты многоплановы и опустошительны.
Итоги перестройки
К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократического и экономического рынка (преобладал первый), имели почти законченный (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) номенклатурный капитализма. Господствовала идеальная для бюрократического капитализма форма - лжегосударственная форма деятельности частного капитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской форм правления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.
Теперь коснемся вопроса, непосредственно связанного с экономическими итогами перестройками и той экономической обстановки, которая была непосредственно после нее.
Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные задачи. Первоочередной и самой насущной была экономическая реформа, призванная вывести страну из кризиса и обеспечить россиянам достойный уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь — переход к рыночным методам хозяйствования, пробуждение предпринимательской инициативы частных собственников.
За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного, за счет дополнительной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике — все это привело к нарастанию в течение 1990—1991 гг. экономического, кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России [3, С. 372].
Предстояло продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии — КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ее ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.
К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.
Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода [14, С. 3].
Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25—30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой].
56. Причины распада СССР26 марта 1981 года У. Кейси прибыл с докладом к Рейгану. Кейси представил новую информацию о положении дел в СССР:
СССР в очень трудном положении, в Польше восстание, СССР застрял в Афганистане, Кубе, Анголе и Вьетнаме. Кейси настаивал на том, что лучшего времени для развала СССР не существует. Рейган согласился и Кейси начал готовить свои предложения по развалу СССР.
Суть плана NSDD по развалу СССР сводился к следующему:
1. Тайная, финансовая, разведывательная и политическая помощь движению «солидарность Польши». Цель: сохранение оппозиции в центре СССР.
2. Значительная финансовая и военная помощь афганским моджахедам. Цель: распространение войны на территории СССР.
3. Тайная дипломатия в станах Западной Европы. Цель: ограничить доступ СССР к западным технологиям.
4. Психологическая и информационная война. Цель: техническая дезинформация и разрушение экономики СССР.
5. Рост вооружений и поддержание их на высоком технологическом уровне. Цель: подрыв экономики СССР и обострение кризиса ресурсов.
6. Сотрудничество с Саудовской Аравией для снижения мировых цен на нефть. Цель: резкое снижение поступления твердой валюты в СССР.
Директор ЦРУ У. Кейси понял, что воевать с СССР бесполезно, развалить СССР можно только экономически.
ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИИ.Внешнеполитические элементы стратегии:Во внешней политике новой администрации США предстоит реализовать курс на полное вытеснение СССР из зоны влияния в мире и как максимум распад мировой социалистической системы
Распад Организации варшавского договора.В Европе необходим распад Организации варшавского договора для освобождения советских европейских колоний от ига коммунизма. Все возрастающее давление Запада сделает невозможным одновременную военную интервенцию СССР в две-три страны Восточной Европы.
Ликвидация мировой социалистической системы.Вторым внешнеполитическим элементом стратегии распада СССР является ликвидация мировой социалистической системы.
Крах коммунизма как глобальной идеологии.В глобальном масштабе надо добиться краха коммунизма как конкурирующей глобальной идеологии. Коммунизм неспособен к качественному реформированию в постиндустриальное общество и является государственным капитализмом советской модернизации в условиях ограниченных ресурсов
Политические элементы стратегии:К политическим элементам стратегии по распаду СССР нужно отнести крупномасштабную внутреннюю дестабилизации всего политического организма СССР и его нормального функционирования. Будет показана полная историческая несостоятельность советского проекта как тупикового варианта политической эволюции.
Ликвидация КПСС.КПСС выполняет руководящую и направляющую роль в советском обществе.
Антикоммунизм.Антикоммунизм сдетонирует все застарелые проблемы СССР, которые сдерживал до поры до времени коммунизм как подавляющая все идеология. Только через завоевание умов интеллигенции демократическими идеями можно начать победу антикоммунизма.
Экономические элементы стратегии:Советская экономика является реальным понятием и ее можно обозначить как государственный социализм, где вместо множества собственников всего один собственник государство. Не только дезинтеграция советской экономики, но и ее распад как целостного механизма – вот наша задача.
Обвал цен на нефтьСССР попытается провести модернизацию радиоэлектронной промышленности и ВПК, используя высокие цены на нефть. Обвал цен на нефть вызовет невозможность модернизации советской экономики без серьезных демократических реформ.
Долговая зависимостьНеобходимо развернуть обширную систему кредитования СССР во всех секторах экономики до определенного предела, однако размер кредитов не должен давать возможность провести модернизацию без демократических реформ
Разрушение социалистического уклада экономикиДолжна быть разрушена система контроля за предприятиями, система народнохозяйственного учета, структура ценообразования. Подорван должен быть именно социалистический уклад экономики, нужно постоянное давление на СССР в сторону демократизацию через создание класса мелких собственников.
Культурные элементы стратегии:Советская культура как целостный феномен должна быть разрушена полностью как тоталитарное наследие сталинского прошлого. Советская культура подлежит полной дезинтеграции и уничтожению.
Культурный шок.Полное столкновение культур, чтобы показать подавляющее превосходство западной культуры. Культурный шок должен вызвать тотальное культурное невосприятие советской культуры в силу ее полной отсталости.
Западная попкультура.Данная культура полностью способна разрушить советскую культуру. Западная попкультура должна завоевать прежде всего умы молодежи как будущего советского общества, начать нужно именно с молодежи.
Превосходство Запада в бытовых вещах.Необходимо произвести масштабные интервенции западных вещей на советский рынок, качество данных вещей должно быть просто несравнимым. Интервенции должны быть адресными и масштабными и только в крупных городах как центрах недовольства
ЭТАПЫ РАСПАДА СССР.1. Начало модернизации.Скоро СССР встанет перед необходимостью модернизации. Обвал цен вызовет необходимость демократических ограниченных реформ. Запад должен всячески подталкивать СССР к реформам, даже понимая всю их ограниченность. Главное начало реформ, «отпускание гаек». Начало будет ознаменовано политикой открытости в СМИ, экономическими реформами, снижением напряженности в международных отношениях. 2. Попытка ускоренного развития.Руководство СССР, видя ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, начнет серию реформ по ускоренному развитию передовых отраслей экономики. В единый центр будут собраны все ресурсы, но их все равно не хватит, так как экономика СССР привыкла к инерционному развитию. ВПК будет требовать все новых финансовых вливаний, которых не будет. Руководство СССР отдает себе отчет в необходимости реформ, но ничего не может сделать. Ограниченные реформы буксуют.3. Шоковая ситуация.Далее Западный мир предлагает свою помощь в модернизации. Происходит ограниченное формирование класса мелких собственников на условиях аренды, попытка расширить хозяйственные связи советских предприятий. Советская экономика начинает входить в западный рынок. Нарастание сепаратизма в условиях кризиса коммунистической идеологии, коммунизм начинает падать, западные вещи полностью превосходят советские в результате масштабных поставок, западная попкультура всепобеждающа.4. Создание сепаратистских движений.На следующем этапе начинается оформление сепаратистских движение в виде Народных фронтов или народных движений. Сепаратизм в Прибалтике будет носить бескомпромиссный характер при всей поддержке западного мира. Сепаратизм должен победить в умах людей, коммунизм должен пасть. Сепаратизм национальных окраин должен идти по нарастающей, национальные элиты должны открыто заявить о выходе из СССР.5. Появление антикоммунизма демократов.Затем наконец появится демократический антикоммунизм в крупных городах метрополии и цитадели коммунизма – Москве. Печать переформатируется и становится демократической. Волна демократических движений нарастает, демократическое движение ширится и получает ограниченное представительство в органах власти в условиях первых демократических выборов.6. Антикоммунистические реформы.Реформ идет все вглубь, попытки принести элементы капитализма в социалистическую экономику. Ограниченные реформы ведут к перекосам. Западный мир предлагает шоковые реформы в короткий срок как альтернативу медленному экономическому курсу. Дальнейшие реформы являются антисоциалистическими и ведут к продвижению идей демократического мира. Антикоммунистические реформы ведут к планомерному краху СССР, важно доказывать, что данные реформы являются созданием демократического социализма.7. Вызревание исламизмаПосле этого на авансцену выходит исламизма в регионах Кавказа и Средней Азии. Исламисты беспощадны ко всему советскому, неся исламизм из Афганистана. Исламистские движения выражают все проблемы национального строительства и несут враждебную СССР идеологию. Исламизм тараном разрежет СССР, массовые восстания станут неизбежны. Исламизм взорвет СССР, окончательно похоронив усилия советского руководства по стабилизации ситуации на национальных окраинах.8. Распад мирового социалистического лагеря.В конце концов, крах коммунизма ведет к распаду мирового социалистического лагеря. Страны социалистического лагеря начинают быстрые демократические реформы в условиях отсутствия советской угрозы интервенции. Страны социалистической ориентации Африки и Азии понимают всю безвыходность создавшегося положения и неминуемое паление СССР. Это заставляет их проводить пусть ограниченные реформы, которые ведут к дальнейшей демократизации общественной жизни. Мировая социалистическая система падет раньше СССР. Останутся только ее осколки, которые не несут всемирно-исторического значения.9. Крупномасштабная дестабилизация СССР.Вся совокупность признаков ведет к крупномасштабной дестабилизации СССР. В стране нарастает разруха, нарушены хозяйственные связи, сокращается бюджет. ВПК требует все новых денег, внешняя политика рушится. Становится невозможным проводить дальнейшую идеологически мотивированную политику, назревает необходимость воссоздания СССР на качественно иных идеологических основах с другим названием и другими элитами. Руководство СССР предлагает новый проект реформ.10. Попытка реставрации.Консерваторы среди представителей советского руководства пытаются спасти СССр на старых основах, происходит правительственный мятеж среди части руководства СССР. Сепаратисты на окраинах и демократы в центр выступают единым фронтом, распропагандированные воинские части отказываются применять оружие, мятеж проваливается. Реставрация не удается, слом происходит мгновенно. Моментальный распад всех советских структур управления, запрет КПСС.11. Обвал коммунизма.После обвала попытки модернизации и полного отрицания реставрации СССР под непрерывным давлением Запада должны последовать быстрые и незамедлительные демократические реформы с полным отказом от всех советских атрибутов. Реформы должны носить всеобъемлющий и тотальный характер по разрушению всего советского. Россия должна присоединиться к свободному миру и участвовать в нем на началах свободной конкуренции. Быстрый реформы ознаменуют собой победу Запад над советским строем навсегда.Горбачев так же пытался хоть как-то поднять экономику СССР, он рассчитывал на высокие цены на нефть, но цены на нефть упали с 35 до 10 долларов за баррель. Вместо улучшения советские граждане почувствовали ухудшение, полки магазинов стали пустыми, а вскоре, как и во время второй мировой войны появились карточки. Распад СССР вошел в свою заключительную стадию.
Дата распада СССР 26 декабря 1991 года. В результате развала СССР территория России уменьшилась по сравнению с территорией СССР на 24 %, а население уменьшилось на 49 %. Распались единые вооруженные силы и единая валюта, резко обострились межнациональные конфликты.В развале СССР сейчас принято обвинять последнего советского руководителя — Михаила Сергеевича Горбачёва. только факты, можно сделать совершенно неожиданные выводы:
- Советский Союз, созданный победившими революционерами на месте бывшей Российской Империи, был искусственным образованием из искусственно созданных большевиками национальных республик, никогда ранее не существовавших, и его будущий развал был запрограммирован изначально — в интересах тех, кто финансировал революцию;
- все советские Конституции, от самой первой до самой последней, разрешали союзным республикам свободно выходить из СССР, тем самым узаконивали возможность развала СССР и делали развал страны неизбежным;
- условия для будущего развала СССР путём выхода из него союзных республик создал Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) — именно он предоставил республикам право свободного выхода из Советского Союза;
- первые практические шаги, направленные на развал СССР, предпринял сразу же после смерти Сталина Лаврентий Павлович Берия;
- «перестройка», начатая в годы правления М.С. Горбачёва, была с его стороны вынужденной мерой, и во многом повторяла планы Л.П. Берии;
- заимствование планов «перестройки» у бывшего главы советской госбезопасности было не случайным — КГБ СССР сыграл решающую роль и в приходе к власти М.С. Горбачёва и Б.Н. Ельцина, и в планировании «перестройки», и в согласовании этой политики с Западом;
- победа Б.Н. Ельцина в противостоянии с ГКЧП в августе 1991 года была обеспечена его поддержкой со стороны силовых структур — КГБ, МВД и Советской Армии;
- «Августовский путч» с заранее запланированным поражением ГКЧП представлял собой провокацию КГБ, необходимую для завершения процесса уничтожения СССР путём выхода из него союзных республик, в точном соответствии с конституционным механизмом самоликвидации Советского Союза, созданным ещё в годы правления И.В. Сталина;
- заинтересованность реальных организаторов «перестройки» в развале СССР носила материальный характер.
25 декабря 1991 года Михаил Сергеевич Горбачёв подписал указ о сложении с себя полномочий Президента уже не существующего СССР. 26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял Декларацию о прекращении существования СССР (а реально Союз не существовал уже с 16 декабря).В 1924-1940 годах от РСФСР были отделены территории, на которых создавались новые союзные республики:
- 27 октября 1924 года — Туркменская ССР и Узбекская ССР;
- 5 декабря 1929 года — Таджикская ССР;
- 5 декабря 1936 года — Казахская ССР и Киргизская ССР;
- 31 марта 1940 года — Карело-Финская ССР (в 1956 году Никита Сергеевич Хрущёв ликвидировал эту шестнадцатую союзную республику, присоединив её к РСФСР на правах автономии — Карельская АССР; и если бы не Хрущёв, сейчас Карелия была бы независимым государством, и России про неё пришлось бы забыть).Таким образом, искусственно созданные союзные республики (Армения, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркмения, Карело-Финская ССР) получили право выхода из состава СССР.
сразу же после смерти Сталина Лаврентий Павлович Берия;
- «перестройка», начатая в годы правления М.С. Горбачёва, была с его стороны вынужденной мерой, и во многом повторяла планы Л.П. Берии;
- заимствование планов «перестройки» у бывшего главы советской госбезопасности было не случайным — КГБ СССР сыграл решающую роль и в приходе к власти М.С. Горбачёва и Б.Н. Ельцина, и в планировании «перестройки», и в согласовании этой политики с Западом;
- победа Б.Н. Ельцина в противостоянии с ГКЧП в августе 1991 года была обеспечена его поддержкой со стороны силовых структур — КГБ, МВД и Советской Армии;
- «Августовский путч» с заранее запланированным поражением ГКЧП представлял собой провокацию КГБ, необходимую для завершения процесса уничтожения СССР путём выхода из него союзных республик, в точном соответствии с конституционным механизмом самоликвидации Советского Союза, созданным ещё в годы правления И.В. Сталина;
- заинтересованность реальных организаторов «перестройки» в развале СССР носила материальный характер.
25 декабря 1991 года Михаил Сергеевич Горбачёв подписал указ о сложении с себя полномочий Президента уже не существующего СССР. 26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял Декларацию о прекращении существования СССР (а реально Союз не существовал уже с 16 декабря).В 1924-1940 годах от РСФСР были отделены территории, на которых создавались новые союзные республики:
- 27 октября 1924 года — Туркменская ССР и Узбекская ССР;
- 5 декабря 1929 года — Таджикская ССР;
- 5 декабря 1936 года — Казахская ССР и Киргизская ССР;
- 31 марта 1940 года — Карело-Финская ССР (в 1956 году Никита Сергеевич Хрущёв ликвидировал эту шестнадцатую союзную республику, присоединив её к РСФСР на правах автономии — Карельская АССР; и если бы не Хрущёв, сейчас Карелия была бы независимым государством, и России про неё пришлось бы забыть).Таким образом, искусственно созданные союзные республики (Армения, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркмения, Карело-Финская ССР) получили право выхода из состава СССР.