Страны Центральной и Восточной Европы в межвоенный период (1918-1939 гг.). Границы государств ЦВЕ формировались в соответствии с итогами I МВ и на основе системы мирных договоров
Границы государств ЦВЕ формировались в соответствии с итогами I МВ и на основе системы мирных договоров, подписанных на Парижской мирной конференции 1919 – 1920 гг. Каждое гос-во стремилось расширить свою территорию за счёт соседей или распавшихся империй. Франция-за территориальное расширение Польши, Чехословакии, Румынии и Сербии, стремясь превратить эти страны в своих союзников и проводников своего влияния в Восточной Европе. Против этого выступала Великобритания. Всего на конференции было подписано 5 договоров. 27 ноября 1919 г. был подписан Нейиский мирный договор с Болгарией. Наконец, последним 10 августа 1920 г. был подписан Севрский договор с султанским правительством Турции. Они закрепили границы малых стран ЦВЕ, сохранявшиеся в основных чертах вплоть до конца 1930-х гг.Польша была среди новообразовавшихся государств. По Версальскому договору(28 июня 1919 г.)
Чехословакия также была среди новообразовавшихся государств. Её независимость и границы были закреплены в 1919-20 гг. Версальским, Сен-Жерменским и Трианонским(4 июня 1920 г.) договорами. Румыния числилась среди стран-победительниц в войне и поэтому получила крупные территориальные приращения, увеличившие её территорию в 2 раза. По Нейискому договору Болгария признавала за Румынией территорию Южной Добруджи. Королевство СХС образовалось путём присоединения к Сербии и Черногории других южнославянских земель, освободившихся от австро-венгерского господства. Болгария и Венгрия считались государствами, проигравшими войну, и поэтому понесли существенные территориальные потери. Итак, все народы ЦВЕ после войны обрели свою национальную государственность. Это были в первую очередь территориальные противоречия. Появились спорные территории. Из-за перекройки карты Европы возникла проблема национальных меньшинств, т.е. этнических или языковых групп, оказавшихся вне территории своих национальных государств. Всего после окончания I мировой войны до 30 млн. чел. стали национальными меньшинствами. Мирные договоры обязали все страны предоставить всем жителям равные политические и гражданские права, возможность говорить на родном языке и получать на нём образование. Гарантом этого выступала Лига Наций. Окончание I мировой войны привело к краху Российской, Германской и Австро-Венгерской империй. Многолетняя национально-освободительная борьба покорённых ими народов ЦВЕ завершилась образованием на их руинах молодых независимых государств. В большинстве стран ЦВЕ к власти пришли буржуазно-демократические партии. Начался процесс демократизации общественно-политической сферы, хотя он во многом был непрочным и недостаточно глубоким. В 1919-21 гг. были приняты конституции, вводившие республиканский или конституционно-монархический строй, гарантировавшие основные права и свободы граждан. Наиболее глубоко демократизация коснулась Чехословакии и Польши.
Процесс демократизации привёл к важным прогрессивным изменениям в жизни стран ЦВЕ. Однако в течение 1920-х – 30-х гг. в большинстве этих стран разразился кризис парламентской демократии, итогом которого стала замена демократических режимов авторитарными диктатурами военного или военно-монархического плана. Это не были фашистские диктатуры (мнение советской историографии), хотя в некоторых странах (Венгрия, Болгария) эти режимы были схожи с фашистскими по духу и социальной базе. Причины кризиса демократических систем в странах ЦВЕ:1)Закрепление в конституциях многопартийности, парламентаризма, комплекса гражданских прав и свобод не могло ликвидировать многовековую авторитарную политическую культуру в обществах ЦВЕ, отсутствие исторических и во многом – ментальных демократических традиций. 2)Буржуазно-демократические партии не смогли добиться широкой массовой поддержки своей политики. Отсутствовала прочная социальная база демократического режима (т.е. сложившийся и многочисленный средний класс).3)Прогрессивные политические нововведения опирались на слабую экономическую базу. В большинстве стран ЦВЕ все межвоенные годы сохранялась нестабильная экономическая ситуация. 4)Существовали острые национальные и конфессиональные противоречия, которые не получили должного решения. Наоборот, для стран ЦВЕ были характерны жёсткие унитарные тенденции – в условиях многонациональности и поликонфессиональности (например, преобладание во всех сферах чехов в Чехословакии, православных сербов – в Королевстве СХС). 5)парламенты часто превращались в говорильню и место ожесточённой межпартийной борьбы. Это по мере нарастания комплекса проблем пробуждало желание масс видеть «твёрдую руку» у власти, способную быстро и жёстко навести порядок и установить «прямые взаимоотношения» власти и народа – без посредничества партий и политиков. Все эти причины привели к нарастанию авторитарных тенденций в странах ЦВЕ. Установление авторитарных диктатур привело к сворачиванию реформ и откату назад в области политического развития. Это проявилось в демонтаже или ослаблении многопартийных парламентских систем. Главными политическими идеями стали национализм, народность, социальный компромисс, патриархальные нравственные ценности. Социальная поддержка авторитарных режимов была достаточно широкой, хотя участие народа в реальной политической жизни сокращалось. Опорой авторитарных диктатур являлись военные и монархические круги, церковь, бюрократия, а не массовые партии, как в фашистских государствах. Весомую, хотя не всегда определяющую, роль играл личностный фактор (как в Польше, Венгрии, Югославии). В других странах складывались «диктатуры без диктаторов», где за власть боролись несколько враждовавших консервативных группировок. Единственной страной, которая, несмотря на некоторый рост авторитарных тенденций в политической жизни, сумела избежать установления диктаторского режима, стала Чехословакия.