Основания освобождения от юридической ответственности и наказания.
1. Необходимая оборона – самостоятельная защита индивидуумом своей жизни, прав и свобод, а также жизни, прав и свобод других лиц. К условиям необходимой обороны относятся: наличие общественно опасного посягательства, его реальность, объект посягательства – жизнь права и свободы обороняющегося либо иных лиц, защищенные законом интересы общества и гос-ва, причинение вреда посягающему лицу, соответствие причиненного посягающему вреда степени общественной опасности его деяний.
2. Крайняя необходимость – сознательное причинение определенного вреда в целях недопущения большего вреда. Признаками крайней необходимости являются: наличие реальной опасности для жизни, прав и свобод, интересов общества и гос-ва, невозможность устранения данной опасности другими средствами, меньший размер причиненного вреда, чем вреда предотвращенного.
3. Невменяемость – неспособность лица понимать значение своих действий и руководить ими вследствие психического заболевания. Невменяемость устанавливается в результате специальной медицинской экспертизы, после которой суд может объявить данное лицо недееспособным. Ограниченно вменяемые лица несут юридическую ответственность.
4. Малозначительность – представляет собой отсутствие реальной общественной опасности деяния, что исключает его противоправность в отношении юридической ответственности.
5. Обоснованный риск – служит основанием для освобождения от юридической ответственности, если вред причинен ради достижения общественно полезной цели.
6. Задержание лица совершившего преступление – исключает юр. Ответственность если: целью задержания являлась передача данного лица компетентным органам государства, пресечены совершаемое им преступление либо возможность совершения новых преступлений путем причинения правонарушителю вреда, невозможность задержать правонарушителя другими методами, соответствие причиненного правонарушителем вреда степени общественной опасности его посягательства.
7. Лицо освобождается от юридической ответственности, если оно нарушило правовые нормы в период исполнения обязательного для него приказа (выполнение противоправных действий по приказу командира).
8. Не подлежит юридической ответственности деяния лица, если оно потеряло способность руководить своими действиями в результате физического или психического насилия.
9. Казус (случай) – это причинение вреда в результате обстоятельств, которое лицо не могло предвидеть и предотвратить (ДТП при аварии 2- машин, сбит пешеход)
14. Понятие и сущность бюрократии: ее место и роль в повышении функции государства.
Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом характеризуют его механизм (аппарат).
В понятие "бюрократия" часто вкладывается различный смысл. Для М. Вебера бюрократия — рациональная организация государственного управления, деятельности государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатком государственных чиновников и возможности злоупотреблений. К. Маркс относился к бюрократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолютное зло.
В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм — болезнь, причем застарелая и общемировая. В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть "бюро", т.е. письменного стола, конторы, "конторовластие" а по сути дела — власть оторванного от народа аппарата Главный ресурс бюрократов — именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.
Основная причина живучести бюрократизма кроется многообразии и противоречивости интересов, в возможности манипулировать ими в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный - в групповой или личный, т.е. государственные задач превращаются в канцелярские, а канцелярские задачи - в государственные. Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности.
Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата — сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата — верный признак его бюрократического загнивания.
Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика — надежное лекарство против этой болезни.
15. Правовой нигилизм: понятие, исторические корни, пути преодоления.
Правовой нигилизм- негативно отрицательное и равнодушное отношение к праву, основанное на юридическом невежестве и правовой невоспитанности основной массы населения.
В современном российском обществе выделяются различные формы проявления правового нигилизма.
Прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов: умышленные уголовные преступления, гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения, осуществление преступной деятельности в организованных формах, сращивание преступного мира и части госаппарата, распространение криминальных отношений в обществе (рэкет и т. д.), контроль организованной преступности за частью бизнеса, давление, шантаж, заказные убийства представителей частного бизнеса и государственных структур.
Массовое неисполнение и нарушение правовых норм: незнание либо игнорирование права гражданами на бытовом уровне, неисполнение законодательства госорганами, прибегание гражданами к неправовым способам споров.
Распространение антиправовой психологии: появление в обществе признаваемых значительной частью населения особых социальной норм, оправдывающих антиправовое поведение, эстетизация преступности, появление большого количества художественной литературы, кинофильмов, воспевающих преступность, сознательная либо неосознанная пропаганда СМИ жестокости, насилия, преступного образа жизни.
«Война законов»: создание параллельной системы законодательства (например, дополнительное регулирование регламентированных законом отношений различными ведомственными актами, носящими "правозаменительный" характер, правовое противостояние между федеральным центром и некоторыми субъектами федерации (например, Татарстан, Башкортостан), издание взаимоисключающих актов органами различных ветвей власти.
Нарушение законов и подзаконных актов в угоду "целесообразности"- принятие неправовых решений во имя достижения тех или иных целей государственными чиновниками, работниками милиции, прокуратуры, иных государственных, в том числе правоохранительных органов.
Массовое нарушение прав и свобод человека: повседневное нарушение прав и свобод человека государственными органами, особенно при осуществлении правоохранительной деятельности, частая невозможность законными средствами защитить свои права и свободы, незащищенность и негарантированность права на жизнь (гибель около 30 тысяч человек в год от рук преступников, 5 тысяч в год в мирное время в Вооруженных Силах РФ, около 100 тысяч - в Чечне, большое количество различных аварий, несчастных случаев).
Низкий авторитет суда и иных правоохранительных органов, который возникает в результате: длительной бюрократической волокиты при рассмотрении судебных споров (некоторые споры рассматриваются годами), больших материальных затрат, необходимых на ведение процесса (пошлины, труд адвокатов), косного, равнодушного отношения к людям со стороны многих работников судебно-правоохранительных органов, большого количества судебных ошибок, неправосудных приговоров, распространенности нарушения прав человека при правоохранительной деятельности и исполнении наказаний, слабости исполнительного аппарата судов, высокого процента нераскрытых преступлений и иных причин.
Теоретические формы правового нигилизма:ряд положений марксистско-ленинского учения, культивируемого в советском обществе, отрицающих и искажающих роль и значение права (например, право - средство угнетения народных масс), отсутствие единых подходов к праву в отечественной правовой науке, новейшие и старые правовые учения, разделяющие "писаное" и "неписаное" право, ошибочное понимание права рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание права.
Основными причинами, способствовавшими появлению и развитию правового нигилизма в российском обществе,считаются: особенности исторического развития (монголо-татарское иго, опричнина Ивана Грозного и др.), самодержавный, деспотический характер власти, крепостное право, отсутствие развитых демократических и правовых традиций, распространенность неправовых способов решения споров, репрессивный характер права на протяжении как дореволюционной эпохи, так и советского времени, теория и практика диктатуры пролетариата (ее неограниченность рамками права), сталинские репрессии, распространенные в советскую эру административно-командные методы в экономике и политике, фактическое преобладание подзаконных актов над законами, трудности современного переходного периода, несовершенство и недостаточная эффективность судебно-правоохранительной системы, повсеместное нарушение прав и свобод граждан и отсутствие их реальных гарантий, несовершенство правовой системы.
Признаками современного российского правового нигилизма являются:широкая распространенность и повсеместность (в быту, среди различных классов и социальных групп - чиновников, сотрудников правоохранительных органов и др.), многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно), многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно), высокая степень агрессивности и неподконтрольности, оединение правового нигилизма с формами социального и иного протеста (особо жестокие антиправительственные выступления, перекрытие железных дорог), усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.), эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях как должного и имеющего свои преимущества явления).
К основным направлениям борьбы с правовым нигилизмом относятся:укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов), реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов, гарантированнрсть прав и свобод человека, совершенствование правовой системы, повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им большей эффективности, обеспечение в стране правопорядка, правовое воспитание.
Основными методами борьбы с правовым нигилизмомявляются: убеждение, поощрение, принуждение, наказание.
Иванников:Правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону н правовым формам организации общественных отношений. В России ниг имеет глубокие корни. «Правовая необеспеченность исконно тяготела над народом. Несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство». Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме.
Правовой нигилизм имеет 2 формы — теоретической: (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое обоснование правового нигилизма, когда ученые доказывают, что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа.
В тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания («в интересах народа», и т. д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.
В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление — правовой идеализм или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.