Борьба за свободу печати в странах Европы и США
Возникновение первых периодических изданий неизбежно повлекло за собой стремление издателей освободиться от уз цензорского контроля. В различных странах это проявлялось по-разному. Возьмем для примера Англию, поскольку здесь в концентрированном виде проявились все тенденции борьбы за свободу печати. Естественно, большую роль сыграла история возникновения и становления журналистики в стране.
Контроль за деятельностью распространителей новостей и типографиями в Англии был традиционно суров. В 1487 г. создана "Звездная палата" высшее судебное учреждение страны, в обязанности которого входил и контроль типографий.
Запрещали не только издавать, но и читать книги. Так, Генрих VIII запретил читать Библию ремесленникам, подмастерьям, поденщикам, слугам и крестьянам. Читать Библию вслух, чтобы священный текст послушали другие, могли только лорды и джентльмены. Чтение "для себя" дозволялось лишь купцам и богатым йоменам. Как видим, грамота была уделом избранных. Жесточайший контроль был установлен за книгопечатанием — Генрих VIII издал 9 списков запрещенных книг, 22 наименования из которых были связаны с именем Мартина Лютера — основателя лютеранской церкви. С 1530 г. все богословские книги нужно было представлять па рассмотрение епископа; с 1534 г. был запрещен ввоз книг из-за границы. Владельцев "еретических" изданий предавали суду. Согласно ордонансу "Звездной палаты" от 1585 г. было ограничено количество типографий в стране. Любое печатное произведение могло увидеть свет только с разрешения епископа Кентерберийского и Лондонского.
Контроль над прессой ужесточался: в XVI—XVII вв. принят целый ряд законодательных актов, усиливающих контрольные функции "Звездной палаты". Не только количество типографий, но и число лиц, которым разрешалось заниматься издательской практикой, строго ограничивалось. В ведении "Звездной палаты" фактически находилась предварительная цензура.
После революции 1640 г. в стране появилось множество изданий, печатавших памфлетные произведения.До 1641 г., т.е. до закрытия "Звездной палаты", на страницы сборников новостей не проникали известия о том, что происходило в самой Англии, хотя зарубежные новости публиковались. "Звездная палата" была упразднена, однако английское законодательство о печати продолжало ужесточаться. Так, в том же 1641 г. были запрещены публикации о палате общин, а в 1643 г. и вовсе введена предварительная цензура. В 1647 г. парламент вновь подтвердил необходимость предварительной цензуры, а через два года принял "Акт о неразрешенных и возмутительных книгах и памфлетах и о лучшем упорядочении книгопечатания".Но действия власти в отношении печати носили противоречивый характер. Вернемся к 1641 г., который был характерен тем, что запрет па публикацию новостей из Англии снят, что позволило некоторым изданиям осмелиться обсуждать с читателями английские события.
Более того, отдельные "книги новостей" стали выходить с рисунками, отражающими происходящее на сессиях парламента. 1642 год был ознаменован появлением в английском языке слова, которое пока не стало доминирующим при определении периодических изданий того времени. В Англии, так же как и в континентальной Европе, большое распространение получили "вестники" (меркуриус).Так, одним из первых таких изданий был "Меркуриус Британикус" ("Британский вестник"), впервые увидевший свет в 1625 г. Под тем же названием в 1643—1646 гг. выходило издание, получившее в годы буржуазной революции славу политического хамелеона. Революции 1645 и 1648 гг., реставрация монархии 1660 г. и другие важные события в общественно-политической жизни несколько оживили английскую периодику.
Борьба за свободу печати во многом связана с именем Джона Мильтона, многогранные таланты которого проявились в годы Английской буржуазной революции. Он прославился как поэт, публицист, политический деятель. В двух памфлетах, опубликованных в 1650 и 1654 гг., он выступил как поборник суверенитета английской республики, противник феодальной реакции. В еще более ранних памфлетах, в основном посвященных религии, а также в памфлетах "Иконоборец", "Ареопагитика" и других Мильтон выступил в поддержку свободы совести, свободы печати и свободы слова.
Особую известность получила мильтоновская "Ареопагитика" (1644), вошедшая в историю как обличительная речь, адресованная английским парламентариям и посвященная воспеванию идеалов свободы слова. Ведя заочную дискуссию со своими оппонентами, Мильтон утверждал, что цензура — это ограничение свободы выбора, а свобода выбора дарована Богом. Он придерживался мнения о том, что введение цензуры неоправданно, поскольку это не оградит читателя от вредных и ложных идей. К тому же всякие ограничения такого рода вредят развитию наук. Автор приводил и многие другие аргументы, обосновывая свою правоту. Это произведение стало известным не только в Англии, но и во многих странах Европы. Однако судьба распорядилась таким образом, что после окончания гражданской войны и провозглашения республики Мильтон получил должность правительственного секретаря в Государственном совете. Он проработал на этом месте около трех лет, в его обязанности входило исполнение цензорских функций. Таким образом, по вопросу свободы печати, как ни странно, Мильтон занимал двойственную позицию: он отстаивал свободу для себя и своих соратников и требовал ограничений для противников.
В вышедшей в 1655 г. книге "Оправдание для себя" (одна из трех апологий казни короля Карла I) Мильтон смело и решительно отстаивает свои убеждения и общественные идеалы. После реставрации монархии в 1660 г. палата общин вынесла решение сжечь книги "Иконоборец" и "Оправдание для себя", а самому автору угрожала смертная казнь. В библейских образах "Потерянного рая" и "Возвращенного рая" (1667 и 1671 соответственно) Мильтон отразил революционные события, поставил вопрос о праве человека преступать освещенную богословием мораль. Тираноборческие мотивы характерны также для поэмы "История Британии" (1670) и трагедии "Самсон-борец" (1671). Жанры, используемые Мильтоном, свидетельствуют о преемственности в английской культуре устного и письменного творчества.
Вопросы свободы слова и печати поднимал еще один из видных деятелей буржуазной революции — Джон Лильберн.Кстати, он преследовался как королевской, так и победившей буржуазной властью.
В 1665 г. появилась "Оксфорд газетт" (вскоре переименована в "Лондон газетт"), издателем которой был Натаниель Баттер.
Славная революция 1688 г. предоставила прессе некоторые гарантии, зафиксированные в 1689 г. в Билле о правах.Вполне естественно, что именно 1688 г. ознаменован появлением трех новых газет: "Юниверсал интеллидженсер", "Инглиш курант", "Лондон курант". В 1695 г. наконец-то была отменена цензура. Но ограничения на работу прессы оставались.
Наступил XVIII в., век Просвещения. Казалось бы, Англия пошла по пути свободы и свободомыслия. В 1702 г. вышла первая английская ежедневная газета "Дейли курант". Начали формироваться основные типы периодических изданий. Однако XVIII в. характерен для Англии не только этим. 1700—1770 гг. останутся навсегда как годы введения "налогов на знание". 1712 г. принес первый из целой серии актов по высокому налогообложению газет — гербовый сбор, собираемый в пользу казны с периодических изданий. Борьба с ним продолжалась почти 150 лет. Закон о клевете и "правило пиллори", или позорного столба (отменено лишь в 1837 г.), поставили прессу в еще более тяжелые условия. Все это делалось для того, чтобы пресса была доступна лишь высокопоставленным англичанам; простолюдины не должны были знать, что происходит в стране и за ее пределами.
1760-е гг. характерны для английской журналистики борьбой за "открытие парламента" для прессы. Впервые стал освещать работу парламента "Джентлменс мэгэзин" (1731 — 1754), издатель которой Эдуард Кейв публиковал отчеты о заседании парламента в иносказательной форме, как описания собраний лилипутов. Сюжеты, описываемые в издании, имели реальную основу, и читатели могли соотнести персонажей публикаций с реальными фигурами, заседающими в сенате. Одним из продолжателей борьбы за свободное освещение политической жизни стал Джон Уилкс, открыто называющий в газете "Норд Бритой" ("Шотландец") имена политиков. От немилости королевской власти Уилкса спас лишь парламентский иммунитет. Результаты этих и многих других выступлений проявились лишь спустя несколько десятилетий: в 1771 г. правительство перестало преследовать журналистов за обнародование материалов о работе парламента, а в 1803 г. в палате общин даже создали отдельные места для репортеров.
В 1785 г.Джон Вальтер основал "Тайме" ("Времена") (первоначально "Дейли юниверсал реджистер" — "Ежедневный универсальный регистратор") — многолетний символ стабильности английской журналистики. Для издания газеты Вальтер получал субсидии от министров. Это позволило уже через 10 лет добиться тиража в 4800 экз.
В XVIII в. проявилась еще одна тенденция — критика в адрес самой журналистики за пустословие, отсутствие правды, поверхностность. Но все-таки давление властей на прессу не прекращалось.
Конечно, борьба за свободу печати велась не только в Англии. Схожие методы использовались, скажем, в Германии, хотя существуют и определенные отличия. Здесь цензура изначально была церковной. Так, регламентации прессы был посвящен Вюрцбургский и Базельский церковный эдикт. Государство первоначально оставалось безучастным к этой проблеме. Предварительная государственная цензура была впервые введена на съезде князей в Шпейере в 1529 г., а уже в следующем году на съезде в Аугсбурге было принято решение об обязательной публикации выходных данных. Через десять лет, в 1540 г., был издан императорский перечень запрещенных произведений, а затем — Всеобщая Папская индексация изданий. Даже через 200 лет города империи строго наказывались за отказ предоставить новостную информацию цензурным органам. А такие случаи бывали. Так, в 1513 г. совет Нюрнберга вообще отменил обязательную цензуру. В Германии шла борьба за отмену жестких государственных регламентации в прессе: за разрешение свободного допуска к журналистскому мастерству, отмену цензуры, либерализацию условий распространения, снижение налогов, возможность публиковать мнения и комментарии.
В США изначально цензура и ограничения свободы слова и печати носили спорадический характер. Конечно, власти старались "подмять под себя" молодую американскую прессу, но им это далеко не всегда удавалось.
Естественно, тогдашняя пресса Северной Америки действовала в интересах английских колониальных властей. Первое испытание для свободы печати возникло в ходе судебного процесса над Иоганном Питером Зенгером, нью-йоркским издателем, чья газета "Нью-Йорк уикли джорнел" ("Нью-Йоркская еженедельная газета", 1733) стала рупором оппозиции местным властям. Издание выходило в течение двух лет, до момента, когда губернатор, не выдержав сатирических выпадов Зенгера, посадил его в тюрьму по обвинению в клевете. Ему было предъявлено обвинение в публикации враждебных материалов в адрес губернатора колонии Нью-Йорк У. Косой. Несмотря на то что авторство критических статей установить так и не удалось, согласно существовавшим в то время законам, издатель печатного органа нес полную ответственность за содержание публикуемых в нем материалов. Судебное разбирательство тянулось девять месяцев. Суд присяжных оправдал Зенгера, и он был освобожден. Это знаменательное событие положило начало американской традиции свободы печати.
Новое время поставило новые задачи перед борцами за свободу печати — оно уже требовало не столько защиты от нападений государства, сколько от всесилия денежного мешка.
Борьба за свободу печати в странах Европы и на территории нынешних США велась с момента возникновения первых печатных изданий. В каждой из изучаемых стран имелись свои методы, связанные с уникальными во многом национальными особенностями. Так, во Франции эпоха Возрождения, особенно деятельность энциклопедистов, подготовила следующие шаги либерализации законов о прессе. В Германии главным тормозом являлась мелкодержавная раздробленность страны, ведь каждый князь стремился жестко контролировать все выходящие на подвластной ему территории печатные издания, а иногда и препятствовал распространению газет и журналов, издававшихся вне пределов княжества. В Великобритании "Звездная палата", действующие законы, в том числе определяющие "налоги на знание", мешали свободе печати. В британских колониях Северной Америки движение журналистов и издателей за свободу печати неразрывно переплелось с борьбой за независимость от колониального ига.