Правовая культура и правовое воспитание
Правовая культура – это уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.
Формы правовой культуры:
• правовая культура общества;
• правовая культура личности;
• правовая культура группы.
Параметры правовой культуры демонстрируют:
1) насколько высок уровень правосознания общества, то есть насколько соблюдается в обществе принцип гуманизма, информирование общественности о процессе законотворчества; обеспечивается соблюдение прав и свобод личности, осознание самими гражданами объема принадлежащих им прав и свобод, их знание основ права и конституции, правомерное поведение личности, позитивное отношение к представителям власти, суду;
2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;
3) степень развития правовой системы в государстве в целом. Она будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.
Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства. Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности.
Одной из важных задач государства является процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания. Эта деятельность называется правовым воспитанием. Данная функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям, и другим структурам государственного аппарата.
Направления правового воспитания:
1) формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;
2) обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;
3) самовоспитание;
4) предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).
Способы правового воспитания – убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение и наказание.
В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.
Правонарушение
Противоправное, общественно опасное, виновное деяние (действие или бездействие) личности, которое причиняет вред обществу, личности, государству, называетсяправонарушением.
Состав правонарушения представляет собой совокупность элементов, достаточных для привлечения личности к правовой ответственности, и образовывается из субъективных и объективных признаков:
• субъект правонарушения – лицо, совершившее правонарушение. Физическое при условии обладания праводееспособностью, юридическое – при совершении гражданских правонарушений;
• объект правонарушения – это общественные отношения, на которые посягает правонарушитель. Выделяют:
а) общий – общественные отношения,
б) родовой – группа однородных общественных отношений,
в) непосредственные объекты преступлений;
• субъективная сторона правонарушения – представляет собой совокупность внутренних признаков правонарушения, она демонстрирует степень виновности лица, его совершившего, его отношение к своему деянию. Включает в себя: вину в форме умысла или неосторожности, цели, мотивы.
• объективная сторона правонарушения состоит из самого деяния в виде действия или бездействия, его противоправности, последствий, причинной связи между деянием и результатом.
Отсутствие одного или нескольких из перечисленных признаков влечет факт отсутствия правонарушения.
По степени причиненного ущерба выделяют:
1) общественно—опасные деяния,
2) вредоносные,
3) малозначительные, наносимый ими ущерб незначителен и устраним.
Правонарушения подразделены на преступления и проступки.
Преступления – это общественно опасные правонарушения, предусмотренные уголовным законодательством. Определение понятию «преступление» дано в статье 14 УК РФ: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом под угрозой наказания». Перечень преступлений указан в Уголовном законодательстве и является исчерпывающим.
Проступки влекут меньшую степень общественной опасности, за их совершение предусмотрена юридическая ответственность гражданским, административным, трудовым правом.
Гражданское право в отличие от уголовного содержит особенности принципа ответственности уголовного законодательства. Например:
• если законом предусмотрены случаи ответственности за чужую вину (ответственность юридического лица за вред, причиненный его работником согласно статье 1068 ГК РФ);
• если вред причинен источником повышенной опасности, установление вины причинителя вреда не требуется в соответствии со статьей 1079 ГК РФ;
• наличие ответственности за причиненный вред независимо от любых обстоятельств, включая форс—мажор.