Британский Парламентский формат
Парламентские дебаты построены по принципу дебатов в Британском Парламенте. Одна команда представляет Правительство, а другая – Лояльную Оппозицию. Спикер палаты управляет ходом действия и является судьей. Все участники дебатов должны обращаться к нему или к ней: «Господин Спикер» или «Госпожа Спикер». Каждая команда состоит из двух участников. Правительственная команда состоит из Премьер-министра и члена правительства (иногда называемого министром короны). Команда оппозиции состоит из лидера оппозиции и одного ее члена.
Первая обязанность правительственной команды – определить те термины, которые употребляются в теме (предложении). Между темой обсуждения и определением должна быть понятная логическая связь. Обычно, участники парламентских дебатов достаточно широко используют как практические, так и философские аргументы в поддержку своей позиции (комбинация Дебатов Линкольна-Дугласа и Политических Дебатов). Участники этих дебатов могут прерывать друг друга небольшими замечаниями, содержащими опровержение какого-либо аспекта выступления оппонента.
Формат дебатов Карла Поппера
Этот тип дебатов предназначен для развития работы в командах по три человека (в каждой), чтобы студенты работали вместе как над подготовкой к дебатам, так и на самих дебатах.
Программа дебатов Карла Поппера возникла как программа, развивающая умения рассуждать и критически мыслить. Программа разработала свой стиль, близкий к стилю политических дебатов, где студенты учатся обсуждать проблемы, анализировать данные проблемы с разных точек зрения, предполагать возможные пути (стратегии) решения проблем.
В этом цель Программы Дебатов Карла Поппера – вовлекать студентов в обсуждение проблем и планирование решений, а не просто в дискуссии.
Регламент и правила
Регламент и правила дебатов программы Карла Поппера следующие:
У1, У2, У3 – соответственно первый, второй и третий спикеры утверждающей команды, О1, О2, О3 – отрицающей.
Каждая команда имеет право взять на протяжении игры не более 8 минут на подготовку к выступлениям (не более 2-х минут за игру)
Тайм-кипер предупреждает спикеров (команды) за 2, 1 и 0,5 минуты до окончания времени выступления (подготовки) спикеров и подает сигнал об окончании времени выступления (подготовки).
В дебатах Карла Поппера мы различаем три типа выступлений (речи спикера) :
Конструктивная речь: У1, О1. В этих речах представляются и выдвигаются аргументы. Утверждающая сторона дает первичное представление кейса, которое обусловит структуру всего раунда. Отрицающая сторона вступает в противоречие с утверждающей и представляет свой кейс. В этих двух речах должны быть представлены все аргументы.
Опровергающая (развивающая) речь: У2, О2. В этих речах вы опровергаете аргументы и восстанавливаете свою систему аргументов после «атаки» оппонентов. Здесь важную роль играют детали, важно ответить на все аргументы оппонентов и прокомментировать, насколько эффективно они подтверждают или опровергают тему. В этих речах не допускаются новые аргументы. Участники должны развить существующие аргументы с помощью доказательств и рассуждений.
Заключительная речь (подведение итогов): У3, О3. В этих речах должно быть обращено внимание на основные противоречия позиций. Эти речи как бы подводят итоги дебатам. Для этого У3 и О3 должны представить себе, что они как бы рассказывают своим друзьям о том, как проходили дебаты и в чем их сильные стороны и почему победа за ними. В этой речи не должно быть новых аргументов.
Формат Линкольн-Дуглас
Этот тип был смоделирован по принципу знаменитых дебатов между Авраамом Линкольном и Стивеном Дугласом. Это – дебаты «о ценности». Участники концентрируют внимание на ценностях, противопоставление которых присутствует в теме. («Наказание важнее в криминальной судебной системе, чем реабилитация» или «Культурное многообразие важнее, чем одна общая культура«).
Участники дебатов спорят по поводу основополагающих принципов «за» или «против«, то есть они не обсуждают практическую сторону своей позиции. Например, участник, выступающий за то, что «правительство должно заботиться о нуждах бедных», не должен доказывать эффективность тех или иных правительственных программ. Его цель – доказать, что правительство должно создавать те или иные программы. В общем, Дебаты Линкольна-Дугласа основываются на «идеях, ценностях и духе», от которых зависят политические, экономические, социальные, моральные и эстетические позиции, которых мы придерживаемся.
Мировые школьные дебаты
Всемирный формат школьных дебатов (англ. World Schools Debate Format или World Schools Style debating (WSS) представляет собой комбинацию британских парламентских и Австрало-азиатских форматов дебатов, созданный в 1988 году в Австралии специально для проведения чемпионата мира по школьным дебатам.
В каждом раунде дебатов выступают две команды по три спикера каждая: одна команда обязана утверждать, что тема верна. Эта команда названа ‘утверждением‘ (affirmative), или иногда ‘правительством‘ (proposition). Другая команда обязана утверждать, что тема не верна. Эта команда названа ‘отрицанием‘ (negative), или иногда ‘оппозицией‘ (opposition).
Спикеры обеих команд в общей сумме произносят восемь речей. Первые шесть основных речей продолжительностью по 8 минут, после которых каждая команда завершает дебаты произнесением 4-х минутной заключительной речи (англ. Reply Speech).
Каждая команда использует два основных типа аргументов в поддержку собственной позиции.
Во-первых, есть самостоятельные аргументы (substantive arguments). Это подготовленные аргументы в защиту позиции Вашей команды.
Во-вторых, есть опровержение (rebuttal). Опровержение – это ваша атака на аргументы оппонентов.
Разница между самостоятельными аргументами и опровержением – это различие между тем, почему ваша команда права и тем, почему ваши оппоненты неправы.
Нельзя сказать, что важнее: самостоятельные аргументы или опровержение. Каждый из них столь же важен как и другой, и каждый из них очень необходим для успешного дебатирования.
В каждой команде есть три спикера. Спикеров обычно называют по их порядковому номеру выступления и стороне команды. Например, участники дебатов могут называться У1 – «Первый спикер Утверждения» (первый спикер команды утверждения) или О3 – «Третий спикер отрицания» (третий спикер команды отрицания). Каждый спикер, кроме У1 – первого утверждения (первого спикера во всем раунде), должен опровергать аргументы оппонентов. Первые и вторые спикеры в обеих командах также могут вводить самостоятельные аргументы. Третьи речи используются для опровержения, четвертые – для подведения итогов.
Дебаты управляются председательствующим (chair, chairperson). Участники дебатов всегда должны начинать свои речи, поприветствовав председательствующего (часто называемого «Спикером») и зрителей. К спикеру-мужчине обращаются «Господин спикер» (Mr Chairman), к спикеру-женщине – «Госпожа спикер» (Madame Chair). Обычно приветствие звучит в начале речи так: «Господин спикер, дамы и господа…» (Mister Chairman, ladies and gentlemen) или «Госпожа Спикер, дамы и господа» (Madam Chairman, ladies and gentlemen). В обязанности председательствующего Спикера входит вызывать каждого спикера-игрока в порядке очередности. Например, Спикер мог бы представить первого спикера так: «С удовольствием представляю первого спикера команды утверждения Ивана, который представит нам кейс правительства» (It is now my pleasure to introduce the first speaker of the affirmative team to open his team’s case, Ivan).
Каждые дебаты заканчиваются результатом – победой одной команды и поражением другой. Ничьей быть не может. Результат/решение принимается и объявляется судьей. Это тот, кто внимательно смотрит и следит за дебатами с тем, чтобы принять итоговое решение. Судьи не должны принимать случайные или произвольные решения – они должны руководствоваться ясными представлениями о том, что является хорошим и плохим дебатированием. Конечно, участники дебатов и зрители будут часто не соглашаться с решением судьи, и иногда судьи не соглашаются друг с другом. Однако, это один из вызовов искусства ведения дебатов: дебатировать достаточно хорошо для того, чтобы Вы смогли убедить любого судью в том, что Вы заслужили победу.
Регламент выступлений:
Участники дебатов выступают по очереди. Следующая схема показывает порядок и последовательность речей.
У1 – Первый спикер стороны Утверждения = 8 минут – определение основных понятий в теме и выдвижение большинства (обычно две трети) аргументов в поддержку темы
О1 – Первый спикер стороны Отрицания = 8 минут – опровержение аргументов У1 (возможно атака определений) и выдвижение большинства (обычно 2/3) своих аргументов против темы
У2 – Второй спикер стороны Утверждения = 8 минут – атака конструктивных аргументов О1 + защита атакованных аргументов О1 + выдвижение 1/3 от своих новых аргументов в поддержку темы
О2 – Второй спикер стороны Отрицания = 8 минут – атака новых аргументов У2 и частично У1, + защита атакованных аргументов О1 + выдвижение 1/3 от своих новых аргументов против темы
У3 – Третий спикер стороны Утверждения = 8 минут – АТАКА АРГУМЕНТОВ О2 и частично О1, ЗАЩИТА атакованных АРГУМЕНТОВ У2 и частично У1
О3 – Третий спикер стороны Отрицания = 8 минут – АТАКА на возражения У3 по аргументам У2 и У1, ЗАЩИТА АРГУМЕНТОВ О2 и О1 от атак У3
О1 или О2 – Последнее слово стороны Отрицания = 4 минуты – Подведение итогов дебатов с точки зрения своей команды — Эффектное заключение
У1 или У2 – Последнее слово стороны Утверждения = 4 минуты – Подведение итогов дебатов с точки зрения своей команды – Эффектное заключение
Заключительные речи («Последнее слово»)
Всемирный формат школьных дебатов предусматривает дополнительную речь от каждой команды, называемой последним словом (reply speech) (иногда говорят «право на ответное слово» («right of reply«)). Эту короткую, 4-х минутную речь произносит первый или второй спикер каждой из команд (чаще всего первый), причем в обратном порядке по сравнению с остальными речами в дебатах (то есть сторона отрицания первой начинает эту заключительную речь, после чего выступает сторона Утверждения и завершает все дебаты).
Задача спикеров, произносящих «последнее слово» заключается в том, чтобы:
Обозначить одну или более областей столкновения мнения, вокруг которых проходили дебаты (предмет спора)
Оценить ход проведения дебатов
Объяснить причины, по которым своя команда выиграла раунд
Не приводить новые аргументы!
Иногда «последнее слово» называют «речью пристрастного судьи» («biased adjudication») в дебатах, поскольку ее стиль и структура похожи на то, как судья объясняет своё решение после раунда, но только с целью убедить публику в том, что своя команда выиграла.
Информационные запросы (Points of Information)
Во время первых шести речей (но только не в заключительных), члены оппонирующей команды могут попросить разрешения и задать информационные вопросы, таким образом, вставив замечание (комментарий, вопрос, реплику), на которое выступающий спикер должен незамедлительно ответить. Спикеры, задающие вопросы должны быть краткими и не превышать 15 секунд.
Правила работы с информационными запросами
Информационные запросы могут быть:
уточняющими (если что-то непонятно в кейсе оппонентов)
атакующими (атака на аргументы оппонентов)
проясняющими (например, прояснение текущей ситуации по обсуждаемому вопросу (status quo)
логическими (выявляющие связь поддержек (фактов, статистики, иных доказательств) с аргументами
Выступающий спикер не обязан принимать все информационные вопросы, разрешение на которые у него просят, но если он/она не примет ни одного — это будет негативно оценено судьями. В среднем, спикер должен принять 2-3 информационных запроса за речь, не больше и не меньше. Правило каждого спикера: «Два задать, два принять».
Запросы не должны задаваться во время первой и последней «защищённых» минут выступления первых, вторых и третьих спикеров, а также во время обеих четвёртых речей.
Недопустима обструкция, то есть частые повторные запросы (с интервалом менее 15-20 секунд), задаваемые явно с целью сбить оппонента с мысли и тем самым прервать ход его выступления.
Выступающий спикер является «хозяином времени»: он может принять, отклонить запрос или заставить задающего подождать несколько секунд.
В ходе дебатов, спикеры команды должны сделать как минимум 9 попыток задавания информационных запросов. В противном случае, это может отразиться на их баллах по критерию «Стратегия».
Специфика формата:
Нет тайм-аутов (одно из самых серьёзных отличий при переходе от формата Карла Поппера). Участникам, вероятно, будет трудно адаптироваться к отсутствию времени на подготовку. Нужно иметь хорошие навыки ведения дебатов, умение мыслить самостоятельно, но в одном направлении с командой, и хорошо знать своих товарищей, чтобы, сведя общение внутри команды к минимуму, всё-таки выбрать общую стратегию и развивать единую командную линию
Речь первого спикера формата Поппера здесь поделена между двумя игроками – первым и вторым
Вопросы (здесь – информационные запросы) задаются во время речей. Причём информационный запрос отличается именно тем, что звучит не всегда в форме вопроса. Однако дать какой-то ответ на такую ремарку выступающий спикер всё равно должен
Кейс (аргументы) разделяется между первыми двумя спикерами (как будто в формате Поппера появляется еще один спикер. Речь второго спикера во всемирном формате – уникальна! Ее нет в формате Поппера!)
Четвёртую речь в команде (сравнительный анализ позиций сторон, «заключительное слово») произносит либо первый, либо второй спикер
Последние речи «меняются местами»: сначала выступает спикер отрицания («БЛОК ОТРИЦАНИЯ»), завершает игру спикер утверждения.