Белорусская философская и общественно-политическая мысль 11-19 вв
Статус и содержательная специфика белорусской философии (БФ) определяется историческими, геополитическими и социокультурными факторами: 1. отсутствие в истории самостоятельной нац формы государственности (территориально бел земли входили в состав ВКЛ, РП, Рос Империи). 2. ситуация пограничья Запада и Востока 3. невозможность соотнесения философских текстов с нац языком. Поэтому понятие БФ отражает не столько нац, сколько географическо-территориальную специфику философствования. История формирования БФ уходит корнями в глубокую древность, ее зарождение связано с образованием древнерусского государства – Киевской Руси (10-12 в), важное значение для духовной жизни которой имело христианство, ставшее в 988 г гос религией. Первый выдающийся мыслитель Беларуси Кирилл Туровский(1130-1182). Его «Поучения», «Слова» и религиозные стихи были широко известны в древнерусском обществе. Заявил, что душа нетленна, бессмертна и свободна. Разум – высшая ценность человеческой жизни. Высшее украшение человека – добродетельная жизнь. В 14-16 вв. формируется бел народность со своим языком . Значительная роль в развитии соц-полит и духовной жизни Б-си принадлежала Реформация. Ведущий представитель Скорина(1486-1551) – первопечатник, просветитель и мыслитель-гуманист. Он первым понял каким путем бел. народ должен войти в семью европейских народов не утрачивая своей самобытности. Этот путь определялся реформационной идеей Евангелия как прямой взаимосвязи человека и Бога посредством Слова. В предисловиях к Библии наиболее полно раскрылся патриотизм Скорины. Он доказывал, что обязанность каждого человека – трудиться на благо своего народа, бесконечно служить ей и быть готовым отдать за нее жизнь. Утверждает самоценность человеческой жизни и рассматривает человека в трех измерениях – как существо нравственное, общественное и разумное. Счастье ч-ка в том, чтобы делать добрые дела для ближних и заниматься науками. В 1522 поэт-гуманист и просветитель Гусовский«Песнь о зубре». В поэм выражен призыв к единению европейских народов перед угрозой турецкого нашествия, прославлялась развитая и мужественная личность. Зубр в поэме – аллегория родного края, символ его могущества. Преемники Скорины – Сымон Будный и Василий Тяпинский.Деятельность Будного оставила заметный след в истории бел Возрождения (типография в Несвиже, «Катехизис»). Отрицал божественную природу Христа, веру в бессмертие души и загробный мир. Человеческая личность должна быть не только свободной, но неприкосновенной. Идеи Будного оказали влияние на Тяпинского. Просветитель выступал за открытие школ на родном языке, стремился пробудить нац самосознание народа. В истории развития полит учений видное место занимает Андрей Волан. Сущность гос-ва определял исходя из учений Аристотеля как союз людей, созданный для всеобщей пользы. Идея правового об-ва и гос-ва получила обоснование в произведениях Льва Сапеги, к-ый считал, что права придуманы людьми для их общей пользы. Основное назначение права – гарантировать народу свободу личности, безопасность и право собственности. Считал, что гражданин, который похваляется своей свободой и не знает своих прав заслуживает презрения. В 17 в. с католицизмом а Беларусь приходит западноевропейская схоластика. Мелетий Смотрицкий пытался соединить православную веру с философией Платона и канонизированного Аристотеля. Симеон Полоцкий и Альберт Дыблицкий вместе с тем не мирились с крайностями, боролись за развитие просвещения и научных знаний. В этот период о себе заявило материалистическое мировоззрение в лице мыслителей-атеистов (К. Лыщинский, С. Лован),отрицающих существование Бога. В 1840-1850 начинается второе специфически нац Возрождение, связанное со становлением бел языка и лит-ры: Я Чечот, Я. Бощевский, В. Дунин-Мартинкевич. Кастусь Калиновский (1838-1864) понимал, что беларусы владеют всеми условиями для самостоятельного развития и имеют на то все права, к сожалению не осознаваемые народом, подчеркивал необходимость развития науки и культуры на бел языке. Большое влияние на формирование нац самосознания оказало творчество М. Богдановича. Проблемой национального самосознания и нац идентичности занимались также Карский и Игнат Абдиралович. С победой Октябрьской революции в Б-си началась третяя волна нац Возрождения и в республике были открыты институциональные основы для развития философии – научные учреждения, кафедры, подготовка научных кадров