Принято выделять общие и специальные гарантии.
К общим гарантиям относятся, как правило, объективные условия жизни общества, в которых осуществляется правовое регулирование (экономические, политические, идеологические, нравственно-духовные и др.). При этом обычно учитываются условия и средства, способствующие благоприятному развитию законности и правопорядка, например, степень организованности в экономической сфере, устойчивость экономического развития, денежной системы, низкий уровень инфляции, максимальная занятость населения, сильная государственная власть, пользующаяся поддержкой населения и обеспечивающая стабильное развитие общества, слаженно действующая культурно-просветительская, воспитательная, образовательная работа государственных и общественных организаций, СМИ и т. д.
К специальным гарантиям относятся собственно юридические условия и средства. Среди них наиболее важные:
– состояние законодательства, в том числе его полнота и беспробельность, стабильность, высокий уровень юридической техники, используемые средства правового регулирования;
– средства предупреждения, обнаружения, пресечения правонарушений;
– эффективность мер юридической ответственности и защиты прав и свобод личности;
– качественная работа правоохранительных органов, в том числе органов судебной защиты;
– высокий уровень контроля и надзора за реализацией нормативных правовых актов, а также за законностью деятельности государственных органов;
– развитое правосознание и высокая правовая культура населения и общества в целом.
Для гарантий характерно то, что они существуют в юридической форме и порождают юридические последствия в процессе своего функционирования.
К специальным гарантиям также можно отнести:
· систему организационных гарантий, способствующих укреплению законности, правопорядка, успешной борьбе с правонарушениями, эффективной защите прав личности, созданию надлежащих условий для работы юрисдикционных и правоохранительных органов;
· средства, обеспечивающие контроль за законностью, например, административный порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных судами (мировыми судьями), другими органами и должностными лицами;
· исковое производство рассмотрения судами гражданских, трудовых и иных споров. Если суд установит, что нарушены права гражданина, он вправе отменить незаконное решение или иной индивидуальный юридический акт;
· судебный контроль за законностью правовых актов. При этом в суд можно обжаловать как действия, так и бездействие государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений;
· конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом РФ и конституционными судами субъектов Федерации. В его основе лежит проверка соответствия нормативных правовых актов Конституции РФ. Акты конституционного контроля обладают официальностью, непосредственным действием, общеобязательностью и вызывают юридические последствия в виде применения конституционно-правовой ответственности в случае их несоблюдения.
Единство законности и правопорядка:
1) законность и правопорядок обусловлены единой системой политических, экономических и идеологических факторов. Они формируются и охраняются единым государственным аппаратом, в их основе лежит единая система правовых актов;
2) они имеют единую цель: обеспечение организованности и нормального функционирования общества.
Различия между законностью и правопорядком:
1) они формируются на различных этапах осуществления права: законность – это реализующееся право, а правопорядок – уже реализованное право;
2) законность и правопорядок имеют различные функции: законность – средство установления правопорядка, а правопорядок характеризует результативность регулирующего воздействия права и степень исполнения требований законов.
Законность и правопорядок являются отражением той общественной среды, где люди и их объединения реализуют свои права и обязанности. Они господствуют там, где в отношениях между всеми субъектами правовой жизни господствует право, основанное на балансе разнообразных потребностей и интересов. Законность и правопорядок напрямую зависят от уровня демократии в обществе. В демократическом сообществе, где все люди в равной степени могут выразить и законодательно обеспечить свой социально значимый интерес, формируется чувство права. Юридические нормы становятся не только внешним, но и внутренним регулятором отношений. Человек неосознанно, интуитивно соблюдает их предписания. Укреплению законности способствуют такие проявления демократии, как народный характер власти, демократическое содержание законодательства, контроль общественных организаций и граждан за проведением в жизнь законов и т.д. В свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.
Таким образом, законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом: с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых первая превращается в хаос, различные злоупотребления; с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни.
Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов и т.п.; в свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.