Право– система общеобязательных формально определенных норм, выражающих волю общества, направленных на урегулирование общественных отношений, установленных государством.
Виды политических партий.
1)Идеологическая направленность
Социал-демократические .Коммунистические Консервативные и либеральные –Клерикальные Националистические
2) Участие в осуществлении власти
Правящие Оппозиционные .
3) Характер членства
Кадровые партии,Массовые партии:
4)Шкала политического спектра
Левые партии Центристские партии:. Правые партии
5) Способ деятельности
Реформистские Революционные.
Важность политических партий, точнее, их необходимость и значение в конституционной жизни современной России состоит в действительной реализации единой цели -- формирования гражданского общества и правового государства, а, следовательно, в установлении конституционных гарантий возврата к идеологической и политической монополизации государства и общества кем бы то ни было.
17. Функции государства: понятие и классификация
Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Функции государства классифицируются по различным критериям:
по характеру государственного воздействия на общественные отношения:
-Охранительные функции - деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).
-Регулятивные функции - деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.).
по важности для общества -основные и неосновные(подфункции) (поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);
по времени действия -постоянные и временные (развитие культуры и ликвидация безпризорности);
по степени отражения интересов различных групп населения -ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);
по объектам воздействия (по сфере деятельности) -внутренние и внешние (охрана здоровья населения и международное сотрудничество).
Внутренние функции Российского государства - основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества.
18. Основные внутренние функции Российского государства
Внутренние функции — это главные направления внутренней политики государства, деятельность, направленная на выполнение внутренних задач государства.
Внутренние функции государства:
§ хозяйственная - организация и регулирование экономической жизни;
§ стабилизационная — поддержание стабильности и мира в обществе;
§ координационная - обеспечение общественного согласия и единства;
§ социальная - социальное обеспечение, справедливое распределение благ;
§ культурно-воспитательная — поддержка культуры и духовных ценностей;
§ правовая - нормотворчество, защита конституционного строя, прав, законности;
§ экологическая - охрана природы, обеспечение здоровой окружающей среды.
19. Основные внешние функции Российского государства
Внешние функции государства – это основополагающие направления деятельного государства на международной арене при взаимоотношениях с другими государствами.Основными внешними функциями государства являются: обеспечение безопасности страны, представление государства на международной арене и международное сотрудничество, интеграция государства в мировую экономику.
Обеспечение безопасности страны является одной из основных функций государства на международной арене и предполагает защиту территориальной целостности, независимости и суверенитета государства.
Представление государства на международной арене и межгосударственное сотрудничествопредполагает участие государства в деятельности международных организаций и межгосударственное дипломатическое сотрудничество в целях решения межнациональных и глобальных проблем.
Интеграция в мировую экономику предполагает активное участие государства в международном экономическом обмене, для этого создаются и функционируют международные организации содействия экономическим отношениям между государствами.
Поддержание мирового порядка предполагает участие государства в деятельности по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, по контролю над оборотом оружия, программах разоружения, а также ликвидации оружия массового поражения.
20. Формы осуществления функций государства
Формы осуществления функций государства – это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства.
Различают следующие формы осуществления функций государства :
1) правовая деятельность – деятельность государственных органов по изданию и реализации юридических актов, которая носит однородный юридический характер;
2) организационная – однородная по своим внешним характеристикам и не приводящая к юридическим последствиям деятельность государства.
В свою очередь, правовую деятельность подразделяют:
1) на правотворческую , связанную с изданием, изменением, а также отменой нормативных правовых актов;
2) правоприменительную , которая направлена на осуществление, исполнение нормативных правовых документов через издание актов применения права;
3) оперативно-исполнительную деятельность государственных органов, направленную на разрешение оперативных вопросов по изданию актов применения права;
4) правоохранительную деятельность государственных органов, которая призвана обеспечивать охрану правовых норм от нарушений, а также защищать гражданские права и обеспечивать выполнение обязанностей.
Вместе с тем организационная деятельность включает в себя:
1) организационно-регламентирующую деятельность . Данная форма деятельности направлена на решение конкретных политических задач, а также на функционирование государственного механизма на технически организованном уровне;
2) организационно-хозяйственную деятельность , связанную с материальным обеспечением осуществления государственных функций;
3)организационно-идеологическую деятельность — это повседневная деятельность, при которой используются воспитательные и разъяснительные методы.
21. Понятие и структура механизма государства. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Механизмом государстваназывают систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.
Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:
1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:
- органы представительной власти;
- органы исполнительной власти;
- судебные органы;
- контрольно-надзорные органы;
2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:
1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;
2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;
3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;
4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом.
Различают две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные. Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.Частные принципы организации и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства.
22. Орган государства: понятие,признаки,виды
Государственный орган - это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенные для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях. К числу государственных органов относятся, например, суд, президент, парламент и т. д.
Основные признаки государственных органов:
а) создаются и функционируют в соответствии и на основе норм права;
б) относительная структурная и функциональная обособленность в механизме государства по признаку их специализации;
в) функциональное взаимодействие друг с другом в процессе реализации каждым своих полномочий, обязанностей.
23. Принципы правового государства
Правово́е госуда́рство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека
Принципы правового государства:
1) верховенство закона – принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности;
2) разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;
3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;
4) взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;
5) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.
24. Разделение властей как принцип правового государства
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественномразделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.
Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов.
25. Гражданское общество: понятие и признаки.
Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов (группы, движения, некоммерческие организации, религиозные и национальные общности) созданных с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивание интересов конкретных общностей людей.
Признаки гражданского обществапредставляют собой такие характеристики общества, при которых можно говорить о реально функционирующем гражданском обществе в рамках общественной жизни.
Основными признаки гражданского общества являются:
1.Реальное функционирование и обеспечение системы прав и свобод личности.
2. Наличие развитой системы самоуправления.
3. Наличие реальной конкуренции между различными политическими силами.
4. Наличие высокой степени плюрализма и общественного сознания.
5. Наличие независимых СМИ и реализация на практике права человека на информацию.
6. Наличие развитого института частной собственности, доверие населения к экономическим институтам.
7.Наличие органов государственной власти, выбранных на честных и справедливых выборах.
8.Наличие правового государства
9.Политика государства, направленная на достижение реальных благ для населения.
26. Понятие,признаки и сущьность права.
Право– система общеобязательных формально определенных норм, выражающих волю общества, направленных на урегулирование общественных отношений, установленных государством.
Признаки права:
1. Нормативность – означает, что право состоит из норм, а нормы это правила поведения общего характера, мера дозволенного и не дозволенного поведения, тем самым, право регулирует общественные отношения.
2. Системность – право представляет собой совокупность юридических норм, взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных.
3. Формальная определенность и закрепленность – этот признак означает, что право имеет строго установленную форму (закон, указ, постановление), письменно закреплено в документе. Определенность, означает, что правовые предписания отличаются ясностью, понятностью и не подлежат двусмысленному толкованию.
4. Общеобязательность права состоит в том, что право обязательно для исполнения для всех на кого оно распространяется.
5. Обеспеченность права институтом государственным принуждением, т.е. если кто-то полностью или частично не исполняет требования правовых норм, то государство заставляет (принуждает) их исполнять.
6. Волевой характер права – воля это сознательно-обусловленное психологическое состояние человека, вороженное в целенаправленном поведении. Правовые нормы не создаются спонтанно, они всегда выражают чью-то волю, создаются людьми сознательно, для регулирования общественных отношений и в чьих-то интересах.
Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять:
1. Классовый подход к сущности права
2. Общесоциальный подход к сущности права
3. Диалектический подход к сущности права
28. Принципы права
Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.
В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы права.
Существует несколько свойств принципов права:
1) наличие основополагающего характера;
2) отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;
3) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;
4) системность;
5) устойчивость;
6) фиксирование в законодательстве;
7) отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;
8) наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.
Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:
– на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;
– принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;
– принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;
– принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;
– принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;
– принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.
Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.
Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:
1) принцип гласности;
2) принцип состязательности;
3) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.
29. Естественно-правовая доктрина
Естественно-правовая теория предполагает сосуществование двух систем права: естественного и позитивного. Позитивное – это такое право, которое официально признано и действует в том или ином государстве в виде законов, других правовых актов.
В теории происхождения государства и права эта теория получила название договорной, а также ее называют теорией договорного происхождения государства и права.
Основные положения естественно-правовой теории:
1) против идеи божественного происхождения государства и права;
2) рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора);
3) народ обладает естественным неотчуждаемым правом не только на создание государства на основе общественного договора, но и на сопротивление тиранам, на его защиту.
30. Позитивизм как теория права
Поитивное право- официально признанное право, действующее в пределах границ государства, и получившее закрепление в законодательстве, т.е. это право выраженное в законодательстве.
31. Историческая школа права
В исторической теории - право рассматривается как выражение, продукт народного духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы.
Сутьтеории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:
» право возникает само по себе и формируется постепенно (подобно языку и нравам); » основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи; » официальные законы являются юридическим оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев.
32. Марксистская теория права
В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господствующего класса. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — явление производное от государства, в полной мере определяется его волей.
Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отношений. Оно не могло быть выше, чем экономический и культурный строй, породивший его.
Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством.
Сутьмарксистской теории правасоставляют следующие положения:
» в основе теории лежит классовый подход;
» право - возведенная в закон воля правящего класса;
» право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников;
» право устанавливается и охраняется государством.
33. Социологическая теория права
Социологическая теория полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это «живое право» есть система правоотношений, поведения людей в сфере права. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права. Право — сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Право, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни.
Сутьсоциологической теориисоставляют следующие положения:
» право и закон нетождественны между собой;
» закон - писаное право;
» право - реализация закона (то есть правопорядок, юридическая практика, правоприменение
34. Правовой статус личности: понятие,структура,виды
Правовой статус— это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей.
Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе.
В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как:
• права и обязанности;
• законные интересы;
• правосубъектность;
• гражданство;
• юридическая ответственность;
• правовые принципы и т.п.