Сословные реформы Петра I. Положение дворян, духовенства, крестьян и горожан 3 страница
Наступил XX век, а вместе с ним череда потрясений – революций и войн. Попытки царского режима воспрепятствовать нарастающему всестороннему кризису в обществе не принесли успеха. В то же время появившиеся идеи революционного преобразования находят понимание у части населения страны, что и предопределило крах системы старого порядка.
С отречением 3 марта 1917 года императора Николая II от престола прекратило свое существование российское самодержавие. Страна встала перед историческим выбором – какой путь государственно-политического устройства избрать.
Февральская революция 1917 года открыла историческую перспективу свободного демократического развития. Однако ситуация развивалась так, что в стране сложился режим двоевластия. Летом 1917 года Россия оказалась перед выбором одного из путей власти: через учредительное собрание, которое готовило Временное правительство или через Советы.
25 октября (7 ноября) 1917 года после вооруженного захвата резиденции Временного правительства – Зимнего дворца - и ареста министров этого правительства, власть окончательно переходит в руки Советов рабочих и солдатских депутатов.
5 января 1918 года по требованию большинства наиболее влиятельных политических партий состоялось Учредительное собрание, избранное в ноябре 1917 года. Партия большевиков имела в нем 24% мест. Собрание должно было определить характер и пути дальнейшего развития России. Но в ночь на 7 января 1918 года декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета оно было распущено за отказ признать Советы в качестве единственных органов власти.
Основные контуры советской государственности были закреплены в первой конституции Российской Советской Федеративной социалистической республики (РСФСР), принятой летом 1918 года. Она вобрала в себя опыт законотворческой деятельности предшествующего периода. Ведь еще до принятия конституции были разработаны и приняты многие декреты, устанавливающие основы нового государственного и общественного устройства, национальное равноправие с гарантированным правом каждой нации на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства были провозглашены основные демократические права и обязанности трудящихся и установлены их основные гарантии. В этих целях были изданы декреты «О печати», «О восьмичасовом рабочем дне», «О народном просвещении», «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», «О праве отзыва делегатов», «Об отделении церкви от государства» и др. Составной частью конституции явилась «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа». В этом документе было закреплено установление диктатуры пролетариата и переход всей власти в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а также утверждены все проведенные ранее меры, в том числе отмена частной собственности на землю, установление рабочего контроля. Здесь же законодательно закреплены принципы советской федерации.
Несмотря на некоторые временные ограничения демократических прав и свобод для отдельных слоев населения, нельзя не признать, что первые годы Советской Власти ознаменовали собой такой громадный скачек в развитии демократии для народа, какого не знала история за все времена существования российской государственности.
В годы гражданской войны (1918 – 1922 гг.) государственное строительство характеризуется резким ограничением демократических начал, распространением принуждения и революционного насилия.
Составной частью противостояния стала иностранная интервенция, задачей которой было расчленение страны и недопущение возрождения независимой России. Это подтолкнуло, образовавшиеся в результате крушения империи, самостоятельные республики к созданию военно-политического, а затем и военно-хозяйственного союза.
К концу 1922 года сложились объективные и субъективные предпосылки для их объединения. И 30 декабря 1922 года было провозглашено новое государство – Союз Советских социалистических республик (СССР).
Дорога к единому союзному государству оказалась сложной и противоречивой. Большевикам, нужно отдать им должное, пришлось немало потрудиться в интересах сплочения народов бывшей российской империи, чтобы создать новое государство на постимперском пространстве.
Особенно активно этот процесс развивался в конце 1921 года и в течение 1922 года. В самой правящей партии, не говоря уже о ее национальных отрядах, не было единых взглядов на образование нового государства. И.В.Сталин, считавшийся тогда одним из заметных специалистов в национальном вопросе, выдвинул идею «автономизации», т.е. создание единого федерального государства с явными тенденциями к унитаризму. Суть проекта сводилась к тому, чтобы обеспечить добровольное объединение в рамках РСФСР на правах автономии всех советских республик.
Однако эта идея встретила серьезные возражения со стороны республик Закавказья, особенно Грузии, а также Украины и др. Развернулась острая борьба по вопросу о будущем советском государстве. В этих условиях была найдена новая формула – все республики входили в состав союза на равных условиях. Применительно к тем конкретно-историческим условиям это было наиболее прагматичное и отвечающее интересам народов предложение. Оно вскоре получило широкую поддержку.
Важным этапом в развитии советской государственности и национально-территориального устройства стало принятие в 1936 году Конституции СССР, которая закрепила федеральную систему, состоящую из разных субъектов.
По своему содержанию, по провозглашенным правам и свободам человека, конституция СССР была огромным шагом вперед. При негативном отношении значительной части населения России к эпохе 30-х – 50-х годов, следует, однако отметить, что такого Основного закона страна еще не знала.
Конституция преобразовала Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Советы депутатов трудящихся; закрепила дальнейшую демократизацию избирательной системы, отменив все ограничения избирательных прав, установив всеобщее избирательное право; выборы стали равными, открытыми, прямыми.
Вместе с тем, конституция 1936 года не расширяла возможностей избирателей в выборе депутатов, ушли в прошлое производственный и территориальный принцип формирования Советов, отменялись съезды советов. Вместо съезда советов высшим органом власти стал Верховный Совет – двухпалатный парламент советского типа.
Событием мировой исторической значимости стала победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. централизованное управление всеми сферами общественной жизни страны позволило сконцентрировать природные, экономические и людские ресурсы на самых важных участках борьбы с врагом и, тем самым, благодаря героизму и самоотверженности народа, одержать победу.
После войны существенно изменилось и международное положение страны, социализм превратился в мировую систему. Неизмеримо выросли международный авторитет и влияние СССР. В этих условиях на повестку дня встал вопрос разработки новой конституции СССР. Разработка проекта началась в 1947 году, однако осуществить задуманное тогда не удалось. Разработка новой конституции началась лишь спустя 30 лет.
После смерти Сталина в 1953 году, который руководил страной без малого 30 лет, его наследник Н.С.Хрущев пытался реформировать государственное устройство СССР. Но его противоречивые и двойственные реформы (1956 – 1964 гг.) носили порой разрушительный характер и таили в себе опасность для самой системы управления страной. В результате он был отстранен от управления страной своими же соратниками.
На смену ему пришел Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев.
С середины 60-х до середины 80-х годов никаких принципиальных изменений государственное устройство и система государственного управления в СССР не претерпела.
К маю 1977 года был подготовлен проект новой Конституции СССР.
Советская государственность получила дальнейшее развитие. Провозглашено, что вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющих политическую основу страны. Правда, в статье 6 Конституции закреплялось, что «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы является Коммунистическая партия Советского Союза».
Социалистическая собственность на средства производства в форме государственной общенародной и колхозно-кооперативной собственности составляли основу экономической системы страны.
Несмотря на то, что Конституция 1977 года явилась высшим достижением социалистической демократии, многие ее положения были просто плодом теоретических изысканий, оторванных от реальной жизни. Чувствовалось забеганиевперед как в определении зрелости общества, так и перспектив его прогресса.
Прошло не более 10 лет после принятия Конституции и на повестку дня были поставлены вопросы реформирования, а затем и капитальной перестройки политической системы общества.
Реформирование началось с выработки новой структуры высшей государственной власти в стране и изменения избирательной системы. Был принят новый закон о выборах и внесены изменения в Конституцию.
Высшим органом государственной власти становится съезд народных депутатов с широкими полномочиями. Съезд народных депутатов формировал Верховный Совет. Исполнительные органы власти формировались под контролем съезда и Верховного совета.
Выборы проводились на альтернативной основе.
Созданная система оказалась плохо управляемой. На повестку дня встал вопрос о ее дальнейшем реформировании. Был введен институт президента. Первым Президентом Советского Союза стал М.С.Горбачев.
В конце 80-х годов в ходе реформирования советской государственности, остро встали вопросы национально-государственного устройства страны. Были выдвинуты идеи демократизации общественной жизни, развития гласности, обновления государства, расширения прав союзных республик.
Начало реформирования политической системы привело к ослаблению руководящей роли КПСС и ослаблению государства как такового. Быстро стали набирать силу центробежные силы.
1989 – 1991 гг. стали годами трагедии для многих народов страны. Обагрились кровью межнациональных конфликтов Средняя Азия, Закавказье, Прибалтика. Самыми популярными лозунгами стали «Независимость» и «суверенитет». Наступил «парад суверенитетов». Процесс разрушения советской формы государственности приобрел катастрофический характер. Ни отказ от ст.6 Конституции СССР, ни введение в политическую систему таких конструкций как съезд народных депутатов, институт президентства не остановили нарастание противоречий, не сняли остроту кризиса.
Предпринимавшиеся попытки спасти союзное государство путем «Огаревских встреч» к политическим результатам не привели. Новоогаревские собеседники были больше озабочены собственным имиджем, чем интересами Великой страны.
В середине 1991 года всеобщий кризис охватил Советский Союз.
19 – 21 августа часть союзного руководства во главе с вице-президентом Г.И. Янаевым путем объявления чрезвычайных мер попытались остановить распад страны, но эта попытка потерпела неудачу.
8 декабря 1991 г. главы Республики Беларусь, РСФСР и Украины заявили о создании содружества Независимых Государств. В заявлении говорилось: «мы, Республика Беларусь, РСФСР и Украина, как государства – учредители Союза ССР, подписавшие союзный договор в 1922 году, констатируем, что Союз ССР, как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».
История перестройки, которая так славно началась в 1983 году, так громко объявившая о себе в 1985-м и так стыдливо скончавшаяся в декабре 1991-го вошла в историю и в сознание людей.
Начало нового этапа развития российской государственности связано с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации. Россия получила возможность встать на путь становления и развития демократического государства, обеспечения свободы экономической деятельности, реализации равноправия всех граждан, безусловного осуществления ими своих обязанностей перед Родиной.
Война с Германией обусловила процесс милитаризации экономики России. Государст-венное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы. Этому способствовало то, что правительство стало осуществлять курс, разделяемый большей частью российской буржуа-зии - на победу в войне и мобилизацию капитала.
Происходило сокращение посевных площадей и товарооборота, финансовые трудности были связаны с резким повышением налогов, увеличением эмиссии и государственных займов. Транспортные затруднения правительство пыталось регулировать путем создания межведомст-венных комиссий. Мобилизация капитала вызывала противоречия между различными группа-ми правящего класса, поэтому государство взяло на себя инициативу по созданию новых орга-низационных форм управления промышленностью и финансами, пытаясь согласовывать раз-личные социальные интересы.
На съезде представителей промышленности и торговли в мае 1915 г. впервые была сформулирована идея о создании военно-промышленных комитетов, целями которых были и организация экономики и участие в управлении государственной политикой.
В функции военно-промышленных комитетов входит:
посредничество между казной и промышленностью,
распределение военных заказов,
регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем,
регулирование внешней торговли (закупок),
нормирование цен на сырье, то есть мобилизация торговли,
регулирование рынка труда,
регулирование транспорта.
При военно-промышленных комитетах создавались рабочие группы, примирительные камеры и биржи труда. Эти органы брали на себя задачи улаживания конфликтов между рабо-чими и предпринимателями.
Для координации работы отдельных ведомств с лета 1916 г. начинают создаваться осо-бые совещания по обороне. Состав этих органов определялся Государственной думой и утвер-ждался императором.
В задачи новых органов входило: требовать от частных предприятий принятия военных заказов (преимущественно перед другими) и отчетов по их выполнению; отстранять директо-ров и управляющих государственных и частных предприятий, ревизовать торговые и промыш-ленные предприятия всех видов и секторов.
Особые совещания по топливу со временем выделились из системы совещаний по обо-роне, взяв на себя функции распределения топлива между потребителями, установления секве-стра (ареста без конфискации) на предприятия, реквизиции топлива (принудительный выкуп по фиксированным ценам).
Особые совещания по продовольствию проводили проверку наличия продуктов и в слу-чае необходимости - их реквизицию.
Особые совещания по перевозкам устанавливали порядок принудительного пользования транспортом и помещениями в государственных и общественных целях.
Отдельные одноотраслевые предприятия могли объединяться в заводские совещания.
Осенью 1916 г. параллельно с государственно-промышленными органами, стали созда-вать общественные организации, объединившиеся в Союз земств и городов (Земгор). Своей задачей они ставили: оказание помощи раненым (организация госпиталей, поставка медика-ментов, подготовка медперсонала), распределение заказов мелким предприятиям и посредни-чество между ними и казной. Юридической основой деятельности Союза стали договоры, за-ключаемые разными земствами между собой.
Действующие в промышленности тресты и синдикаты оказывали сильное влияние на экономическую политику: ими было отвергнуто предложение Министерства финансов о введе-нии нового налога на прибыль, они подчинили себе деятельность центрального военно-промышленного комитета, отдельных военно-промышленных комитетов и Земгора.
Одним из главных направлений регулирования экономики была борьба с дороговизной и дефицитом продовольствия. По действующему законодательству таксы на сырье и продо-вольствие могли устанавливаться городскими управами, поскольку производство находилось в частных руках, государство не могло регулировать рынок методом "товарных инвентаризаций". У него не было ни запасов продовольствия, ни разветвленного аппарата, поэтому оставался лишь метод репрессии, "административно-командный".
При таксировке цены устанавливались государством не на основе себестоимости про-дукции, а с учетом рыночных цен. Фиксированные цены устанавливались в местных пределах (губернии, и города) и способствовали деформированию рынка Февральским указом 1915 г. командующим войсками предоставлялось право: запрещать вывоз из вверенного им района продовольственных запасов, устанавливать фиксированные цены и осуществлять меры по рек-визиции (когда товаровладельцы отказывались продавать по установленным ценам).
Твердые цены устанавливались Особыми совещаниями и в отличие от такс вводились законодательным путем и во всероссийском масштабе.
В ноябре 1916 г. принимается постановление о введении продовольственной разверст-ки, устанавливаемой уполномоченными Особых совещаний или земской управой. Расчет за изымаемые продукты производился в твердых ценах, в случае отказа назначалась реквизиция по ценам на пятнадцать процентов ниже твердых. Устанавливалась карточная система для на-селения:
продукты продавались несколько раз в неделю, ограничивался отпуск товара в одни ру-ки, карточки лимитировались.
В мае 1915 г. создается Главный продовольственный комитет, в компетенцию которо-го входили: требования сведений о запасах продовольствия от всех учреждений и лиц, установ-ление плана перевозок продовольствия и заготовительная деятельность. На местах создавались отраслевые отделения комитета и местные губернские комитеты. Это были чрезвычайные эко-номические органы.
В годы войны происходили частные,, перемены в составе высшего эшелона власти, за это время сменились четыре председателя Совета министров, шесть министров внутренних дел, три министра, четыре обер-прокурора Синода, три министра иностранных дел, четыре минист-ра земледелия, три министра путей сообщения.
В декабре 1916 г. правительство начало наступление на политическую оппозицию: пре-рывается заседание Государственной думы, запрещается деятельность Земгора, проводятся аресты рабочих групп Военно-промышленных комитетов, члены которых обвинялись в сабо-таже. В свою очередь, оппозиционная буржуазия начинает все активнее проникать в военно-промышленные органы, различного рода союзы и общественные организации, активизируется "прогрессивный блок" в Думе.
Билет 70:
В государственном аппарате на местах произошли более крупные изменения, чем в центре. Здесь происходило два процесса - децентрализация (вследствие ослабления государственного аппарата и местнических устремлений буржуазии) и демократизация - под сильным давлением снизу. Были ликвидированы посты генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальников, полицейские и жандармские должности и управления. Упраздненные должности заменялись комиссарами Временного правительства. В первые дни революции на местах в противовес Советам буржуазия создавала комитеты общественных организаций, которые сотрудничали с комиссарами.
Значительно расширились полномочия земских и городских органов самоуправления. Были учреждены волостные земские собрания (с управами как исполнительными органами). Волостные и уездные земские учреждения стали избираться всеобщими прямыми и равными выборами с тайным голосованием. Старые волостные крестьянские учреждения (сход, суд, правление) упразднялись. Руководил всей системой земских учреждений Всероссийский земский союз.
В городах с населением свыше 150 тыс. человек были учреждены районные думы (и их управы) как органы самоуправления.
21 апреля был учрежден Главный земельный комитет, а также губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Члены местных комитетов частично избирались земскими собраниями и думами, в остальном командировались ведомствами. Основная задача этих комитетов состояла в том, чтобы предотвратить стихийное решение земельного вопроса крестьянами, затянуть процесс всякими проволочками и согласованиями.
На местах стихийно создавались продовольственные комитеты, которые 2 апреля были закреплены как местные органы Министерства земледелия. Первоначально их задачей была борьба со спекуляцией и оказание помощи голодающим, а в сентябре они втянулись в политическую борьбу (срывали политику твердых цен).
Новым институтом местной власти стали учрежденные в июне комиссары труда, при которых действовали фабрично-заводские инспектора. В ведении комиссаров находились создаваемые на предприятиях примирительные камеры из представителей рабочих и администрации. Если трудовой конфликт не решался в примирительной камере, он передавался в третейский суд, составленный поровну из рабочих и предпринимателей.
После Октябрьского переворота неотложной задачей было подавление очагов сопротивления большевистскому правительству. Керенский и генерал П.Н.Краснов с отрядом в 700 казаков двинулись к Петрограду. В столице меньшевики и эсеры, в основном из числа членов городской думы, создали Комитет спасения родины и революции, объявивший себя высшим органом власти в городе. Он готовил восстание, приурочив его к моменту наступления казаков. Однако в его распоряжении оказались только юнкера, которые были разбиты силами большевиков. Казаки Краснова были остановлены в Гатчине многотысячным отрядом моряков. Сам Керенский, чудом избежав плена, некоторое время скрывался у знакомых и в середине 1918 г. покинул Россию.
Большевиков ожидали и другие неприятности - забастовали государственные служащие, прекратили работу все министерства и банки. Еще более опасным было требование исполкома профсоюза железнодорожников (Викжель) о создании правительства из представителей всех социалистических партий. В противном случае Викжель угрожал забастовкой. Некоторые умеренные большевики, в т.ч. председатель ВЦИК Каменев, В.И.Ногин, А.И.Рыков, А.В.Луначарский, также склонялись к этому, полагая, что одним большевикам власть не удержать. Каменев не верил в возможность победы социалистической революции в России раньше, чем на Западе. Большевистскую власть он считал фикцией, не имеющей опоры в массах, а предложение Викжеля - спасением. По предложению Каменева ВЦИК высказался за переговоры.
Переговоры с Викжелем, меньшевиками и эсерами вели Каменев и Зиновьев, которые согласились на созданиесоциалистического правительства, на замену Ленина лидером эсеров Черновым. Ленин допускал участие в переговорах только с целью выигрыша времени, необходимого для проведения перевыборов и изменения состава Викжеля. Он решительно выступил против формирования коалиционного правительства с меньшевиками и эсерами. Получив поддержку в ЦК партии, Ленин ультимативно потребовал от умеренных прекратить переговоры. Каменев и его сторонники подали в отставку. Пост председателя ВЦИК занял Я.М.Свердлов. Умеренные протестовали не долго: видя укрепление и распространение Советской власти, они вернулись на руководя-щие должности, и в дальнейшем Каменев и Зиновьев во всем поддерживали Ленина.
Инцидент с Викжелем был исчерпан, большевистское правительство устояло.
После того, как были отбиты первые атаки, основной задачей большевиков стало разрушение прежних властных структур и создание новой системы государственной власти. Для Ленина и его соратников проблема власти была основной, и этим они прежде всего отличались от других партий. Хорошо зная радикализм масс и помня собственные обещания, большевики не могли не считаться с социально-экономическими требованиями трудящихся, продолжали делать ставку на активность масс, развивали их революционный энтузиазм. Особенно это успешно делалось в разрушительных целях под выдвинутым ими лозунгом «грабь награбленное!»
Через крестьянские комитеты и волостные Советы крестьяне сами делили помещичьи земли. Вопреки ожиданиям, в руки крестьян перешло всего лишь 17,2 млн. десятины земли. Летом 1918 г. с помощью комитетов бедноты был осуществлен новый передел земли, приведший к отнятию у кулаков до 50 млн. десятин земли, т.е. почти в три раза больше, чем у помещиков. В городах ставка делалась на рабочий контроль, установление контроля за производством со стороны фабзавкомов и профсоюзов, перераставший во многих случаях в рабо-чее управление. С середины ноября 1917 г. началась национализация предпри-ятий.
Были проведены и общедемократические мероприятия: отменены сословия, прежние чины, церковь была отделена от государства, приняты декрет о гражданском браке, декрет о 8-часовом рабочем дне, решения по жилищному вопросу, позволившие рабочим занимать пустующие квартиры и подселяться в дома и квартиры буржуазии. В принятой 2 ноября 1917 г. «Декларации прав народов России» провозглашались национальное равенство и право народов на самоопределение вплоть до образования самостоятельных государств.
Для страны, 57% населения которой составляли нерусские народы, «Декларация...» имела большое политическое значение, но большевики руководствовались лишь тактическими соображениями - заручиться поддержкой нерусских народов в революционном процессе. Обнародование документа способствовало быстрому распаду Российской империи. Кроме того, как считает Л.И.Семенникова, «национальные районы не принимали лозунга Советской власти», а советский выбор был «выбором большинства русских и русскоязычных» в ходе революции и гражданской войны. Поэтому развал шел прежде всего там, где не было или было мало русских, следовательно, и большевистской, советской власти. В декабре 1917 г. была признана независимость Финляндии, в принципе - и Украины, а в 1918 г. провозглашали свою независимость Литва, Латвия, Эстония и Белоруссия, возникли республики Грузия, Азербайджан и Армения.
Советское государство создавалось Лениным как традиционное русское деспотическое государство. Кроме того, как образец была использована большевистская партия с ее крайним централизмом руководства, железной дисциплиной, единой идеологией, отсутствием свободы выражать собственное мнение и т.д. Эти черты партии были перенесены на государство: установилась диктатура, ликвидирована многопартийность, демократические права и политические свободы, утвердилась единая большевистская доктрина как новое религиозное верование. Ленин явился основателем закрытого общества, где не суще-ствовало в полной мере общественного мнения, оно целенаправленно форми-ровалось и управлялось сверху. «Заговорщическая партия до 1917 г., - пишет Д.Волкогонов, - перенесла свои антидемократические методы на государст-во...».
Здесь сказались и личностные качества вождя, новая революционная мораль у большевиков, которая была менее гуманной, не стесняющейся никакой жестокостью. По словам Н.Бердяева, «Ленин - антигуманист, так и антидемократ. В этом он человек новой эпохи, эпохи не только коммунистических, но и фашистских переворотов». Аналогичным образом характеризовал действия большевиков и И.Бунин, который в своих «Окаянных днях» писал, что «сатанинская сила» большевиков состояла в том, что «они сумели перешагнуть все пределы, все границы дозволенного...».
Создавая новый госаппарат, большевики меняют акцент: от ставки на революционные массы переходят к жестким, силовым, репрессивным методам руководства. К весне 1918 г. путем запугивания отдачей под суд, конфискацией имущества им удалось сломить саботаж чиновничества, которое стало предлагать свои услуги советскому государству. 7 декабря 1917 г. была создана, по выражению Д.Волкогонова, «российская гильотина революции» - Все-российская чрезвычайная комиссия (ВЧК) при Совете Народных Комисаров (СНК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем, создавались губернские ЧК, чекисты получили права внесудебной расправы, и их численность к концу гражданской войны достигла 100 тыс. человек. Как известно, царская политическая полиция была очень сильной структурой, но ЧК Н.Бердяев назвал «несравненно более тираническим, чем институт жандармов старого режима».
Важнейшим направлением деятельности Советского правительства стала борьба с политическими противниками и инакомыслящими. Принятый уже 27 октября 1917 г. по инициативе Ленина декрет о печати положил начало удушению оппозиционной прессы. За первые два месяца было закрыто около 150 газет. 28 ноября СНК объявил кадетов «партией врагов народа», последовали аресты ее лидеров. Борясь с саботажем, выискивая «врагов народа», власти создавали атмосферу психологического и физического террора вокруг буржуазии и интеллигенции.
Большевики одновременно вынуждены были и маневрировать, искать союзников. Они, наконец, добились согласия левых эсеров участвовать с большевиками в коалиционном правительстве, и 9 декабря семь их представителей вошли в СНК. Имея большинство в крестьянских Советах, левые эсеры обеспечили поддержку ими Советского правительства, тем самым создали большевикам опору среди крестьянства, помогли решать проблему Учредительного собрания. Левые эсеры стали «союзниками напрокат», «палочкой-выручалочкой» для большевиков.
Созыв Учредительного собрания был заветной целью либералов и революционеров, начиная с XIX века. Его выборы были намечены Временным правительством на середину ноября. Большевики вынуждены были подчеркивать временный характер своей власти - до Учредительного собрания.
Первые в истории России всеобщие и равные выборы состоялись в назначенные сроки и дали следующий состав депутатов: эсеры - 40,6%, меньшевики - 2,8%, другие социалистические партии - 15%, национальные партии - 8%, кадеты - 4,6%, конфессии, кооперативы, казаки и правые - 6,1%, большевики - 22,9%. Итоги выборов отразили специфику политического развития России: слабость массовой базы либерализма, мощные позиции социалистических сил, связанные с общинно-уравнительными «инстинктами» и радикализмом масс - 81% голосов. Но большевики проиграли выборы.
Большевикам, судя по всему, не удалось настроить против Учредительного собрания ни один коллектив завода или воинской части. Зато Преображенский и Семеновский полки, дивизион броневиков Измайловского полка были готовы защищать парламент с оружием в руках. Некоторые эсеры считали это единственно возможным путем сохранения парламента. Другие эсеры предлагали в день его открытия провести перед Таврическим дворцом вооруженную демонстрацию верных эсерам частей. Однако ЦК эсеров назначил на 5 января мирную демонстрацию. Ночью верные большевикам рабочие авторемонтных мас-терских вывели из строя эсеровские броневики. Демонстрацию в поддержку Учредительного собрания большевики встретили огнем. Было убито 12 чело-век. Лишь подавив выступления, установив полный контроль в городе, окружив Таврический дворец войсками, открыли Учредительное собрание.