Правовое учение Жоржа Гурвича
__________________________________ 455
вокупность юридических правил, особенно законов государства, защищающих слабые и неимущие элементы общества и обеспечивающих вмешательство государства в сферу экономики».
Такое представление о социальном праве Гурвич считал теоретически ошибочным, а использование его на практике — угрозой самим устоям западной демократии: «Если бы речь шла о "социальном праве" только как о регламентации посредством мер помощи и распределения материальных благ, то авторитарные и тоталитарные режимы, в принципе, были бы также способны, как и демократии, осуществить подобное "социальное право", заботясь о материальном благополучии производителей и потребителей, ставших рабами!».
Гурвич предложил рассматривать социальное право абсолютно иначе. Он полагал, что все группы и индивиды:
S не являются пассивными получателями благотворительных мер государства;
S автономно создают свое социальное право, следуя
своим интересам;
•/ сами контролируют его применение. Социальное право — это всегда:
• право, которое возникает спонтанно и независимо от
государства;
• «право интеграции», которое противоположно:
-> «праву разграничительной координации»,
-> «праву субординации или господства» и др.;
• право, основанное на доверии и взаимопомощи, и этим
оно отличается:
-> от «права субординации», которое основано на подчинении,
-» «права разделения», которое основано на недоверии, ->■ «права разграничительной координации», которое основано на конфликтах;
• право, которое рождает «каждая активная группа, осу
ществляя позитивные ценности»;
Представляется, что Гурвич, признавая источником социального права лишь общества, преследующие позитивные ценности, дистанцируется от своего учителя Петражицкого, признающего право и мафиозных групп, как разновидность неофициального права.
• право, которое способствует «юридической автономии
заинтересованных лиц и побуждает их к самоуправлению»;
456 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...____
• право, как и любое другое право, представляет собой не только объективное право, но и право субъективное (как «систему» субъективных прав).
Концепция правового плюрализма. Понятие социального права Гурвича лежит в основе его представлений о правовом плюрализме, существующем в обществе. В современном обществе он выделял разные автономные источники права: международные организации, профсоюзы, предприятия и т.д. Вслед за Эрлихом, рассматривавшим общество как совокупность «союзов», каждый из которых создает свое право, Гурвич, исходя из факта разнородности общества, обосновывает существование «юридического плюрализма в жизни права». Гурвичу принадлежит следующая мысль: «Каждая группа и каждая совокупность в действительности способны порождать свой собственный автономный юридический порядок, регулирующий их внутреннюю жизнь».
Эти «автономные юридические порядки» находятся в процессе непрерывного взаимодействия: «Группы и их совокупности не ждут вмешательства государства для того, чтобы участвовать как автономные очаги юридической регламентации в сложном сплетении жизни права, где различные правовые порядки сталкиваются, борются, взаимопроникают, уравновешиваются и иерархически выстраиваются самым разнообразным способом».
Таким образом, полагает Гурвич, правовая сфера жизни общества значительно шире и не сводится исключительно к праву, создаваемому государством.
Отправной точкой его учения о правовом плюрализме является общество, а не государство. Правовой плюрализм современного общества представлялся Гурвичу состоящим из государственного права и других видов права, между которыми существуют отношения либо приоритета, либо равенства, либо зависимости: «Государственное право есть только островок, более или менее протяженный в огромном океане правовых порядков различных видов: либо высших (спонтанное право Нации, международное право), либо эквивалентных (право Национальной Экономической Организации и др.), либо таких, чья юридическая устойчивость зависит от государственного права». Гурвич различает в любой социальной группе: У «суперструктуру», т.е. аппарат управления, созданный самой группой;
•S собственно саму группу.
25.1. Правовое учение Жоржа Гурвича
Он считает, что суперструктуры могут самостоятельно создавать «социальное право», которое имеет «организационный» характер. Однако устройство этих суперструктур должно быть таким, чтобы они оставались «полностью открыты проникновению со стороны живого социального права, которое вытекает из этого сообщества». Если этого не сделать, то, заключает Гурвич, «автономное право организаций вырождается в субординационное право господства».
Примером «социального организационного права» может служить право, которое рождается на капиталистическом предприятии, суперструктура которого включает в себя «рабочее представительство» («советы по контролю» и «советы по управлению»). Только в этом случае суперструктура, полагал Гурвич, «открывается нижестоящему сообществу рабочих и укореняется в нем» и рождает «социальное организационное право».
Таким образом, Гурвич различает «живое социальное право» и «организационное социальное право». Этим он развивает и углубляет теорию «живого права» Эрлиха.
Декларация социальных прав. В конце второй мировой войны Гурвич, оставаясь приверженцем идеи социального права, стремился повлиять на будущую конституцию послевоенной Франции, опубликовав работу «Декларация социальных прав» (1944). Декларация социальных прав должна закреплять социальные права групп, сообществ и индивидов. Гурвич предлагал дополнить предшествующие Декларации прав человека социальными правами, которые единственно способны обеспечить в послевоенную эпоху общественную интеграцию.
Под социальными правами Гурвич понимал:
• права на участие групп и индивидов в деятельности
сообществ, в которые они интегрированы;
• права, гарантирующие демократический характер са
мих этих сообществ.
В качестве примеров социальных прав Гурвич называет следующие:
S права производителя;
S права потребителя;
S права индивидов и групп осуществлять контроль над всякой властью, которая возникает в группе или сообществе, в которые эти индивиды и группы интегрированы;
S права каждого индивида и права каждой группы обратиться к группе или к сообществу групп, если опасность
458 Глава25. Политические и правовыеучения на Западе...
для их свободы исходит от другой группы или другого сообщества;
•S право на свободу самих групп;
S право на свободу каждого внутри групп;
•/ право на свободу одной группы от другой.
Гурвич сделал предложение «дополнить Декларацию политических прав Декларацией социальных прав — провозгласить права производителей, потребителей и человека; права как индивида, так и групп, на эффективное участие во всех аспектах жизни, работы, безопасности, благосостояния, воспитания, культурного созидания, так же как и на все возможные проявления юридической автономии, демократического контроля, посредством самих заинтересованных, на самоуправление и судебную деятельность».
Ж. Гурвич внес огромный вклад в развитие социологии в университетах Франции, явился создателем и вдохновителем Центра социологических исследований (1946) и ряда других проектов. Его идеи спонтанного права стали вновь актуальны во Франции после 1968 г. Во Франции именно Гурвичу принадлежит заслуга всистемно разработанной концепции правового плюрализма.
Идеи Гурвича используются в работах современных политических антропологов (Жорж Баландье и др.).
25.2 Нормативистская теория права и государства Ганса Кельзена
Кельзен Ганс(1881-1973) — австрийский юрист, основатель теории правового нормативизма, или «чистого учения о праве».
Эпоха. В начале XX в. на политической карте Западной Европы появились новые названия — названия республик, сменившие собой бывшие монархии. Катализатором этих изменений стала Первая мировая война. В 1919 г. образовалась Веймарская республика, в 1920 г. — Австрийская республика. В Австрии в 1921 г. был создан первый в Западной Европе Конституционный Суд.
В 1933 г. после прихода к власти вгермании нацистов началась эмиграция европейских ученых в другие страны (Швейцария, США).
25.2 Нормативистская теория права.■■ Ганса Кельзена 459
После второй мировой войны началось противостояние двух систем — капитализма и социализма, и одновременно возрасла роль ООН и международного права в поддержании международного правопорядка.
В XX в. окончательно сложились основные правовые концепции гражданского общества. Юридический позитивизм продолжал разработку логики юридических конструкций, приемов толкования и применения правовых норм. Наиболее развернутое изложение и обоснование юридический позитивизм получил в нормативистской теории Г. Кельзена.
Биография. Ганс Кельзен родился в Праге. С 1917 по 1940 г. — профессор Венского, Кёльнского, Женевского университетов.
Многие годы принимал активное участие в политической жизни своей страны: разработал проект Конституции Австрийской республики 1920 г., был одним из создателей и судьей первого в Европе Конституционного суда Австрии (1921—1929). В 1933 г. был вынужден эмигрировать из Германии, спасаясь от нацистского преследования. Жил вначале в Швейцарии, а с 1940 г. обосновался в США, где получил гражданство. С 1942 г. и до конца жизни был профессором Калифорнийского университета.
Логическое основание политико-правового учения. Философия неокантианства, сторонники которой различали науки о сущем и науки о должном: первые изучают явления природы и общественной жизни, исходя из законов причинности, вторые — нормативный порядок человеческих отношений. Правоведение Кельзен относил к наукам о должном, рассматривая его как нормативную социальную науку, задача которой заключается в описании и познании правовых норм (правил должного) и созданных ими отношений между людьми. Правоведение в таком понимании противопоставлялось Кельзеном социологии права как каузальной науке.
Основные работы: «Проблема суверенитета и теория международного права» (1920); «Социологическое и юридическое понятия государства» (1922/1962); «Общая теория государства» (1925/1966); «Чистое учение о праве» (1934/1960); «Трансформация международного права во внутригосударственное право» (1936); «Общество и природа: социологическое исследование» (1943); «Коммунистическая теория права» (1945); «Общая теория права и государства» (1945).
460 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...
Содержание политико-правового учения. «Чистота» правовой науки. Кельзен выступает за создание «чистой» правовой науки; очищенной от влияния смежных наук, предметы изучения которых тесно связаны с правом: «Юриспруденция совершенно некритично "расширилась" за счет психологии и социологии, этики и политической теории»; от идеологических оценок: «Чистая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь оправданием или критикой».
Право как совокупность норм права. Кельзен определил функции норм права так:
• регулируют человеческое поведение. Кельзен допуска
ет, что так было не всегда: «это относится лишь к соци
альным порядкам цивилизованных народов, так как в древ
них обществах поведение животных, растений и даже
неодушевленных предметов регулировалось правопоряд
ком наряду с поведением людей»;
• предусматривают возможность применения принужде
ния к виновным лицам через причинение им зла: «Это зло
выражается в лишении жизни, здоровья, свободы, матери
альных и прочих благ, и оно причиняется виновному также
и против его воли, а при необходимости — с применением
физической силы, т.е. принудительно».
Право как иерархия норм права. Кельзен предлагает иерархическую концепцию права. Для него право — это иерархия норм, в которой действительность нормы каждого уровня проистекает из действительности нормы более высокого уровня.
Наивысшей и последней нормой иерархии, устанавливающей системное единство всех норм национального права, является гипотетическая основная норма (Grundnorm). Понятие основной нормы — ключевое понятие нормативи-стской теории права Кельзена. Эта норма никем не установлена и не зафиксирована в юридических текстах. Она представляет собой «мысленное допущение» — трансен-дентально-логический постулат. Основная норма выражается следующим образом: «Должно вести себя так, как предписывает Конституция». Без основной нормы нельзя утверждать, что нормы Конституции, которые расположены на ступень ниже основной нормы, производны от нормы более высокого уровня.
Следующая ступень иерархии — «общие нормы», установленные в законодательном порядке или путем обычая.
25.2 Нормативистская теория права... Ганса Кельзена 461
Нижняя ступень иерархии — решения судей, действительность которых определяется «общими нормами».
Соотношение международного права с национальным правом отдельных государств. Кельзен признавал приоритет норм международного права по отношению к нормам национального права. Национальное право каждого отдельного государства должно соответствовать общей норме международного права: «Основные нормы различных национальных правопорядков основываются на общей норме международного правопорядка. ...Тогда единственно истинная основная норма, норма, которая не создается правовым процессом, а предполагается юридическим мышлением, есть основная норма международного права».
Понятие государства. Кельзен выступает сторонником юридического подхода к пониманию государства. Государство — это определенный срез системы законодательства:
S конституционного;
^административного;
•/ о судоустройстве.
Государство — это «относительно централизованный правопорядок». Для знания о государстве достаточно знания официального законодательства. Таким образом, Кельзен отождествляет право и государство.
Он отрицает идею правового государства, поскольку каждое государство имеет правопорядок. Термин «правовое государство» -- это плеоназм (речевое излишество), считает Кельзен.
Концепция «иерархического правопорядка» Г. Кельзена во многом отразила правовую реальность современных конституционных государств. «Чистое учение о праве» Кельзена не осталось незамеченным среди французских правоведов (например, Карре де Мальбер). «Нормативистская» теория Кельзена получила широкое распространение в Латинской Америке, где нашла не только многочисленных сторонников, но и противников. Весомым оказалось влияние Кельзена на австрийских правоведов (А. Меркль, А. Фердросс), последователей Венской школы права, основанной Кельзеном. Распространенная в настоящее время концепция примата международного права над внутригосударственным, представленная в трудах Кельзена, — существенный вклад в теорию международного права.
462 Глава 25.Политические иправовые учения на Западе...___
25.3. Социологическая юриспруденция Роско Паунда
Паунд Роско(1870-1964)— американский правовед, представитель социологической школы права.
Эпоха. В XX в. США развивались в направлении создания высокоиндустриального (и, как следствие, цивилизованного) общества, в котором, по мнению многих американских ученых, человек может лучше всего реализовать все свои способности. Проблема гармонизации интересов и ценностей индивидов и всего общества при помощи права в наибольшей степени волновала американских правоведов. Право воспринималось как важное средство обеспечения социального контроля, а юристы-практики — как «социальные инженеры».
Прецедентная правовая система США и хорошо развитая прикладная социология создали благоприятную среду для восприятия возникшей в Европе социологической юриспруденции, многочисленные последователи которой внесли заметный вклад в развитие мировой юридической науки.
Биография. До того как стать правоведом, получил степень бакалавра (1888), затем доктора ботаники. Составлял ботаническую карту штата Небраска (1892-1903) и обнаружил редкий вид грибов, получивший позднее название Roscoponndia. Изучал право в Гарвардском университете (1889-1890), был принят в коллегию адвокатов штата Небраска. Сочетал практическую работу с преподаванием в университете этого штата (1890-1903). Паунд был членом комиссии по апелляционным делам Верховного суда штата Небраска (1901-1903), а также членом комиссии по разработке проектов единообразных законов этого штата (1904-1907). В 1906 г. сделал доклад перед американской ассоциацией адвокатов «Причины неудовлетворенности общества отправлением правосудия», принесший ему широкую известность. Многие годы преподавал в Гарвардском университете (1910-1947), на протяжении ряда лет был деканом Гарвардской школы права.
Логическое основание политике-правового учения. Под влиянием философии прагматизма признал необходимость рассматривать полезность, т.е. практическое значение, права для общества, а не рассуждать о его идеальной природе.
25.3. Социологическая юриспруденция Роско Паунда 463
Испытал на себе влияние европейских правоведов социологической ориентации: Р. Иеринга и Е. Эрлиха. Использовал понятие «социальный контроль», автором которого является американский социолог и психолог Эдуард Олсу-орт Росс (1866-1951).
Э.О. Росс — автор работы «Социальный контроль: Исследование оснований порядка» (1904).
Основные работы: «Современная правовая теория» (1940); «Социальный контроль через право» (1942); «Социология права» (1950); «Введение в философию права» (1954); «юриспруденция» (1959); «Механическая юриспруденция» (1960).
Содержание политике-правового учения. Р. Паунд видел цель права в примирении и гармонизации интересов сталкивающихся сторон.
В работе «Современная правовая теория» (1940) Паунд обратился к проблеме интересов, защищаемых правом. Вслед за Иерингом Паунд уточняет понятие интереса. Под интересом он предлагал понимать притязание лица, безотносительно к тому, выгодно это притязание самому лицу или нет. Необходимо лишь точно определить, полагал Паунд, что «представляют собой притязания и требования, подлежащие признанию, учету и защите со стороны законодателей и судов».
Паунд выделил три группы интересов, закрепляемых правом:
1) публичные интересы (интересы государства). В каче
стве примера публичного интереса Паунд называет при
тязание штата на собственное достоинство: «право на
предъявление иска от имени штата не прекращается в силу
пропуска неаккуратным чиновником штата срока исковой
давности»;
2) индивидуальные интересы:
•S интересы личности, которые касаются физической неприкосновенности, свободного выражения своей воли, свободного выбора места пребывания, свободы договора и предпринимательской деятельности, свободы совести личности;
S интересы членов семьи, которые касаются притязаний супругов на невмешательство в их семейные отношения кого-либо извне; притязаний одного супруга к другому; притязаний родителей к детям; притязаний детей к родителям; притязаний иждивенцев;
464 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...
•S субстанциональные интересы, которые составляют экономическую основу существования индивидов и имеют прямое отношение к их собственности.
3) общественные интересы: общей морали, общей безопасности, защиты общественных ресурсов от расточительства, общего прогресса, защиты человеческой жизни и др.
Р. Паунд признавал большую роль теории права для цивилизованного развития юридической практики. Юридическая практика не должна, полагал он, развиваться методом проб и ошибок. Вначале теория нрава должна выработать правовые аксиомы — правовые постулаты цивилизованного общества, с помощью которых можно было бы оценивать различные интересы и соотносить их между собой. Паунд писал: «Всякое новое притязание, па признании которого настаивает истец, оценивается на базе таких постулатов. Получив такое признание, данное притязание соотносится с иными юридически признанными интересами на базе тех же самых постулатов. Наконец, после отграничения рассматриваемого притязания от прочих законных интересов оно получает судебную защиту, определяемую па основе этих же постулатов».
Пауид сформулировал пять правовых аксиом (правовых постулатов), которые необходимо использовать в цивилизованном обществе для оценки притязаний субъектов частного права:
1) «люди должны быть способны полагаться на то, что
другие не будут допускать посягательств па их интересы»;
2) «люди должны быть способны полагаться на то, что
они вправе владеть и управлять к собственной выгоде тем,
что они присвоили для своего использования, что они со
здали собственным трудом, и что они приобрели в соответ
ствии с существующим социальным и экономическим по
рядком»;
3) «люди должны быть способны полагаться на то, что
те, с которыми вступают в признанные обществом отноше
ния, будут действовать добросовестно и, следовательно:
• вправе действовать с учетом разумных ожиданий, вы
текающих из их обещаний или иного поведения;
• будут осуществлять свою предпринимательскую дея
тельность в соответствии с ожиданиями, вытекающими из
относящихся к ней нравственных чувств общества;
• будут возвращать в натуре либо возмещать то, что по
ступило к ним по ошибке, нечаянно и ненамеренно за чу-
25.3. Социологическая юриспруденция Роско Паунда 465
жой счет, и на получение чего они при соответствующих обстоятельствах не могли разумно рассчитывать»;
4) «люди должны быть способны полагаться на то, что
те, которые занимаются определенной деятельностью, бу
дут действовать с надлежащей степенью предусмотритель
ности и осторожности, с тем, чтобы не подвергнуть других
лиц неразумно высокому риску причинения вреда»;
5) «люди должны быть способны полагаться на то, что
те, кто владеет вещами, способными выйти из-под контро
ля и причинить вред, не допустят утраты над ними разум
ного контроля».
Паунд признавал, что перечень этих правовых постула~ тов является открытым, так как с развитием цивилизации заявляют о себе все новые и новые притязания, и этот перечень необходимо постоянно расширять:
«Еще один новый правовой постулат выражается в том, что в современном индустриальном обществе использующие наемный труд предприятия несут бремя того, что можно назвать "износом людских ресурсов" (human wear and tear) в ходе осуществляемой ими деятельности».
Право как социальная инженерия. Деятельность юристов по установлению рационального порядка в обществе можно уподобить деятельности инженеров, поэтому право — это «социальная инженерия»: «О работе инженера судят по ее соответствию поставленным целям, а не по тому, соответствует ли она некоей идеальной форме, принятой в силу традиции. В отличие от прошлого века мы так же подходим к деятельности юристов, судей, законодателей».
Право, позволяющее осуществить в жизни цель примирения и гармонизации сталкивающихся интересов, — это социальный инструмент, средство обеспечения высшей формы социального контроля над людьми. Если в эпоху Античности, Средних веков и в Новое время социальный контроль осуществлялся в основном при помощи религии и морали, то в XX в. этот контроль осуществляется уже посредством права, а «все остальные виды социального контроля действуют под надзором и в соответствии с требованиями права». Право — это «высокоспециализированная форма социального контроля, осуществляемого на основе властных предписаний в рамках судебного или административного процесса».
16 М. Н. Марченко
466 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...
Три измерения права. Паунд понимает право как:
1) правопорядок, т.е. режим установленных отношений,
поддерживаемый систематическим применением принуж
дения со стороны государства;
2) совокупность нормативно-правовых актов (законода
тельство штата Невада и т.д.);
3) процесс отправления правосудия, который может осу
ществляться либо на основе второго понимания права,
либо самостоятельно («юстиция без права»: суд творит но
вое право, не будучи связан ни законом, ни прецедентом).
Приверженности судей «механической юриспруденции», которая предпочитает логическую дедукцию из заранее определенных правовых понятий, игнорируя современную действительность «индустриального общества», Паунд противопоставляет судебный процесс — гибкий и чуткий кпотребностям жизни. Значительно сильнее, чем абстрактные правовые нормы, на фактическое поведение людей воздействуют судейские решения, принимаемые в зале судебных разбирательств.
Классификация права. Паунд различает:
• «право в книгах» (законодательство);
• «право в действии» (правопорядок, судебный и адми
нистративный процессы).
* * *
Правовые взгляды Роско Паунда снискали ему репутацию одного из наиболее авторитетных представителей социологической юриспруденции в США и получили широкий резонанс среди американских судей.
25.4. Реалистическая школа права в США
Эпоха. Реалистическая школа права возникла в 1920-е гг. и имела популярность между двумя мировыми войнами. Ее появление связано с расширением судейского усмотрения и представлением о том, что закон — не более чем материал, предоставленный в распоряжение судей. Очевидным был также факт логической неопределенности прецедентов, что позволяло судьям находить обоснование для противоположных решений.
Содержание правовой теории «реалистов». Школа правового реализма — это теоретическая оппозиция школе