Основные работы: «Государство, объективное право и позитивный закон» (1901); «Курс конституционного права» (1911).
Содержание политике-првового учения Дюги. Факт солидарности и норма солидарности. Индивиды — это социальные существа, они связаны между собой в силу общности потребностей и общественного разделения труда, и потому объективным становится факт солидарности. Солидарность — это закон функционирования общества. Факт солидарности начинает осознаваться людьми и порождает социальную норму — норму солидарности.
Норма солидарности — это не норма морали, а правовая норма, поскольку она касается только внешних проявлений человеческой воли. Норма солидарности стоит выше государства и позитивного законодательства, которые лишь служат для ее осуществления. Эта норма права изменчива, как и само человеческое общество. «Норма права возлагает на всех обязанности не делать ничего, что противоречит общественной солидарности и делать все для развития этой солидарности» — таков смысл этой нормы.
Проект позитивной организации общества. Дюги полагал, что новый общественный и политический строй должен быть создан на основе:
S признания за индивидами только социальных обязанностей;
S отрицания за индивидами субъективных прав: «Итак, на основе уничтожения субъективных прав создается новый политический и социальный строй».
Индивид представляется Дюги лишь «составной клеточкой социального организма», «не целью, а только средством».
Смысл существования каждого индивида Дюги видит «только ввыполнениеи известной работы в деле социального строительства».
416_____ Глава 23. Политические и правовые учения...
При новом режиме, считал Дюги:
S исчезает понятие собственности как субъективного права индивидов;
S право собственности перестает быть абсолютным правом;
S собственность используется лишь для поддержания общественной солидарности и только в этих пределах она защищается государством;
•S собственность рассматривается как социальная функция: «капиталист-собственник исполняет особенную социальную функцию»;
S «капиталистическому классу отводится особая роль: собирать капиталы и отдавать их в распоряжение предприятий».
Э. Дюги выступил теоретиком «социализации» собственности: частная собственность — это социальная обязанность, осуществляемая в интересах общего блага.
Теория государства. Под государством Дюги понимал «не лицо, отличное от индивидов, но лишь проявление индивидуальной воли правителей». Правители государства — лишь «часть общественного организма», они «играют собственную роль в разделении труда (должны организовать определенные службы, обеспечивать непрерывную их деятельность и контролировать их действия)».
Будущему обществу будет соответствовать новая форма государства, не похожая ни на одну из всех исторически предшествовавших (римская, королевская, якобинская, наполеоновская, коллективистская). Государство в лице своих правителей будет не командовать обществом, а служить ему.
Новая форма государства, более эластичная и гуманная, обеспечит социальную солидарность. Это такая форма государства, при которой наибольшая сила будет принадлежать не какому-то привилегированному классу, а действительному большинству из представителей всех классов и всех партий: «Господство класса должно прекратиться: мы отрицаем господство как пролетарского, так и буржуазного класса».
Дюги выступал за сохранение двухпалатной структуры парламента (палата депутатов и сенат), однако предложил отказаться от всеобщего «индивидуалистического» избирательного права и заменить его «органическим» пропорциональным представительством: палата депутатов будет представительством всех существующих партий; а сенат
_____ 23.5. Солидаристская теория права и государства... 417
будет представительством всех профессиональных организаций (синдикатов).
На основе синдикатов будет переустраиваться общество. Синдикаты объединяются в федерацию, что неизбежно приведет к децентрализация политической власти. Власть распределится между синдикатами, которые будут выполнять различные социально-экономические и политические задачи, а деятельность правительства сведется лишь к контролю и надзору. В частности, Дюги считал: «Не имеется препятствий к тому, чтобы действия полиции осуществлялись частными ассоциациями, и так иногда бывало».
Теория закона. Для Л. Дюги характерно социологическое понимание закона: «Истина — в том, что закон есть выражение не общей воли, которой не существует, и не воли государства, которой также нет, а воли нескольких голосующих человек». Применительно к Франции того времени закон представлялся Дюги выражением воли 350 депутатов и 200 сенаторов.
Связь закона с нормой солидарности. Дюги считал, что при помощи законов формулируется норма солидарности и принимаются меры к ее исполнению.
Проблема обязательности закона. Закон является законом лишь тогда, когда он соответствует социальной солидарности: «Закон получает свою обязательную силу не в воле властвующих, а в своем соответствии социальной солидарности».
По мнению Дюги, законы о здравоохранении, социальном обеспечении, охране труда соответствуют норме солидарности и свидетельствуют о социализации права.
В XX в. идея «социализации» собственности нашла отражение в конституциях ряда стран: Конституции Германии 1919 г.; Конституции Японии 1947 г.; Основном законе ФРГ 1949 г.
В статье 14.2 Основного закона ФРГ 1949 г. закреплено положение: «Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу».
Идея синдикалистского представительства является оригинальной, но она не получила широкого распространения из-за трудности совмещения профессионального представительства с традиционными институтами представительной демократии.
14 М. Н. Марченко
418Глава 23. Политические и правовые учения...
Правовые взгляды Дюги оказали влияние на дальнейшее развитие социологических теорий права.
23.6. Политико-правовое учение Мориса Ориу
Ориу Морис (1856-1929)— французский правовед и государствовед, профессор и декан юридического факультета Тулузского университета. Теоретик институциона-лизма.
Эпоха. Развитие капитализма привело к расширению масштабов деятельности государственной власти. Демократизация общественной жизни способствовала развитию социально-политических теорий. Во Франции интенсивно развивается наука государственного (публичного) права. Принимаются государственные декреты, согласно которым в 1895 г. дисциплина «Основы публичного права» была включена в программу первого экзамена на звание доктора политических наук; в 1905 г. дисциплина «Публичное право» включена в программу третьего экзамена для получения лиценциата.
Биография. Морис Ориу родился во французском городе Ладивиль . Получил степень доктора права в 1879 г. С 1883 г. стал заниматься преподаванием правовых дисциплин. В Тулузском университете он преподавал историю права — с 1883 г., административное право — с 1888 г., конституционное право — с 1920 г. В 1909 г. Ориу стал деканом юридического факультета Тулузского университета.
Современники: Леон Дюги (1859-1928), Адемар Эсмен (1848-1913).
Логическое основание политико-правового учения. Испытав на себе влияние «интерпсихологии» французского социолога Габриэля Тарда (1843-1904) и критически осмыслив формально-юридический подход к изучению государства, М. Ориу постарался создать более реалистическую теорию государства.
Основные работы: «Основы публичного права» (1910); «Идеи Дюги. Два реализма» (1914).
Содержание политико-правового учения. Понятие современного государства. Под современным государством Ориу понимает ту особую форму политического общества, которая появилась «почти у всех европейских наций в конце Средних веков»: «Начиная с XIV столетия, современное
_______ 23.6. Политико-правовое учениеМориса Ориу_____________ 419
государство одержало верх над феодальной организацией, следы которой однако просуществовали до революции 1789 г. Лишь с конца XVIII столетия современное государство может считаться очищенным от всякой феодальной примеси, как новый режим в противоположность старому режиму».
Ориу рассматривает современное государство как объективно существующий социальный институт, характеризующийся прежде всего стабильностью. Стабильность этого института основывается на динамическом равновесии между уже «установившимся правом» и новым правом, которое исходит от публичной власти.
Критика договорной теории происхождения государства. Ориу критикует Руссо как сторонника договорной теории происхождения государства. Он полагает, что договорная теория государства представляет собой гипотезу «весьма гадательную», поскольку в основании теории Руссо лежит субъективный подход, который трудно признать научным: «Общественный договор без сомнения, предполагается предшествующим установлению государства как морального лица, но, с одной стороны, он был гипотезой весьма гадательной, а с другой — объяснял установление права и государства единственно лишь действием индивидуальных договаривающихся воль».
Государство не может возникнуть в один момент в результате заключения общественного договора между «атомарными индивидами». Напротив, полагает Ориу, государство можно рассматривать только как объективную реальность, т.е. как особого рода «корпоративный институт»: «Существование государства сводится не к индивидуальным волям, а к факту социального института».
Понятие государства как социального института Ориу противопоставил понятию государства как результата общественного договора Руссо.
Теория происхождения государства как «корпоративного института». Ориу полагал, что государство как объективная реальность, не зависящая от субъективной воли индивидов, возникает только тогда, когда происходит реорганизация нации. Реорганизация нации — это такое состояние, при котором писаное право становится «установившимся» правом нации: «Теория корпоративного института, уравновешиваемого верховенством "установившегося правопо-
14*
420 Глава 23. Политические и правовые учения...
рядка", основывается на том факте, что в истории государства нет ни одного уловимого момента, когда не существовало бы права, уже установившегося в нации ранее права, имеющего быть созданным, так что государство есть только реорганизация нации».
Вслед за французским социологом и криминологом Габриэлем де Тардом (1843-1904), автором концепции «интерпсихологии», Ориу полагает, что длительное, мирное существование правопорядка зависит «от силы инерции, под действием которой происходит... психологическое присоединение» к нему индивидов. Установившийся правопорядок, по мнению Ориу, приобретает особую силу, поскольку получает признание «со стороны всех».
Ориу выделяет факторы, влияющие на формирование государства как корпоративного института:
• централизация права;
• централизация политической власти.
Процесс «централизации и интериоризации права на основе писаного закона» и «процесс политической централизации на основе разделения между суверенной политической властью и частной собственностью», идут параллельно и завершаются созданием корпоративной организации государства.
Под централизацией права Ориу понимает правотворческую деятельность «центральной политической власти», что объективно приводит к уменьшению значения обычая как источника права. Правотворческая деятельность правительства осуществляется в двух формах:
1) «замены обычая писаным законом»;
2) самостоятельное правотворчество.
Под политической централизацией Ориу понимает такой объективный процесс, конечная цель которого: «мобилизовать и объединить ресурсы нации, и поставить их в распоряжение центральной правительственной власти».
Процесс политической централизации сопровождается дифференциацией органов государственной власти, что приводит к разделению властей в государстве. А это в свою очередь позволяет обеспечить свободу индивидов от злоупотреблений со стороны государственной власти.
Понятие государства как «института». Государство как социальный институт — это нечто целое, включающее в себя:
23.6. Политико-правовое учение Мориса Ориу
» общую идею как направляющую силу (индивидуальная свобода, справедливость);
• исторически формирующуюся национальную коллек
тивную общность (гражданское общество);
• суверенную власть;
• правопорядок.
Понятие государства, предложенное Ориу, включало в себя исторический, идеальный, социологический и юридический моменты, что позволяет говорить о «синтетическом» понятии государства.
Исторический момент в понятии государства Ориу иллюстрирует таким образом: «Государственный режим является метаморфозой, наступающей в известный момент истории нации в целях ее централизации и инкорпорации или включения гражданского общества в корпоративный организм, ресурсы которого капитализируются и функции которого дифференцируются под руководством центральной публичной власти».
Идеальный момент в понятии государства у Ориу выражен следующим образом: «Государственный режим увеличивает могущество нации и в то же время делает из нее среду существования, в большей мере проникнутую свободой и справедливостью; но при этом цель увеличения организованного могущества должна оставаться подчиненной цели возрастания свободы и справедливости».
Социологический и юридический моменты в понятии государства отражены Ориу в определении: «Государство есть централизация нации в целях включения в нее гражданского общества посредством организации нации в корпоративную индивидуальность при наличии суверенной власти, при режиме внутреннего закона и господства статута».
Проблема образования всемирного государства. М. Ориу приводит исторический факт поглощения римским государством античных государств Средиземноморья. Современные же государства уже существуют и за пределами Средиземноморского бассейна и находятся во всех частях света. Ориу задает вопрос: возможно ли, чтобы все современные государства слились в одно, единое государство? — и отвечает: «существует мало шансов на поглощение когда-либо национальных государств всех пяти частей света одним государством».
422____ Глава 23. Политические и правовые учения...________________
М. Ориу затрагивает сложную проблему уважения к закону. От уважения или неуважения людей к законам, полагает Ориу, зависит, будут или не будут им подчиняться.
В отличие от Руссо, который считал, что уважение к закону связано с выраженной в законе общей воли, Ориу полагал, что уважать закон и соответственно подчиняться ему необходимо всегда. Принуждение к исполнению закона может быть оправдано, полагал Ориу, «только необходимостью, которая заставляет людей, составляющих группу, временно маршировать вместе, дабы в противном случае не подвергнуть опасности существование самой группы; личная независимость приносится в жертву в пределах этих необходимых потребностей, из которых каждая временна, но которые в действительности постоянно сменяют одна другую, так что принцип авторитета оказывается всегда необходимым».
М. Ориу — теоретик институциоиализма. К числу институтов, в которых есть направляющая идея, организация власти, совокупность процедур, Ориу относил не только государство, но и торговые общества, профсоюзы и т.д., заложив основы концепций плюралистической демократии (М. Дюверже и др.).
Современные политологи и социологи используют институциональный метод как один из методов анализа (Ж. Шевалье, А. Турен и др.). Институционализм Ориу оказал влияние на многих западных правоведов XX в. (Ж. Ренара, Р. Сменда, С. Романо, Ж. Бюрдо и др.). Труды Ориу по публичному праву, в которых затрагивались фундаментальные вопросы логических и правовых оснований государства, сыграли существенную роль в развитии французской политической науки.
Ориу — признанный специалист в области административного права. Он первым стал излагать административное право как единое целое. В течение сорока лет исследовал и комментировал решения Государственного совета — высшей судебной инстанции по административным делам во Франции. Современными исследователями подчеркивается его феноменальное трудолюбие, — в истории не найдется, пожалуй, более скрупулезного толкователя судебной практики.