Окончание войны и её историческое значение 11 страница

В большинстве стран Западной Европы к началу XVI в. в основном завершился процесс политического объединения национальной территории и образования централизованного государства. В Англии завершение этого процесса имело место после окончания войны Алой и Белой розы в 1485 г. и установления власти династии Тюдоров, во Франции — после подчинения во второй половине XV в. власти французских королей территорий юга страны, владений Бургундского герцогства на востоке и севере и герцогства Бретани на северо-западе, а в Испании — после объединения Кастилии и Арагона в 1479 г. и отвоевания Гранады в 1492г. Быстрое экономическое развитие Англии в XVI и начале XVII в., происходивший в ней в то время бурный процесс первоначального накопления и возникновения в недрах феодального строя капиталистического производства имели своим следствием борьбу за торговые пути к менее развитым странам, за морское могущество — сначала против Испании, а затем против Голландии. Во Франции в XVI в. в обстановке экономического подъёма, обострения классовой борьбы народных масс, религиозных войн продолжалась борьба за укрепление дворянского централизованного государства. Укрепившаяся французская монархия стремилась к расширению своей территории на востоке и юге страны и к усилению своих политических позиций в Европе. В борьбе с великодержавными планами Габсбургов Франция шла на заключение политических и военных соглашений с Турецкой империей. Этой же целью, а также стремлением закрепить политическую раздробленность Германии диктовалась активность внешней политики Франции в XVII в.

Для Испанской монархии начало XVI в. является временем роста её могущества. Она приобрела громадные колониальные владения на американском континенте. В Европе под властью испанских Габсбургов находились Нидерланды и Южная Италия. Однако уже в середине XVI в. Испания вступает в полосу экономического упадка и ослабления своего политического могущества. Входившие в состав Испанской державы Нидерланды, ставшие на путь развития капиталистического производства, восстали против хищнического господства чужеземцев. Во второй половине XVI в. в результате буржуазной революции северные нидерландские провинции отделились от Испании и образовали самостоятельное государство — Голландию.

В Европе в течение всего рассматриваемого в данном томе времени оставались в состоянии экономической и политической раздробленности Германия и Италия. В некоторых итальянских городах капиталистические отношения развивались ещё в XIV—XV вв. Однако с середины XVI в. экономика Италии быстро идёт к упадку и в связи с этим её политическая раздробленность ещё более закрепляется. В западных и юго-западных областях Германии, через которые в начале XVI в. проходили пути мировой торговли из Средиземного моря на север, бурно развивались города, зарождались капиталистические отношения. После подавления Великой крестьянской войны и перенесения мировых торговых путей на Атлантический океан наметившийся ранее экономический подъём Германии обрывается. В рассматриваемый период продолжала существовать «Священная Римская империя» с её сложным составом и спорными границами, в которой шла борьба между разными кликами князей, крупных и мелких. Имперская корона принадлежала могущественным эрцгерцогам Австрии — Габсбургам, стремившимся усилить свою власть в империи, использовать её ресурсы для своих планов создания огромной державы, связанной союзом с папством и всеми реакционными силами Европы. Эта политика Габсбургов велась особенно активно при императоре Карле V (1519—1556), обладавшем наряду с короной империи также испанской короной с её обширными владениями в Европе и заморскими колониями. Но и после распада монархии Карла V австрийские и испанские Габсбурги не отказались от попыток реализации своих реакционных великодержавных политических планов, противостоявших прогрессивному процессу образования национальных государств.

Из северных стран в число сильных европейских государств выдвинулась Швеция. К середине XVII в. в результате ряда войн со своими соседями Швеция заняла на Балтике господствующее положение. Дания, занимавшая важные позиции на северных морских путях и являвшаяся в начале XVI в. самым сильным из Скандинавских государств, к концу рассматриваемого периода уступает первенство Швеции. Норвегия, самая малонаселённая и экономически наименее развитая страна Скандинавии, объединённая династической унией с Данией, утратила к XVI в. свою политическую самостоятельность и находилась в полной зависимости от Дании. Элементы мануфактурной промышленности, хотя и возникали в это время в Швеции и Дании, всё же не получили здесь такого развития, как в странах Западной Европы.

К середине XVII в. Балтийское море было близко к превращению в «шведское озеро». Однако ставший на очередь и приобретший важнейшее значение «балтийский вопрос» не мог быть этим разрешён. Русское государство не могло мириться с его оттеснением от балтийского побережья. Польша и Германия также претендовали на выход к Балтийскому морю. Таким образом, установившееся к середине XVII в. положение на Балтике не могло быть устойчивым и было чревато важными переменами в ходе дальнейшего исторического развития.

Усиление турецкой феодальной экспансии во второй половине XV в., когда туркам-османам удалось подчинить своей власти Балканские страны, создавало непосредственную угрозу для стран Центральной и Юго-Восточной Европы. С этим обстоятельством связано образование династического союза, объединившего Венгрию, Чехию и Польшу. Однако в дальнейшем этот союз распался. Польша всё больше втягивалась в борьбу с растущим Русским государством. Чехия и значительная часть Венгрии после катастрофической для них битвы стирками при Мохаче в 1526г. оказались под властью Габсбургов. Другая часть Венгрии была завоёвана турками, а находившаяся в составе Венгерского королевства Трансильвания признала вассальную зависимость от Турецкой империи.

Таким образом, в Юго-Восточной Европе главным противником турок в XVI в. оказалось образовавшееся многонациональное государство — Австрийская монархия. Подвластные этой монархии славянские и другие народы подвергались жестокому национальному угнетению.

Многонациональная Речь Посполитая сложилась из Польского королевства и Великого княжества Литовского. Стремление литовских феодалов удержать под своей властью белорусские и украинские земли, отторгнутые от России, было важным фактором, определившим соединение Великого княжества с Польшей в одно государство. Польские и литовские феодалы выступали союзниками в восточной экспансии, направленной против Русского государства. Речь Посполитая образовалась в ходе Ливонской войны, в которой Русское государство нанесло Литве сильное поражение. Ослабленная своей агрессивной политикой на Востоке, Речь Посполитая утратила польские западные земли — Силезию и Западное Поморье.

На востоке Европы во второй половине XV в. в результате слияния ранее самостоятельных княжеств возникло обширное централизованное Русское государство. Его территория в течение XVI и первой половины XVII в. быстро увеличивалась, достигнув на востоке берегов Тихого океана. Имея основным ядром русскую народность, Русское феодальное государство включало в себя ряд других народностей (карелы, коми, ненцы, ханты, манси, мари, мордва, удмурты, чуваши, татары, башкиры и др.), находившихся на различных ступенях социально-экономического развития.

Создание и дальнейшее укрепление централизованного Русского государства резко изменило политическую карту Европы и Азии и внесло крупные изменения в международную обстановку того времени. Важнейшими направлениями внешней политики России в Европе в это время являлись, во-первых, борьба с Речью Посполитой за воссоединение русских, белорусских и украинских земель, во-вторых, борьба со Шведской державой за Прибалтику и выход к Балтийскому морю, в-третьих, борьба с Османской империей за причерноморские земли. Одновременно и в Азии Россия выступала как всё более важный фактор в международных отношениях.

Обширные пространства на Востоке были заняты Османской империей и державой Сефевидов.

Военно-феодальная Османская империя, достигшая к середине XVI в. зенита своего могущества и стремившаяся к дальнейшей экспансии, владела землями на трёх континентах — в Европе, Азии и Африке. Арабские государства — Сирия, Йемен, Хиджаз, Египет, Алжир и др.,— образовавшиеся в процессе распада некогда могущественного Арабского халифата, с начала XVI в. становятся объектом завоевательной политики турецких феодалов и насильственно включаются в состав Османской империи (кроме Марокко, восточной и центральной части Аравийского полуострова).

Восточным соседом Османской империи была держава Сефевидов, возникшая в самом начале XVI в. Основную часть территории Сефевидской державы составлял Иран. В результате завоевания к Сефевидскому государству были присоединены часть Армении (Ереванское и Нахчеванское ханства), а также некоторые районы, населённые таджиками, туркменами, афганскими и другими племенами (Хорасан, Герат, Кандагар Белуджистан). В вассальной зависимости от сефевидских шахов находилась Грузия.

В Средней Азии всё более значительную роль играли государственные образования узбекского и казахского народов, вступивших на путь самостоятельного социально-экономического и культурного развития.

Индия в начале описываемого времени делилась на ряд крупных и мелких самостоятельных государств и княжеств. Но история основной части индийского субконтинента в XVI—XVII вв. была связана с государством Великого Могола, возникшим на севере Индии, на развалинах Делийского султаната в первой половине XVI в. Держава Великого Могола представляла собой, особенно в первый период своего существования, могущественное государство. Другая крупнейшая держава Азии — Китай — в описываемое время представляла собой феодальную империю во главе с китайской династией Мин, пришедшей на смену господству монгольских завоевателей. В вассальной зависимости от этой империи находились Вьетнам, Корея и Тибет.

К северу от Китая располагались десятки монгольских феодальных княжеств, кочевья которых тянулись широкой полосойлт берегов Амура и Байкала допредгорьев Тянь-шаня, от Великой Китайской стены до Южной Сибири. Монголия находилась в состоянии глубокой феодальной раздробленности.

Внутреннее и внешнее политическое положение Японии в рассматриваемое время благоприятствовало созданию предпосылок для преодоления феодальной раздробленности и образования единого феодального государства. Процесс складывания этого государства завершился в концеXVI в., приняв форму сёгуната Токугава.

Остальная территория азиатского материка, от степей и лесов Маньчжурии до берегов Ледовитого океана, была населена многочисленными племенами и народностями, по преимуществу тунгусского и монгольского происхождения, занимавшимися первобытным земледелием, охотой, рыболовством и кочевым животноводством. Они находились на различных стадиях перехода от первобытно-общинного строя к классовому обществу, не входили прочно ни в одно из государств Азии, вступая с ними в более или менее временные и случайные связи. Так продолжалось до XVII в., до присоединения этих районов к Русскому государству, что внесло коренные изменения в исторические судьбы населявших их племён и народов.

Кроме перечисленных стран и народов, существовали государственные образования различных народов континентальной Африки и Америки. В то же время многочисленные народы Африки, Америки, Австралии и Океании находились ещё на стадии догосударственного племенного строя.

В рассматриваемое время нередко имели место не только торговые, но и культурные связи между отдалёнными странами и народами. Это культурное взаимодействие обогащало и оплодотворяло духовное развитие человечества. Непреложные факты свидетельствуют о том, что в описываемое время страны Востока продолжали развивать свою культуру и науку, вступая в культурный взаимообмен друг с другом, а также со странами Европы. В качестве примера укажем на обширную сельскохозяйственную энциклопедию китайского учёного Сюй Гань-ци, освещавшую развитие сельского хозяйства не только в Китае, но и в Европе. Китайская наука впитывала в себя достижения европейских учёных в области математических и естественных наук. С другой стороны, в это время страны Европы в широких масштабах используют китайский опыт фарфоровою производства, кораблестроения, мореплавания, образцы китайской архитектуры и т. п. Весьма значительным был вклад арабов в развитие кораблестроения и мореплавания как в странах Востока, так и в Европе Высокое мастерство индийских ткачей создало мировую славу индийским тканям. Народы Европы, со своей стороны, немало обогатили культуру других народов мира.

Европейские завоеватели, опираясь на преобладание своей военной техники и используя государственную слабость многих стран Азии и Африки, укрепились в последних и подчинили их себе, нарушив нормальный процесс исторического развития этих стран, и обрекли их на длительную консервацию феодализма и колониальное рабство. Начало этого трагического для народов Азии и Африки процесса мы находим в событиях XVI—XVII вв.

Проникновение европейских конкистадоров привело к полному уничтожению древних культур Центральной и Южной Америки.

Время, охватываемое IV томом «Всемирной истории», внесло существенные изменения в международные отношения, прежде всего в Европе, где эти изменения определялись началом капиталистического развития и процессом образования национальных централизованных государств. В течение всего этого периода в Западной Европе велась борьба складывавшихся на национальной основе государств против универсалистской «всехристианской» империи Габсбургов, а на востоке — против турецких завоевателей Результатом этой длительной борьбы, в основном определившимся уже к середине XVII в., был явный перевес национальных и многонациональных государств, остановивших продвижение турецких завоевателей в Европу и покончивших с универсалистскими притязаниями Габсбургов.

27) Дипломатия в Древней Индии. Интереснейшим памятником древневосточной дипломатии и международного права являются древнеиндийские законы Ману. Подлинный текст законов Ману до нас не дошел. Сохранилась лишь его позднейшая (стихотворная) передача, по всей вероятности, относящаяся уже к I в. нашей эры. Законы Ману были в этой редакции открыты в XVIII в. Написаны они на классическом санскрите. В XIX — XX вв. они были переведены на ряд европейских языков, в том чпсле и на русский. Согласно индийскому преданию, законы Ману — божественного происхождения: относятся они к эпохе легендарного Ману, почитавшегося родоначальником арийцев. По своему характеру законы Ману представляют собой свод различных древнеиндийских постановлений, касающихся политики, международного права, торговли и военного дела. Эти правила складывались на протяжении всего I тысячелетия до нашей эры.

С формальной стороны законы Ману являются сводом законов древней Индии. Но содержание памятника значительно шире и разнообразнее. Он богат философскими рассуждениями; много внимания уделено в нем религиозным и нравственным правилам. В основу древнеиндийской философии положено учение о совершенном человеке-мудреце. Под этим углом зрения рассматривается и дипломатия. Центр внимания переносится на личные качества дипломата, от которых зависит успех дипломатической миссии.

Дипломатическое искусство, согласно учению Ману, заключается в умении предотвращать войну и укреплять мир. Мир и его противоположность (война) зависят от послов, ибо только они создают и ссорят союзников. В их власти находятся те дела, из-за которых происходят между царями мир или война. Дипломат осведомляет своего государя о намерениях и планах иностранных правителей. Тем самым он предохраняет государство от грозящих ему опасностей. Поэтому дипломат должен быть человеком проницательным, всесторонне образованным и способным расположить к себе людей. Он должен уметь распознавать планы иностранных государей не только по их словам пли действиям, но даже по жестам и выражению лица.

Главе государства рекомендуется назначать дипломатов с большим выбором и осторожностью. Дипломат должен быть человеком почтенного возраста, представительным, смелым, красноречивым, преданным долгу, честным, искусным, обладающим хорошей памятью, «знающим место и время действия». Самые сложные вопросы международной жизни должны разрешаться прежде всего дипломатическим путем. Таковы основы учения Ману, касающиеся дипломатии и роли дипломата.

Законы Ману свидетельствуют о том, что среди представителей индийских господствующих классов в древности были выработаны определенные взгляды на искусство ведения дипломатических переговоров.

Индийские правители вели активную внешнюю политику, заключавшуюся в сношениях и переговорах не только между царями различных древнеиндийских государств, но также и с соседними странами, расположенными за пределами Индийского полуострова. Основатель мощной древнеиндийской державы Маурья — Чандрагупта добился выгодного для себя мира с одним из преемников Александра Македонского — Селевком. Последний не только признал Чандрагупту правителем индийской державы и уступил ему завоеванные Александром части страны, но в обмен на 500 боевых слонов согласился даже передать ряд районов на юго-востоке Иранского Нагорья. Впоследствии Чандрагупта и Селевк несколько раз обменивались посольствами и для закрепления союзных отношений заключили династический брак: Чандрагупта женился на дочери Селевка. Одним из послов, отправленных Селевком в Индию, был грек Мегасфен, посетивший столицу древнеиндийской державы город Паталипутру и оставивший подробное описание этой поездки. Некоторые данные из рассказов Мегасфена дошли до нас в изложении греческого географа Страбона.

Дипломатические отпошеиия между правителями индийской державы Маурья и царями эллинистических государств продолжались и в III в. до нашей эры. При внуке Чандрагупты — царе Ашоке — индийские послы посещали не только государство Селевкидов, но доезжали даже до Македонии.

Для каждого исторического периода в развитии мировой цивилизации присущи драматические и трагические действия. Для каждого из столетий характерны: государственные перевороты, промышленные революции, мировые войны, последствием которых стало крах империи, колониальной системы и выход новых государств на международную арену, а также раздел мира на две системы.

В таком калейдоскопе международной жизни зарождались, развивались, а со временем распадались разные системы международных отношений.

Дисциплина История международных отношений является исторической дисциплиной, которая базируется на мировой истории. Цель ее раскрытие основных тенденций развития мировой политики и особенностей международных отношений в разные периоды истории.

Предмет ИМО –это совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и военных связей, а также взаимоотношений между государствами, политическими силами и международными организациями.

Задача ИМО – анализ международных отношений, национальных интересов каждого субъекта международных отношений, а также получение знаний в основных теориях мировой политики, общей международной проблематики.

Субъекты МО : физические и юридические лица, международные организации.

66)Сегодня в развитии Украины как независимого государства одним из приоритетных направлений является вхождение в мировое сообщество и если наше государство претендует на роль активного участника мировых процессов, оно обязано найти свое место в новой системе международных отношений, стать в полной мере современным.

В последнее время наблюдается увеличение числа научных разработок, посвященных вопросам интеграции Украины в мировое хозяйство. Проблемы путей интеграции в международную экономику и политику освещены в научных работах С. Шаталина, Л. Абалкина, П. Самуэльсона, Е. Авдокушина, О. Прексина, Ю. Пахомова, В. И. Пантина, Г.И. Ванштейна.

Актуальность данной темы обусловлена постепенным включением Украины в интеграционные процессы, участием в международных организациях, в мировой экономической и политической системах в целом. Строительство независимой Украины объективно требует её вхождение в мировое хозяйство на принципах равноправия и взаимной выгоды в сотрудничестве. Возможность экономического, социального и политического развития государства,каксоставляющей мирового хозяйства, зависит от того, насколько успешно будут проходить эти процессы.

Целью работы является характеристика социально-экономического и политического состояния Украины и проблем интеграции в мировое сообщество.

Соответственно данной цели в работе поставлены следующие задачи: обосновать целесообразность интеграции Украины в международное сообщество, определить проблемы, мешающие интеграции и определить пути повышения международного престижа и интеграционной деятельности Украины в международное сообщество.

В конце ХХ века Украина лишь начала делать первые шаги к активному участию в современных мировых процессах. Несмотря на то, что она находится в центре Европы, рядом с прогрессирующими государствами, активно преобразующими свои экономики, Украина заметно отстала и не успевает за процессами, которые происходят в соседних государствах. Если принять во внимание, ресурсы, которыми владеет Украина, её географическое положение, научный потенциал, а также стремительно меняющиеся тенденции мирового развития, то Украина просто обязана найти свой путь. Ведь деградация на фоне преуспевания практически всех соседей не может продолжаться долго. Мир динамичен, и тот, кто отстает, гибнет.

Вхождение Украины в состав глобальных мировых хозяйственных связей необходимо для того, чтобы получить дополнительные импульсы экономического роста, увеличить эффективность и конкурентоспособность национальной экономики, а также повысить уровень жизни граждан.

Выстраивая отношения с внешним миром, Украина руководствуется соображениями политической и экономической целесообразности. Страна идентифицирует себя как государство европейского типа, что обусловливается ее историческим прошлым, географическим положением и экономическими связями со странами Европы. Находясь на пересечении линий интересов мировых центров силы — России, ЕС, США, Азии, Украина не может оставаться в стороне от происходящих изменений.

Под интеграцией Украины в мировое сообщество в первую очередь понимается вхождение в ЕС. Анализируя состояние интеграции в европейское сообщество, следует отметить участие Украины в международных организациях и проектах. Украина - одна из стран - основателей ООН. В 1992 г. Украина стала субъектом международных экономических отношений. Она вступила в ряд международных экономических организаций: МВФ, МБРР, ЕБРР, Международную финансовую корпорация, Совет Европы, ВТО.

Вступление в ВТО привело к тому, что в Украину стали поступать товары зарубежных производителей. Это, в конечном итоге, не только не принесло ощутимых положительных моментов для нашей страны, но и усугубила ситуацию ещё больше. Многие отечественные заводы не смогли конкурировать с дешевыми и качественными зарубежными товарами. Поэтому инвесторы не готовы рисковать и вкладывать капитал в условиях не стабильной политической и экономической обстановки.

В 2009 году, когда финансовый кризис «нанес удар» всему миру, Украина сместилась на порядок ниже в своем развитии, нежели она находилась до этого. И теперь предприятия должны разрабатывать новые стратегии выживания и развития для обеспечения своего устойчивого положения, используя положительный опыт других стран.

В 2011 г американский журнал International Living в своем ежегодном рейтинге Quality of Life Index, определяющем страны, наиболее благоприятные для проживания, понизил Украину по сравнению с 2010 годом на пять пунктов, поставив её на 73 место – между Намибией и Ботсваной. В рейтинге Legatum Prosperity Index британской исследовательской организации Legatum Institute, оценивающем богатство и благополучие стран, за тот же период Украина опустилась на 69 место [2, с.36]. Среди постсоветских стран хуже ситуация лишь в Узбекистане и Молдове. Средняя зарплата в государстве составляет 263 дол. Проанализировав уровень процентных ставок, инфляцию, темпы роста ВВП и его долю на душу населения, авторы Quality of Life Index пришли к выводу, что Украина по этим критериям находиться в тройке худших стран мира: позади только Зимбабве и Сомали.

Однако на фоне своих ближайших соседей по постсоветскому пространству – России и Беларуси, Украина занимает более высокий рейтинг, опережая их уровнем развития гражданских свобод. Зато по другим значимым категориям – развитию инфраструктуры, состоянию окружающей среды и экономическому развитию – Украина от них отстает. Ведение бизнеса только усложнилось, порог вхождения на любые рынки вырос, в Украине самая сложная в Европе система налогообложения. Администратор программы развития ООН, Хелен Кларк, считает, что благополучие граждан страны зависит от индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), учитывающий продолжительность жизни, состояние медицины и образования. Согласно их выводам, за последние пять лет ИРЧП хотя и незначительно, но вырос- с 0,69 до 0,71, и Украина перешла из середнячков в группу стран с высоким индексом. Согласно новому индексу развития человеческого потенциала Украина занимает 69 место [5, с.31]. Данный уровень удалось набрать за счет образованности населения.

В Украине цены на продукты питания сравнялись с ценами ведущих стран мира, таких как Великобритания, Германия и США. По данным Госкомстата Украины цены на продукты питания достигли у нас 50% доходов средней семьи. В странах с развитой экономикой затраты на еду в структуре зарплаты микроскопические: в Италии- 14,7; во Франции -13,6; в Нидерландах-11,7; в Германии-11,2; а Канаде-10,5, ; В США- 10,1; в Великобритании- 9 [5, с. 31]. Причина столь завышенной цены на продукты питания вызваны тремя перекосами: тотальной коррупцией, монополизацией рынков, отсталостью финансового и сельскохозяйственного секторов Украины.

Согласно заключению международной организации по вопросам миграции, Украина занимает одно из первых мест среди государств Юго-Восточной Европы по количеству жертв торговли людьми.

В рейтинге стран мира по показателям создания ими благоприятных условий ведения бизнеса Украина занимает 145 место из 183, из бывших советских республик после нас лишь Узбекистан. [4]

Заметным проявлением глобализации в Украине стали миграционные оттоки населения на международные рынки труда, главным образом в качестве дешевой рабочей силы. Одновременно с этим эмиграция из страны квалифицированных специалистов существенно снижает ее трудовой потенциал. Крайне острой является проблема интеллектуальной миграции, где Украина уже достигла порога «критической массы», превышение которого ведет к необратимым последствиям.

Что касается вхождения Украины в мировое информационное общество, то необходимой материальной предпосылкой служит достаточный уровень компьютеризации населения, предполагающий не только соответственные количественные показатели распространенности компьютеров, но и определенный уровень культуры использования этих средств получения и передачи информации.

Анализ параметров экономического и социального развития Украины со странами ЕС свидетельствует о большом различии между нами. По нынешним показателям Украина не отвечает критериям ЕС.

Европейский выбор Украины не подразумевает её однозначного тяготения к Европе, а предполагает создание системы взаимоотношений Украины в пространстве Россия - Европа - Северная Америка - СНГ. Именно эта система в глобальном контексте и предопределяет набор стратегий и перспектив путей развития Украины в ХХI веке.

Приоритетным для Украины является взаимодействие и сотрудничество со странами СНГ и Россией. Актуальным для нас также является развитие внешнеэкономической деятельности с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Однако наша интеграция в систему экономических отношений с государствами АТР требует решения многих экономических и политических проблем, затраты времени на адаптацию украинского законодательства к требованиям и специфике региона.

Стоит напомнить, что G20 — это 19 крупнейших национальных экономик и Европейский Союз (ЕС). Украина в данный момент является частью Европы, только географически. По всем остальным параметрам мы — страна третьего мира, с высоким уровнем образованности, с имеющимся промышленным потенциалом.

Несовершенство политических институтов приводят к падению престижа Украины на международной арене, потере к ней интереса, в том числе и со стороны наших стратегических партнеров.

Таким образом, для достойного вхождения в мировое сообщество нам целесообразно придерживаться оптимального баланса, выстраивая внешнеполитический курс на сотрудничество с ключевыми партнерами, как на Востоке, так и на Западе, проводить одновременно эффективную западную и восточную политику, а также четко определять координаты взаимодействия с региональными и субрегиональными структурами. Но главное — опираться на свою собственную внешнюю политику. Чтобы идти в ногу с меняющимся миром, надо иметь необходимые человеческие ресурсы, мощный интеллектуальный потенциал, надлежащее финансовое обеспечение. Необходимо усовершенствовать законодательство, используя опыт развитых государств. Внешнеполитическому курсу важно придать последовательность, стабильность и прогнозируемость, научиться доводить до логического завершения любой вопрос и инициативу, необходимо четко выстроить приоритеты, укрепить систему государственного управления профессиональными кадрами, вести активную, отчасти даже наступательную внешнюю политику, опирающуюся на национальные интересы, мобилизовать все ресурсы для комплексной модернизации экономики. Первостепенным является вопрос внедрения всесторонних инноваций и применения комплексного подхода к эффективному использованию высоких технологий. Высокие технологии необходимо создавать специалистами нашей страны, в крайнем случае, вместе со специалистами других стран, а для этого необходима государственная поддержка и достойная оплата труда ученых.

Наши рекомендации