Рекомендуемые Интернет-ресурсы. План семинара Политическая культура: понятие, структура, функции
План семинара
- Политическая культура: понятие, структура, функции.
- Содержание политической культуры.
- Основные подходы к типологизации политической культуры.
- Политическая социализация.
- Основные типы политической социализации.
Контрольные вопросы.
1. Что понимается под политической культурой как научной категорией?
2. Каковы системообразующие, структурные элементы политической культуры?
3. Перечислите и охарактеризуйте субъекты политической культуры.
4. Охарактеризуйте функции политической культуры.
5. По каким основаниям можно классифицировать политическую культуру?
6. Каковы соотношения и взаимосвязи между политической культурой и политической системой общества.
7. Охарактеризуйте основные виды и типы политической культуры.
8. Какие существуют разновидности ориентаций граждан в отношении политической системы?
9. В чем сущность поведенческого подхода к политической культуре?
10. Что означает понятие «субкультура» (политическая)
11. Что означает понятие «менталитет» (в политике)
12. Какова роль традиций и ритуала в политической культуре?
13. В чем сущность политической социализации?
14. Что понимается под политическим рекрутированием?
Задание.
1. Раскройте содержание таких функций политической культуры, как:
а) идентификация;
б) ориентация;
в) адаптация и социализация;
г) интеграция;
д) коммуникация.
2. Выберите из приведенных ниже высказываний те, которые относятся к а) политическим стереотипам и б) политическим мифам:
1) «Если бы Президентом стал не победивший на выборах кандидат, а его соперник, все было бы по-другому. Простые люди сразу бы почувствовали улучшение жизни, с преступностью было бы покончено, будущее определено».
2) «Причиной всех наших бед и несчастий является деятельность тайной масонской организации, члены которой проникли в высшие органы власти, захватили основные богатства страны и теперь эксплуатируют народ».
3) «Этот человек действительно обладает величайшей проницательностью. Он видит то, чего не могут увидеть другие. Он знает, как спасти народ, и может это сделать. Его мужество, энергия и воля позволяют ему справиться с самыми сложными проблемами».
4) «Раньше все было хорошо: государство заботилось о человеке, который чувствовал уверенность в завтрашнем дне, люди были добрее, более открытыми, бескорыстными».
5) «Политика — дело нечистое. Честный человек никогда не пойдет в политику. Все политики, несмотря на различия в политических ориентациях, едины — им бы только народ обмануть, да у власти удержаться».
6) «Государство всегда в нашей стране обманывало человека. Все реформы, проводимые им, приносили лишь бедствия и страдания простым людям. От всех этих перемен выигрывают лишь проходимцы да жулики». Может ли общество полностью избавиться от мифов? Если вы считаете, что «нет», то почему? Если вы считаете, что «да», то каким образом?
3. Приведите примеры мифов, сюжетами и темами которых были бы:
а) заговор;
б) представления о золотом веке;
в) действия героя-спасителя;
г) необходимость единства в борьбе против...
4. В политологии достаточно часто противопоставляют западную и восточную политические культуры. Попробуйте сравнить их позиции и ориентации между собой. Какие ценности российской политической культуры близки западным, а какие — восточным? Заполните таблицу.
Ценности и ориентации западной политической культуры | Ценности и ориентации русской политической культуры | Ценности и ориентации политической культуры Востока |
Ориентация в политике на рациональные цели, интересы | Ориентация в политике на этические ценности, традиции | |
Верховенство прав и свобод личности. Автономность индивида | Верховенство общественных, групповых интересов над личными | |
Ориентация на конфликт и согласование различных интересов. Признание прав оппозиции. Толерантность | Ориентация на бесконфликтность общества. Отрицательное отношение к оппозиции и инакомыслию | |
Ориентация на горизонтальные связи. Ценность гражданского общества | Ориентация на патронажно-клиентальные связи. Ценность семьи, рода, общины, корпорации | |
Ориентация на доминирование инноваций | Ориентация на доминирование традиций | |
Ориентация на обеспечение правопорядка со стороны государства, гарантии прав и свобод человека | Ориентация на патронаж со стороны государства |
5. Дискуссия.
Альтернативы развития российской политической культуры
Развитие отечественной политической культуры протекает в результате взаимодействия традиционных ценностей российской культуры и либерально-западных. Этот процесс взаимодействия носит сложный и неоднозначный характер. От его развития зависит будущее политической культуры России, а значит, и ее будущее. В целом возможно несколько вариантов развития политической культуры в России. Рассмотрите эти варианты. Какой из них кажется вам наиболее оптимальным, а какой — наиболее вероятным? Возможно, вы сможете предложить свою версию перспектив развития отечественной политической культуры.
Вариант I. Либеральные ценности проникают в политическое сознание российского общества. Происходит постепенное «размывание» традиционных ценностей и ассимиляция западных политико-культурных ориентаций. Либерализм оказывает значительное влияние на характер целеполагания и политического участия (экспансионистская модель взаимодействия политических культур).
Вариант 2. Распространение либеральных ценностей носит, прежде всего, сегментарный характер. Наибольшее их усвоение наблюдается среди молодежи, а также социальных групп, выигрывающих в результате проводимых реформ (ограниченная экспансия).
Вариант 3. Либеральные ценности наиболее распространены среди элитных групп. В маргинализированном же обществе усиливается ностальгический синдром, проявляющийся в активизации архаических ценностей (модель непонимания и неприятия иной культуры).
Вариант 4. В российском обществе происходит некритическое освоение либеральных идей, чреватое массовым отказом от последних в ситуации усиливающейся социальной фрустрации (модель псевдопонимания).
Вариант 5. Взаимодействие ценностей носит характер конфликта (модель конфликтного взаимодействия).
Вариант 6. «Открытие» либеральных ценностей создало ситуацию вызова российской политической культуре. Ответом на этот вызов может быть обретение политико-национальной идентичности на основе понимания, как иных форм политической культуры, так и уникальности собственной (модель открытого интеркультурного взаимодействия).
Тесты.
1.Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
а) активистская политическая культура;
б) политический стереотип;
в) патриархальная политическая культура;
г) политическая социализация;
д) политическая культура;
е) политический символ;
ж) подданническая политическая культура;
з) политический миф;
и) гражданская политическая культура;
к) социализант;
л) гомогенная политическая культура;
м) агентуры социализации;
н) фрагментарная политическая культура;
о) агенты социализации;
п) смешанная политическая культура;
р) искусственно гомогенная политическая культура;
с) субкультура;
т) политическая идентификация.
1) статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить и интегрировать приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего;
2) совокупность ориентации граждан на локальные ценности — общину, род, клан и т.п. и на конкретные личности, осуществляющие власть — вождей, шаманов, военачальников;
3) упрощенное, схематическое, деформированное и ценностно-ориентированное представление о политических объектах;
4) совокупность ориентации граждан, характеризующихся пассивным отношением к политической системе;
5) знак, выполняющий коммуникативную функцию между личностью и властью;
6) «смешанный» тип политической культуры, в котором преобладает политическая культура участия;
7) «совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы, субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение» (Г. Алмонд и Г. Пауэлл);
8) процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества;
9) совокупность ориентации граждан на активное включение в политическую жизнь, воздействие на политическую систему;
10) объект социализации, тот, на кого направлено социализирующее воздействие;
11) политическая культура, характеризующаяся единством общества по основополагающим ценностям и толерантностью;
12) непосредственные субъекты политической социализации (преподаватели, журналисты, общественные деятели и др.);
13) политическая культура, характеризующаяся апатичностью и мобилизованным участием;
14) институты, осуществляющие процесс социализации (политические партии, средства массовой информации, общественные организации, образовательные учреждения);
15) политическая культура, характеризующаяся конфликтной оппозиционностью различных субкультур;
16) политическая культура, характеризующаяся наличием ценностных ориентаций, отличающихся от норм и ценностей существующего режима;
17) система специфических политических ориентаций;
18) ощущение принадлежности к определенной социальной группе, партии, чувство сопричастности с ними.
2. Американский политолог Р. Такер приводит такой пример: в какой-то стране Х большинство граждан убеждены, что чиновники, берущие взятки, ведут себя дурно. Между тем, несмотря на мнение большинства, чиновники продолжают собирать мзду. Что характеризует политическую культуру данной страны?
а) убеждения граждан;
б) поведение чиновников;
в) и то, и другое;
г) ни то, ни другое.
- Структура политической культуры включает в себя:
а) политический опыт;
б) ориентации;
в) политические символы;
г) политическую социализацию.
3. Какая из указанных характеристик соответствует патриархальной политической культуре?
а) почтительное отношение к старшим (патриархам);
в) в политике участвуют только лица старшего возраста (патриархалы);
б) ориентации на местные ценности — общину, род, клан, племя и т.п.;
г) прямая передача политического опыта от старшего поколения к молодому.
- Какова истинная характеристика подданнической политической культуры?
а) ориентация на политические авторитеты;
б) стремление оказывать влияние на политическую систему;
в) пассивное отношение к политической системе.
5. Выберите из приведенных ниже характеристик ту, которая отвечает активистской политической культуре:
а) ориентация на активную деятельность государства;
б) ориентация на активное включение индивидов в политическую жизнь, стремление оказать влияние на политическую систему с целью реализации личных и групповых интересов;
в) ориентация на активное неучастие в политической жизни;
г) ориентация на активное противостояние с политической системой и противодействие власти.
Темы докладов.
1. Особенности политической культуры РФ.
Литература
Литература
Политология [Текст]: учеб. для студентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 470—532.
Панарин, А.С. Политология. Западная и Восточная традиции: учеб. для вузов / А.С. Панарин. – М.: Университет, 2000. – С. 147—159. – ISBN 5-8013-0091-0.
Гаджиев, К. Политическая культура: концептуальный аспект / К. Гаджиев // Полис. – 1991. – № 6. – С. 69—84.
Гудименко, Д. Политическая культура России: преемственность эпох / Д. Гудименко // Полис. – 1994. – № 2. – С. 156—165.
Маяцкий, Д. Молодежный парламент как институт политической социализации: (на материалах Новосибирской области) // Д. Маяцкий // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. – 2007. – № 1. – С. 177—182.
Политическая социализация российских граждан в период трансформации [Текст]: [монография] / под ред. Е.Б. Шестопал; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Фил. фак.. – М.: Новый хронограф, 2008. – 552 с. – ISBN 978-5-94881-064-5.
Глухова, А.В. Конфликты и диалог политических культур в современной России [Текст]: монография / А.В. Глухова. – Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2005.
Рекомендуемые Интернет-ресурсы
Н.А. Бердяев Истоки и смысл русского коммунизма – http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Berd/_Komm_Index.php.
Савченко С.А. Православие и российская государственность– http://npi.samara.ru/collection/00-05-16/doc/ds06-10.html;
Тихомиров Л.А. Монархическая государственность– http://gosudarstvo.voskres.ru/mongos/mg_11.htm;
А.Дугин Проект «Евразийский путь как национальная Идея (стратегические перспективы развития России в XXI веке) материалы сайта «Евразийское движение». – раздел религиозная идентичность России: ссылка – http://www.esmnn.ru/library/dugin/desig_evrazizm/211.htm;
Раскрывая сущность второго вопроса практического занятия, следует обратиться к источникам:
http://www.slovarnik.ru/html_tsot/m/messianskoe-soznanie.html – электронная версия толкового словаря обществоведческих терминов (ред. Н.Е. Яценко, 1999), в котором дается определение термина мессианское сознание;
Н. Бердяев Судьба России - http://www.filosofa.net/book-127-page-5.html
Н.Бердяев Алексей Степанович Хомяков - http://www.sfi.ru/
Н.А.Баранова «Политические отношения и политический процесс в современной России»: ссылка – http://society.polbu.rul.
Ю.Краснов Российская государственность: генезис и эволюция институтов власти, проблемы модернизации - http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=107620,
Арсланова Р.А., Мосейкина М.Н. История Отечества– http://www.ckct.org.ru/study/history/lek/lek2.shtml.
Р.А.Арсланова История России с древнейших времен до начала XХ века – http://bookz.ru.
Н.Бердяев Истоки и смысл русского коммунизма -http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Berd/_Komm_01.php
Попова Г.А. К вопросу о происхождении и роли русской интеллигенции в культурно-историческом процессе – http://www.avpu.ru/proect/form_cult/p_4.htm В. Кирсанов Об интеллигенции в целом, о российской интеллигенции в частности Электронную версию статьи вы найдете следуя ссылке – http://n-t.ru/tp/br/oi.htm.
А.Г. Спиркин Философия. - http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk/70.php
А. А.Вознесенский Роль личности в истории – http://exlibris.ng.ru/fakty/2006-03-02/1_role.html.