Управление карьерой персонала
Формируемые компетенции:
ОК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию;
ПК-18 - способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности.
Знания, необходимые для выполнения заданий:
В соответствии с законом Паркинсона руководитель проходит следующие фазы служебного пути:
Пора готовности (Г) — возраст, в котором он начинает свой профессиональный путь после долгих лет учения.
Пора благоразумия (Б = Г + 3 года)
Пора выдвижения (В = Б + 7 лет)
Пора ответственности (О = В + 5 лет)
Пора авторитета (А = О + 3 года)
Пора достижений (Д = А + 7 лет)
Пора наград (Н = Д + 9 лет)
Пора важности (Ва = Н + 6 лет)
Пора мудрости (М = Ва + 3 года)
Пора тупика (Т = М + 7 лет)
При определении преемника надо исходить не из возраста того человека, о чьей отставке вдет речь, а из возраста его преемника. Нормальная возрастная разница равна 15-20 годам. Следовательно, когда руководителю 62 года – преемнику – 47. Если к этому времени руководитель не уступил свою должность, что преемник вместо фаз 6 — 10, проходит иные фазы:
Пора краха (К = А + 7 лет)
Пора зависти (3 = К + 9 лет)
Пора смирения (С = 3 + 4 года)
Если руководитель уходит на пенсию в 72 года, 57-летний преемник не сможет его заменить, так как смирился (отзавидовал свое). Человек, не ставший начальником к 46 годам, никогда уже им не станет.
Задание 11.1.
Руководитель вступил в первую фазу служебного пути в 25 лет. Преемник должен сменить его в конце восьмой фазы служебного пути. В каком возрасте будут находиться руководитель и его преемник в момент ухода в отставку руководителя? В каком возрасте преемник достигнет поры готовности, если сменит руководителя в конце шестой фазы? Возможно ли это?
Задание 11.2. Решение кейса
В плановом отделе государственной организации сформировался слаженный и дружный коллектив. Все пришли в отдел практически одновременно, и у всех была одинаковая зарплата. Руководитель распределял нагрузку между сотрудниками равномерно (насколько было возможно), и в коллективе по этому поводу никогда не было недовольства, все считали, что все справедливо. Через полтора года одна сотрудница отдела изменила свое от- ношение к работе. При этом явных причин для этого не было. Но она стала часто брать отгулы, отказываться выполнять поручения по разным причинам. Имея ребенка, постоянно брала больничные. Когда поставили новую программу автоматизации и учета, она не очень вникала в разъяснения специалиста о принципах работы этой системы. А затем постоянно обращалась к коллегам за помощью, чтобы совершить элементарные действия в программе. Параллельно она очень активно проводила свою политику дружбы по отношению к руководителю. То принесет угощения, то заглянет к нему поболтать на пару минут, то сделает комплимент. А недавно объявила во всеуслышание, что поступила в университет, чтобы развиваться по карьерной лестнице. На что руководитель отреагировал одобрительно. В коллективе у многих сотрудников уже было высшее образование, а некоторые имели степень магистра или кандидата наук. Два специалиста недавно получили сертификаты, закончив курсы повышения квалификации. Но у всех складывалось впечатление, что перспектива роста есть только у нее. В результате в коллективе начались волнения. Сотрудники то и дело говорили о своей коллеге и о руководителе. Многие считали, что они больше достойны получить повышение.
Вопросы и задания
Дайте оценку сложившейся ситуации. Можно ли в данном случае сказать, что будет происходить в коллективе дальше? Как лучше поступить менеджеру по персоналу в данной ситуации?
Задание 11.3 Тест-опросник «Якоря карьеры»[9]
Ответьте на вопросы теста, используя приведенные ниже десятибалльные шкалы.
Насколько важным для Вас является каждое из следующих утверждений?
Варианты ответов: от 1 – абсолютно не важно, до 10 – исключительно важно
1. Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или технической сферы.
2. Осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях.
3. Иметь возможность делать все по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации.
4. Иметь постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защищенностью.
5. Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим.
6. Работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми.
7. Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры взаимно уравновешивали друг друга.
8. Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей.
9. Продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью.
10. Быть первым руководителем в организации.
11. Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями.
12. Работать в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени.
13. Употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше.
14. Соревноваться с другими и побеждать.
15. Строить карьеру, которая позволит мне не изменять своему образу жизни.
16. Создать новое коммерческое предприятие.
17. Посвятить всю жизнь избранной профессии.
18. Занять высокую руководящую должность.
19. Иметь работу, которая представляет максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения и т.д.
20. Оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением.
21. Иметь возможность использовать свои умения и таланты для служения важной цели.
Насколько Вы согласны с каждым из следующих утверждений?
Варианты ответов: от 1 – совершенно не согласен, до 10 – полностью согласен
22. Единственная действительная цель моей карьеры – находить и решать трудные проблемы, независимо от того, в какой области они возникли .
23. Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере.
24. Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дадут мне возможность начать и построить свое собственное дело.
25. Я соглашусь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции.
26. Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и интегрировать их деятельность.
27. В моей профессиональной деятельности я более всего заботился о своей свободе и автономии.
28. Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой деятельности.
29. Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим.
30. Соревнование и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры.
31. Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет вести жизнь, которая мне нравится.
32. Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры.
33. Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией.
34. Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации.
35. Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса.
36. Я бы предпочел работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт.
37. Я бы хотел посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели.
38. Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда я постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования.
39. Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успеха в карьере.
40. Я всегда хотел основать и построить свой собственный бизнес.
41. Я предпочитаю работу, которая не связана с командировками.
Ключ к тесту
Посчитайте сумму баллов по каждой шкале. Затем разделите ее на количество вопросов и запишите результат в столбец «Результат».
Карьерный «якорь» | Краткая характеристика | Номера вопросов | Сумма баллов | Результат |
Профессиональ-ная компетентность | Быть профессионалом, мастером в своем деле | 1, 9, 17, 25, 33 | ||
Менеджмент | Управлять – людьми, проектами, бизнес-процессами и т.п. | 2, 10, 18, 26, 34 | ||
Автономия (независимость) | Главное в работе – это свобода и независимость | 3, 11, 19, 27, 35 | ||
Стабильность работы | Стабильная, надежная работа на длительное время | 4, 12, 36 | ||
Стабильность места жительства | Главное – жить в своем городе (минимум переездов, командировок) | 20, 28, 41 | ||
Служение | Воплощать в работе свои идеалы и ценности | 5, 13, 21, 29, 37 | ||
Вызов | Сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи | 6, 14, 22, 30, 38 | ||
Интеграция стилей жизни | Сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой | 7, 15, 23, 31, 39 | ||
Предпринима-тельство | Создавать новые организации, товары, услуги | 8, 16, 24, 32, 40 |
Выделите свои ведущие карьерные ориентации, результат которых не менее пяти. Иногда ведущей не становится ни одна карьерная ориентация - в таком случае карьера не является центральной в вашей жизни.
Подумайте и обсудите в группе, какие карьерные ориентации являются наиболее значимыми для человека, выбирающего службу в органах муниципального управления.
Подготовьте аргументированный комментарий.
Тема 12.