Написано Ф. Энгельсом 17 марта 1849 г
Напечатано
в «Neue Rheinische Zeitung» Л8 249,
IS марта 1849 г.
Печатается по тексту газеты Перевод с немецкого Нарусскож языке публикуется впервые
* — «конца Венгрии». Ред,
[ 239
* С ТЕАТРА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИИ
Сегодня вечером венские газеты опять не пришли. Признаться, мы не можем объяснить себе этого бесконечного и с каждым днем увеличивающегося беспорядка.
Через Бреслау мы получили сведения из Пешта до 11 марта. Ни одного официального сообщения с театра военных действий; зато мадьярские и австрийские неофициальные известия в главном полностью совпадают.
С каждым днем становится все более и более ясно, что императорские войска в течение двух недель терпят поражение за поражением. По меньшей мере половина императорско-коро-левских генералов оказалась чистейшими тупицами, и не менее бездарный Виндишгрец снимает их теперь с постов. Цейсберг совершенно исчез, Каргер и Дейм, скомпрометировавшие себя под Сольноком, находятся под следствием; Врбна, который, согласно мадьярской корреспонденции, несет наибольшую ответственность за поражение австрийцев под Ме-зёкёвешдом, якобы также будет отдан под следствие и, как сообщают разные источники, «попал в немилость» и, во всяком случае, должен быть «отправлен на пенсию».
Как была достигнута мнимая победа при Капольне, показывает следующее сообщение венской литографированной корреспонденции 176:
«По сообщению нотариуса из Капольны, которому были поручены похороны павших в этом бою, число убитых со стороны венгров составило 1 500, а со стороны императорских войск — 4 тысячи человек».
Из австрийских сообщений далее видно, что Шлик прибыл в Офен на военный совет и что он принимает командование
С ТЕАТРА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Северной армией, а бан Елачич — Южной, фельдмаршал же Виндишгрец остается в Офене. Очевидно, нет полной уверенности в том, что удастся отстоять соединенные столицы 207.
О том, какое впечатление произвели в Пеште последние мероприятия Виндишгреца в отношении венгерских банкнот 194, видно из следующих сообщений мадьярской корреспонденции («Breslauer Zeitung»):
«Пештское купечество хотело созвать собрание для обсуждения этих мероприятий, но князь Виндишгрец не разрешил это. Возбуждение в Пеште было так велико, что князь вынужден был послать 40 тысяч гульденов К. М. 133 мелкими австрийскими банкнотами для выплаты рабочим. — Пештский коммерческий банк также хотел издать циркуляр о том, что он, как и прежде, будет принимать венгерские банкноты, но Виндишгрец запретил и ему проведение этой операции. Впрочем, в настоящее время деловая жизнь на пештской ярмарке Иожефа 208 вследствие путаницы в банкнотах сведена к нулю и в конечном счете от этих мероприятий больше всего пострадали австрийские торговцы, так как они не могут ни продавать, ни получать деньги».
Новым доказательством того, к каким чрезвычайным мерам вынуждены прибегать императорские войска, чтобы удержаться хотя бы там, где они уже находятся, служит приказ Виндишгреца из Офена от 10 марта, угрожающий дворянам и горожанам, городам и общинам за присоединение к мятежу военными реквизициями без права компенсации; расходы по снабжению армии вскоре будут возложены на те группы дворян и те городские слои, которые остались пассивными в борьбе за дело императора; однако в этом случае при реквизиции выдается квитанция и сохраняется право на возмещение. Особое право на полное возмещение предоставляется верному и лояльному населению. Имущество лиц, виновных в нанесении ущерба, подлежит конфискации.
Мадьярская корреспонденция сообщает из комитатов Тольна и Баранья:
«Почта, адресованная в Мохач, вчера вернулась назад. Мохач и Фюнфкирхен заняты венграми. В Пентеле, расположенный на том же берегу Дуная, что и Офен, вступил венгерский генерал Перцель с отрядом 10 тысяч человек. Пентеле находится примерно в восьми милях от Офена. Из Фёльдвара на Дунае крестьяне выгнали 400 императорских солдат. На пештском берегу Дуная операции протекают медленно; по-видимому, главные силы венгров перебрасываются на офенский берег. Венграм, очевидно, очень важно уберечь Пешт от бомбардировки, для чего они должны направить основной удар на Офен, захват которого обеспечит падение Пешта».
Известие о захвате мадьярами Фюнфкирхена и о переправе на правый берег Дуная сильного мадьярского отряда все же требует подтверждения,
С ТЕАТРА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 241
Из Коморна119 получено следующее (австрийское) сообщение:
«Для обстрела Коморна доставлено 6 тысяч шестидесятифунтовых бомб; вокруг крепости роют апроши, заполняя их водой, чтобы затопить подземные сооружения крепости (!). Гарнизон состоит из 10 батальонов. Население должно поставлять продовольствие по большей части даром, так как оно не может разменять кошутовские стофлориновые банкноты, которыми расплачиваются солдаты».
«Апроши», посредством которых хотят «затопить подземные сооружения», до сих пор никому не были известны и, очевидно, являются совершенно новым императорско-королев-ским изобретением, наподобие знаменитых воздушных шаров, которые должны были бомбардировать Венецию.
Из Трансильвании получено следующее, во всяком случае весьма прискорбное для прорусски настроенного соседа-публициста, сообщение:
«Из Трансильвании окольным путем поступили сведения о положении там вплоть до 4-го сего месяца. Города Кронштадт и Германштадт должны ежедневно покрывать расход в одну тысячу флоринов im размещение русских войск, по поводу чего они уже подали жалобу командующему. Бем все еще стоит под Модиашем. Пухнер располагает только прежними своими силами. Без значительной русской поддержки (?) или отвлекающего маневра со стороны Баната (I) умиротворение несчастной Трансильвании немыслимо».
Отвлекающий маневр со стороны Баната! Разве сербы уже 6 недель не отказываются покинуть свою родину ради спасения фламандских евреев — мелочных торговцев в Трансильванском Саксенланде? А если бы они и согласились — разве им не достаточно хлопот с 40 тысячами мадьяров на Мароше!
Дембинский, по утверждению «Ost-Deutsche Post», якобы вышел в отставку из-за разногласий с Гёргеем, и последний стал главнокомандующим на Тисе 140. Это сообщение, изготовленное в Пеште не позднее 10-го, по-видимому, не что иное, как военно-полевой слух, и никем не подтверждается. Мы передаем его только для полноты информации.
Написано Ф. Энгельсом
17 марта 1S49 г.
Напечатано во втором выпуске «Neue Rheinische Zeitung» M 249,
18 марта 1S49 г.
Печатается по текст}/ газеты
Перевод с немецкого
На русском языке публикуется впервые
242 ]