Становление средневековой цивилизации в Европе.

Термин «средние века» впервые появился в эпоху Возрождения (XIV – XV вв.). Данное время первоначально рассматривалось как период культурного упадка, одичания и грубого невежества, по сравнению с достижениями античных цивилизаций (нередко их еще называли темными веками). В настоящее время данный период утратил негативный эмоциональный оттенок. Начало европейской эпохи средневековья связывают с падением Западной Римской империи и образованием на ее территории германских варварских королевств. С рубежа XV – XVI вв. Европа вступила в новую эпоху – перехода к Новому времени (иногда называют поздним средневековьем), когда стали интенсивно происходить процессы модернизации и обновления традиционного общества.

Для обозначения времени V – XV вв. иногда еще используют термин феодализм(от слова «феод»). Феодализм понимается как общественно-экономическая формация, особая форма собственности и способа производства, которая определила особый тип социального строя, закономерности развития государства, права, идеологии. Средневековье – понятие более широкое и многогранное, феодализм был определенной системой, существовавший в эпоху средних веков.

Ведущим регионом в средние века становится Европа. Начало истории западноевропейской цивилизации сопровождалась регрессом: сокращением численности населения, упадком экономики, разрушением римских городов, резким падением уровня цивилизованности, уничтожением старой централизованной государственности. На смену им пришли т.н. варварские королевства раннего средневековья.

Складывание здесь феодальных отношений, формирования мира средневековой цивилизации в целом шло через синтез (в переводе с греч. – соединение, сочетание) – смешение, взаимодействие наследия античной цивилизации и варварского общества. Взаимодействие этих двух начал создало качественно новое образование, отличное от исходных оснований. Темпы и формы синтеза зависели от характера расселения варваров, количественного соотношения местного и пришлого населения, степени романизации завоеванной варварами территории, характера отношений между римской и германской знатью. Так, например, процесс синтеза шел с заметным преобладанием римских начал в Италии (Апеннинском п-ове), Испании (Пиренейском п-ове), в Южной Франции (Галлии). В относительно равных пропорциях были представлены римский и германский элементы на Севере Франции (Галлии). На этих землях оставалось римское население, остатки материальной культуры (здания, мосты, акведуки и пр.) цивилизованного общества. Создавшие здесь свои королевства вестготы и остготы, франки довольно долгое время жили на границах Римской империи, усваивая элементы цивилизованности. Однако пришедшие в Италию лангобарды не имели опыта общения с римлянами, поэтому последствия их вторжения были более разрушительными. Слабо сказывалось римское влияние, в основном в социокультурной сфере, в Восточной и Северной Германии, Британии, а также в более удаленных от бывших границ Римской империи Скандинавии и на Руси. Быстрее всего шло становление феодализма там, где римские и варварские начала были уравновешены (Северная Франция), медленнее там, где римское влияние было преобладающим (сохранялись рабовладельческие виллы – Италия), и там, где римские начала были слишком слабы или отсутствовали совсем. Соответственно, в Северной Франции феодализм утвердился уже в VIII – IX вв., в Италии – в Х в., в Англии – XI в., в Германии – только к XII столетию.

Первоначально Западная Европа состояла из ряда разобщенных и неустойчивых варварских королевств. Со временем, наиболее крупным и жизнеспособным станет Франкское королевство, появившиеся в конце V в. на территории Северной Франции и Северо-Восточной Германии. Франкское королевство усиливается, постепенно подчиняя себе земли соседей. В результате долгих войн франкский правитель Карл Великий (768 – 814 гг.) создал огромную державу. В ее состав вошли Южная Франция (занятая ранее вестготами), вся Германия, Бургундия, Северная и Центральная Италия (освобожденная от лангобардов). В 800 г. римский папа короновал императорской короной Карла Великого, который стал символом единства германских традиций, римского имперского прошлого и христианства. Однако разобщенная экономически, географически и этнически новая империя просуществовала недолго. Уже ближайшие наследники Карла Великого, его внуки разделили между собой государство. По договору 843 г. Франкская империя была разделена на три части, на основе которых сформируются три современные крупные государства Европы – Франция (Западно-Франкское королевство), Германия (Восточно-Франкское королевство) и Италия (государство старшего из трех братьев – Лотаря).

Новой попыткой утвердить преемственность Западной Европы от Римской империи стала политика короля Германии Оттона I (936 – 973 гг.), который совершив несколько походов в Италию в 962 г. также был коронован императорской короной. Т.о., была создана Священная Римская империя, которая включала в свой состав Германию, Северную и Среднюю Италию. Идея единства христианского мира, олицетворенная единством империи и императорской власти – одна из основополагающих идей средневекового мировоззрения. Императорский статус позволял германским правителям вмешиваться во внутренние дела европейских стран, оказывать влияние на католическую церковь. Германские императоры считали себя наследниками Римской империи, выполняли объединяющую роль, которая проявлялась в международных отношениях внутри Европы. Однако возродить Римскую империю, ставшую навящевой идеей средневекового мировоззрения, так и не удалось.

Объединяющим элементом различных стран в единую европейскую цивилизацию служили не только общие цивилизационные основы (наследие античности и варварского германского мира), но и регулярные контакты между ними (политические, экономические, культурные). При этом разные регионы Европы развивались не одинаково. Изменения возникали в них несинхронно, каждая страна имела свою специфику. Однако объединение в рамках единой европейской цивилизации (соседство, регулярные контакты) позволяли выправить ситуацию. Разные европейские страны вносили свой вклад в развитие всей цивилизации, в чем можно усмотреть важную причину ее динамичности и устойчивости в целом.

Наши рекомендации