Тема I. Политология как самостоятельная научная дисциплина: этапы формирования, предмет, цели и задачи 37 страница
Все это в совокупности создает возможность для выдвижения на политическую арену малокомпетентных деятелей. Американскую политологию, например, не перестает интриговать феномен «кандидата от СМИ» Дж. Картера. О Картере—общественном деятеле до предвыборной кампании знали не более 1% американцев. Картер—претендент на президентское кресло достиг в ходе избирательной борьбы перевеса над всеми соперниками. Картер—президент даже по словам симпатизировавших ему наблюдателей, на редкость быстро обнаружил неспособность руководить простейшими государственными делами. Результатом телевизионного обмана, подмены содержания формой во время предвыборных кампаний явилось последующее неизбежное разочарование в политике правительства, лидер которого, казавшийся таким обаятельным с экранов телевизоров, не сумел реализовать большинство своих предвыборных обещаний.
Но это лишь одна сторона деятельности СМИ. Если же взять все доводы и аргументы в совокупности, то можно сделать вывод, что СМИ превратились в одну из важнейших конструкций в инфраструктуре подсистемы политического, взяв на себя существенную роль соединения последнего с гражданским обществом.
Контрольные вопросы
1. Дайте общую характеристику СМИ как общественно-политического института.
2. Перечислите важнейшие функции СМИ.
3. Что имеется в виду, когда СМИ называют четвертой ветвью власти?
4. Каковы взаимоотношения СМИ с властными структурами?
5. Каковы функции СМИ как инструмента политического процесса?
6. Что такое политический маркетинг?
7. Какова роль политических консультантов в политическом маркетинге?
8. Что вы понимаете под «театрализацией» политического процесса?
Приложение ПРОГРАММА КУРСА «ПОЛИТОЛОГИЯ»
Политология как самостоятельная научная и образовательная дисциплина призвана изучать мир политического в его целостности и в то же время в конкретных проявлениях. Одна из важнейших задач политологического образования состоит в том, чтобы дать студенту необходимый минимум знаний об основных проблемах, институтах, отношениях, ценностях мира политического, политических реальностях, явлениях и процессах как на страновом, так и на международном уровне. Это, в свою очередь, предполагает, что в вводном учебном курсе главное внимание должно быть сконцентрировано на ключевых темах и вопросах, позволяющих определить место и роль мира политического и его конкретных составляющих в целостном человеческом социуме, сущностные характеристики политики и ее функции в обществе. Речь идет прежде всего об основополагающих феноменах и категориях: власть и властные отношения, гражданское общество и государство, политические системы и режимы, партийные и избирательные системы, их типологизация, мировоззренческое измерение политики и основные идейно-политические течения, политическая этика и политическая культура. Что касается таких тем и проблем, как политическое лидерство, политические технологии, политический менеджмент, то они являются производными от основополагающих материй мира политического (например, типа политической системы или режима) и должны рассматриваться либо в соответствующих разделах политической науки (например, прикладной политологии, политической социологии), либо при более полном раскрытии таких сквозных тем, как сущность власти и государства, демократии и диктатуры и т.д.
С учетом этого составлен и структурирован настоящий учебник и предлагаемая ниже программа курса политологии.
Тема I. Политология как самостоятельная научная дисциплина: этапы формирования, предмет, цели и задачи
Основные этапы формирования и эволюции политологии. Понятие «политическая традиция», важнейшие факторы и исторические этапы формирования и эволюции политологии. Общая характеристика состояния изучения политических феноменов в античности и средневековье. Основные причины и факторы вычленения политологии в Новое время. Появление первых кафедр политической науки, национальных ассоциаций политических наук, специальных политологических журналов в конце XIX— начале XX в., закладка в тот период фундамента политической науки, начало выделения ее важнейших национальных школ и направлений, методологических принципов, методов и инструментария исследования, понятийно-категориального аппарата. Две тенденции в развитии политической науки.
Особенности развития и функционирования политической науки в США, странах Европы в период между двумя мировыми войнами. Перемещение центра общественных наук, в том числе и политологии, в США. Триумф позитивизма в политологии. Восстановление европейской политологической традиции после Второй мировой войны. Особенности развития политических наук в послевоенные десятилетия. Возникновение новых разделов политической науки, разработка новых теорий, концепций, методологических принципов и методов исследования. Конец холодной войны, перспективы восстановления прерванной политологической традиции в России и ее воссоединение с мировой политологией.
Объект и предмет исследования политологии. Что такое политология и каковы ее основные цели и задачи? Ее место среди других социальных и гуманитарных наук. Содержание понятий «политика», «политическое», «мир политического», «политическая сфера». Проблема определения мира политического как проблема выявления границ между гражданским обществом, миром политического и производственно-хозяйственной сферой как тремя основными сферами человеческого социума и его значение для политологии. Важнейшие составные элементы мира политического. Три главных комплекса проблем, составляющих в совокупности предмет исследования политологии.
Место политологии в системе социальных и гуманитарных наук. Соотношение политологии с другими социальными и гуманитарными дисциплинами. Различия и точки схождения между политологией и историей, политологией, социологией и политической социологией. Политическая социология, сравнительная политология, политическая психология, политическая антропология — важнейшие разделы политической науки. Методология и основные методы политического исследования, категории и понятия политической науки.